Масс-медиа в структуре современной общественной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является показать важность СМИ в современном информационном мире и важность понимания того, что хоть эта информация зачастую интегрирована в массовое сознание, но ее нужно и можно контролировать.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Типология масс-медиа………………………………………………4
1.1. Системные характеристики СМИ……………………………………..4
1.2. Типология печатных СМИ……………………………………………..6
1.3. Типология электронных СМИ………………………………………....8
1.4. Типология сетевых СМИ……………………………………………...15
ГЛАВА 2. Роль масс-медиа в жизни общества………………………………..19
2.1 Масс-медиа как социальный институт………………………………..19
2.2 Социальная роль масс-медиа и доверие общества к ним……………22
Заключение…………….……………………………………………….…...38
Библиографический список………………………………………..…40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Киселева А..doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки России

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего

профессионального образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Дизайн и  технологии медиаиндустрии»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 по дисциплине  «Массовые коммуникации и медиапланирование»

 

на тему: «Масс-медиа в структуре современной общественной жизни»

 

 

 

Выполнила: студентка группы РЕ-419

                        Киселева А.Ю.         

Проверила: к.э.н., доцент

                                                                                       Марочкина С. С.

 

 

                                                               (подпись, дата)

 

 

 

 

 

Омск 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Типология масс-медиа………………………………………………4

1.1. Системные характеристики  СМИ……………………………………..4

1.2. Типология печатных  СМИ……………………………………………..6

1.3. Типология электронных СМИ………………………………………....8

1.4. Типология сетевых  СМИ……………………………………………...15

ГЛАВА 2. Роль масс-медиа в жизни общества………………………………..19

2.1 Масс-медиа как социальный  институт………………………………..19

2.2 Социальная роль  масс-медиа и доверие общества  к ним……………22

Заключение…………….……………………………………………….…...38

Библиографический список………………………………………..…40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Роль масс-медиа в  жизни современного общества трудно переоценить. Сегодня невозможно представить  себе какую-либо сферу нашей жизни  без информационных отношений. Последние  могут складываться непосредственно  в общении граждан или же реализовываться через интернет, телевидение, радио или же печатные СМИ, будь то газета, журнал и т.д.

При этом масс-медиа оказывают  существенное влияние на формирование сознания людей. Вот почему печатные и электронные СМИ давно являются неотъемлемой частью духовной жизни общества. Именно из этих источников человек получает большую часть значимой для него информации.

Роль масс-медиа в  жизни общества следует считать  актуальной не только сегодня, но и  в последующее время.

В работе планируется рассмотреть понятие СМИ, уделить внимание рассмотрению системных характеристик СМИ. Также будет приведена краткая классификация имеющихся СМИ. Отдельное внимание будет отдано рассмотрению телевидения как одному из ведущих.Также в работе будет рассмотрен процесс интеграции СМИ в общественное сознание и рассмотрена сфера влияния СМИ на общество сегодня - с точки зрения самих СМИ, оценивая их культуру и вклад в общественную деятельность, и с точки зрения общества на действия СМИ.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В работе использованы периодические издания, правовые основы деятельности СМИ, научная литература отечественных и зарубежных авторов.

Целью работы является показать важность СМИ в современном информационном мире и важность понимания того, что хоть эта информация зачастую интегрирована в массовое сознание, но ее нужно и можно контролировать.

 

Глава 1. Типология масс-медиа

1.1. Системные характеристики  СМИ

Типы теле- и радиопрограмм, изданий по характеру аудитории:

· общенациональные, их аудитория содержит основное население, которое проживает на территории всей страны;

· межрегиональные, в  их обхват попадает население нескольких регионов (Рен-ТВ, СТС и др.);

· международные, объединяют население разных стран (журналы «Cosmopolitan»,  «Домашний очаг» и др.);

· этнических единств (народностей, наций);

· территориальных единств (районные, краевые, областные, городские  и др. СМИ);

· для производственных, профессиональных групп (в армии, управлении, торговле, сельском хозяйстве, промышленности и др.);

· для общественных групп (индустриального труда, умственного, организаторского и др.);

· для групп по возрасту (пожилых детей, людей среднего возраста, молодежи, подростков);

· для мужчин и женщин;

· для мам и пап («Родители», «Наш малыш» ,«Няня» и др.);

· для небольших групп (клуб, землячество, семья и др.);

· для верующих групп (мусульмане, католики, православные и  др.);

· для групп общества, которые выделяются по прочим признакам.

Специфика информации является важной основой для образования разных типологических групп СМИ. Издания, которые адресуются определенной аудитории (общероссийские, региональные, мужские и др.), могут быть универсальными по теме, т.е. отражать те темы, которые интересуют данную аудиторию. Но часто они бывают монотематическими или же могут отражать несколько важных для данной аудитории тем. К примеру, журналы для женщин часто бывают универсальны по тематике («Работница», «Крестьянка»), но может быть и журналом мод («Vouge»), и может отражать медицинскую тематику («Женское здоровье») и т.п.

На типологию СМИ  также влияют материальные носители информации, которые формируют информационные потоки на телевидении, в печати и  радиовещании. Основой для образования разных типов изданий, теле- и радиопрограмм могут быть и жанровые особенности информации («Аншлаг», «Роман-газета»), и ее автор (авторское телевидение) и др.

Целевое назначение теле- и радиопрограмм, изданий разделяет  СМИ  соответственно с характером функций, которые они осуществляют. В их основе, прежде всего, лежат функции различных видов духовного производства. Некоторые функции (аналитического, информационного и художественно-публицистического характера) СМИ обычно выполняют сами – функции журналистского, публицистического творчества. В реализации функций образования, искусства, духовной культуры, литературы, науки, в целом, связанных с массовым информационным процессом, СМИ участвуют как организаторы. На типологию СМИ оказывают влияние функции и других типов деятельности: рекламной, производственной, информационной и др. На основании этого формируются теле- и радиопрограммы издания:

· литературные;

· публицистические;

· художественные;

· литературно-художественные;

· художественно-публицистические;

· развлекательные;

· культурно-просветительные;

· методические;

· учебные, образовательные;

· учебно-методические;

· научные;

· научно-популярные;

· научно-практические;

· научно-производственные;

· информационные.

· рекламные;

1.2. Типология печатных  СМИ

Печать – самая  древняя журналистская подсистема. Пражурналистские формы печати характеризуются адресованностью узкой аудитории, непостоянным и ограниченным распространением изданий, отсутствием печатной техники, которая позволяла бы быстро тиражировать продукцию. О первых газетах упоминалось в Древнем Египте. Первая газета в России - «Ведомости» стала выходить указом Петра I в 1703 году.

Плюсы печати:

· возможность отложить чтение до удобного времени;

· возможность быстро ознакомиться со всем  материалом, вошедшим в номер;

· возможность воспринять информацию в индивидуальном темпе (хранение, перечитывание).

Минус печати:

· отсутствие интерактивности;

· отсутствие оперативности;

· дороговизна.

Предлагаю рассмотреть  следующее разделение периодики, которое  предложил С. Корконосенко:

· по учредителю (негосударственная и государственная пресса);

· по региону распространения (местная пресса, транснациональная, региональная, национальная);

· по характеристике аудитории (половой, возрастной, профессиональный признаки);

· по характеристикам  издательств (тираж, периодичность, формат);

· по содержательной наполненности (массовая и качественная).

· по легитимности (есть ли разрешение на издательскую деятельность);

Специализированные издания  имеют модели:

· «не для всех не обо  всем» (ограниченная тематика и аудитория  – профессионально-отраслвые, мужские, женские, детские).

· «для всех не обо всем» (тематическая ориентация прессы –  «СПИД-инфо»,  «Спорт-Экспресс», «Финансовая  Россия»);

Из массы существующих классификаций печатных изданий  интересна PR-классификация. С точки  зрения этой классификации можно выделить четыре основные группы:

1. Общественно-политические  издания.

2. Деловые издания.

3. Специализированная  пресса.

4. Таблоиды, или «желтые»  издания.

 

1.3. Типология электронных  СМИ

Телевидение

Предлагаю рассмотреть  типологию телевидения. Раньше разнообразие советского телевидения сводилось к разделению на местное и центральное вещание, но на данный момент телевидение имеет более сложную классификацию:

1. По способу трансляции:

· спутниковое (к примеру, совместное российско-американское предприятие - «Космос-ТВ», которое предлагает российскому потребителю спутниковые телепрограммы западных корпораций; в России эру непосредственного спутникового телевидения в конце 1996 г. открыли четыре телеканала «НТВ плюс»);

· эфирное (все вещательные организации, которые используют традиционный способ распространения сигнала от телевышки до системы потребителя);

· кабельное (кабельные сети в городах  России, компания «КТВ-1»)

2. По типу деятельности:

· программопроизводящие (продюсерские фирмы);

· вещательные (осуществляющие телетрансляцию программ, в большинстве своем  это универсальные телеорганизации, имеющие и собственное телепроизводство, и доступ к эфиру);

· дистрибьюторы (своеобразная инфраструктура телевещания).

3. По принципу образования:

· новообразованные

· из старых структур

4. По охвату аудитории:

· общероссийское (РТР-Планета) – аналог Центрального телевидения (в еще большей мере это относится  к следующему пункту);

· межгосударственные (Первый канал);

· региональные («12 канал»);

· местные (областные  телестудии и кабельные сети микрорайонов).

5. По способу распространения телесигнала:

· общенациональные (Первый канал, Россия-1);

· сетевые (ныне несуществующий «ТВ-6 Москва»);

· местные.

6. По специализации  программ:

· специализированные (Спорт).

· общие;

7. По форме собственности:

· государственные;

· негосударственные, среди которых имеются все разнообразные дозволенные законом формы собственности:

1) частные (Рен-ТВ, Гимини  фильм Интернешнл);

2) акционерные общества:

– открытого типа (Ваше коммерческое телевидение);

– закрытого типа («2 х 2 Телемаркет»);

– ООО (Агентство Парадиз);

– ТОО (Екатеринбург Арт Home Video).

– корпорация (Видеофильм);

– киноассоциация (Dixi —  создатель знаменитой программы  «Куклы» на НТВ);

– продюсерский центр («Московский  стиль» — производитель программ «Джентльмен-шоу», «Маски-шоу»);

– концерн («Красная площадь» — основатель, продюсер и директор Валерий Комиссаров, программы «Мужские и женские истории», «Моя семья»);

– независимая телестудия (Уралфильм, ИМИ-ТВ);

· смешанные компании при участии зарубежных инвесторов (АОЗТ Российско-Британская творческая ассоциация «Ист-Вест»).

Классификация по профиллированности:

· по тематическому признаку: информация; музыка; кино; культура и  искусство и т.д.;

 · по национальному  признаку: республиканская программа;  программа для национальных групп населения; программа для проживающих вне территорий своих национальных образований;

· по аудиторному (адресному) признаку: для детей; для молодежи; для женщин; для пенсионеров; для  пожилых людей; для домохозяек и  т.д.;

· по временному признаку: круглосуточные программы; программы, вещающие определенное время (или с плавающим графиком вещания);

· по территориальному признаку: общегосударственные и местные  программы;

· по источнику финансирования: государственный телеканал; платный (который функционирует за счет абонентской платы  либо по подписке, как и у печатной периодики); общественный (который работает за счет добровольных пожертвований предприятий и частных лиц и фондов общественных организаций); коммерческий (самоокупается, за счет рекламы); арендный (к примеру, политическая партия или общественное движение арендуют время у вещательного предприятия).

Информация о работе Масс-медиа в структуре современной общественной жизни