Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 21:06, курсовая работа
Цель курсовой работы: проанализироватьи определить основные тенденции мирового рынка телекоммуникационных услуг.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Дать характеристику рынка телекоммуникационных услуг;
Определить особенности рынка;
Провести исследование развития данного рынка в последние годы
Введение 3
1.Характеристика мирового рынка телекоммуникационных услуг 4
1.1. История развития современного рынка телекоммуникационных услуг 4
1.2. Телекоммуникационные услуги в современном мире 7
2. Факторы, влияющие на развитие рынка телекоммуникаций 9
2.1 Факторы спроса 9
2.2. Факторы предложения 10
2.3. Влияние международной и национальной внешнеторговой политики на рынок телекоммуникационных услуг 12
3.Анализ конъюнктуры мирового рынка телекоммуникационных услуг. Прогноз развития рынка 21
3.1. Ведущие телекоммуникационные компании мира 22
3.2.Мировой спрос и предложение на рынке телекоммуникационных услуг 24
3.3. Тенденции развития мирового рынка телекоммуникаций 32
Заключение 42
Список литературы 43
Открытость или закрытость экономики страны.Открытая экономика, то есть экономика, интегрированная в систему мировых хозяйственных связей, при которых осуществляется экспорт и импорт товров и услуг. Другими словами, это экономика страны, окрывающей свои границы для проникновения товаров, услуг, капиталов из других стран и свободно экспортирующей свои товары и услуги в другие страны. Закрытая экономика напротив ориентирована на исключительное использование собственных ресурсов и отказ от внешнеэкономических связей. Хотя для современного этапа развития мировой экономики характерна внешнеэкономическая либерализация, то есть полное или частичное снятие ограничений, препятствующих международному движению товаров и услуг, капиталов, информации. Все большее число развивающихся стран переходит от закрытой к открытой экономике. Закрытой остается пока еще экономика стран, находящихся на обочине мирового интегрирующего развития. К ним относятся некоторые страны бедного Юга, в первую очередь, страны Африки южнее Сахары. Экономика этих стран не затронута увеличением международных экономических обменов и движения капиталов. Закрытый характер экономики усиливает глубокую отсталость, которая, в свою очередь, не позволяет им адаптироваться к структурным изменениям на мировых рынках.
Основными факторами преложения мировго рынка телекоммуникаций являются:
Уровень технологии.Развитие технологий приводит к повышению уровня ресурсоотдачи – на единицу ресурсов можно получить больше продукции. Таким образом, с ростом уровня технологии растет производство, качество товаров и услуг, скорость передачи информации, а значит, и их предложение.
Количество компаний на рынке.При увеличении числа компаний, базирующихся на телекоммуникационных услугах, предложение будет расти. Здесь стоит упомянуть о конкуренции на рынке телекоммуникационных услуг.
В процессе конкуренции между компаниями как на национальных, так и на международных рынках телекоммуникационных услуг можно выделить два этапа.
Первый этап характеризуется усилением конкуренции в областях международной и междугородной телефонной связи из-за того, что данные сегменты традиционно являются более прибыльными.
На втором этапе происходит обострение конкуренции на прочих сегментах рынка телекоммуникационных услуг, в частности, в местной связи, в области передачи данных, предоставления доступа в Интернет, в спутниковой связи и т.д., так как данные сегменты являются монополизированными и в силу этого новым независимым компаниям работать здесь сложнее.
Стоимость материалов (издержки).Цена на ресурсы существенно влияет на величину предложения. Рост цен на ресурсы вызывает рост себестоимости продукции или соимости услуг, и, как следствие, увеличение цены, по которой производители готовы продавать свои товарыили услуги. Таким образом, цена на ресурсы находится в обратной зависимости к величине предложения товара.
Заинтересованность государства и населения, в частности, в телекоммуникационных услугах. Чем больше интерес государства и населения к данному рынку, тем выше спрос, и, следовательно, предложение. В случае заинтересованности государства может не только повышаться спрос, но и вводиться какие-либо льготы, увеличиться субсидирование отрасли.
Участие страны/населения в различных мероприятиях.Говоря о мероприятиях, мы подразумеваем события мирового уровня, скорее межстранового, чем национального, такие как Олимпиада или Саммиты. Участие в такого рода международных мероприятиях можно назвать процессом интеграции, что означает появление новых технологий, большого количества инвестиционных вложений, развитие национального рынка.
Величина налогов.Налоги влияют на прибыль производителя; для того, чтобы компенсировать рост налогов, производители увеличивают цену продукции. Этот фактор наиболее значим для тех товаров, которые облагаются высоким налогом.
Государственное субсидирование и инвестиции.Субсидирование выступают хорошим стимулом для развития рынка, аинвестиции в инфраструктуру связи способствуют усилению стратегического положения любой страны в долгосрочной перспективе.
Сотрудничество компаний.Сотрудничество компаний - некий маркетинговый ход на пути развития рынка, который сегодня очень активно используется компаниями, обеспечивающими телекоммуникационные услуги. В качестве примера можно привести акции типа при покупке плашета - интернет в подарок и т. д.
В современных условиях для любого государства является стратегически необходимым развитие отечественных конкурентоспособных наукоемких отраслей, например, таких как сфера услуг мобильной связи. Помимо того, что данная отрасль выполняет важную инфраструктурную роль, она является одной из наиболее перспективных отраслей мировой экономики: средний прирост мирового экспорта услуг связи за последние пять лет состав ляет порядка 15% в год.1
Мировой рынок услуг мобильной связи характеризуется жесткой конкуренцией и усилением государственного контроля. Для сравнения за 2010 год средняя мировая цена за минуту разговора по мобильному телефону снизилась на 10%2. По статистике на регион в среднем приходится от трех до пяти операторов, исключение составляет индийский рынок, на котором действует значительно больше компаний.
По данным годового отчета за 2010 год компании Vodafone, крупнейший в мире по доходам британский оператор сотовой связи, на мировой рынок услуг мобильной связи приходится порядка 60% всего телекоммуникационного рынка. Несмотря на мировой кризис, который значительно замедлил темпы роста большинства отраслей мировой экономики, операторам мобильной связи удалось избежать ощутимых потерь за счет диверсификации собственной деятельности и выхода на новые рынки.
В связи с этим знание системы государственного регулирования международной торговли телекоммуникационных услуг является неотъемлемым элементом анализа конъюнктуры зарубежных рынков и способствует созданию взаимовыгодной для всех ее участников рыночной среды внутри страны и выходу отечественных операторов на внешние рынки.
Регулирование международной торговли телекоммуникационных услуг
Регулирование в области международной торговли телекоммуникационными услугами опирается на Генеральное соглашение по торговле и услугам (ГАТС), включая два приложения: Приложение по телекоммуникациям и Приложение по переговорам по базовым телекоммуникациям, подписанные в 1994 году. Кроме этого, в 1998 году было подписано Соглашение по базовым телекоммуникациям и так называемый Справочный документ. Важно, что члены ВТО получают исключительно рамки для проведения конкурентной политики, сохраняя достаточную гибкость для внедрения национального регулирования, соответствующего национальным особенностям. Правительство стран-членов могут устанавливать регулирование, которое выходит за рамки Соглашений ВТО, то есть соглашение ВТО в области телекоммуникаций устанавливает лишь минимальные стандарты регулирования.
Следует отметить следующие принципы регулирования международной торговли телекоммуникационных услуг:
Во-первых, отдельного внимания заслуживает принцип либерализации, позволяющий зарубежным сотовым операторам оказывать услуги на территории другой страны. Либерализация национальных телекоммуникационных рынков в развитых странах в 1990-е гг. усилила внутристрановую конкуренцию. Усиление конкуренции наряду с активным развитием новых технологий, снижавшим капиталовложения в строительство новых сетей, стало причиной поиска телекоммуникационными операторами новых возможностей для расширения бизнеса на зарубежных рынках, где существовал неудовлетворенный спрос на услуги связи. В это время большинство развивающихся стран характеризовалось невысоким уровнем развития телекоммуникаций, поэтому именно эти странны в первую очередь становились объектом экспансии операторов из развитых стран. Нередко операторы на новых рынках сталкивались с ограничениями на участие иностранного капитала в операторах связи, а также с устаревшим законодательством в области связи, не отвечавшим современным реалиям, что зачастую, несмотря на привлекательность фундаментальных характеристик рынка, приводило к отказу операторов от инвестирования. Соглашение в рамках международных организаций были призваны снять подобные ограничения и гармонизировать регулирование телекоммуникаций.
Во-вторых, принцип транспарентности.Каждый член обеспечивает, чтобы соответствующая информация об условиях доступа к телекоммуникационным сетям и услугам общего пользования и их использования являлась общедоступной, включая тарифы и другие условия предоставления услуг; информации об органах, ответственных за подготовку и принятие стандартов, затрагивающих такой доступ и использование; условия касающиеся присоединения терминалов или другого оборудования, а также требования к уведомлениям, регистрации или лицензированию, если таковые имеются.
В-третьих, принцип свободы доступа к телекоммуникационным сетям и услугам общего пользования и их использование. Данный принцип обязывает стран-членов ВТО обеспечить, чтобы любой зарубежный поставщик услуг другой страны-участницы этого соглашения имел доступ к телекоммуникационным сетям и услугам общего пользования и к их использованию на основе разумных и недискриминационных условий для осуществления поставки данного вида услуг. Поставщикам услуг должно быть разрешено использовать их собственное оборудование, если они соответствуют определенным техническим критериям.
В-четвертых, принцип обеспечения технического сотрудничества. Участники соглашения признают, что эффективная, развитая телекоммуникационная инфраструктура в странах, особенно развивающихся странах, важна для расширения их торговли услугами. С этой целью члены одобряют и поощряют максимально возможное участие развитых и развивающих стран и их поставщиков телекоммуникационных сетей в программах развития международных и региональных организаций, включая Международный союз электросвязи, Программу развития Организации Объединенных наций и Международный банк реконструкции и развития.
Учитывая принципы регулирования международной торговли телекоммуникационных услуг можно сделать вывод о том, что международная торговля наукоемкими услугами принимает множество форм и в целом представляет достаточно сложное явление. Однако в силу технической особенности оказания данного вида услуг наиболее распространенным способом выхода на внешний рынок является метод прямой экспансии, который реализуется через коммерческое присутствие оператора на внешнем рынке.
На первых этапах своей зарубежной экспансии операторы являются сторонниками кооперации с другими компаниями. Во многом это объясняется рисками, с которыми сталкивается сотовый оператор: речь идет не только об экономических рисках, но и о страновых (например, особенность государственного регулирования и т.д.). Например, Vodafone на индийском рынке владеет контрольным пакетом акций (59,9%) индийского сотового оператора Vodafone Essar Limited и 25,2% долью совместного предприятия Indus Towers Limited.
Система государственного регулирования рынка телекоммуникационных услуг в России
В России телекоммуникации также подвергаются государственному регулированию. Сегодня в списке приоритетов государственного управления в России закреплена стратегическая задача – войти в число мировых лидеров по уровню развития информационно-коммуникационных технологий. Правительство признает развитие отрасли телекоммуникаций и связи одним из приоритетных направлений и ставит стратегические задачи по обеспечению высокоскоростного широкополосного доступа в Интернет, мобильной связи четвертого поколения (4G) и внедрению цифровых и электронных услуг на территории всей страны.
Сложность формирования государственной политики регулирования рынка телекоммуникаций определяется рядом факторов, среди которых можно выделить следующие:
После проведения рыночных реформ в России произошло значительное усиление влияния частного капитала на функционирование рынков телекоммуникационных услуг. В какой-то мере эта зависимость объясняется большой капиталоемкостью российских телекоммуникаций.
Для проведения дальнейшего исследования целесообразно провести классификацию методов регулирования телекоммуникаций в РФ по субъекту управления, то есть по признаку способов регулирования в соответствии с различными функциями управления. В соответствии с приведенной классификацией методырегулирования делятся на экономические, правовые и организационные (см. рисунок 2). Данная классификация, как и любая другая, достаточно условна, поскольку процессы развития трудно разделить на технические, организационные и экономические. Показанные признаки классификации являются аспектами одного и того же процесса функционирования телекоммуникационного комплекса. Поэтому представленные методы регулирования отражают содержание и форму реализации его развития.
Рисунок 2. Классификация методов государственного регулирования телекоммуникаций по функциональному признаку
Действующая система правового регулирования включает в себя нормативные акты общего и специального характера. Совокупность этих документов устанавливает полномочия государства при регулировании развития телекоммуникаций.
Акты общего, характера едины для всех отраслей экономики. К их числу относятся: Конституция Российской Федерации, федеральные законы «О связи», «О естественных монополиях», «Об акционерных обществах», «О защите прав потребителей» и другие, указы Президента РФ и постановления Правительства.
В число специальных законодательных актов связанных с функционированием телекоммуникационного рынка, входят нормативные документы, регламентирующие специфические вопросы развития телекоммуникаций: лицензирование, сертификация, присоединение сетей, выделение радиочастот.
Информация о работе Основные тенденции мирового рынка телекоммуникационных услуг