Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 14:07, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена тем, что состояние современного информационного пространства России вызывает вполне обоснованные сомнения в его органическом единстве, целостности. Пока процесс его формирования как важнейшего компонента информационного общества, по нашему мнению, трудно считать завершенным Регионы России нередко информационно не связаны друг с другом «Когда Москва не знает, что творится в Воронеже, а Воронеж не ведает, чем живет Новосибирск, происходит распад единого информационного пространства»', - справедливо считает. Региональное телевидение, на взгляд диссертанта, призвано преодолеть этот распад и противостоять ему.
Одна из серьезнейших
проблем регионалов-вещателей в России
– взаимоотношения с местными властями.
По новому положению, принятому в
1998 году ФСТР России, переоформлять лицензии
имеют право специально созданные региональные
комиссии, которым разрешено самим устанавливать
и оценивать возможности телекомпаний
осуществлять вещание. И здесь, как показывает
практика, нередко проявляется волюнтаризм
местных администраций, курирующих работу
комиссий. Однако многие региональные
телекомпании, несмотря на безмерное количество
трудностей, продолжают работать, стараясь
сохранить свое творческое лицо и индивидуальность.
Об этом свидетельствует количество вещателей
регионального уровня, которых вБашкирии,
например, сейчас насчитывается около
пятидесяти.
По данным опроса 1996 года, большинство региональных ГТРК предполагали перейти на собственный канал распространения к 2000 году со значительным увеличением объемов вещания. При этом ряд районов предпочитал оставить некоторую часть объема вещания на канале «Россия» до создания собственной сети, равноценной ему по охвату телезрителей.
Значительная часть региональных телекомпаний ориентировалась на спутниковые каналы. Но, как показало время, объемы вещания большинства региональных телерадиокомпаний остались прежними.
Программы регионального телевидения создаются 90 государственными телерадиокомпаниями и распространяются, как правило, по каналам ВГТРК в пределах своих регионов. В большинстве регионов охват населения местной программой ниже, чем по общероссийским каналам. Это объясняется в первую очередь тем, что программа РТР передается как по наземным линиям, так и через спутники на приемные станции и ретрансляторы, а местные программы используют только наземные линии. Кроме того, не везде есть радиолинейные линии, позволяющие охватить весь регион местными программами. Разница по охвату населения общероссийской и местной программой составляет по этим регионам от 10 до 30 %.
Тем не менее региональное
телевидение прочно занимает свое место
в системе телевещания страны. В регионах
еще сохранились такие жанры, как документальное
кино, телепублицистика, телеочерк, полностью
ушедшие с центральных каналов. Хотя в
регионах не могут себе позволить больших
трат на съемку таких программ, никакие
технические возможности не заменят того,
что мы называем содержанием и идеей. Именно
через программы региональных телекомпаний
– государственных и коммерческих, стремящихся
сохранить родной язык, культуру своего
края, а заодно народов и народностей,
населяющих нашу страну, – и раскрывается
духовное начало
России, составляющее основу нашего государства.
Местное телевидение
призвано освещать местную тематику, говорить
со
«своим» телезрителем, проблемы которого
региональному телевидению гораздо ближе
и понятнее, чем федеральному. Еще совсем
недавно местные телерадиокомпании представляли
собой звенья единой системы советского
телевидения. Демократизация телевещания
предъявила новые требования к региональному
телевидению. Оно должно восполнить недостаток
информации на федеральных телеканалах
о событиях, происходящих в регионах России.
Вместе с тем сегодня в регионах создается мощная информационная система местного телевидения. В последние годы региональное телевидение овладело электоральными функциями, активно участвует в избирательных кампаниях. По мнению некоторых исследователей, это произошло вследствие того, что у политических элит регионов возникла необходимость иметь собственное информационное пространство, через которое они непосредственно могли бы влиять на общественное мнение. Местное телевидение предоставляет областным и городским администрациям возможность обращаться к огромной аудитории, оказывая тем самым непосредственное воздействие на телезрителей «не только логикой аргументов, но и эмоциональным настроем, тональностью выступления, всей нематериальной, но чрезвычайно действенной составляющей живого процесса общения».
Одна из основных
проблем регионального телевидения, приводящая
его к необходимости «занимать» свой эфир
чужими, в частности московскими программами,
– это отсутствие правовой базы в области
телерадиовещания.
Например, существование госзаказа только
для государственных телерадиокомпаний
лишает инициативы создания социально
значимой продукции коммерческие компании,
не поощряет и не развивает отечественную
телеиндустрию, заставляет московские
коммерческие компании покупать иностранную
продукцию, а региональные – «садиться»
на телесети. Хотя есть примеры решения
этого вопроса на местах. Так, в Нижнем
Новгороде в 1998 году был принят областной
закон о государственном заказе для телевещателей
всех форм собственности на основе творческого
конкурса.
Другим важным фактором, сдерживающим
развитие телеканалов, и особенно региональных,
имеющих меньшую, нежели в столице, сеть
потенциальных рекламодателей, является
неполное, нерегулярное финансирование
государственных телерадиокомпании, а
также отсутствие налоговых льгот для
коммерческих телекомпаний, находящихся
в стадии развития.
Большинство региональных телекомпаний работают на технике «любительского» формата, что также препятствует производству высококачественной телевизионной продукции и приводит к необходимости обращаться за помощью в московские фирмы.
Другая сторона проблемы состоит в том, что региональные телекомпании, как правило, не имеют достаточно средств или не хотят тратить их на повышение квалификации своих работников. Качество продукции, выпускаемой непрофессионалами, естественно, является более низким, нежели качество программ федеральных каналов, рейтинги местных каналов падают, зритель смотрит центральное вещание, а руководство региональных коммерческих каналов с целью привлечения рекламодателей вынуждено ретранслировать чужие передачи.
Кроме того, изолированность регионов от Центра заключается в отсутствии выхода местного вещания на общероссийскую аудиторию, а это могло бы стимулировать повышение творческого уровня региональных программ, ответственности за качество передач, укрепило бы авторитет телекомпаний, создало возможности для формирования единого информационного пространства страны.
Отрицательным моментом в процессе создания такого пространства являются также ограниченные возможности телекомпаний по обмену информацией «по горизонтали», т.е. между собой, и слабо развитый межрегиональный рынок телепродукции.
В «Законе о телерадиовещании» практически ничего не говорится о региональном вещании, хотя законодательная база деятельности региональных телерадиокомпаний необходима. И это упущение в законодательстве является следствием отсутствия единой государственной политики в сфере телерадиовещания.
Таким образом, федеральное и региональное телевидение в едином информационном пространстве сегодня существуют автономно, каждое развивается по своим законам и принципам. Федеральные каналы не могут заменить программы местных студий, а региональное телевидение в силу ряда тормозящих его развитие причин, множества проблем, с которыми оно сталкивается, укрепляет свои позиции пока лишь только за счет своих информационных программ, восполняя тем самым недостаток информации на федеральных каналах о событиях, происходящих в регионах России.
2.3 Структура, особенности содержания и место информационных программ регионального телевидения
Информационные программы составляют основу вещания любого телеканала. По структуре информационной программы, ее месту в сетке вещания телеканала, характеру информации можно судить о телевизионном канале в целом, его ангажированности тем или иным органом власти или олигархом, определить его идеологическую направленность. Сегодня практически все отечественные центральные телеканалы имеют собственную информационную программу (за исключением СТС и «MTV-Россия», специфический формат которых не предполагает наличия информационных программ). На региональных телевизионных каналах информационные программы играют не менее важную роль, чем на федеральных. Так, каждая региональная телекомпания, вещающая в Ростовской области, имеет сегодня собственные информационные выпуски, выходящие с установленной периодичностью.
Информационные
новостные программы – «регулярное сообщение
текущих событий, состоящее из 8–14, иногда
до 20 эпизодов (“сюжетов”).
Набор новостей универсален – от политики
до погоды, включается все имеющее прикладное,
ориентирующее значение для любого зрителя
– слушателя. Специализированные новостные
информационные программы – набор новостей
одного профиля (мода, результаты спортивных
соревнований, криминал, автомобилизм,
сельское хозяйство и др.)»[118]. Но здесь
необходимо уточнить, что информационные
программы освещают не просто текущие
события, а новости, т.е. что-то новое, актуальное
и достоверное.
Под понятием «собственные» подразумеваются программы собственного производства, т.е. программы, подготовленные «своими» силами, на собственных технических средствах, на материалах отечественного и иностранного производства, а также сделанные на заказ(оплаченные из собственных средств) и полученные в бессрочное пользование. Определение данного понятия необходимо, так как информационные программы региональных телекомпаний вызывают наибольший интерес именно с той позиции, что являются собственным, а иногда и единственным телепродуктом региональной телекомпании, по которому можно судить о степени развития той или иной местной станции.
Информационные
редакции составляют основу деятельности
каждого телевизионного канала и, как
правило, включают самое большое количество
сотрудников телекомпании. Это связано,
прежде всего, со спецификой их работы,
которая заключается в сборе и обработке
материала, и ее целью – максимальным
охватом событий и происшествий в городе,
области, регионе.
Для обеспечения работы отделов и редакций
информации недостаточно одного режиссера
и двух-трех журналистов-редакторов, как
обычно бывает в других отделах. Жесткое
распределение обязанностей, планирование
эфира, быстрое реагирование на события
и способность репортеров и операторов
быстро сориентироваться в любой ситуации
– вот основные слагаемые успеха работы
информационных служб.
«Информация – визитная
карточка любого канала», – считает исследователь
телевидения Г.В. Кузнецов. «Информационные
программы – это программы, посвященные
новостям, сиюминутного сообщения». Новостная
журналистика – это профессиональная
деятельность по сбору и подаче
«самоочевидных» фактов, когда факт не
нуждается в дополнительных комментариях,
говорит сам за себя.
Однако до выхода
в эфир новость проходит несколько этапов
обработки в соответствии с коллективным
образом работы телевизионщиков и структурой
редакции:
- главный редактор координирует работу
всей редакции, определяя тематический
план выпусков, график работы съемочной
группы и распределение обязанностей
редакционных работников, отсматривает,
редактирует и выпускает (или не выпускает)
материал в эфир;
- режиссер программы
комплектует информационный выпуск согласно
плану, разработанному в тесном сотрудничестве
с выпускающим редактором; он хронометрирует
сюжеты и модулирует композицию программ.
Режиссер – это еще и постановщик, поэтому
в его функции также входит руководство
техническим персоналом: операторами,
инженерами, осветителями, звукорежиссерами;
- корреспонденты
информационных отделов, прежде всего,
должны собрать нужную информацию, которая
после обработки станет основой информационных
выпусков, подготовить соответствующий
сценарий, закадровый текст, комментарии
и в некоторых случаях дикторский текст.
Сегодня почти каждый канал регионального телевидения имеет свою информационную программу, которая борется за право быть самой актуальной, оперативной, популярной в данном регионе, области, городе. Для этого руководство каналов, редакторский и корреспондентский состав редакций стремятся привлечь внимание к своей программе не только ее расположением в сетке программ, наиболее удобным зрителю, но и путем повышения уровня профессионализма в работе редакции.
По данным «Интервью», сегодня в России работают в эфире более 600 региональных телекомпаний. Основную информацию о том, что происходит в стране и за рубежом, телезритель получает из информационных программ центрального телевидения, однако местные новости зритель предпочитает получать по каналам регионального телевидения. Функции информационных программ местного телевидения – это передача дополнительной информации по сравнению с той, которая дается центральными телекомпаниями, удовлетворение специфических информационных потребностей жителей области, города или региона. Несмотря на это, информационные программы являются самыми популярными на региональном телевидении. Во всяком случае, «местные» заказчики телерекламы, которым центральные каналы недоступны, предпочитают давать свою рекламу во время либо непосредственно перед или после региональных новостей.
Местные новости – это основной источник дохода и прибыли любой телекомпании. Например, американские телекомпании вкладывают большие деньги в создание выпусков местных новостей и помещают в них рекламу только потому, что их затраты не только окупаются, но и приносят огромную прибыль. Поэтому в Америке между региональными телевизионными станциями существует жесточайшая конкуренция именно в области новостей. Каждая телестанция борется за то, чтобы именно ее новости имели самый высокий рейтинг, так как от этого зависит прибыль. Например, перемещение только на одну строку рейтинга вверх или вниз означает либо заработать, либо потерять 1 млн долларов в год.
Информация о работе Особенности работы регионального телевидения