Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 11:35, реферат
Успешное продвижение товаров, работ, услуг на рынке немыслимо без проведения рекламных мероприятий. Реклама может выражаться любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Чаще всего реклама распространяется через СМИ, путем размещения специальных рекламных конструкций на зданиях, улицах и т.д.
Реклама является одним из наиболее значимых социально-экономических явлений современного российского общества, которое нуждается в правовом регулировании.
Введение
Успешное продвижение товаров, работ, услуг на рынке немыслимо без проведения рекламных мероприятий. Реклама может выражаться любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Чаще всего реклама распространяется через СМИ, путем размещения специальных рекламных конструкций на зданиях, улицах и т.д.
Реклама является одним из наиболее значимых социально-экономических явлений современного российского общества, которое нуждается в правовом регулировании.
Использование ненадлежащей
рекламы для приобретения необоснованных
преимуществ перед другими
§1. Понятие и правовые основы ненадлежащей рекламы
Термин «реклама» происходит от латинского слова «reclamare» - выкрикивать. Наше законодательство содержит легальное определение термина «реклама». Статья 3 ФЗ «О рекламе» под рекламой понимает информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке1.
В Гражданском кодексе РФ реклама квалифицируется как «приглашение делать оферты» (ст. 437): иногда это называют «вызов на оферту». Реклама отличается от оферты (предложения заключить договор) двумя признаками: она всегда обращена к неопределенному кругу лиц, ее целью не является сообщение о существенных условиях будущего договора. Реклама всего лишь показывает отличительные свойства товара, информирует потребителей о нем2.
Рекламу нужно отличать также
от публичной оферты (п. 2 ст. 437, ст. 494
ГК РФ), потому что последняя, обращенная
к неопределенному кругу лиц,
должна содержать все существенные
условия договора розничной купли-продажи.
Однако есть ситуации, когда понятия
рекламы и публичной оферты могут
совпадать. Например, реклама услуг
сотовой связи часто
С правовой точки зрения
цель и назначение рекламы можно
определить как призыв начать и завершить
торговую сделку. Исходя из этого, а
также учитывая огромную роль рекламы
в рыночной экономике, многие аспекты
рекламной деятельности урегулированы
правовыми нормами. Наиболее важные
среди них - нормы, определяющие правовое
положение рекламных фирм, взаимоотношения
между ними и рекламодателями, рекламораспространителями
и рекламоисполнителями (договорные
отношения), способы и формы рекламы,
требования, предъявляемые к рекламной
деятельности и содержанию самой
рекламы. В последнем случае следует
выделить нормы, запрещающие недобросовестную
рекламу и устанавливающие
Признакам является то, что реклама должна быть добросовестной и достоверной (ст. 5 ФЗ о рекламе). Соответственно, недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются3.
Понятие «ненадлежащая реклама» действующий Закон о рекламе существенно упростил и определил как рекламу, не соответствующую требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16 данного Закона размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем 40% объема одного номера периодических печатных изданий.
В силу ч. 7 ст. 38 Закона ответственность за несоблюдение требований названных норм несет рекламораспространитель, которым в соответствии со ст. 2 Закона признается юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами.
Ненадлежащая реклама
включает в себя недобросовестную и
недостоверную рекламу. Тогда как
в прежней редакции Закона «О рекламе»
ненадлежащая реклама определялась
как недобросовестная, недостоверная,
неэтичная, заведомо ложная и иная реклама,
в которой допущены нарушения
требований к ее содержанию, времени,
месту и способу
Таким образом, понятие «ненадлежащая
реклама» носит собирательный характер
и включает в себя три составляющих
элемента. Прежде всего, определение
ненадлежащей рекламы раскрывается
через цели Федерального закона РФ
«О рекламе». В качестве второго
элемента можно выделить перечень видов
ненадлежащей рекламы. Третьим элементом
являются указанные в статье 5 Федерального
закона РФ «О рекламе» общие требования
к рекламе, нарушение которых, позволяет
отнести рекламу к
§2. Виды ненадлежащей рекламы
Законодательство выделяет следующие виды ненадлежащей рекламы.
Недобросовестной признается реклама, которая:
- содержит некорректное
сравнение рекламируемого
Так, например, решением ФАС России от 20.12.2007 по делу РЦ.08.07.45 признана ненадлежащей реклама универсального пятновыводителя «Vanish», распространявшаяся в июне - октябре 2007 года в эфире телеканалов «Первый», «Россия» «RE№-TV», «НТВ», «СТС», «5 канал», «СТО», как нарушающая требования пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 «О рекламе» (далее Закона). На основании данного решения ФАС России выдало ООО «Рекитт Бенкизер» предписание от 20.1.2007 № 13 о прекращении законодательства о рекламе и требованием прекратить распространять рекламу универсального пятновыводителя «Vanish», сопровождающуюся словами «с этими средствами столько вещей испорчено» и указанием на продукцию других производителей5.
- порочит честь и достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;
- представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте;
- является актом
Недостоверная реклама содержит
не соответствующие
- преимуществ рекламируемого
товара перед находящимися в
обороте, которые произведены
другими изготовителями или
- таких характеристик товара, как природа, состав, способ и дата изготовления, назначение, потребительские свойства, условия применения, наличие сертификата соответствия, сроки годности и сроки службы товара;
- наличия товара на
рынке, возможности его
- стоимости или цены
товара, порядка его оплаты, размера
скидок и других условий
- дополнительных условий оплаты;
- гарантийных обязательств
изготовителя или продавца
- исключительных прав
на результаты
- ссылок на какие-либо
рекомендации либо на
- фактической степени спроса на товар6.
В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия. Эту рекламу можно назвать неэтичной.
Однако правильнее было бы сказать, что к неэтичной относится реклама, порочащая не только объекты культурного наследия, но и письменные произведения, составляющие национальное и мировое достояние, например Библию.
Реклама не должна содержать предосудительные сведения не только в отношении объектов, являющихся национальным и мировым достоянием, но и в отношении объектов, не являющихся таковыми7.
Во избежание споров следовало бы указать, кто и в каком порядке определяет, составляют ли объекты творчества национальное или мировое культурное наследие. Если государственные символы (флаг, герб, гимн) в Законе названы, то религиозные - нет. Тем более важно определить, кто решает вопрос, является ли опороченный в рекламе объект религиозным символом.
Скрытой признается реклама,
оказывающая неосознаваемое потребителями
рекламы воздействие на их сознание,
в том числе путем
Так, на российском рынке
алкогольной продукции была представлена
водка из США под названием
«Белый орел». После запрета рекламы
алкогольных напитков на телевидении
довольно долго «крутили» ролик,
в котором под музыку П. Чайковского
из «Лебединого озера» и на фоне
танца «маленьких лебедей» из-за кулис
появлялся пьяный человек и падал
на пол с восклицанием «Я - белый
орел». Данный ролик был запрещен
как скрытая реклама
Наибольшую общественную опасность представляет заведомо ложная реклама, вводящая потребителей в заблуждение в результате отсутствия в ней части существенной информации о рекламируемом товаре или способе его приобретения и использования. К ненадлежащей рекламе, исходя из закрепленного определения, можно отнести рекламу товаров эротического характера, если в ней допущены нарушения, установленные для эротических изданий.
К сожалению, Закон о рекламе не относит к ненадлежащей неэстетичную рекламу, так как в российском законодательстве ничего не сказано о красоте и художественности рекламы. А ведь плохо оформленная реклама из-за ненадлежащего качества полиграфического воспроизведения или реклама, лишенная красоты и художественности по вине рекламодателя или рекламопроизводителя, портит ландшафт, наносит вред эстетическому восприятию. Следовательно, неэстетичная реклама должна быть отнесена к ненадлежащей, а значит, к запрещенной8.
Итак, виды ненадлежащей рекламы указываются в статье 5 Закона о рекламе9. Однако, в Федеральном законе «О рекламе» отсутствует единое правовое основание для классификаций ненадлежащей рекламы.
Приведем отдельные примеры ненадлежащей рекламы. Одним из ярких примеров недобросовестной рекламы являлась наружная реклама сухариков "Кириешки". Суть рекламы – плакат, на белом фоне которого находились засохшие хлебные корки и кожура от банана или от апельсина, а слоган гласил: "Настоящие сухарики корочками не назовут". Данное заявление порочило честь, достоинство и деловую репутацию конкурента "3 корочки" и было снято с мест распространения буквально через месяц.
К недобросовестной рекламе также можно отнести пример судебного разбирательства с компанией "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) за утверждение "Плати только за последнюю" услуги "Джинс-Минута". Такое заявление вводит потребителей в заблуждение, так как отсутствует в рекламе часть существенной информации.
Пример недостоверной рекламы – реклама пива "ПИТ", а точнее, его упаковки. В телевизионной версии рассказано о том, что пиво "ПИТ", благодаря своей упаковке, обладает рядом свойств, которыми не обладает пиво в других пластиковых упаковках, в частности, оно защищено от воздействия ультрафиолетовых лучей. В этом и заключается недостоверность. Такую рекламу Министерство по антимонопольной политике (МАП) оштрафовала и сняла с эфира.
Пример неэтичной рекламы,
который вызвал множество споров
и судебных разбирательств с МАП
– реклама пива "Тинькофф".
Суть – солнце, океан и шикарная
яхта, на которой две девушки в
полуобнаженном виде и молодой человек,
который их обнимает. По мнению МАП,
эта реклама провоцировала на
групповой секс. По этим соображениям
было принято решение снять с
телевизионного эфира данный ролик.
К яркому примеру можно заведомо
ложной рекламы отнести компании "Ридерз
Дайджест", "Евро-Шоп" и "Пост-Шоп".
Эти фирмы занимаются вовлечением потребителя
в различные игры с призами.
Скрытый вид рекламы распространен
на телевидении, а в частности в фильмах.
Примеров множество. Например, в фильме
"Окно" Джонни Депп курил только лишь
"L&M", в фильме "Трасса 60" рекламируется
"Pepsi Cola", в фильме "Послезавтра"
герой ездит на машине марки "Honda"
и так далее.
Информация о работе Понятие и правовые основы ненадлежащей рекламы