Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 09:34, контрольная работа
Рекламу рассматривают также как способ информирования, форму распространения информации, т.е. подразумевают под рекламой определенную деятельность, которая по своей гражданско-правовой природе относится учеными к числу услуг. Исходя из смысла п. 1 ст. 1 Закона о рекламе, можно сделать вывод о том, что рекламная деятельность представляет собой процесс производства, размещения и распространения рекламы. Рекламная деятельность - это особая разновидность предпринимательской деятельности. Реклама несет информацию о физических или юридических лицах - субъектах предпринимательства и о товарах - результатах предпринимательской деятельности.
Таким образом, объектом охраны авторского права в рекламе может быть как ее часть, которую можно использовать в качестве самостоятельного продукта творческой деятельности (оригинальный рекламный текст, слоган, фотоиллюстрация и т.п.), так и в целом рекламное произведение, если оно в свою очередь выполнено в сложном, но едином и связанном композиционном построении.
Нередко объектами рекламирования выступают средства индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг, к которым в первую очередь относятся товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров.
Особое значение для подобного рода рекламы приобретают нормы Закона РФ от 23.09.1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», в частности, ст. 4 этого закона, которая закрепляет исключительное право владельца товарного знака на пользование и распоряжение им, а также на запрещение его использования другими лицами (п. 1).
Так, например, в ФЗ «О рекламе» находит отражение дифференцированный подход к определению различных видов рекламы, не соответствующей требованиям законодательства (недобросовестная, недостоверная, заведомо ложная, неэтичная реклама), которые объединяются единым термином - «ненадлежащая реклама».
2. Понятие и виды субъектов рекламных отношений
В первую очередь
к субъектам рекламных
По осуществляемым функциям выделяют следующих субъектов рекламной деятельности:
Рекламодатель - лицо, юридическое или физическое, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы.
Рекламопроизводитель - лицо, юридическое или физическое, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме.
Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени, и иными способами. (Ст. 2 ФЗ «О рекламе»)
Отношения, возникающие между субъектами при производстве, размещении и распространении рекламы, регулируются Законом о рекламе (в частности, гл. 3 содержит права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей) и договором. Функции одного или нескольких участников рекламной деятельности могут совпадать в одном лице. Впрочем, целесообразность такого совпадения в условиях жесткой конкуренции рекламного бизнеса представляется весьма сомнительной.
Среди обозначенных в Законе о рекламе прав и обязанностей участников рекламного процесса можно выделить следующие:
Рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель обязаны хранить материалы или их копии, содержащие рекламу, в течение одного года со дня последнего распространения рекламы;
Данные субъекты обязаны предоставлять органам исполнительной власти, на которые возложен контроль за соблюдением законодательства о рекламе, информацию, необходимую для осуществления предусмотренных Законов о рекламе полномочий;
Рекламопроизводитель
и рекламораспространитель
Рекламопроизводитель, обязан своевременно информировать рекламодателя о том, что соблюдение требований последнего может привести к нарушению законодательства РФ о рекламе.
Если рекламодатель не изменит свое требование к рекламе, рекламопроизводитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков, если договором не предусмотрено иное.
В качестве рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей могут выступать юридические лица и физические лица - индивидуальные предприниматели, поскольку на объявления физических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, действие указанного ФЗ «О рекламе» не распространяется. Субъектами, производящими, размещающими или распространяющими рекламу на территории Российской Федерации, могут быть и иностранные юридические лица; иностранные граждане, лица без гражданства, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Особым образом ФЗ «О рекламе» регулирует вопросы спонсорства и связанное с этим правовое положение субъектов. В соответствии со ст. 19 ФЗ «О рекламе» под спонсорством понимается осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах.
Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый - соответственно рекламодателем и рекламораспространителем. При этом установлено, что спонсор не вправе вмешиваться в деятельность спонсируемого.
ФЗ «О рекламе» называет еще одного субъекта данной сферы отношений, роль которого чаще всего является пассивной. Речь идет о потребителях рекламы, т.е. о юридических или физических лицах, до сведения которых доводится или может быть доведена реклама, следствием чего является или может являться соответствующее воздействие рекламы на них.
Пассивное поведение данных субъектов может превратиться в активное при нарушении их прав распространением ненадлежащей рекламы. Лица, права и интересы которых нарушены в таких случаях, могут обратиться с соответствующими исковыми требованиями в суд.
В качестве субъектов
рассматриваемых рекламных
Такие предприятия участвуют в проведении инвентаризации, ведении реестра средств рекламы на транспорте;участвуют в разработке правил размещения рекламы на транспорте, тарифов за использование рекламного пространства и размещение средств рекламы; содействуют в оформлении разрешительной документации на размещение средств рекламы и информации на транспорте, а также в оформлении всех необходимых согласований с городскими службами; выступают участником трехстороннего договора, оказывающим от имени транспортного предприятия - балансодержателя транспортного средства услугу по распространению рекламы и информации в течение срока действия договора и услугу по производству, размещению и демонтажу по окончании срока проката рекламы на транспортном средстве городского пассажирского наземного транспорта.
Участниками рекламных
отношений являются также специально
создаваемые государственные
3. Виды рекламы и требования, предъявляемые к ней
Реклама - это один из видов информации, поэтому не случайно действующий ФЗ «О рекламе» термины реклама и рекламная информация использует как синонимы.
Классификация видов рекламы может быть проведена по различным основаниям:
1) в зависимости
от вида рекламируемого товара
выделяют рекламу алкогольных
напитков, табака и табачных изделий,
лекарственных средств и
2) в зависимости
от вида рекламируемых услуг
выделяют рекламу страховых и
инвестиционных услуг, услуг
3) в зависимости
от способа распространения
4) в зависимости
от целей, на достижение
- политическую рекламу - информацию, распространяемую участниками избирательного процесса о кандидатах на должность Президента РФ, в депутаты и т.п. с целью формирования общественного мнения и достижения желаемого результата голосования;
- социальную рекламу - рекламу общественных и государственных интересов в благотворительных целях;
- коммерческую рекламу, цели распространения которой указаны в понятии рекламы, приведенном в Законе о рекламе;
5) в зависимости
от субъектов, к которым
Приведенная классификация
имеет теоретическое и
Все требования к рекламе могут быть разделены на общие и специальные. Общие требования предъявляются к рекламе всех видов.
Специальные относятся к рекламе:
- распространяемой с помощью специальных средств - радио- и телевещания, в периодических печатных изданиях, в кино- и видеообслуживании, на транспортных средствах и почтовых отправлениях;
- распространяемой в городских, сельских поселениях и на других территориях, т.е. наружной рекламе;
- отдельных видов товаров - алкогольных напитков, табака и табачных изделий; лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники; оружия;
- отдельных видов услуг - финансовых, страховых, инвестиционных и др.;
- представляющей общественные и государственные интересы и направленной на достижение благотворительных целей (социальной рекламе).
По указанным критериям
реклама может
Общими требованиями к рекламе являются следующие:
1. Реклама должна быть
распознаваема потребителем, не
обладающим специальными
2. Поскольку реклама обращена
к неопределенному кругу лиц,
на территории Российской
3. Если деятельность
рекламодателя является
4. Реклама товаров,
подлежащих обязательной
5. Не допускается реклама товаров, запрещенных к производству и реализации на территории Российской Федерации.
6. Использование
в рекламе объектов
7. Реклама не должна быть опасной, т.е. не должна побуждать к насилию, агрессии, возбуждать панику, побуждать к опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности.
8. Реклама не
должна побуждать к действиям,
нарушающим природоохранное
9. Не допускается реклама, нарушающая интересы несовершеннолетних.
Специальные нормы, направленные на защиту несовершеннолетних, содержатся в ст. 20 ФЗ «О рекламе». В частности, при производстве, размещении и распространении рекламы в целях защиты несовершеннолетних от злоупотребления их легковерностью и отсутствием опыта не допускаются: дискредитация авторитета родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним несовершеннолетних; внушение непосредственно несовершеннолетним, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемые товары, и др.
Как видим, помимо общих позитивных требований, в Законе о рекламе содержатся нормы-запреты, обращенные ко всем субъектам рекламной деятельности.
В частности, в соответствии с нормами данного Закона не допускается ненадлежащая реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения.
К числу наиболее характерных видов ненадлежащей рекламы Закон о рекламе отнес недобросовестную, недостоверную, неэтичную, заведомо ложную, скрытую рекламу.