Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 19:08, реферат
Радиовещание – это передача по радио неограниченному числу слушателей речи, музыки и других звуковых эффектов; одно из основных средств оперативной информации, массовой агитации и пропаганды, просвещения населения. В странах развитого радиовещания радиопередачи слушает 90% населения (1,5—2 ч в сутки).
Первый патент на беспроводную связь получил в 1872 г. Малон Лумис (Mahlon Loomis), заявивший в 1896 г. о том, что он открыл способ беспроволочной связи; в Германии создателем радио считают Генриха Герца, 1888, в США — Дэвида Хьюза, 1878, а также Томаса Эдисона, 1875, патент 1885, в США и ряде балканских стран — Николу Теслу, 1891, в Беларуси — Якова (Сармат-Яков-Сигизмунд) Оттоновича Наркевича-Иодку (белор. Якуб Наркевіч-Ёдка), 1890, во Франции — Эдуарда Бранли, 1890, в Индии — Джагадиша Чандра Боше, 1894 (или 1895), в Англии — Оливера Джозефа Лоджа, 1894, в Бразилии — Ланделя де Муру, 1893—1894.
Радиовещанием охвачена вся территория СССР: передачи ведутся на более чем 60 языках народов СССР и 70 языках народов других стран; среднесуточный объём вещания для населения СССР составил в 1975 свыше 1 тыс. ч. По суммарной мощности радиовещательные станции СССР занимают 1-е место в Европе, располагая наиболее мощными радиостанциями в мире. Проводное вещание ведётся через 35 тыс. ретрансляционных узлов (в более чем 400 городах по трём программам). Насчитывается свыше 60 млн. радиоприёмников и свыше 50 млн. репродукторов. Развивается стереофоническое вещание.
В 1975 Всесоюзное радио имело 5 основных программ вещания (среднесуточный объём 150 ч).
1-я программа (основная)
— общесоюзная информационная, общественно-политическая
и художественная. Включает информационные
выпуски «Последних известий»,
ежедневные обзоры центральных
газет. Одна из старейших
Готовятся с учётом поясного времени три дубля 1-й программы: для Западной Сибири, республик Средней Азии (кроме Туркменской ССР) и Казахстана; Восточной Сибири; Дальнего Востока. 2-я программа («Маяк») — круглосуточная информационная и музыкальная информирует радиослушателей о событиях внутренней и международной жизни, пропагандирует лучшие произведения советской и зарубежной музыки (концерты звучат между 5—7-минутными информационными выпусками, передающимися каждые полчаса). Передаётся одновременно для всех районов страны, 3-я программа — общеобразовательная, литературно-музыкальная, включает документальные композиции и радиоспектакли, творческие портреты писателей, драматургов, композиторов, артистов, а также передачи для учащихся, составленные с учётом школьных программ. Среднесуточный объём 14 ч. 4-я программа — музыкальная, знакомит слушателей с произведениями мирового музыкального искусства, с творчеством выдающихся исполнителей. Звучит на ультракоротких волнах. С февраля 1974 на волне 4,16 м транслируются стереофонические передачи (в среднем 4 ч в сут).5-я программа — круглосуточная информационная, общественно-политическая и художественная, адресована советским гражданам, находящимся за пределами страны (морякам, рыбакам, полярникам и прочим).
Ежедневно ведут передачи
160 аппаратно-студийных
В системе Государственного комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию действует (1975) 14 комитетов союзных республик, 154 областных, краевых и окружных (85 — в РСФСР, 69 — в других союзных республиках), 341 городская редакция радиовещания (164 — в РСФСР, 177 — в других союзных республиках). Работа местных радиокомитетов по тематике, жанровой структуре передач, времени ежедневного выхода в эфир координируется с программой Всесоюзного радио. Местные комитеты регулярно готовят передачи о жизни республик, краев, областей и для Всесоюзного радио.
Регулярное вещание
В фондовой фонотеке Всесоюзного
радио сосредоточиваются
Государственный комитет Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию издаёт: еженедельник «Говорит и показывает Москва» (основан в 1958, до января 1974 — «Говорит Москва»), ежемесячный журнал «Телевидение и радиовещание» (основан в 1957, до № 11, 1970 — «Советское радио и телевидение»), ежемесячный звуковой журнал «Кругозор» (с 1964) и детское приложение к нему «Колобок» (с 1969).
Зарубежное радиовещание. Первая регулярная радиовещательная станция за рубежом вступила в строй 2 ноября 1920 в Питсбурге, США, компания «Вестингауз» (Westinghouse). В Западной Европе первые радиопрограммы начались в 1922 в Лондоне, компания «Маркони» (Marconi) и в Париже — «Радио Пари» (Radio-Paris). В 1923 открылись радиостанции в Германии, Бельгии, Чехословакии, в 1924—26 ещё в 14 странах, в том числе в Венгрии, Польше, Румынии, Югославии, Японии, в 1929 — в Болгарии. С конца 40-х гг. передающая и принимающая радиосети получили повсеместное развитие, были созданы мощные передатчики. Каждое десятилетие т. н. мировой парк радиоприёмников более чем удваивается. В 1960 во всех странах мира насчитывалось 348 млн. приёмников, в середине 70-х гг. — 845,6 млн. (при населении в 3739 млн. чел.), число радиоабонентов возросло (в млн.): в Западной Европе — с 82,7 до 165,2, в социалистических странах Европы (включая СССР) — с 31,8 до 80,3, в Африке — с 5,7 до 20,9, в Америке — со 190 до 394,4 (в т. ч. в США — со 156 до 320), в Азии — с 32,2 до 155,4, в Австралии и Океании — с 3,2 до 10,8.
В Болгарии, ГДР, Польше, Румынии, Италии, Франции, Японии и многих других странах радиопередачи осуществляются по трём национальным специализированным программам (информация, развлечение и просвещение). В большинстве стран созданы круглосуточные музыкальные программы.
В социалистических странах основные принципы организации радио и его задачи определяются государственными законами. Радиовещанием, как правило, занимаются государственные комитеты по телевидению и радиовещанию. Радио охвачено практически всё население. В 1974 в ГДР насчитывалось 5,8 млн. приёмников, в Польше — 5,8 млн., в Чехословакии — 3,9 млн., в Венгрии — 2,6 млн., в Румынии — 3,1 млн., в Болгарии — 2 млн., в Югославии — 3,8 млн., на Кубе — 2 млн. приёмников. Развивается проводное вещание: им охвачено в отдельных странах 25—30% населения. В основе координации радио- и телевизионных программ — принципы взаимодополняемости и контрастности.
В развитых капиталистических странах радио носит преимущественно государственный характер, даже если оно осуществляется по лицензии полугосударственными организациями типа РАИ — «Радиоаудициони Италия» (Radioaudizioni Italia) — в Италии, Би-Би-Си — «Бритиш бродкастинг корпорейшен» (British Broadcasting Corporation) — в Великобритании, ОРТФ — «Оффис де радиодиффюзьон телевизьон франсез» (Office de Radiodiffusion Television Française) — во Франции. Только в США радио ведётся частными компаниями, для которых источники финансирования — не абонементная плата и государственные дотации, а доходы от продажи крупнейшим монополиям вещательного времени для рекламы. Ряд стран (Япония, Австралия, Канада, Великобритания) имеет смешанную систему: государственные и коммерческие вещательные службы. В Европе (Люксембург) функционирует крупнейшая музыкально-развлекательная коммерческая радиостанция «Люксембург».
Особое место в вещании
капиталистических стран
В развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки радиовещание — наиболее массовое и общедоступное средство информации и просвещения. В 30—40-е гг. до завоевания независимости радиослужбы во многих из этих стран создавались колониальными администрациями, копировавшими структуру европейских компаний и преследовавшими цель укрепления связи с метрополиями, поэтому национальными правительствам пришлось не только обновлять и усиливать материально-техническую основу вещания, но и коренным образом пересматривать его задачи. Основной тип вещания — государственный. Коммерческие радиостанции редки, наиболее известна среди них станция Шри-Ланка (Цейлон), развлекательные передачи которой принимает вся Юго-Восточная Азия. В программах радиослужб около 50% составляют передачи национальной музыки; остальное время примерно поровну делится между информационными, общественно-политическими и учебно-просветительскими передачами. В ряде стран по инициативе ЮНЕСКО созданы т. н. радиофорумы для коллективного прослушивания радиопрограмм в клубах (программы для сельских радиофорумов посвящены вопросам личной гигиены, ведения сельского хозяйства, основам гражданского права и т.п.).
В становлении радиовещания развивающимся странам оказывают помощь ЮНЕСКО и другие международные организации. Старейшая из них — Международный союз электросвязи (создан в 1865, штаб-квартира в Женеве), основная функция которого состоит в распределении радиочастот. Союз объединяет практически все страны мира. Социалистические страны входят в Международную организацию радиовещания и телевидения (1946, Брюссель), западно-европейские — в Европейский радиовещательный союз (1950, административный центр — Женева, технический центр — Брюссель). Крупнейшие международные организации радио и телевидения — Межамериканская ассоциация вещателей (1946), Союз радио и телевидения Африки (1960) и Азиатский радиовещательный союз (1964).
ФУНКЦИИ РАДИОВЕЩАНИЯ
Многочисленные функции
радиовещания правомерно сгруппировать
следующим образом.
I. Информационные: собственно информационная
функция, рекламная.
II. Обеспечивающие социальное управление обществом: интегративная функция, функция выражения и формирования общественного мнения, общения, воспитательная, агитационно-пропагандистская, организаторская.
III. Культурно-просветительские: эстетическая, просветительская, функция развлечения – рекреативная.
Знание функций радиовещания необходимо для четкого построения сетки вещания, при выборе формата станции, при формировании структуры и содержания вещательных программ и передач.
I. Информационные функции.
Все средства массовой
Регулярное получение социальной информации
стало для человека необходимым условием
полноценного участия его в современной
жизни. Информационные выпуски, состоящие
из репортажей и устных сообщений о том,
что произошло в последние часы в мире
или в том регионе, на который вещает данная
станция, составляют опорные точки ежедневной
сетки вещания. Все остальные радиопередачи
располагаются в интервалах между выпусками
новостей. Сдвиг выпуска новостей с традиционного
места и времени в эфире – событие чрезвычайное,
но характерное для переустройства системы
массового вещания в конце XX века.
Рекламная функция радио
близка к собственно информационной,
но содержит в себе столько специфических
особенностей (в целеполагании, стилистике),
что ее справедливо выделяют как
самостоятельную. Реклама нужна: она
помогает ориентироваться слушателю
в быстро меняющемся сложном мире
товаров, услуг, идей, ценностей, дает возможность
полезного выбора, принятия разумных
решений. Реклама требует от радиожурналиста
профессионализма, специальных знаний,
способностей и навыков.
Средства, полученные от рекламы, помогают
функционированию вещательных редакций
(станций, программ, рубрик). Для многих
негосударственных станций она является
главным источником дохода.
II. Функции, обеспечивающие
социальное управление
Информация о работе Радиовещание. Функции. Особенность звучащего слова. Радио жанры