Реклама как мифологическая коммуникативная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В социокультурных исследованиях массовой коммуникации последнего десятилетия массовая коммуникация всё чаще рассматривается как механизм социального управления, в том числе и как способ формирования социального пространства и времени. Новое понимание роли массовой коммуникации в обществе ставит новые вопросы относительно роли в нём рекламы. Каково значение рекламы для исторического развития общества? Разрушительную или созидательную роль играет реклама в современном мире? Особенно актуальны данные вопросы для современной России. Российское общество находится в настоящий момент в переходном состоянии, в процессе определения своей социокультурной идентичности.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕКЛАМА КАК МИФОЛОГИЧЕСКАЯ.docx

— 36.81 Кб (Скачать файл)

РЕКЛАМА КАК МИФОЛОГИЧЕСКАЯ

 

КОММУНИКАТИВНАЯ СИСТЕМА

 

 

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  РАБОТЫ

 

Актуальность исследования. В социокультурных исследованиях  массовой коммуникации последнего десятилетия  массовая коммуникация всё чаще рассматривается  как механизм социального управления, в том числе и как способ формирования социального пространства и времени. Новое понимание роли массовой коммуникации в обществе ставит новые вопросы относительно роли в нём рекламы. Каково значение рекламы  для исторического развития общества? Разрушительную или созидательную  роль играет реклама в современном  мире? Особенно актуальны данные вопросы  для современной России. Российское общество находится в настоящий  момент в переходном состоянии, в  процессе определения своей социокультурной  идентичности. Реклама, как важнейший  массово-коммуникационный процесс, стала  объективным фактом повседневной жизни  россиян. Масштабность и вездесущесть современной рекламы диктуют  обращение к разработке теоретико-методологических основ изучения данного явления. Рекламу необходимо изучать не просто как форму коммуникации с определенной областью применения, но как специфическую  черту "сотворения" культуры конца XX века с особыми социокреативными функциями. Очевидная актуальность разработки адекватной теоретико-методологической базы исследований массово-коммуникативного воздействия обусловила выбор темы данного диссертационного исследования.

 

^ Степень разработанности  проблемы. Исследования рекламы  начались в 20-х годах XX века. К изучению рекламы как инструмента  регулирования сбыта подтолкнуло  развитие экономической науки  и маркетинга, а также социологических,  психологических школ и направлений,  изучающих массовые коммуникации. До 80-х годов экономические и  социокультурные исследования проводились  независимо друг от друга. Современные  теории и концепции, в конечном  итоге, можно разделить на два  общих направления: первое рассматривает  рекламу как явление социально-экономическое,  второе - как явление культурное, коммуникативное, социопсихологическое.

 

 К числу социально-экономических  теорий можно отнести теорию "маргинальной  пользы" (основатели А,Маршалл  и У.С.Джевонс), теорию спроса (Д.Ланкастер,  Г.Хотеллинг), математический анализ  поведения (М.Фридмен, Л.Дж.Сэвидж), а также теорию маркетинга (Ф.Котлер, Д.Сондерс, Г.Армстронг, В.Вонг). Здесь  же необходимо отметить основные  работы, посвящённые собственно  рекламе, как составляющей комплекса  маркетинга: "Реклама: теория и  практика" Ч.Г.Сэндиджа, В.Фрайбургера,  К.Ротцолла, а также основательный  труд

 

 

К.Л.Бове и У.Ф.Аренса "Современная  реклама". Из отечественных исследователей, рассматривающих рекламу в контексте  теории маркетинга, следует отметить работы И.А.Гольмана и Н.С.Добробабенко

 

"Практика рекламы", Л.Ю.Гермогеновой "Эффективная реклама  в России. Практика и рекомендации", И.В.Крылова "Теория и практика  рекламы в России", и др..

 

 Основу второго подхода  к изучению рекламы в первую  очередь составляли социологические  и психологические исследования  массовых коммуникаций. К психологическим  можно отнести теории внутреннего  соответствия и диссонанса - Л.Фестинжера, бихевиористскую -Дж.Уотсона, потребностей - А.Маслоу и др. Начиная с 20-х  гг. XX века реклама и массовые  коммуникации попали в центр  внимания социологов и социальных  философов Америки и Европы. Сложились  две обширные исследовательские  парадигмы - "функционалистская" (в рамках которой массовая  коммуникация понимается как  один из многих социальных  процессов) и "социокультурная" (в рамках которой МК рассматривается  в качестве определяющего развитие  общества социокультурного феномена). "Функционалистская" парадигма  наиболее ярко представлена трудами  американских ученых Г.Лассуэла, П.Лазарсфельда, У.Шрамма, Дж.Клаппера, Б.Берельсона и др. В рамках  социокультурной парадигмы могут  быть рассмотрены работы М.Маклюэна, В.Беньямина, Т.Адорно, М.Хоркхаймера,  Г.Маркузе, Р.Барта, Ж.Бодрийара,  А.Моля и др.

 

 Проблемы массово-коммуникационного  воздействия на социум вообще  и рекламного в частности всегда  являлись наиболее часто рассматриваемыми  в "социокультурной" парадигме.  Советская школа изучения рекламы  и массовых коммуникаций, сложившаяся,  начиная с 60-х гг. XX в., во многом  работала в традициях экономической  и функциона-листкой парадигм. Здесь  необходимо упомянуть исследования  Н.Н.Богомоловой, И.Л.Викентьева, В.М.Горохова,Б.А.Грушина,  В.Л.Музыканта, Г.Г.Почепцова, И.Я.Рожкова,  М.И.Старуш, В.В.Учёновой, Ю.А.Шерковина,  и др. Социокультурная парадигма  представлена работами Л.Н.Федотовой.  Особняком стоят работы по  теории коммуникации Ю.М.Лотмана.

 

 Мифология, проблемы  которой обозначены в трудах  философов-феноменологов А.Ф.Лосева, М.Элиаде и др., в социальном  аспекте рассматривалась также  в работах Р.Барта и Ж.Бодрийара,  К.Леви-Стросса. Необходимо отметить  значительный вклад в развитие  теории мифа представителей литературоведческой  "мифологической школы" Я.Э.Голосовкера,  А.А.Потебни, М.Н.Эпштейна. Определённые  попытки описания рекламной коммуникации  в мифологическом аспекте были

 

 сделаны в работах  отечественных исследователей Б.Л.Борисова, В.М.Михалковича, А. В. Улья невского. В диссертационной работе Н.В.Семаан "Рекламная коммуникация: от реальности  к мифу" реклама рассматривается  как мифологический феномен. Существенное  влияние на формирование взглядов  автора, касающихся роли рекламы  в современной культуре и выбора  научных методов исследования  оказали работы Я.Н.Засурского, Л.М.Земляновой, Г.Н.Лола, И.С.Мелюхина, А.А.Стриженко,  А.Д.Трахтенберг, Л.Н.Федотовой.

 

^ Цель диссертационного  исследования. Целью настоящего  исследования является описание  коммуникативных и коммуникационных  процессов, а также свойств  рекламы с точки зрения мифологической  концепции коммуникации. Достижение  обозначенной цели требует решения  следующих задач:

 

 Определить роль рекламы  в социокультурной жизни общества, выявив её феноменологические  характеристики, в т.ч. "работающие" в

процессе общественного  потребления.

 

 Определить социокультурные  и коммуникативные особенности  рекламы в мифологическом аспекте.

 

 Проанализировать основные  мифологические принципы рекламы,  определить их на основе сопоставительного  анализа мифологической и рекламной  коммуникации.

 

 На основе семиотического  и структурно-функционального анализа  рекламных сообщений выявить  коммуникативные свойства реклам  ных текстов в парадигме мифологии.

 

 На основе дискурсного  анализа изучить динамику восприятия  рекламы как мифологического  дискурса. Выявить механизм социотрансформативного  действия мифологических рекламных  дискурсов.

 

^ Объект исследования. Рекламная  коммуникация, которая в контексте  развития постиндустриального общества  проявляет свойства мифа и  на мифологической основе регулирует  процессы общественного потребления.

 

^ Предмет исследования. Мифологические  свойства рекламной коммуникации  как социокультурной и коммуникативной  модели, а также мифологическая  природа механизмов рекламного  воздействия на реципиентов.

 

^ Теоретико-методологическая  база исследования. В работе используется  интегративный подход. Анализ роли  рекламы в социальном и культурном  контексте формируется на основании  социокультурной парадигмы (М.Маклюэн,  В.Беньямин, Т.Адорно, М.Хоркхаймер,

 

 Г.Маркузе, Дж.Белл, В.Л.Иноземцев,  О.Тоффлер, Ж.Бодрийар, Ж.Ф.Лиотар, а  также Ю.М.Лотман, М.Н.Эпштейн, В.И.Михалкович), в рамках которой реклама рассматривается  как массовая коммуникация. Структура  рекламного текста анализируется  с семиотической и структурно-функциональной  точек зрения и учитывает структуру  деятельности (когнитивную) автора  рекламы и реципиента, воспринимающего  рекламу (Р.Арнхейм, Р.Барт, Т.А.Ван  Дейк, О.Л.Каменская, Ю.М.Лотман, У.Эко). Мифологический подход используется  как основание для интеграции  социокультурного, социально-экономического, семиотического подходов (Р.Барт, Я.Э.Голосовкер, К.Леви-Стросс, А.Ф.Лосев, М.Элиаде). Большое  внимание в данной работе посвящено  анализу мифологической рекламной  коммуникации с языковой точки  зрения. Во второй части работы - где анализируется эмпирический  материал - коммуникативные особенности  рекламы рассматривается с семиотической  точки зрения. Современный срез  видеорекламы анализируется с  позиций семиотики и поэтики  видеотекста (Р.Арнхейм, Р.Барт, Ю.М.Лотман, В.И.Михалкович), структурно семиотического  анализа видеотекста, теорий кадра  и монтажа (Ж.Митри, П.П.Пазолини, В.И.Пудовкин, С.Уорт, У.Эко). В работе  используются следующие лингвистические  методы исследования:

 

Сравнительно-сопоставительный анализ коммуникативных

свойств мифологии и современной  рекламной коммуникации

 

Свободный ассоциативный  эксперимент

 

Семиотический анализ рекламного видеотекста

 

Концептуальный анализ рекламного видеотекста

 

Дискурсный анализ рекламного сообщения(Т.А. Ван Дейк).

 

- Элементы структурно-функционального  анализа.

 

^ Научная новизна и  теоретическая значимость проведенного  исследования. Новизна определяется  подходом к рассмотрению роли  рекламы в современном обществе  с точки зрения концепции мифа. В работе предпринята попытка  представить целостную мифологическую  концепцию рекламы, осветив её  качественные характеристики в  мифологическом аспекте. По-новому  взглянуть на коммуникативные  процессы позволила интеграция  различных научных подходов: социокультурного, культурологического, социо-психологического, семиотического, коммуникативного. Впервые  реклама рассматривается как  социокультурный феномен с особыми  социокреативными функциями. В  исследовании разрабатывается новое  понимание механизмов реализации  и эф­фективности рекламной коммуникации, опирающееся на представление  о рекламе как о системе  социальных мифов.

 

^ Основные положения, выносимые  на защиту.

 

 Реклама, в перспективе  наступающего постиндустриального  общества потребления, — это  система мифов, связанных с  ритуалом потребления, регулирующая  экономическое и социально-психологическое  поведение индивидов в постиндустриальном  обществе.

 

 Мифологическая реклама  — это знаковая система, рассматриваемая  как система, отражающая комплекс  оммуникационных и коммуникативных  свойств мифа.

 

 Мифологическая реклама  опирается на следующие коммуникационные  принципы мифа:

 

Повторяющееся воспроизведение  сообщения

 

Исключительное воспроизведение  сообщения

 

Связь с ритуалом

 

Метафизическое происхождение  сообщения

 

Творческое воспроизведение  сообщения

 

Константность образов

 

Использование концепта обновления

 

Императивность сообщения

 

 

 

 

 Мифологическое рекламное  сообщение — это мифологический  текст, т.е. знаковая система  символического типа, использующая  в качестве означающего другие  знаковые системы, адаптирующаяся  к любым дискурсам, проявляющая  в процессе коммуникации императивный  характер, выражающая социальные  стереотипы той группы, на которую  воздействует.

 

 Мифологическая реклама  осуществляет социотрансформативную  функцию, реализуемую путём образования  в сознании индивидов ситуационных  моделей мифологического типа. В  совокупности они формируют мифологическое  сознание, которое характеризуется  повышенной готовностью произвольно  трактовать дискурсы как мифологические  формы коммуникации, т.е. самостоятельно  присваивать им мифические смыслы.

 

^ Практическая значимость  результатов исследования. Практическая  значимость исследования состоит  в описании концепции рекламной  деятельности, основанной на новом  понимании социокультурной и  социогенной роли рекламы в  контексте новых постиндустриальных  тенденций развития общества. Также  значимость заключается в раскрытии  механизмов рекламной мифологической  коммуникации, понимании её структуры  и процессов восприятия рекламных  сообщений. В исследовании разрабатываются  новые подходы к оценке эффективности  рекламной коммуникации, опирающиеся  на представления о рекламе  как о системе современных  мифов. Данная работа представляет  интерес как для научных работников, так и для специалистов, занимаю-

 

 

щихся практикой рекламы, анализом и разработкой рекламных  сообщений.

 

 Результаты исследования  могут быть использованы для  разработки образовательных программ, базовых и специальных курсов  по специальностям "Реклама", "Связи  с общественностью", "Маркетинговые  коммуникации".

 

^ Апробация работы. Основные  положения работы были представлены  в научных публикациях автора, выступлениях на региональных, общероссийских  научных и научно-практических  конференциях, в том числе на  краевой научно-практической конференции  "Региональные СМИ в системе  экономических, политических и  культурных отношений общества" (Барнаул, 1995), Всероссийском научно-практическом  семинаре "Человек. Коммуникация. Текст." (Барнаул, 1995 - 2000 г.г.), Всероссийской  научно-практической конференции  "Концептуальная картина мира  и интерпретативное поле текста  с позиций лингвистики, журналистики  и коммуникативистики" (Барнаул, 1999); на аспирантских и методологических  заседаниях кафедры Связей с  общественностью Алтайского госуниверситета  и кафедры Мировой экономики  Алтайского государственного технического  университета. Положения данной  работы стали основой базовых  курсов, прочитанных автором в  течение 5 лет для студентов  Алтайского госуниверситета (специальности  "Реклама" и "Связи с  общественностью"): "Основы рекламы", "СМИ в современном обществе", а также спецкурсов "Теория  и практика рекламных кампаний", "Основы планирования рекламы", и др. Диссертация была обсуждена  и рекомендована к защите на  заседании кафедры Экономической  журналистики и рекламы факультета  журналистики Московского государственного  университета.

Информация о работе Реклама как мифологическая коммуникативная система