Современная российская система средств массовой информации и ее специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования. Теоретически изучить историю развития СМИ в Росии, установить отличительные особенности и специфические свойства данной системы, исследовать зависимость современного человека от средств массовой коммуникации.

Задачи исследования.
Изучить историю развития системы российских СМИ.
Изучить различные средства массовой информации, их структуру.
Выявить особенности и специфику системы.
Провести исследование и проанализировать его результаты.

Вложенные файлы: 1 файл

куровая массовые коммуникации.docx

— 947.36 Кб (Скачать файл)

    Имеет смысл также отметить и еще  некоторые негативные свойства радиовещания. А именно, оно по своей сути несколько навязано и имеет несколько принудительный характер, ведь передачи идут в строг определенное время, и слушать их, соответственно, можно лишь в определенное время, без возможности прослушать заново. Мы слушаем передачи, поддаваясь той скорости, ритму и темпу, какие заданы создателями передачи. Именно поэтому при создании радиопередачи необходимо тщательное изучение временных отрезков в течение дня, их особенностей, возможных настроений, физического и психологического состояния слушателей.

    Попятам за радио следует телевидение. Она вошло в нашу жизнь в 30-х годах и стало, как в свое время и радио, полноправным участником разнообразной системы средств массовой информации уже к  60-ым годахм XX века. Далее оно развивалось, стремительно набирая обороты,а по нескольким параметрам (общественная культура, развлечение, реклама) вырвалось в лидеры.

видеотехники  и каналов связи). Преимущества же такой оперативной «живой» передачи, идущей прямо в эфир с места  события, в значительно большем, чем у радио, «эффекте присутствия», поскольку в органическом единстве находятся звуко- и видеоряд и  задействованы оба важнейших  типа рецепторов человека, что обеспечивает создание более прочных связей с  аудиторией.

    На  телевидении “аудио” и “видео”  могут выступать и на равных, но в необходимых случаях передачи делаются с акцентом либо на звуковой ряд, либо на видеоряд (как, например, передача из картинной галереи). Специфика телевидения определяет особенности всех типов программ — и публицистических, и художественных, и научно-популярных.

учесть  также, что наибольшая часть информации передается на иностранных языках, что затрудняет для многих полноценное  освоение информации даже при наличии  в компьютере программы-переводчика. 

    1. История развития российских СМИ

    Сегодня человечество живет в век высоких  информационных технологий, благодаря  чему информационная образованность и  осведомленность общества становится повседневной, почти обыденной. Но никто не задумывается о том как именно все начиналось.

    Можно сказать, что история СМИ берет свое начало с первого печатного информационного листка. А точнее, с середины 15 века, когда Гуттенберг запустил свой печатный станок. Первым изданием были религиозные и церковные книги. Но одновременно с ними стали появляться рукописные торговые листки, а затем печатные бюллетени, содержавшие вначале коммерческую информацию или объявления. Довольно быстро в Европе появились прообразы бюро новостей. Эти бюро поставили на поток распространение печатной продукции рекламного характера. Владельцами таких бюро становятся хозяева типографий, предприимчивые почтмейстеры крупных конно-почтовых станций. В то время на перекрестках торговых путей можно было получить не всегда достоверную, но самую разнообразную информацию: об урожае, о ценах на товары, о погоде, о моде, о безопасности на дорогах, о ходе военных действий и много другой разнообразной информации. В торговых портах, на рынках, почтовых станциях аккумулировалась информация, там был источник новостей, там была жизнь.

Симонов, Василий Гусев, Петр Крузиорн и Гебдон.[5]

сразу же появились его сообщения об успехах российской экономики, яркие  репортажи из провинции. Также интересен  тот факт, что первым распространителем  газеты стал 17-летний солдат Вася Татищев, будущий автор "Истории государства  российского", исследователь Урала, крупны ученый-энциклопедист.

    И все-таки журналистика, как и все  западное в то время в России, возникла не естественным путем как осознанная необходимость, а "сверху" как элемент государственной политики. И предназначалась эта новая отрасль поначалу лишь для пропаганды и разъяснения реформ государя. Можно сказать, что полноценные средства массовой информации начали появляться в России только в начале 18 века. Первое время они были малозаметны и маловлиятельны, но постепенно набрали силу и стали играть заметную роль в жизни страны и общества. Около полувека государство при посредничестве Академии Наук держало монополию на газеты и лишь к концу 50-х годов 18 века появилось первое частное издание.

    Как результат, вследствие создания газет  появились информационные агентства  печати. Первые агентства возникли в первой половине 19 века. Основоположником можно считать француза Гаваса, в 1835 году основавшего Бюро по обеспечению газет информацией. Это бюро просуществовало более 100 лет. В 1851 году сотрудник Гаваса Юлиус Поль Рейтер создал в Лондоне поныне существующее агентство Рейтер. Другой сотрудник Гаваса Бернард Вольф в 1849 году основал в Берлине агентство печати под "Телеграфное бюро Вольфа".[5]

    Русское телеграфное агентство, получившие название из-за распространения телеграфа (РТА), было создано 15 лет спустя, в 1866 году. Агентство получило разрешение иметь свои бюро в разных городах, издавать свои бюллетени телеграмм и продавать их.

    Все российские агентства были частными предприятиями и принадлежали крупным  издателям - Краевскому, Суворину, Нотовичу, Трубникову. Их телеграфные агентства снабжали полученной информацией почти все провинциальные и многие столичные газеты. Всю необходимую информацию, в том числе новости, агентства, как правило, черпали из газет своих владельцев, а провинциальные газеты в свою очередь, были вынуждены повторять голоса столичной прессы.

    В 70-80-годы 19 века в прессу приходят люди далекие от журналистики в частности  и от литературы вообще - купцы, банкиры, дельцы, авантюристы. Газеты пестрят  сплетнями и пересудами, многие печатают частные объявления, биржевые таблицы, коммерческую рекламу. Большинство  материалов публиковалось без подписи, а целый ряд новостей начинался  словами "по слухам".

    В конце 19 века в России были уже и  массовые, и общественно-политические, информационные и специализированные издания. Большинство ежедневных газет  старались максимально возможно достоверно информировать читателей  о событиях внутренней и международной  жизни.

    "В  то время частные объявления, реклама и справки становятся  обычным делом в газетах и  приносят им значительные доходы. Большинство коммерческих изданий  ведут активную конкурентную  борьбу за читателя, всячески  стараются привлечь его внимание: бесплатными приложениями, оказываемыми  услугами подписчикам, премиями  в виде книг. Печатная пресса - это Клондайк того времени.  Читатель, еще неискушенный, неопытный  и наивный поглощал все с  необычайным интересом. "[5] 

    Постепенно  изменилось и содержание газетных полос, более политизировалось, так как  внутренняя и внешняя политика стали  главным содержанием ежедневной печати. Изменился стиль изложения материала, верста газет, изменился формат газеты.

    По-прежнему ряд острых тем были запретными для  печати, и в первую очередь освещение  рабочего движения. По словам редактора "Русского слова" Дорошевича, существовало около 13 тысяч циркуляров по этому  поводу. Русско-японская война 1904-1905 годов  позволила цензуре ужесточить свой контроль над прессой. Лишь революция 1905 года вынудили правительство пойти  на уступки.

    После октябрьской революции по декрету  СНК от 18 ноября (1 декабря) 1917 года существовавшее тогда Петроградское Телеграфное  Агентство (ПТА) было преобразовано  в Центральное информационное агентство  при СНК. Местные Советы в духе революционного времени были обязаны  пользоваться информацией ПТА для  публикации в своих органах, а  не имевшие их должны были организовать специальные бюллетени с телеграммами ПТА.

    7 сентября 1918 года было образовано  Российское телеграфное агентство  (РОСТА), которое являлось центральным  информационным органом Советского  государства. РОСТА было создано  путем присоединения Бюро печати  при ВЦИК и Петроградского телеграфного агентства. В РОСТА влились все существующие на тот момент советские информационные агентства. Основной задачей РОСТА было обеспечение партийных и советских органов, а также печати оперативной внутренней информацией, прежде всего о событиях на фронтах гражданской войны.

    После окончания гражданской войны  агентство несколько раз меняло ведомственную принадлежность: в  декабре 1920 года РОСТА было подчинено  Главполитпросвету, в сентябре 1922 года - передано ВЦИК, в 1925 году - подчинено СНК РСФСР, в 1935 его функции были переданы Телеграфному агентству Советского Союза (ТАСС).[5]

    Тем не менее все это время печатные СМИ не были подчинены какому-либо одному универсальному закону, который бы упорядочил деятельность, способы и методы влияния СМИ на общественную жизнь. В почдинение этому закону вошли уже существующие радио и телевидение как способы СМИ.

    Официальное юридическое начало истории российских СМИ - Закон РФ "О средствах  массовой информации", принятый 27 декабря 1991 года, закрепивший общие принципы свободы массовой информации, а также  новый механизм организации и  деятельности СМИ.

    Однако  СМИ не были бы СМИ, а зрители не получали бы требуемой информации. Есть ведь одно большое НО: СМИ по природе своей склонны к манипуляциям. Хотя бы по причине собственной встроенности в систему массовых коммуникаций.

    Слово "телевидение" ввел в оборот на научной конференции в Париже петербургский радиоинженер Константин Дмитриевич Перский в 1900 году. Термин же, как и идея, появился задолго до самого телевидения. Получение первого телеизображения относится к 20-м годам прошлого века - в разных странах с разрывом в несколько лет.

    У истоков электронного телевидения  в России стоял уже упомянутый профессор Петербургского технологического института Борис Львович Розинг. В 1937 году начались опытные передачи на УКВ в Ленинграде. Советские пресса, радио и телевидение официально именовались "средствами массовой информации и пропаганды", информационные и развлекательные передачи воспринимались под углом их пропагандистского предназначения.

    Использование телевидения с целью "воспитания советских людей", формирования "нужного" общественного мнения имело переменный успех. Зрители скептически относились к подслащенным сообщениям на внутренние темы: рапорты об успехах сельского хозяйства, например, вызывали недоумение у человека, отстоявшего очередь за продуктами.

    Значительные  перемены как в стране, так и на телевидении начались только после 1985 года. Новое руководство СССР во главе с М.С. Горбачевым использовало СМИ для поиска путей выхода из застоя, для того, чтобы сломить бюрократическое сопротивление реформам, для пропаганды "нового политического мышления". Взятый новым руководством курс на гласность означал постепенное снятие традиционного контроля над словом, переход от монолога и назидательности к дискуссии.

    "Августовский  путч 1991 года, когда консервативные  силы попытались вернуть страну  к прежним порядкам и потерпели  сокрушительное поражение, привел  к окончательному краху КПСС  и распаду Советского Союза.  Старая структура Гостелерадио  была разделена по республикам.  В России на сузившемся информационном  пространстве передачи вели две  большие государственные компании. Первоначально предполагалось, что  первый канал (в 1992-1995 - "Останкино") будет обслуживать Содружество  Независимых Государств в качестве межгосударственной компании. Но эта идея не осуществилась, и он остался, по существу, программой России, принимаемой в СНГ. Эта ориентация канала до сих пор прослеживается в большом числе сообщений из ближнего зарубежья в новостях, а также в отборе развлекательных передач".[5]

    В мае 1991 года начал работать телеканал "Россия", принадлежащий Всероссийской  государственной телерадиокомпании (ВГТРК). В советских условиях он стал рупором более демократически настроенного российского парламента во главе с Б.Н. Ельциным. Когда КПСС потеряла монополию на государственную власть и между различными политическими силами началась борьба за контроль над средствами массовой информации, главным яблоком раздора стало телевидение.

    С 90-х годов различными путями пытались создать в стране независимое, негосударственное  телевидение. Тому примером могут служить "ТВ-6 Москва" и "НТВ".

    Сегодня российское телевидение включает в  себя достаточно много каналов, государственных, коммерческих, частных, спутниковых, кабельных  и т.п. Безусловно, многие каналы рассчитаны исключительно на массовость потребления, на рекламу, доход с нее. Но тем не менее, нельзя отрицать наличие общеобразовательных программ и каналов, которые все также привлекают зрителя.

    Деньги  вкладываются - и окупаются. Пресса должна приносить собственникам  прибыль, будь она выражена в денежном эквиваленте или же в общественных настроениях. 

    1. Характеристика  системы СМИ в  России

    Исходя  из того, что СМИ являются важнейшим  каналом передачи информации, попробуем  дать краткое описание медиа-системы, сложившейся в России. Необходимость ее описания мотивирована еще и тем, что данная система квалифицируется экспертами как в значительной степени сложившаяся и, скорее всего, не подлежащая коренной реконструкции в течение как минимум нескольких лет.

    Обозначим по мере убывания значимости четыре главных  уровня данной системы.

    Первый  и важнейший уровень состоит  из электронных и печатных СМИ, формирующих  единое российское информационное пространство (информационные агентства – ИТАР-ТАСС, РИА «Новости»; Радио России, радио  «Маяк»; «Российская газета», «Парламентская газета»; СМИ правительства Москвы; телевидение – ОРТ, РТР, НТВ, «Культура», ГТРК, «Евроньюс»).

    Как правило, они контролируются политизированным капиталом или находятся в  собственности государства.

    Возможности для работы со СМИ первого уровня характеризуются как ограниченные, поскольку эти СМИ осуществляют во многом контролируемые функции формирования общественного мнения в стране. Он также были призваны (особенно газеты) «просвещать» государственных служащих и политиков, ориентированных на восприятие «государственных установок». В данных СМИ допускалось размещение материалов, не противоречащих общим установкам государства или сильных окологосударственных группировок, а коммерческий успех рассматривался как второстепенный фактор.

Информация о работе Современная российская система средств массовой информации и ее специфика