Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 13:51, курсовая работа
Данная работа посвящена изучению возможностей применения для решения различных алгебраических задач метода, основанного на свойствах симметрических многочленов.
К сожалению, такой раздел алгебры как теория симметрических многочленов выходит за рамки школьной программы, хотя минимальные знания по этой теме могут быть весьма полезны при решении целого ряда задач. Например, решение алгебраических уравнений высших степеней и их систем, разложение многочленов на множители, доказательство тождеств и др.
Введение 3
1. Понятие симметрического многочлена 5
2. Задачи, решаемые с помощью симметрических многочленов 9
2.1. Уравнения 9
2.1.1.Уравнения высших степеней (возвратные)…………………………………
2.1.2. Задания, связанные с квадратными уравнениями…………………………
2.1.3. Иррациональные уравнения………………………………………………...
2.2. Неравенства и тождества 9
2.2.1. Неравенства………………………………………………………………….
2.2.2. Доказательства тождеств……………………………………………………
2.3. Системы уравнений 11
2.3.1. Системы уравнений от двух переменных……………………………….....
2.3.2. Системы уравнений от трех переменных………………………………….
Заключение 22
Библиографический список 23
Тождество
— это уравнение, которое удовлетворяется
тождественно, т.е. справедливо для любых
допустимых значений входящих в
него переменных.
Для того чтобы доказать тождество,
необходимо
преобразовывать одну из частей тождества
до полного совпадения этих частей. Если
обе части доказываемого тождества выражаются
через разности a –
b, b – c, c – a, то удобно сделать замену:
x= a – b, y= b – c, z = c – a;
тогда x + y + z = (a – b) + (b
– c) + (c – a) = 0.
2.2.1.
Неравенства
Задача: Доказать, что если а и b – действительные числа, удовлетворяющие условию a + b ≥c, то справедливы неравенства:
a2 + b2 = c2/2, a4 + b4 = c4/8, a8 + b8 = c8/128.
Доказательство:
Введем элементарные симметрические многочлены σ1 = a+b, σ2 = ab.
Мы имеем: S2 = a2 + b2 = σ12 – 2σ2 = σ12 – 2*¼ ( σ12 –z) = ½ σ12 + ½z.
Так как z ≥ 0, а по условию задачи σ1 ≥ c, то S2 ≥ ½c2, т.е.
a2 + b2 ≥ ½c2.
Применяя к полученному неравенству то же рассуждение, находим:
a4 + b4 ≥ ½(½c2)2=⅛с4.
Аналогично находим, что a8 + b8 ≥ с8/128.
Применяя метод математической индукции, можно таким путем доказать, что если a + b ≥ c и n- произвольное натуральное число, то
a2n + b2n ≥ (1/22n-1)*c2n.
Задача 2: Доказать, что для любых положительных чисел x,y,z справедливо неравенство σ1σ2 ≥ 9σ3.
Доказательство:
Так как числа x,y,z положительны, то σ1>0, σ2>0, σ3>0. Поэтому неравенства σ12 ≥ 3σ2, σ22 ≥ 3σ1σ3, можно перемножить.
Мы получили σ12σ22 ≥ 9σ1σ2σ3. Сокращая на положительную величину σ1σ2,
мы и получаем требуемое неравенство σ1σ2 ≥ 9σ3. Равенство σ1σ2 = 9σ3, достигается лишь в том случае, если x=y=z.
2.2.2.
Доказательство тождеств
Задача: Доказать тождество (x+y+z)(xy+xz+yz) – xyz = (x+y)(x+z)(y+z).
Доказательство:
Левая часть тождества есть не что иное, как σ1σ2 – σ3.
Раскроем скобки в правой части тождества. Мы получаем:
(x+y)(x+z)(y+z)= x2y + x2z + y2x + xz2 + y2z + yz2 + 2xyz= O(x2y) + 2σ3=
=(σ1σ2–3σ3) + 2σ3 = σ1σ2 – σ3.
Итак, тождество
доказано.
2.3.
Системы уравнений
2.3.1.
Системы уравнений
от двух переменных
Задача: Решить систему уравнений:
x5 + y5 = 33,
x + y = 3.
Решение: Полагая S5=x5 + y5 , σ1=x+y, σ2=xy, получаем:
σ15 -5σ13σ2 + 5σ1σ22= 33,
σ1=3;
Подставив σ1 в первое уравнение, получим квадратное уравнение относительно σ2:
15σ22 – 135σ2 + 210 = 0 |: 15,
σ22 – 9σ2 + 14 = 0,
Решим его. Пусть σ2=t, тогда уравнение имеет вид t2 – 9t + 14 = 0.
Тогда по теореме Виета получаем:
t1 + t2 = 9,
t1t2 = 14.
t1 =7,
t2 =2.
Итак, σ2=2 и σ2=7. Мы получили две системы уравнений:
x + y = 3, x + y = 3,
xy = 2;
Решая их методом подстановки, получим четыре системы решения первоначальной системы:
x1=2, x2=1, x3=3/2 + (√19/2)*i, x4=3/2 – (√19/2)*i,
y1=1; y2=2; y3=3/2 – (√19/2)*i; y4=3/2 + (√19/2)*i;
Ответ: (2;1); (1;2); (3/2 + (√19/2)*i; 3/2 – (√19/2)*i); (3/2 – (√19/2)*i; 3/2+ (√19/2)*i).
2.3.1.
Системы уравнений
от трех переменных
Задача: Решить систему уравнений
x + y + z = 2,
x2 + y2 + z2 = 2,
xyz = 0.
Решение:
Это – симметрическая система уравнений. Положим x + y + z = u,
xy + xz + yz = v, xyz = w. Поскольку x2 + y2 + z2 = (x + y + z)2 -2(xy + yz+xz), то x2 + y2 + z2 = u2 – 2v, и, следовательно, заданная система имеет следующий вид:
u = 2,
u2 – 2v = 2,
w = 0.
Отсюда мы получаем u = 2, v =1, w = 0. Эта система полностью эквивалентна исходной системе. Для ее решения необходимо найти корни кубического уравнения z3 – 2z2 + z = 0:
z3 – 2z2 + z = 0,
Вынесем z за скобки. Получим: z(z2 – 2z +1) =0, z1 = 0 или z2 – 2z +1 =0,
z2 + z2 = 2,
z2z3 = 1;
z2 = 1,
z3 = 1.
Получили три корня. А решения первоначальной системы получаются путем перестановок этих корней.
Ответ: (0;1;1), (1;1;0),
(1;0;1).
Заключение
Решение нестандартных заданий, задач повышенной сложности позволяет развивать логику мышления, а также повышает шансы учащегося на успешную сдачу экзамена по математике и более легкое обучение в ВУЗе. Одним из методов решения таких задач является метод применения симметрических многочленов. В данной работе были изучены основные понятия и факты теории симметрических многочленов от двух и трех переменных и применение их в решении уравнений, неравенств, доказательстве тождеств и систем уравнений.
К сожалению, такой раздел алгебры как теория симметрических многочленов выходит за рамки школьной программы, хотя минимальные знания по этой теме могут быть весьма полезны при решении целого ряда задач. Например, решение алгебраических уравнений высших степеней и их систем, разложение многочленов на множители, доказательство тождеств и др.
Метод, основанный на свойствах симметрических многочленов, не является столь универсальным при решении систем как первый метод, но при выполнении определенных условий приводит к решению уравнений, степени которых ниже исходных. Кроме того, данный метод позволяет решать и другие алгебраические задачи.
Таким образом, основная
Библиографический
список
3. Болтянский В.Г., Виленкин Н.Я. Симметрия в алгебре. М.: Наука, 1967.
4. Дородницин В.А., Еленин Г.Г. Симметрия в решениях уравнений математической физики. М.: Знание, 1984. № 4.
5. Ибрагимов Н.Х. Азбука группового анализа. М.: Знание, 1989. № 8.
6. Ибрагимов Н.Х. Опыт группового анализа. М.: Знание, 1991. № 7.
7. Компанеец А.С. Симметрия в микро- и макромире. М.: Наука, 1978.
8. Мигдал А.Б. Поиски истины. М.: Молодая гвардия, 1983.
Информация о работе Задачи, решаемые с помощью симметрических многочленов