Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 23:18, реферат
Математика-самая древняя и в то же время самая юная из наук. Она стала складываться во втором тысячелетии до нашей эры, когда потребности торговли, землемерия и мореплавания заставили упорядочить приемы счёта и измерения, начало которых уходит в ещё более глубокую древность. Уже строители египетских пирамид владели математическими знаниями. В ХIХ в. общие вопросы о роли и месте математики в инженерной деятельности обсуждались с точки зрения того, нужна ли вообще высшая математика инженерам. В 1870-1880 гг. многие считали сложные математические расчеты в технике излишними, полагались на изобретательское "чутье".
МИНОБНАУКИ Росии
ФГБОУ ВПО СамГТУ
Инженерно-экономический факультет
Кафедра Высшей Математики и Прикладной Информатики
Реферат на тему:
«Зачем нужна математика».
Самара 2012
Математика-самая древняя и в то же время самая юная из наук. Она стала складываться во втором тысячелетии до нашей эры, когда потребности торговли, землемерия и мореплавания заставили упорядочить приемы счёта и измерения, начало которых уходит в ещё более глубокую древность. Уже строители египетских пирамид владели математическими знаниями. В ХIХ в. общие вопросы о роли и месте математики в инженерной деятельности обсуждались с точки зрения того, нужна ли вообще высшая математика инженерам. В 1870-1880 гг. многие считали сложные математические расчеты в технике излишними, полагались на изобретательское "чутье". Так, Т.Эдисон, один из крупнейших электротехников того времени, говорил, что лично он не нуждается в математике и может придумать гораздо больше, чем рассчитать. К концу ХIХ в. при формировании системы образования инженеров-электротехников встал вопрос о том, какие именно разделы математики, в каком объеме и каким образом следует включать в учебные программы. Вначале ХХ в. появились специальные курсы высшей математики для инженеров. Однако, еще в 1920-х гг. в электротехнической литературе наблюдались попытки "изложить законы электродинамики без высшей математики, как будто бы какая-либо заслуга заключалась в том, чтобы не пользоваться понятиями линейного интеграла, потока вектора через поверхность и т.д.”В 1930-х гг. общим вопросам связи техники и математики в связи с постановкой преподавания последней в высших технических учебных заведениях были посвящены работы академика А.Н.Крылова.
В настоящее время, когда необходимость глубокой математической подготовки инженеров не надо обосновывать, когда как в содержательном, так и в организационном плане обособилась сфера технических наук, ставшая объектом философско-методологического анализа, вопрос о значении математики для техники трансформировался в проблему математизации технических наук.
Процесс математизации технических
С внешней стороны математизация технических наук может быть охарактеризована как последовательное расширение и усложнение применяемых в инженерии математического аппарата и методов. Внутренняя, сущностная сторона математизации технических наук может быть раскрыта на основе исследования функций и роли математики в формировании и функционировании технических теорий и анализа их изменений в процессе развития технических наук. Она имеет специфику, обусловленную особым гносеологическим статусом технических наук.
Если в технических науках создается, обосновывается и исследуется набор методов решения инженерных задач, то главным показателем инженерного искусства является выбор такого математического описания и такой точности проводимых решений, которые были бы адекватны поставленной задаче. Этот выбор и оценка результатов решений должны основываться на понимании допущений, лежащих в их основе, на умении физически интерпретировать сложные формализованные решения. Причем то, что сложные инженерные задачи в их математической части относительно легко разрешимы с помощью современной вычислительной техники, не умаляет, а, напротив, усиливает необходимость глубокого понимания инженером физики явлений, физического содержания математических формул и смысла производимых расчетных операций.
Более того, как отмечает известный электротехник В.А.Веников, при имеющем место перерастании технических систем в системы кибернетического типа возникают столь сложные инженерные задачи, что, вполне вероятно, математике не удастся сразу находить адекватные техническим аспектам методы исследования и достаточно полные описания систем и действующих в них возмущений. Именно поэтому для инженера, вынужденного решать такие задачи, не меньшее, а еще большее значение будут иметь физические представления о свойствах системы и понятия о различных подходах к ее проектированию".
Одна из важных функций технических наук обусловлена тем, что в деятельности инженера существенное значение имеют упрощенные методы расчета. Проблемы их создания являются в значительной мере проблемами технических наук. Последние призваны, в частности, определять разумный компромисс между точностью и сложностью инженерного расчета на основе анализа физической сущности рассчитываемого процесса и характера принимаемых в теоретических основах метода допущений и идеализаций. Математическая строгость выполнения расчетов и тщательность вычислений не гарантируют от значительных расхождений между полученным результатом и фактическими данными ввиду того, что при теоретическом описании процесса в техническом устройстве уже в исходном пункте делается целый ряд упрощающих допущений и некоторые физические факторы учитываются недостаточно точно.
Несмотря на то, что возрастание
сложности исследуемых вопросов
приводит к использованию все
более сложных математических методов, к
широкому применению вычислительной техники,
роль принципа упрощения и соответствующих методик в
Широкое привлечение сложного
математического аппарата и решение прикладных задач
Строение теоретических
технических знаний
Каким же образом работают в технических
науках с фрагментами физических,
математических, инженерных знаний? Какого
рода гносеологические связи и отношения
устанавливаются между ними в технических
теориях, давая возможность последним
функционировать в качестве средств инженерной
деятельности,обеспечивающих научно обоснованный
поиск проектных и конструкторских решений?
Другими словами, каково "гносеологическое
пространство" исследовательской деятельности
в технических науках, чем оно ограничено
и как структурировано? Попытаемся дать
его описание на примере электротехники,
акцентируя внимание на характере связей
теоретических знаний этой области с физическими
и математическими знаниями.
Научное исследование электротехнических устройств направлено на выработку теоретического описания происходящих в них явлений, позволяющего получить количественные данные об интересующих инженера процессах. Оно предполагает математическую постановку и решение исследовательской задачи.
Остановимся на основных фазах исследовательской процедуры в электротехнике.
Происходящие в
В технических науках из сложного
"явления-оригинала" выделяются для
исследования отдельные его стороны -
"процессы-оригиналы", дающие достаточную
для изучаемого вопроса характеристику
функционирования технического устройства.
Причем электромагнитные процессы в электротехническом
устройстве - лишь один вид процессов-оригиналов,
определяющий и исторически первым освоенный,
но не единственный. Другие виды - электромеханические,
тепловые, механические,
Так, по мере технического прогресса в электромашиностроении "электрическая машина становилась сложным агрегатом, в котором все большую роль начинали играть тонкие явления физики (электромагнитные процессы), механики (прочность и колебания), гидродинамики и термодинамики (охлаждение), материаловедения, а также вопросы электромагнитной, как теперь говорят, "совместимости", собственно электрической машины с энергосистемой и с приводимым рабочим механизмом".
Процессам-оригиналам соответствуют
определенные разделы физических (шире
- естественно научных знаний). В
рамках технической теории процесс-оригинал
мысленно представлен и описывается как
"картина физического процесса" (определенной
природы) в электротехническом устройстве,
которая изображается на его структурно-морфологической
схеме. Структурно-морфологические изображения
устройств "поставляются" техническими
науками проектировочной деятельностью,
задачи которой непосредственно определяются
проблемами развития техники. Эта картина
анализируется на основе теоретических
представлений физики и рационально упрощается и
В научно-технической методологии отмечается, что такая идеализация может быть выполнена только на основе определенного опыта, уже имеющихся методов расчета и некоторых допущений, для которых подчас требуется дополнительная экспериментальная проверка. Причем желательно, чтобы процесс-оригинал в технической теории был описан возможно меньшим числом параметров и возможно более простыми соотношениями. Отказ от второстепенных факторов, а зачастую от математической строгости решения, упрощает методику исследования, позволяет "выделить свойства, являющиеся главнейшими при решении поставленной задачи".
Таким образом, теоретическое
исследование (познание) в технических
науках направлено на