Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 20:51, реферат
В условиях преобразования системы высшего профессионального образования продолжается обсуждение вопросов, касающихся эффективности работы этой системы и необходимости изменений с целью повышения качества образования в контексте требований рынка труда. В настоящей статье мы обратимся к вопросам анализа методической системы обучения математике в экономическом вузе, полагая, что приводимые рассуждения и выводы могут быть в некоторой мере отнесены и к другим предметным
Значение математики в профессиональной деятельности экономиста.
В условиях преобразования
системы высшего
Любая методическая система обучения может быть построена на основе структурной модели, определяющей цели, содержание, методы, формы и средства обучения. Обратимся к комплексному рассмотрению вопросов о том, зачем, чему, в какой форме обучать, с помощью чего вести процесс обучения и каким образом оценивать результаты.
Для определения целей
обучения в контексте актуального
компетентностного подхода
Компетенции, как комплекс
требований, могут быть определены,
например, по результатам профессиографического
исследования. Анализ профессиограммы
приводит к следующему выводу. Профессиональная
математическая компетенция экономиста
(ПМКЭ) представляет собой систему взаимосвязанных
компонентов: содержательного, профессионально-
Основу этой системы составляют содержательные компетенции - способность/готовность выпускника к оперированию фундаментальными математическими знаниями, умениями и навыками. Объем этих знаний определяется содержанием рабочих программ, утвержденных вузом. Содержательные компетенции находят проявление во владении теоретическими и практическими основами математики, в навыках решения математических задач.
Профессионально-деятельностная составляющая, понимаемая как способность/готовность к реализации содержательного компонента в виде профессионально-значимых умений и навыков, проявляется во владении экономико-математическими, математико-статистическими и эконометрическими методами, а также навыками и методами математического моделирования.
Технический компонент, основой которого является способность/готовность к использованию компьютерной техники и технологий для реализации содержательного и деятельностного компонентов. Технические компетенции проявляются в освоении навыков обработки математической информации с использованием компьютерной техники и применения специализированных математических и статистических программ для решения профессиональных задач.
Интеллектуальный компонент - способность/готовность к проявлению математического мышления, выражающаяся в соответствии специалиста следующим требованиям: владеть математическим языком (осознанно употреблять математические термины, символы и обозначения); иметь развитое логическое, абстрактное, аналитическое мышление; проявлять математическую интуицию в различных ситуациях.
Мотивационно-целевой
Процесс формирования профессиональных математических компетенций у студентов экономических вузов основан на совместной целенаправленной деятельности преподавателя и студента.
Проблема целенаправленного
формирования профессиональных математических
компетенций у студентов
1) организационный компонент, в состав которого входят учебный план, рабочая программа учебного курса, методические рекомендации по изучению дисциплины, перечень вопросов к экзамену и т.п.
2) содержательный компонент, в который входят информационные ресурсы, поддерживающие исполнительный этап дидактического процесса:
3) контрольный
компонент, предоставляющий
4) справочно-информационный
компонент, в котором
5) научный компонент - наиболее интересные рефераты, лучшие доклады студенческих научных конференций, задачи студенческих олимпиад (возможно, с решениями), работы участников научного кружка, темы научных разработок кафедры и т.д.
Отдельный интерес представляет вопрос организации контроля уровня освоенности компетенций на различных этапах учебного процесса, что связано с переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты и отменой обязательного минимума содержания дисциплин. Компетентностные требования новых ФГОС должны получить оценку качественного характера, которая (при сохранении традиционной системы оценивания) будет соотноситься с количественной оценкой. Изучение дисциплины предлагается оценивать достижением следующих уровней освоения компетенций: восприятие, воспроизведение, применение, творчество (рис. 2).
На уровне воспроизведения
студент запоминает и пробует
воспроизвести учебный
Уровень восприятия предполагает осмысление изучаемого материала. Студент должен добиться понимания теоретических положений и выводов, сути методов решения задач, основ функционирования и реализации алгоритмов. Ему необходимо выработать умения интерпретации полученных результатов расчетов. Умеет определить тип задачи, возможные методы ее решения. Преподаватель осуществляет консультирование, помогает в организации самостоятельной работы студентов. На этом этапе также используются электронные ресурсы: учебники, методические разработки и др. Заметим, что восприятие не является вторичным по отношению к воспроизведению, это, скорее, параллельные виды умственной деятельности, преследующие единую цель.
Умение применять изученный материал в стандартных ситуациях - признак следующего уровня освоения профессиональных математических компетенций. Критерии его достижения: умение самостоятельно доказывать несложные теоретические утверждения на основании изученных определений, теорем и т.д.; навыки математического моделирования экономических задач; умение решать задачи с практическим содержанием при помощи изученных методов, в т.ч., с применением компьютерных программ. В обобщенном смысле студент может проводить аналогии, видеть взаимосвязи понятий, сравнивать, систематизировать [1]. Реализует мотивационные установки в активной учебной деятельности.
Наиболее продвинутым уровнем освоения компетенций является уровень творчества, в основе которого - способность студента к выполнению рассуждений, в ходе которых строятся новые суждения. Здесь требуются способности к анализу, синтезу, оценке информации. Практически это реализуется в решении задач повышенной сложности, выполнении научной работы, участию в олимпиадах и конференциях и т.д. Под руководством преподавателя или самостоятельно студент может использовать научный компонент электронного ресурса.
Уровень сформированности профессиональных математических компетенций у студента рассчитывается на основе оценок уровня освоения каждой составляющей.
Информация о работе Значение математики в профессиональной деятельности экономиста