Использование историко-краеведческих материалов в учебно-воспитательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:10, реферат

Краткое описание

Цель проекта: Создание содержательного сборника математических задач и заданий с краеведческим компонентом.
Задачи проекта:
- Активизация творческой деятельности и расширение общекультурного кругозора учащихся посредством знакомства их с народным творчеством
- Воспитывать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам, чувства причастности и ответственности за сохранение культурного наследия
- Развитие познавательного интереса к предметам математики и краеведения
- Сбор материалов для составления задач и заданий с краеведческим компонентом, их систематизация.

Вложенные файлы: 1 файл

проект Бессоноские чтения.doc

— 526.50 Кб (Скачать файл)

МО  УО МР « Сунтарский улус (район)»

МОУ «Тойбохойская СОШ им.Г.Е.Бессонова»

V Бессоновские педагогические чтения

«Модернизация учительского корпуса: наследие, современность,  развитие»

 

 

 

 

 

 

Название проекта:

 «Использование историко-краеведческих материалов

 в учебно-воспитательном  процессе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторы проекта: Герасимова Н.В., Максимова В.П.,

Никифорова Л.А., Николаева О.И.,

 учителя математики Тойбохойской СОШ им.Г.Е.Бессонова

 

 

 

 

 

Тойбохой 2010

 

Проблема: На современном этапе перспективы взаимодействия музея с народным образованием на всех уровнях должны определяться более эффективными формами музейно-педагогической деятельности. Ориентируясь на современное развитие подрастающего поколения совершенно очевидно, что для творческого взаимодействия, вовлечения детей в краеведческую работу, осознания ими значимости историко-культурного наследия народа важен поиск интересных и действенных форм сотрудничества.

Чтобы решить эту проблему необходимо развить  функциональную структуру  и повысить социальную роль музея в воспитательном процессе. На наш взгляд этому может способствовать подготовка и издание сборника задач и заданий краеведческого содержания для использования в математическом образовании  школьников.

Цель проекта:  Создание содержательного сборника математических задач и заданий с краеведческим компонентом.

Задачи проекта:  
             - Активизация творческой деятельности  и расширение общекультурного кругозора учащихся посредством знакомства их с народным творчеством

- Воспитывать  бережное,  уважительное  отношение  к  музейным  памятникам,       чувства  причастности  и  ответственности  за  сохранение  культурного  наследия

-  Развитие познавательного  интереса к предметам математики  и краеведения 

- Сбор материалов для составления  задач и заданий с краеведческим компонентом,  их систематизация.

Актуальность проекта заключается в организации при музее учебного процесса как оптимального варианта решения на данном этапе проблемы изучения регионального компонента (лекции, уроки-экскурсии, уроки-путешествия, тематические мероприятия, музейные уроки, элективные курсы и др.) Реализация проекта открывает широкие перспективы для поиска, введение в практику музея новых форм работы с детьми и молодежью.

Новизна: В современной учебно-методической литературе крайне мало информации по использованию краеведческого материала в математическом образовании, в республике так же нет подобных изданий. Сборник краеведческих задач и заданий пополнит ряд уже изданных учебных пособий муниципального компонента БУП и создаст дополнительные условия для гражданско-патриотического воспитания  школьников средствами математического образования, формирования познавательного интереса к « малой родине», реализации принципов воспитания через содержание образовательных текстов.

Практическая  значимость: Изданный сборник задач и заданий с краеведческим компонентом будет полезен для учащихся и учителей математики в качестве дополнительного учебного пособия

Участники проекта: учащиеся 6 - 10 классов муниципального общеобразовательного учреждения «Тойбохойская средняя общеобразовательная школа  им. Г.Е.Бессонова», члены научно-исследовательского общества «Эврика».

Механизм реализации проекта

Содержание работы на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовительный этап

1. Выдвижение проблемы, её обсуждение и анализ.

- рассмотрение требований, ограничений,  условий, необходимых для выполнения  проекта.

 2. Конкретизация задач.

-сбор информации по теме проекта,  подбор специальной литературы.

- формирование круга участников проекта.

Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели

Знакомит с сутью проектной  технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей

Основной:

Подготовка макета сборника.

Основные формы работы:

-музейные уроки

-элективные курсы

-математические кружки

1. Занимаются на музейных уроках, элективных курсах,

математических кружках.

2. Проводят исследования 

3. Работают над составлением задач

Наблюдает, советует, косвенно руководит  деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта

Завершающий

- редакционная обработка сборника

Анализируют информацию. Оформляют  результаты.

Наблюдает, советует

Заключительный:

- Оценка процесса и результатов  работы (издание сборника)

Участвуют в оценке путем коллективного  обсуждения и самооценок.

Оценивает усилия учащихся, креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета.


 

Прогнозируемые результаты.

I этап: определена проблема, сформирован круг участников проекта

II этап: участниками проекта подготовлен макет сборника

III этап: завершена подготовка сборника к изданию

IV этап: издание сборника

Ожидаемый результат:

1) сборник задач и заданий с краеведческим компонентом

2) методические рекомендации для  педагогов и родителей по использованию  сборника.

3) применение текстовых задач  и заданий в практической деятельности  педагогов 

4) созданы условия для развития познавательного интереса к предметам математики и краеведения и формирования активной гражданской позиции по отношению к « малой родине» средствами математического образования

Сроки реализации проекта:  2007- 2011г.

 

Содержание проекта     

 В настоящее время, когда  решающее значение в воспитании подрастающего поколения является человеческий фактор, музеи призваны оказывать активное влияние на более полное и глубокое приобщение учащихся к сокровищам духовной и материальной культуры, на патриотическое воспитание, пропаганду боевых, трудовых и культурных традиций народа. Современный этап общественного развития требует сотрудничества музеев с образовательными учреждениями, это диктуется развитием средств массовой коммуникации, ростом образованности народа.  
      Через средства массовой коммуникации можно получить информацию, но нельзя получить важнейшие эмоциональные чувства и образное восприятие при общении с подлинниками, нельзя побеседовать, подискутировать с ровесниками, взрослыми или детьми. Поэтому, изучая искусство и культуру нашей республики, учителя нашей школы используют богатый материал музей-комплекса, основанный Г.Е.Бессоновым. Планируя учебную деятельность, по дисциплинам, учителя определяют темы, которые можно раскрыть в условиях музейной деятельности. Для этого необходимо выбрать и форму ознакомления учащихся с данным материалом в музее.  
      Чаще всего это бывает экскурсия, которую проводит экскурсовод музея. Существенной чертой экскурсионного метода является непосредственное общение экскурсовода с группой учащихся. В процессе этого общения (экскурсии) на базе музейной экспозиции осуществляются образовательные и воспитательные задачи музея.    
      В основе экскурсионного метода лежит зрительное восприятие, живое созерцание музейного объекта, непосредственное его наблюдение. Главная задача экскурсовода – научить «видеть», т. е. рассматривая экспозицию в целом и отдельные её элементы, выявить их существенные черты, получить заложенную в них информацию. Зрительное восприятие усиливается моторным передвижением по определённому маршруту, осмотром объекта с разных сторон, на разных расстояниях.  
      Подлинность и достоверность рассматриваемых объектов предопределяют эмоциональность восприятия, возникновение чувства сопереживания, приобщения к отражённым в экспозиции событиям и явлениям.  
      Экскурсии в музее бывают разные: учебные и познавательные, обзорные и тематические, экскурсии внутри музейного здания и в ботаническом саду. Однако все эти экскурсии имеют общую черту – они строятся на единой методической основе, а именно, на основе экскурсионного метода.  
      После экскурсии учителя используют разные формы проработки экскурсии. Например, беседа – опрос: школьники заполняют специально составленные для данной экскурсии анкеты. Они помогают закрепить и осмыслить полученные знания и вместе с тем являются формой обратной связи: дают материал для критической оценки экскурсии, её совершенствования. Надо сказать, что учащиеся всегда положительно отзываются о качестве проведённых экскурсиях в нашем музее.  
           Хотелось бы в будущем побольше проводились музейные уроки, кружки, музейные олимпиады и конкурсы, элективные курсы, лекции и тематические вечера. Дадим небольшую характеристику каждой из этих форм.  
          Музейные уроки. Эта форма работы используется преимущественно как элемент работы музея со школой. От экскурсии отличается большей длительностью и глубиной проработки материала. Урок в музее организуется с целью приобретения школьниками знаний по определённой учебной программе или же с целью закрепления и углубления знаний, полученных на уроках. При этом музей выступает не как иллюстрация к приобретённым знаниям, а как непосредственный источник знания. Музейная среда стимулирует не только познавательные интересы обучающихся, но и способствует их всестороннему развитию, а наличие незнакомых прежде предметов вызывает чувство удивления, побуждает к самостоятельным поискам информации. Последовательное проведение цикла занятий в музее, воспитывает музейную культуру, школьники осознают необходимость приходить в музей самостоятельно, по своей инициативе, а в будущем обязательно приведут в музей других детей. Мы работаем над уроками, которые проходят в музее и «сводят воедино» знания по всем предметам на основе анализа музейных экспонатов. Ребята анализируют с помощью учителя музейные экспонаты с точки зрения математики, физики, географии, химии, биологии, и т.д. Нами проведены музейные уроки на тему «Теорема Пифагора», «Геометрические преобразования» и др.

Основная идея элективных курсов - показать на обширном материале Тойбохойского музейного комплекса пути взаимодействия и взаимообогащения математики и искусства, расширить представления о сферах применения математики, показать, что фундаментальные закономерности математики являются формообразующими в прикладном творчестве якутского народа.

          Для учащихся 9 классов  проводим элективные курсы «Рисуем графиками функций», «Рисуем с помощью графического редактора».

По итогам элективных курсов учащиеся выполняют мини – проекты, пишут доклады, с которыми  выступили на улусных, региональных НПК.  В 2008 году Никифорова Алена успешно выступила с докладом «Чабычах – графиками функций» на улусной и региональной НПК.

Кружки. Кружки могут быть разного профиля: музееведческий кружок (подготовка экскурсоводов по музею). Кружок музейной коллекции (работа с экспонатами музея), кружок исторический (работа с историческими событиями, объектами, биографией выдающегося лица), кружок художественно-технический (занятия рисованием, лепкой, декоративно-прикладным творчеством).     

    Музейные олимпиады и конкурсы. Это могут быть конкурсы и олимпиады юных историков, музееведов, знатоков искусства родного края. При этом задания конкурсантам даются самые разнообразные: раскрыть на музейных материалах историческое событие и дать его оценку, проанализировать внешний вид экспоната, проанализировать картину художника, сравнить картины двух разных художников и другие. Участники олимпиады докладывают в устной или письменной форме результаты своей работы членам жюри в присутствии всех участников соревнования.  
         Лекции и тематические вечера. В отличие от выше сказанных форм работы музея со школьниками, лекции и тематические вечера охватывают многочисленную аудиторию. Лекции могут проходить в музее и на базе школы. Одной из задач лекционной работы музея является пропаганда памятников истории и культуры, бережного и уважительного к ним отношения. На лекциях сообщаются знания, добытые музеем в процессе научно-исследовательской работы. Лекции Тематические вечера можно проводить с активным участием обучающихся. Поставленная тема освещается в научных докладах, встречах с интересными людьми. Специфичны для музеев вечера, посвящённые реликвиям музея или памятникам мемориальной культуры (например, «Встреча с подлинником», «Вечер одного экспоната» и другие).

Научно-исследовательские  работы  
Исследовательские проекты – это одна из форм обобщений результатов, подведения

итогов самостоятельной работы учащихся под руководством учителя. При защите проекта ученик должен показать основы ораторского искусства, мастерство речи, уметь доказывать свои суждения, нравственные позиции.

Работа над исследовательским  проектом не укладывается в рамки  одного учебного года, т.к. проблемы, которые  изучает школьник, требуют глубокого  осмысления, учета возрастных особенностей учащихся и его возможностей, умения выполнить аналитическую часть проекта.

Приведем конкретный пример.

Тема исследовательского проекта  “Теорема Пифагора на якутских узорах”. Над этой проблемой ученица Николаева  Дуня работала три года и участвовала на улусной НПК.

С проектом “Использование геометрических преобразований в прикладном искусстве  народов Саха» Поднебесов Вова работал 2 года и участвовал на улусной НПК.

К 65-летию Великой Победы была рассмотрена проблема “ВОВ в истории моей семьи»”. Никифоров Илья с докладом «Письма с фронта» участвовал на республиканской НПК «Шаг в будущее». Результат его работы – приглашение Фонда «Бар5арыы» к участию в международной молодежной миссии по странам Европы «Молодежь на пути к культуре мира и согласию против фашизма и экстремизма».

Считаем, что обращение к подобной теме заслуживает внимания, т.к. способствует более глубокому восприятию исторического материала и формированию патриотических чувств учащихся.

В этом году отметили 95-летний юбилей Г.Е.Бессонова. Навстречу этой дате мы решили исследовать секреты долголетия человека, имя которого носит наша школа и на примере одного человека выяснить, как добиться успехов в работе и наперекор возрасту сохранить здоровье, работоспособность и не утратить интереса к жизни. Степанов Никита над этой темой работал 2 года и выступил с докладом «Секреты успеха и долголетия 90-летнего педагога Г.Е.Бессонова» на региональной НПК (2место) и на республиканских Бессоновских чтениях в г. Якутске (Поощрительный приз).

Таким образом, все выше перечисленные  формы работы с учащимися позволяют им обрести через искусство верную дорогу в современном мире. 
В тесном контакте с сотрудниками музея учащиеся познают основы музейной педагогики, а это так важно в настоящее время, т.к. в обществе происходит смена многих ценностей и приоритетов. Ведь одна из задач музейной педагогики – создание условий для активизации посетителей музеев, в частности для совершенствования контактов с музейными предметами, для организации восприятия заложенной в них информации, для развития чувств.

Система таких форм работы позволяет преодолеть проблему разорванности научных знаний друг с другом и с жизнью.

Сегодня много публикуется масса  интересных популярных изданий о  краеведении, о музеях, но зачастую школьники их не читают. Но тогда как же донести до каждого школьника столь нужную информацию? Ведь самое важное – то, чтобы школьник сам начал интересоваться историей своей республики. В представляемом проекте мы попытаемся с помощью творческих и исследовательских работ заинтересовать учащихся историей создания ботанического сада, Тойбохойского музейного комплекса. Ведь в истоках создания самое активное участие принимали их родители, бабушки и дедушки. Мы убедились в том, что эффективнее привлекать самих детей к составлению задач с применением краеведческого компонента, а затем решать составленные задачи самим. Решение задач, взятых из нашего окружения, более доступно школьникам. Кроме того задачи, составленные из местных материалов, раскрывают математические правила и законы на специально подобранных задачах из жизни.  Надлежащего воспитательного эффекта можно ожидать лишь от истинно практических задач, удовлетворяющих определенным педагогическим требованиям. Иллюстративные примеры следует выбирать таким образом, чтобы они пробуждали у учащихся дух познания, сохранялись в памяти на долгие годы и возбуждали стремление сделать полезное для других. Для того чтобы составить задачу, нужно исследовать материалы музея, работать с книгами.

Информация о работе Использование историко-краеведческих материалов в учебно-воспитательном процессе