Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 14:06, курсовая работа
В работе проанализированы статистические методы: составление различного рода таблиц, построение графиков и диаграмм, метод средних, меры изменчивости (вариационный размах, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации) а также ряды динамики. Рассмотрены различные методы построения математических моделей, в частности на основе дифференциальных уравнений и некоторые глобальные модели.
Приведена классификация математических моделей по различным признакам.
Введение…………………………………………………………………………...7
Глава 1. Экология как наука…………………….………………………………..9
1.1 Понятие экологии……………………………………………………9
1.2 Объект экологии…………....…………………………….………...11
1.3 Предмет экологии…………………………………………………..12
1.4 Задачи экологии………………………………………………….…13
1.5 Методы экологии…………………………………………………...15
Глава 2. Математические методы и модели в экологии……………………....18
2.1 История внедрения математических методов и моделей в
экологию……………………………………………………............18
2.2. Статистические методы……………………………………………19
2.3. Моделирование экологических систем и процессов………….…22
2.3.1. Сущность моделирования, направления экологического моделирования………………………………………………22
2.3.2. Классификация моделей…………………………………….25
2.4 Дифференциальные уравнения в экологических
исследованиях……………………………………………………...26
Глава 3. Конкретные математические исследования в экологии.……..……..29
3.1 Исследования, основанные на статистических методах……………………………………………………………...29
3.2 Модели, основанные на дифференциальных уравнениях….…....34
3.3 Прочие модели……………………………………………………..37
Заключение………………………………….……………………………………38
Список используемой литературы и документации…………………………..39
Список сокращений……………………………………………………………...43
Указатель авторов………………………………………………………………..44
Указатель таблиц………………………………………………………………...46
Указатель иллюстраций…………………………………………………………47
Приложение 1. Charles Hall. Ecology…………………………….…………..48
Среднее квадратическое отклонение, по мнению М. Ф. Романова, это «мера разброса данных, корень квадратный из дисперсии» (36, с. 87).
Более понятное определение дается в книге Дж. Франса, по его мнению «среднее квадратическое отклонение - это обобщающая характеристика размеров вариации признака в совокупности; оно показывает, на сколько в среднем отклоняются конкретные варианты от их среднего значения» (42, с. 249). Коэффициент вариации – это, по мнению А. С. Сеннова, «выраженное в процентах отношение среднего квадратического отклонения к средней арифметической» (48). Т. А. Москалюк указывает, что «коэффициент вариации показывает степень изменчивости случайной величины» (38 (Москалюк)). Е. М. Заславский отмечает: «коэффициент вариации характеризует относительную меру отклонения измеренных значений от среднего арифметического» (17, с. 47).
Как отмечает Т. А. Акимова, «к методам популяционной динамики относится построение кривых выживаемости, а также графиков динамики численности» (2, с. 35). Как считает В. Н. Киселёв, «выживаемость – это абсолютное число особей, сохранившееся в популяции за определенный промежуток времени» (18, с. 47). По определению В. С. Пушкаря и И. С. Майорова, «выживаемость – это способность организмов сохраняться в условиях воздействия неблагоприятных факторов» (32, с. 105).
«Характер смертности описывается таблицами и кривым
Общепринято, (см. Википедия), «ряд Фибоначчи — элементы числовой последовательности 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89,…, в которой каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел» (8). Ю. Г. Пузаченко считает, что «ряд Фибоначчи - это простейшая математическая прогрессия, в которой каждый последующий член получается сложением двух предыдущих» (31, с. 74).
«Первая дошедшая до нас математическая модель динамики популяций приводится в книге "Трактат о счете" "Liber abaci", датированной 1202 годом, написанной крупнейшим итальянским ученым Леонардо Фибоначчи» (цит. по 10). Суть модели – это ряд чисел, описывающий количество пар кроликов, которые рождаются каждый месяц, если кролики начинают размножаться со второго месяца и каждый месяц дают потомство в виде пары кроликов. Ряд представляет последовательность чисел:
1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377, …
Два первых числа соответствуют первому и второму месяцу размножения. 12 последующих - месячному приросту поголовья кроликов» (34, с. 19).
2.3. Моделирование экологических систем и процессов.
2.3.1. Сущность моделирования, направления экологического моделирования
Моделирование, по мнению В. К. Шитикова, «это один из важнейших методов научного познания, с помощью которого создается условный образ объекта исследования». Сущность его заключается в том, что «взаимосвязь исследуемых явлений и факторов передается в форме конкретных математических уравнений» (45, с. 140). Общепринято математическое моделирование определяется просто, как процесс построения и изучения математических моделей (8). В учебном пособии Е. Н. Пасхина дано конкретное понятие экологического моделирования. Автор определяет его, как «имитацию экологических явлений с помощью лабораторных, логических или натуральных моделей» (29, с. 22).
В. К. Шитиков с соавторами сформулировал принцип математического моделирования: «модель должна иметь конкретные цели» (45, с. 169).
Этот принцип А. С. Сеннов применяет к экологии, и условно делит такие цели на три основных группы: компактное описание наблюдений, анализ наблюдений и прогнозирование (48).
А. А. Горелов отмечает, что для изучения процессов, происходящих в экологических системах, используется как математическое, так и имитационное моделирование (12, с. 188). Имитационное моделирование в данной работе не рассматривается.
По мнению автора учебного пособия по экологическому моделированию для ВУЗов Ю. Г. Пузаченко, в экологическом моделировании, можно выделить два основных направления:
моделирование взаимодействия организмов друг с другом и с окружающей средой («классическая» экология);
моделирование, связанное с состоянием окружающей среды и ее охраной (социальная экология) (31, с. 87-89).
Авторы учебного пособия по математическому моделированию в экологии в экологическом моделировании также выделяют «классическую» и социальную экологию (13, с. 107).
Из определения М. В. Андреева следует, что «классическая экология изучает взаимодействие биологических систем с окружающей средой», в то время как В. С. Пушкарь и И. С. Майоров, дополняют, что «классическая экология изучает и отношения организмов между собой и окружающей средой» (3, с. 4, 32, с. 26).
По мнению автора учебника для ВУЗов Н. М. Черновой, в классической экологии рассматриваются взаимодействия нескольких типов:
взаимодействие организма и окружающей среды;
взаимодействие особей внутри популяции;
взаимодействие между особями разных видов (между популяциями) (43, с. 55).
Некоторые цели создания математических моделей в классической экологии формулирует М. Ф. Романов в книге о математических методах и моделях в экологии:
1. Модели помогают выделить суть или объединить и выразить с помощью нескольких параметров важные разрозненные свойства большого числа уникальных наблюдений
2. Модели выступают в качестве «общего языка», с помощью которого может быть описано каждое уникальное явление
3. Модель может служить образцом «идеального объекта» или идеализированного поведения (36, с 201-205).
Социальная экология, по определению Реймерса, это «научная дисциплина, рассматривающая взаимоотношения в системе «общество-природа», изучающая взаимодействие и взаимосвязи человеческого общества с природной средой» (цит. по 5, с. 201). По мнению Сеннова, «социальная экология рассматривает взаимосвязи и взаимозависимости в системе «общество – окружающая среда» (48).
Как описывается в книге Ю. Г. Пузаченко, моделирование, связанное с состоянием окружающей среды, распадается на ряд направлений:
моделирование водных экосистем
моделирование продукционного процесса растений
моделирование лесных сообществ
моделирование загрязнения атмосферы и поверхности земли промышленными выбросами (31, с 99-102).
Н. М. Чернова рассматривает в качестве моделей социальной экологии
еще и глобальные модели, в которых Земля рассматривается как единая экосистема. Наиболее известные модели такого рода — «ядерная зима» (катастрофические последствия ядерной войны), глобальное потепление (парниковый эффект вследствие промышленной деятельности человечества) и т.д. (43 с. 61).
2.3.2. Классификация моделей
М. Страшкраба и А. Гнаук в книге «Пресноводные экосистемы» выделяют два типа моделей в зависимости от цели моделирования: дескриптивные модели и модели поведения.
Дескриптивная модель позволяет получить информацию о взаимосвязях между наиболее важными переменными экосистемы. Реализуется такой тип модели методами статистического моделирования. Разделяют статические методы, не учитывающие время в качестве переменной и динамические методы, которые учитывают временную переменную (см. гл. 2. п. 2.2) (40, с. 142-143).
В отечественной литературе, например в учебном пособии Ризниченко и Рубина подобные модели получили название описательных (35, с. 18).
Модели поведения, по мнению М. Страшкрабы и А. Гнаука, «описывают системы во время переходного периода от одного состояния к другому» (40, с. 159).
Классификация математических моделей биологических продукционных процессов была предложена в книге Г.Ю.Ризниченко и А.Б.Рубина. Различают три класса:
1) описательные модели;
2) качественные модели (выясняющие динамический механизм изучаемого процесса);
3) имитационные модели (35, с. 22).
В. В. Налимов делит математические модели в экологии на два класса – теоретические (априорные) и описательные (апостериорные). (24, с. 97). В. К. Шитиков с соавторами утверждает, что можно перечислить и другие основания для классификации моделей, классифицировать математические модели можно по:
природе моделируемого объекта (наземные, водные, глобальные экосистемы) и уровню его детализации (клетка, организм, популяция и т.д.);
используемому логическому методу: дедукции (от общего к частному) или индукции (от частных, отдельных факторов к обобщающим);
статическому подходу или анализу динамики временных рядов
используемой математической парадигме (детерминированная и стохастическая). (45, с. 182).
2.4 Дифференциальные уравнения в экологических исследованиях
Общепринято считать (см. Википедия), что дифференциальное уравнение — уравнение, связывающее значение некоторой неизвестной функции в некоторой точке и значение ее производных различных порядков в той же точке (8).
Дифференциальные уравнения, по мнению Н. С. Абросова и Б. Г. Коврова, «позволяют описывать динамику численности каждой популяции, входящей в изучаемую систему» (1, с. 74.). По мнению М. Ф. Романова, «дифференциальные или разностные уравнения позволяют описывать динамику процессов в режиме реального времени» (36, с. 221).
На методе дифференциальных уравнений основана Модель Мальтуса: «скорость роста пропорциональна текущему размеру популяции». Модель была введена английским ученым Мальтусом. Модель довольно проста и обладает рядом недостатков. В частности, численность популяции никак не ограничивается сверху, например, количеством ресурсов, необходимых для роста популяции (8).
Модель Мальтуса, по мнению Г. Ю Ризниченко, это «модель зависимости численности населения и производства продуктов питания». (34, с. 31). По Мальтусу, как считает А. А. Горелов, «численность населения возрастает в геометрической прогрессии, а производство пищевых ресурсов, необходимых для пропитания – в арифметической прогрессии» (12, с. 167). По мнению Ю. Плотинского, способами «торможения» роста численности населения являются: войны, эпидемии, безбрачие, поздние браки и т.д. (30, с. 289). Модель Мальтуса еще называют «моделью экспоненциального роста» (10).
Эта модель подробно описывается в лекциях по математическим моделям в биологии:
(1)
где α - параметр, определяемый разностью между рождаемостью и смертностью. Решением этого уравнения является экспоненциальная функция x(t) = x0eαt. Если рождаемость превосходит смертность (α > 0), размер популяции неограниченно и очень быстро возрастает. Понятно, что в действительности этого не может происходить из-за ограниченности ресурсов. (34, с. 31).
Уточнением модели Мальтуса, как указано в книге Н. С. Абросова и Б. Г. Коврова, «может служить логистическая модель, которая описывается дифференциальным уравнением Ферхюльста:
(2)
где xs — «равновесный» размер популяции, при котором рождаемость в точности компенсируется смертностью». (1, с. 89-90).
В книге Г. Ю. Ризниченко и А. Б. Рубина указывается, что уравнение Ферхюльста также называют «логистическим» уравнением (35, с. 91). Почему Ферхюльст назвал уравнение логистическим, остается неизвестным. (8).
Почти такая же формула уравнения Ферхюльста выводится в книге Е. В. Евдокимова «Динамика популяций в задачах и решениях»:
(3),
где r– мальтузианский параметр, K – ресурсный параметр. (16, с. 7).
Н. М. Чернова указывает, что модель «хищник-жертва», также называемая моделью Лотки-Вольтерры (см. гл. 2, п. 2.1) также основана на дифференциальных уравнениях. Её сущность описана в книге М. Ф. Романова:
«Допустим, что на некоторой территории обитают два вида животных: кролики (
(4)
Эта система имеет равновесное состояние, когда число кроликов и лис постоянно
Глава 3. Конкретные математические исследования в экологии
3.1. Исследования, основанные на статистических методах
Статистические методы широко применяются в экологических исследованиях (см. гл. 2, п. 2.2).
Например, метод составления статистических таблиц наглядно показан в книге Э. Мэгаррана в виде аналитической таблицы:
Таблица 1. Видовая структура сообществ птиц в сыром жестколистном лесу Австралии.
Вид | Обилие (количество экземпляров на участке) |
Какаду | 103 |
Розелла | 115 |
Зимородок-хохотун | 13 |
Лирохвост | 2 |
Полосатый рамфомикрон | 67 |
Бурый рамфомикрон | 36 |
Белобровый крапивник | 51 |
Пламенный меланодриас | 8 |
Южный желтый меланодриас | 6 |
Серая веерохвостая мухоловка | 61 |
Золотой свистун | 10 |
Коллурицинкла | 21 |
Австралийская трещотка | 7 |
Белогорлая пищуха | 65 |
Краснобровая пищуха | 4 |
Желтолицый медосос | 49 |
Белоухий медосос | 92 |
Белобрюхий медосос | 37 |
Тропидоринх | 16 |
Вьюрок | 6 |
Курравонг | 23 |
Ворон | 9 |
Рыжая веерохвостая мухоловка | 2 |
Мухоловка | 6 |
Рыжий свистун | 5 |
Фалькункул | 4 |
Парадалот | 1 |
Белоглазка | 3 |
Лунный медосос | 1 |
Аканторинх | 9 |
Сорока | 2 |
Информация о работе Использование математических методов в экологических исследованиях