Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 15:44, курсовая работа
Цель: исследования: показать, что область комбинаторики широко применяется в различных сферах жизнедеятельности.
Гипотеза: комбинаторика имеет широкий спектр практической направленности.
Задачи исследования:
- собрать, изучить и систематизировать материал о комбинаторике.
-рассмотреть использование комбинаторики в различных сферах жизнедеятельности
- рассмотреть как элементы комбинаторики, в частности сочетания, используются при решении различных жизненных ситуаций;
- показать практическую значимость комбинаторики как области математики.
Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Понятие о науке «Комбинаторика» …………………………………………..5
2. Комбинаторика в различных областях жизнедеятельности человека……...8
2.1. Музыкальная комбинаторика ………………………………………………8
2.2. Мебельная комбинаторика ...………………………………………………10
2.3. Математика на шахматной доске …………………………..……….....…..11
2.4. Пароли и коды в нашей жизни …………………………………………….13
3. Выбор нескольких элементов
3.1. Сочетания в нашей жизни …........................................................................14
3.2. Примеры решения задач на нахождение числа сочетаний .……………..20
Заключение ……………………………………………………………………..25
Литература……………………………………………………………………….26
Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся
«Портфолио»
2007/2008
КОМБИНАТОРИКА В НАШЕЙ
ЖИЗНИ
Ав
Ис
На
Уч
Салават,
2007
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие
о науке «Комбинаторика» …………………………………………..5
2. Комбинаторика
в различных областях
2.1. Музыкальная комбинаторика ………………………………………………8
2.2. Мебельная комбинаторика ...………………………………………………10
2.3. Математика на шахматной доске …………………………..……….....…..11
2.4. Пароли и
коды в нашей жизни ……………………………
3. Выбор нескольких элементов
3.1. Сочетания
в нашей жизни …...............
3.2. Примеры решения
задач на нахождение числа
сочетаний .……………..20
Заключение …………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложения …………………………………………………
Человеку часто приходится иметь дело с задачами, в которых нужно подсчитать число всех возможных способов расположения некоторых предметов или число всех возможных способов осуществления некоторого действия. Разные пути или варианты, которые приходится выбирать человеку, складываются в самые разнообразные комбинации. Такие задачи приходиться рассматривать при определении наиболее выгодных коммуникаций внутри города, при организации автоматической системы управления, значит и в теории вероятностей, и в математической статистике со всеми их многочисленными приложениями. И целый раздел математики, называемый комбинаторикой, занят поиском ответов на вопросы: сколько всего есть комбинаций в том или другом случае.
Комбинаторика – ветвь математики, изучающая комбинации и перестановки предметов, казалось, долгое время лежала вне основного русла развития математики и ее приложений. На протяжении двух с половиной столетий основную роль в изучении природы играл математический анализ. Процессы, имевшие атомистическую природу, заменялись непрерывными, чтобы можно было применить к ним развитый аппарат математики. Положение коренным образом изменилось после создания быстродействующих вычислительных машин, компьютеров. С их помощью стало возможным делать переборы, ранее требовавшие сотен и тысяч лет. В эпоху расцвета дискретной математики изменилась и роль древнейшей области дискретной математики – комбинаторики. Из области, интересовавшей большей частью составителей занимательных задач и находившей основные применения в кодировании и расшифровке древних письменностей, она превратилась в область, находящуюся на магистральном пути развития науки. Стали выходить журналы по комбинаторике, печататься книги, посвященные этой науке. Элементы комбинаторики находят отражение и в школьном курсе математики. [8].
В нынешнее время комбинаторика имеет огромное значение в различных областях науки и сферы. С комбинаторными величинами приходится иметь дело представителям многих специальностей: ученому – химику, биологу, конструктору, диспетчеру и т.п. Усиление интереса к комбинаторике в последнее время обуславливается бурным развитием кибернетики и вычислительной техники.
Объект исследования: область математики – комбинаторика.
Цель: исследования: показать, что область комбинаторики широко применяется в различных сферах жизнедеятельности.
Гипотеза: комбинаторика имеет широкий спектр практической направленности.
Задачи исследования:
-
собрать, изучить и
-рассмотреть использование комбинаторики в различных сферах жизнедеятельности
-
рассмотреть как элементы
-
показать практическую
1. Понятие о науке «Комбинаторика»
Человеку часто приходится иметь дело с задачами, в которых нужно подсчитать число всех возможных способов расположения некоторых предметов или число всех возможных способов осуществления некоторого действия. Разные пути или варианты, которые приходится выбирать человеку, складываются в самые разнообразные комбинации.
Комбинаторика – ветвь математики, изучающая комбинации и перестановки предметов, – возникла в XVII в. Долгое время комбинаторика лежала вне основного русла развития математики. На протяжении двух с половиной столетий основную роль в изучении природы играл математический анализ. Процессы, имевшие атомистическую природу, заменялись непрерывными, чтобы можно было применить к ним развитый аппарат математики. Положение коренным образом изменилось после создания быстродействующих вычислительных машин, компьютеров. С их помощью стало возможным делать переборы, ранее требовавшие сотен и тысяч лет. В эпоху расцвета дискретной математики изменилась и роль древнейшей области дискретной математики – комбинаторики. Из области, интересовавшей большей частью составителей занимательных задач и находившей основные применения в кодировании и расшифровке древних письменностей, она превратилась в область, находящуюся на магистральном пути развития науки. Стали выходить журналы по комбинаторике, печататься книги, посвященные этой науке. Элементы комбинаторики находили отражение и в школьном курсе математики. [8].
С задачами, в которых приходилось выбирать те или иные предметы, располагать их в определенном порядке и отыскивать среди разных расположений наилучшие, люди столкнулись еще в доисторическую эпоху, выбирая наилучшее положение охотников во время охоты, воинов – во время битвы, инструментов – во время работы. По мере усложнения производственных и общественных отношений все шире приходилось пользоваться общими понятиями о порядке, иерархии, группировании. [3].
Одним из первых занялся подсчетом числа различных комбинаций при игре в кости итальянский математик Тарталья. Он составил таблицу, показывавшую, сколькими способами могут выпасть р костей. Однако при этом не учитывалось, что одна и та же сумма очков может быть получена разными способами. [9].
Со временем появились различные игры (нарды, карты, шашки, шахматы и т.д.). В каждой из этих игр приходилось рассматривать различные сочетания фигур, и выигрывал тот, кто их лучше изучил, знал выигрышные комбинации и умел избегать проигрышных. Не только азартные игры давали пищу для комбинаторных размышлений математиков. Еще с давних пор дипломаты, стремясь к тайне переписки, изобретали сложные шифры, а секретные службы других государств пытались эти шифры разгадать. Стали применять шифры, основанные на комбинаторных принципах, например, на различных перестановках букв с использованием ключевых слов и т. д.
Задача, в которых идет речь о тех или иных комбинациях объектов, называются комбинаторными. Область математики, в которой изучаются комбинаторные задачи, называются комбинаторикой. Комбинаторику можно рассматривать как часть теории множеств – любую комбинаторную задачу можно свести к задаче о конечных множествах и их отображениях.
Комбинаторика как наука стала развиваться в VIII в. параллельно с возникновением теории вероятностей, так как для решения вероятностных задач необходимо было подсчитать число различных комбинаций элементов. Первые научные исследования по комбинаторике принадлежат итальянским ученым Дж. Кардано, Н. Тарталье (ок. 1499-1557), Г. Галилею (1564-1642) и французским ученым В. Паскалю (1623-1662) и П. Ферма. Комбинаторику, как самостоятельный раздел математики, первым стал рассматривать немецкий ученый Г. Лейбниц в своей работе «Об искусстве комбинаторики», опубликованной в 1666 г. Он также впервые ввел термин «комбинаторика». Значительный вклад в развитие комбинаторики внес Л. Эйлер. [15].
В 1896 году американский математик Элиаким Гастингс Мур (1862-1932) ввёл термин тактическая конфигурация в статье "Tactical memoranda", понимая под этим термином систему n множеств, содержащих, соответственно, a1, a2, … , an элементов. К тактическим конфигурациям Мур относит сочетания, размещения, системы решений задачи Киркмана о 15 школьницах, подгруппы некоторых групп. Он демонстрирует широкий спектр задач из геометрии, теории групп, которые приводят к тактическим разложениям или используют тактические разложения. Мур обогатил список известных комбинаторных конфигураций. (Приложение №1)
Термин "тактика" ввёл в математику английский математик Джеймс Джозеф Сильвестр (1814-1897) в 1861 году. Сильвестр определял тактику как раздел математики, изучающий расположение элементов друг относительно друга. В сфере этого раздела находится, по мнению Сильвестра, теория групп, комбинаторный анализ и теория чисел. (Приложение №2) [11].
В современном обществе с развитием вычислительной техники комбинаторика «добилась» новых успехов. Так, с помощью ЭВМ была решена комбинаторная задача, известная под названием «проблема четырех красок»: удалось доказать, что любую карту можно раскрасить в четыре цвета так, что никакие две страны, имеющие общую границу, не будут окрашены в один и тот же цвет [12].
2. Комбинаторика в различных областях жизнедеятельности человека
2.1. Музыкальная комбинаторика
В знаменитой книге Германа Гессе «Игра в бисер» есть соображения о внутренней связи музыки с математикой. В работе Марины Радославовны говорится, что комбинаторика связана с построением музыкальной ткани из мельчайших элементов. Расположение элементов идет по трем координатам – вертикали, горизонтали и диагонали фактуры. Диагональ можно сравнить с глубиной. Движение внутри ансамбля по разным тембрам дает диагональ. В фактуре это надо увидеть, что связано с определенными способностями, подготовкой. [7]