Логические задачи на уроках информатики в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 11:43, реферат

Краткое описание

Логическое мышление не является врожденным, поэтому его можно и нужно развивать. Решение логических зада на уроках информатики в начальной школе как раз и представляет собой один из приемов развития мышления. Решение логических задач дает возможность развить внимание, память и привить навыки правильного мышления. Однако решение задач – это только один из приемов достижения цели. Наиболее эффективным методом развития логического абстрактного мышления является систематическое изучение науки логики.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 25.27 Кб (Скачать файл)

Логические задачи на уроках информатики в начальной школе

 

 

 

Уроки логики в рамках уроков информатики дают хорошие результаты, так как, изучив основы логики, ученики более осмысленно изучают законы и определения в физике, химии, математики. Логического мышления требуют и сочинения по литературе, в которых необходимо последовательно раскрывать тему, правильно делать выводы и умозаключения.

        Логическое мышление не является врожденным, поэтому его можно и нужно развивать. Решение логических зада на уроках информатики в начальной школе как раз и представляет собой один из приемов развития мышления. Решение логических задач дает возможность развить внимание, память и привить навыки правильного мышления. Однако решение задач – это только один из приемов достижения цели. Наиболее эффективным методом развития логического абстрактного мышления является систематическое изучение науки логики.

Тема: Решение логических задач.

Цель урока: познакомить учеников с основными понятиями и терминами формальной классической и математической логики.

План урока:

1.  Знакомство с понятием «логика».

2.  Знакомство с понятием «суждение»(«высказывание»).

3.  Решение логических задач.

Ход урока

1.  Знакомство с понятием «логика».

Логикой мы будем называть умение правильно мыслить. Всегда ли мы правильно мыслим? Нет, не всегда.

Например:

Завтра я была в кино. Летом мы надеваем шубы.

Детям предлагается объяснить, почему эти предложения неправильные, и записать в тетрадь примеры нелогичных и логичных предложений по следующему образцу:

Нелогичные

предложения

              Логичные (правильные)

            предложения

Завтра я была в кино.

           Вчера я была в кино.

           Завтра я пойду в кино.

Летом мы надеваем шубы

           Зимой мы надеваем шубы

          Летом мы не надеваем шубы

          Летом мы надеваем шорты, футболки, сарафаны


Далее следуют попросить детей привести свои примеры правильных и не правильных предложений. Три самых ярких примера записываются в тетрадь.

2.  Знакомство с понятием «суждение» («высказывание»).

Умение мыслить (думать) отличать человека от животных и машин. Мы мыслим, когда решаем какие-то задачи, когда что - то вспоминаем или о чем-то мечтаем. Мысли можно записывать или высказывать.

Например:

Я думаю, что все дети любят сказки. Я помню, что Кощей Бессмертный – скупой и жадный. Я знаю, что не все звери – хищники.

Записывая данные примеры, обращаю внимание детей на то, что, если мысли высказать или записать в виде повествовательных предложений, то они будут называться суждениями или высказываниями.

В свою очередь высказывания могут быть простыми и сложными.

Примеры простых высказываний:

·  Зимой холодно.

·  Летом мы ездим на море.

Сложное высказывание образуется из простых высказываний, соединенных логическими связками «И», «ИЛИ», «ЕСЛИ…,ТО».

Примеры сложных высказываний:

  • Зимой холодно и люди тепло одеваются.
  • Летом мы ездим в деревню, или на дачу, или к морю.
  • Если зима будет снежная, то мы будем кататься на лыжах

Когда в разговоре друг с другом мы хотим что-то спросить (узнать), То мы задаем вопрос, например: «Ты смотрел вчера новый фильм?» Если нас что-то приводит в восторг, мы восклицаем: «Отличный фильм!».

Вопросительные и восклицательные предложения суждениями не являются. Они помогают нам общаться и мыслить.

Иногда в высказываниях встречаются слова:

·  всегда, везде, все, всякий;

·  никогда, нигде, никто, никакой;

·  иногда, кое-где, кое-кто, некоторый.

Эти слова имеют одно общее для них название – слова - кванторы. «Квантор» в переводе с латинского означает «сколько».

Примеры высказываний, содержащих слова - кванторы:

  • Все четырехугольники – геометрические фигуры.
  • Не все четырехугольники – квадраты.
  • Иногда летом мы ходим в лес за ягодами.
  • Всегда выполняете домашнее задание.
  • Некоторые дети не умеют хорошо рисовать.

Использование в высказываниях слов - кванторов делают его более точным.

Умение мыслить и высказывать свои мысли отличают нас от всех других существ, населяющих Землю. Назовите птицу, рыбу или зверя, умеющих, так же как мы, мыслить и говорить. Таких – нет.

3.  Решение логических задач.

Задание 1.

Нарисовано 5 шапочек.

Вопрос: Сколько детей могут надеть шапочки? Почему?

Ответ: 5 детей. У каждого человека одна голова, значит, сколько шапочек – столько детей могут их надеть.

Задание 2.

Нарисовано 6 варежек.

Вопрос: Сколько детей могут надеть варежки?

Ответ: 3 ребёнка. У каждого человека 2 руки, и ему нужны 2 варежки.

2 варежки - первому, 2- второму, 2 – третьему.

Задание 3.

Нарисовано 12 собачьих лап под забором.

Вопрос: Сколько собак гуляет за забором?

Ответ: 3 собаки. У каждой собаки 4 лапы. Отсчитываем 4 лапы одной собаки, 4- другой, 4- третьей.

Задание 4.

Придумайте по данному рисунку свою задачу!

Учащиеся предлагают свои варианты задач и ответов на них.

Например:

Скольким девочкам были подарены эти цветы, если каждая получила по одному (по два, по три) цветка?

Ответ: 3 девочкам (одной)

Итак, сегодня вы узнали, что:

  • логика – это умение правильно мыслить;
  • мысли, высказанные или записанные нами в виде повествовательных предложений, называются суждениями или высказываниями;
  • Высказывания бывают простыми или сложными. Сложное высказывание образуется из простых высказываний, соединенных логическими связками

(и), (или), (если…,то);

  • Иногда в высказываниях встречаются слова-кванторы:

a)  всегда, везде, все, всякий;

b)  никогда, нигде, никто, никакой;

c)  иногда, кое-кто, некоторый.

Использование слов-кванторов делает суждение более точным.

Домашнее задание

Придумать и записать три логических (правильных) и три нелогичных (неправильных) высказывания с использованием слов-кванторов.

В отношении одной и той же задачи можно выполнить разное задание: решить задачу, проверить ее готовое решение и на ее основе составить другую, более простую задачу. Задания также различаются по сложности поисковой деятельности: решить задачу проще, чем проверить один из ответов к ней, а проверить готовое решение легче, чем составить задачу.

Систематический курс, построенный на таком разнообразном – по содержанию и сложности поисковых задач – неучебном материале создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей произвольности, самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях.

На занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. Благодаря этому методу у детей формируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.

На уроках используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно.

На занятиях создаются благоприятные условия для развития творческих способностей, творческого мышления детей. Например, формируется такое важное качество творческого мышления как гибкость, так как детям предлагается решать задачи с одним и тем же условием, но разным содержанием искомого. Это требует от ребенка по - разному воспринимать одну и ту же задачу.

В процессе занятий формируется такое важное качество, как глубина мышления, так как задачи, решаемые на одном занятии, относятся к одному и тому же виду, поэтому требуют применение одних и тех же правил. Эти задачи имеют внутреннее единство, как бы внутреннее родство и содержат единый общий подход к каждому конкретному поиску их решения.

На занятиях развивается также и такое важное качество, как критичность, обоснованность мышления, так как решение задач организовано по форме выбора одного ответа (правильного) из нескольких, поскольку любой выбор всегда содержит требование к его обоснованию, к объяснению того, почему выбран один, а не другой ответ.

Примером могут служит следующие задачи.

  1. Коля и Саша носят фамилии Гвоздев и Шилов. Какую фамилию имеет каждый из них, если Саша с Шиловым живут в соседних домах?
  2. Зина и Вера имеют фамилии Орлова и Скворцова. Какую фамилию имеет каждый из них, если известно, что Зина на 2 года моложе Орловой?
  3. Три девочки - Маша, Катя и Женя - одеты в платья различных цветов - синее, жёлтое и белое. У Маши платье не белое, у Кати платье не белое и не жёлтое. Скажите, какого цвета платье у каждой из девочек.
  4. В соревновании по бегу Ваня, Гриша и Дима заняли первые три места. Какое место занял каждый из ребят, если Гриша занял не второе и не третье место, а Дима - не третье?
  5. Три подружки - Вера, Оля и Таня - пошли в лес по ягоды. Для сбора ягод у них были корзинка, лукошко, ведёрко. Известно, что Оля была не с корзинкой и не с лукошком, Вера - не с лукошком. Что с собой взяла каждая из девочек?

6. Трёх котят держали девочки на руках: рыжего, чёрного и белого. Фамилии девочек были Рыжё, Белова и Чернова. Ни одна из девочек не держала котёнка того цвета, от которого произошла её фамилия. Белова внимательно разглядывала чёрного котёнка, которого держала подруга. Какого цвета котята находились на руках у каждой из девочек?

7. Толя веселее, чем Катя, Катя веселее, чем Алик. Кто веселее всех?

8. Волосы у Вовы светлее, чем у Пети, а волосы у Пети светлее, чем у Коли. Кто темнее всех?

Следовательно, систематический курс занятий на материале поисково-творческих задач неучебного содержания создает благоприятные условия для восприятия у детей культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке ее целей и находить способы их достижения.

Реализация такой возможности, проявление культуры мышления, предполагает наличие общих интеллектуальных способностей:

·  совершать точный анализ содержания задач;

·  выполнять разнообразное комбинирование поисковых действий;

·  осуществлять далекое планирование своих шагов по реализации способа решения;

·  проводить обоснованное рассуждение о связи полученного результата с исходными условиями.

Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой подход к образованию создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

 

 

 


Информация о работе Логические задачи на уроках информатики в начальной школе