Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:18, курсовая работа
Существенной характеристикой числа является понятие его абсолютной величины (модуля).
В практике преподавания математики в школе понятие модуля встречается неоднократно. Так, например, в VIII классе при рассмотрении свойств арифметического квадратного корня находят свое приложение понятие модуля числа. Еще примером может служить IX класс, в теме «Степень с рациональным показателем» рассматриваются свойства корней n-ой степени, где так же используется понятие модуля числа.
Введение.
Существенной характеристикой числа является понятие его абсолютной величины (модуля).
В практике преподавания математики в школе понятие модуля встречается неоднократно. Так, например, в VIII классе при рассмотрении свойств арифметического квадратного корня находят свое приложение понятие модуля числа. Еще примером может служить IX класс, в теме «Степень с рациональным показателем» рассматриваются свойства корней n-ой степени, где так же используется понятие модуля числа.
Но эти примеры уже используют модуль числа, а само понятие закладывается раньше. В VI классе дети впервые сталкиваются с понятием модуль числа. Именно в этот период важно проследить за правильным формированием у детей понятие модуля, так как модуль проходит через весь курс алгебры. И если дети не усвоят это понятие в VI классе, то у них будут возникать трудности с пониманием многих вещей в будущем.
Темы, связанные с модулем являются сложными для восприятия учеников. В различных учебниках первоначальное понятие модуля вводится по-разному: как расстояние от точки изображающей число до начала отсчёта (Математика. Н.Я. Виленкин), как длина вектора (Математика. П.М. Эрдниев), как число “без знака” (Математика. Г.В. Дорофеев) и др.
Глава 1. Общие сведения о модуле числа.
Понятие модуль числа появляется впервые в курсе VI класса. Это связанно с тем, что в шестом классе учащиеся приходится решать все более сложные уравнения.
Понятие модуль вводится обычно при помощи числовой прямой.
Задачей предшествующей введение понятия модуль может быть такая задача:
После рассмотрения вышестоящей задачи можно переходить к введения самого понятия модуль. В учебнике «Математика 6» авторов Г. Янченко и В. Кравчук приводится хорошая задача для введения модуля. Текст задачи такой: «Из пункта О в противоположных направлениях выехали два автомобиля и через некоторое время первый автомобиль был в точке А(-20), а второй в точке – В(15). Который из автомобилей проехал большее расстояние?»
Чтобы ответить на этот вопрос дети должны сравнить расстояния ОА и ОВ. Несомненно, что расстояние ОА больше ОВ, так как ОА=20 и ОВ=15. Из этого можно сделать вывод, что мы сравнивали числа «без знака».
После решения данной задачи можно определить понятие модуля так:
-а
Из данного рисунка видно, что модуль это расстояние от начала координат до точки.
И так, модулем числа называется расстояние от начала отсчета до точки, изображающей это число на координатной прямой.
При
помощи данного рисунка можно
легко перейти к аналитической
записи понятия модуль. Для этого
нужно установить связь между
модулем числа и самим числом.
Получим:
Данное определение должен
Так же при помощи координатной прямой легко вывести свойства модуля.
Свойства:
1. Модули противоположных чисел равны: .
2. Квадрат модуля числа равен квадрату этого числа:
Следствие для любого четного числа m.
3. Квадратный корень из квадрата числа есть модуль этого числа: . Следствие , где n - любое натуральное число.
4.Модуль
числа есть число
5. Модуль числа не меньше этого числа: .
6. Модуль числа а равен максимальному из двух противоположных чисел а и (-а):
7. Постоянный положительный множитель можно выносить за знак модуля , c>0
8. Если , то a= b.
9. Модуль произведения двух (и более) чисел равен произведению их модулей
10. Модуль частного двух чисел равен частному их модулей: , если b ≠ 0.
11. Модуль суммы двух (или более) чисел не больше суммы их модулей:
.
, тогда и только тогда, когда ab ≥ 0.
12. Модуль разности двух чисел не больше суммы их модулей:
.
13. , тогда и только тогда, когда ab ≤ 0.
14. Модуль суммы двух чисел не меньше разности их модулей:
.
Геометрически |a| означает расстояние на координатной прямой от точки, изображающей число a, до начала отсчета. Если a ≠0, то на координатной прямой существует две точки a и -a, равноудаленные от нуля, модули которых равны. Если a = 0, то на координатной прямой |a| изображается точкой 0.
1.2 Виды задач с модулем.
Примеры:
Примеры
Примеры
Примеры
Примеры
Упростите выражение:
Решить уравнение:
Построить график функции:
1.3 Классификация.
О
т
н
о
с
и
т
е
л
ь
н
о
п
о
д
м
о
д
у
л
ь
н
о
г
о
в
ы
р
а
ж
е
н
и
я
:
Относительно способа решения:
Глава 2. Задачи связанные с модулем числа.
Первое, что должно быть рассмотрено – это четность функции содержащей модуль.
Так как четность поможет строить графики данных функций. Четность несложно доказывается:
Так как , то .
Из четности функции следует, что ее график будет симметричен относительно оси Oy. Из этого следует, что достаточно построить график функции y=f(x) для x>0, а затем достроить левую часть, которая будет симметрична правой относительно оси Oy.
Пример 1: пусть график функции выглядит y=f(x) так
То график функции y= будет выглядеть так:
Пример 2: построить график функции y=
Для этого сначала необходимо построить график функции y=x при x>0. Он будет выглядеть так:
А затем получившуюся правую часть отразить симметрично оси Oy. Вот что при этом получится:
Для
построения графики функции y=
можно применять и другой
способ. Он заключается
в том, что обе части
графика строятся самостоятельно.
Для этого необходимо
данную функцию представить
совокупностью двух
функций
Пример 3: Построить график функции
Раскладывая
эту функцию на две получим:
Теперь строим график функции y= , а затем строим график второй функции y= .
В итоге получится такой график:
Данный
способ хорош тем, что ученики
сразу не всегда могут отразить симметрично
график функции, а этот способ позволяет
просто строить два графика функций
по точкам, как это они делали
раньше.
Так
же как и с предыдущей функцией,
эту функцию можно разбить
на совокупность двух функций:
Из этой совокупности можно вывести алгоритм построения графика функции y=. Он будет такой.
Пример 4: Построить график функции
Как и ранее график можно строить совокупностью функций.
Для
данного примера совокупность будет
выглядеть так:
Данный график будет строиться на основе графиков функций y=f(x), y= и y=.
Алгоритм построения не меняется, только несколько увеличивается. Вначале следует, как и ранее построить график функции y=f(x), для . Затем строим график функции y=f(-x) для x>0. Либо можно просто симметрично отразить построенный график функции относительно оси Oy, так как функция будет четной.
Теперь осталось только симметрично относительно оси Ox отразить те участки графика которые находятся ниже оси Ox.
Пример 5: Построить график функции
1 График функции 2 График функции 3 График функции
y=1-x, x
При
решении уравнений можно
Вот
самый простой пример решения
задачи при помощи определения.
Воспользуемся определением модуля и рассмотрим два случая:
Корнями донного уравнения будут:
Уравнения вида
решается при помощи
определения, составлением
совокупности двух систем:
Уравнение из предыдущего
примера было решено именно с помощью
данной совокупности, так как мы
можем представить это
.
Пример уравнения при решении, которого используются свойства модуля.
Решим такое уравнение
Решение:
Данное уравнение
равносильно совокупности
Решая каждое уравнение
в отдельности, получим корни
исходного уравнения: -4; -2; 0.
Метод интервалов заключается в построении на числовой оси интервалов, которые будут отображать знаки уравнения на промежутках.
Этот метод является менее трудоемким и более эффективным, так как позволяет наглядно изобразить совокупность систем.
В теории он выглядит так:
Рассмотрим уравнения вида т.е. уравнение представляет собой алгебраическую комбинацию двух и более модулей.
Для решения данного уравнения надо:
Пример: решить уравнение .
Решение. Приравняем каждое подмодульное выражение к нулю и найдем из него x.
,
,
,
На числовой оси получим такое разбиение.
Из рисунка видно, что x будет принадлежать таким промежуткам:
,
2)
3)
4) x.
Теперь для каждого из промежутков построим систему, в которой раскроем модуль в соответствии с промежутком.
Так как x=1 входит в промежуток , то мы его будем учитывать в этом промежутке. А корень x=2 внесем в промежуток и получим такой промежуток .
Запишем ответ: .
Данный способ заключается в возведении обеих частей уравнения в квадрат. Это можно сделать, если правая и левая части находятся под знаком модуля. Так как модуль всегда не отрицательное число, то в обеих частях уравнения имеем не отрицательное число, что и позволяет произвести возведение в квадрат.
Пример: решить уравнение .
Обе части уравнения не отрицательные числа, то возведем в квадрат обе части уравнения. Получим .
Перенесем все в левую часть .
Воспользуемся
формулой разность квадратов
Упростим .
Найдем корни x=0, x=-6, это и будет ответ.
Графический
способ решения заключается в
построении графиков функций, входящий
в уравнение. Корнями уравнения
будут точки пересечения
Пример: решить уравнение графическим способом.
Вначале выделим из уравнения функции, графики которых необходимо построить. Это будут две функции содержащие модули.
Получим такой график.
Из рисунка видно, что у нас получилось только две точки пересечения. Это при a=0 x=0 и при a=1 x=1. При остальных значениях a уравнение не имеет решений.
Список литературы.
Приложение.
№1 Решить уравнение
Рассмотрим два случая.
Ответ .
№2 Решить уравнение
Для решения
воспользуемся методом
X<3
Теперь решим уравнение для обоих случаев в отдельности.
1)
.
,
,
,
не подходит, так как x,
.
x<3
,
,
,
.
Ответ .
№ 3 Решить неравенство
Если y
Если
Для y, или y>x-5
Для
Ответ в данной
задаче лучше выразить графически.
Данному неравенству
Так будет выглядеть данный квадрат.
№ 4 Решить
систему уравнений:
Первое
уравнение приводит к совокупности
двух уравнений:
Анализ второго уравнения приводит к совокупности четырех уравнений по промежуткам определения.
По виду уравнения легко видно, что и , откуда
Для имеем:
Для имеем:
Решению подлежит восемь систем линейных уравнений:
Система (1;I)
Система (1; II)
Система (1; III)
Система (1;IV)
Система (2;I)
Система (2;II)
Система (2;III)
Система (2;IV)
Ответ:
,
,
.
№ 5 Построить график функции
Для строим график функции
Теперь симметрично относительно оси Oy отразим график функции, получим:
№ 6 Построить график функции
Строим график функции
Теперь симметрично оси Ox отразим все, что находится ниже этой оси.
№ 7 построить график функции
Построим график функции
Отразим симметрично оси Oy График данной функции
Все, что ниже оси Ox отразим симметрично этой оси
№ 8 Решить уравнение .
Уравнение
равносильно системе:
№ 9 Решить уравнение графическим способом
Построим графики функций
y=
y=x-1
Точка
пересечения этих графиков x=, это и
есть ответ задачи.
№ 10
Решить уравнение
Решение:
В отличие от первого уравнения
в правой части данного уравнения
содержится выражение с переменной.
Поэтому уравнение имеет
3х – 9 = 2х + 5 или 3х – 9 = - (2х + 5)
х = 14
Проверка:
х = 14 2*14 + 5 - верно
х = 0,8 2*0,8 + 5 - верно
Ответ: 0,8; 14.
№ 11
Решить неравенство
Решение:
С помощью
равносильного перехода заменим
неравенство совокупностью двух
неравенств
Изобразим решение графически и запишем ответ
Ответ:
№ 12 Укажите наибольшее целое решение неравенства
Решение: . Пользуясь равносильным переходом, запишем совокупность двух неравенств
Решим каждое неравенство в отдельности и найдем объединение полученных решений.
,
,
. Найдем пересечение двух промежутков.
Решений нет.
, , ,
Объединением этих двух неравенств будет являться интервал
Ответ:
№ 13
Решить неравенство
Решение:
Пусть
Тогда
Решая нервенство методом интервалов, получим графическую иллюстрацию
Вернемся к замене
Учитывая, что данное неравенство равносильно системе неравенств
Ответ: .
№ 14
Решить систему уравнений
Решение:
Подставив значение из второго уравнения в первое, получим уравнение с модулем относительно у:
или
у = 2; 9 – 4*2 ≥ 0 – верно
у = 8/3; 9 – 4*8/3 ≥ 0 – неверно
Подставив значение у = 2 в первое уравнение, получим уравнение
Корнями уравнения являются числа 3 и -5.
Решениями системы являются пары чисел (3;2) и (- 5;2).
Ответ: (3;2), (-5;2)
№ 15
Решить систему уравнений .
Решение:
Заметим, что правые части обоих уравнений равны, поэтому равны и правые части. Получаем равенство По свойству модулей 7.1., данное равенство выполняется при условии х*у ≥ 0. Произведение двух множителей неотрицательно, если множители одного знака, т.е.
или
Решением первой системы является любая пара неотрицательных чисел, сумма которых равна 1, например, (0;1), (0,1;0,9). Решением второй системы является любая пара неположительных чисел, сумма которых равна – 1, например, (-0,2; -0,8).
Графически решение выглядит таким образом:
-1 1 х
Ответ: (х; 1-х), при