Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 22:08, реферат
Понятие стандартизация охватывает широкую область общественной деятельности, вклю-чающую в себя научные, технические, хозяйственные, экономические, юридические, эстетические, политические аспекты. Во всех странах развитие государственного хозяйства, повышение эффективности производства, улучшение качества продукции, рост жизненного уровня связаны с широким применением различных форм и методов стандартизации. Правильно поставленная стандартизация способствует развитию специализации и кооперирования производства.
1. Введение
2. Цели и задачи стандартизации
3. Основные принципы стандартизации
4. Нормативная база стандартизации
5. Заключение
6. Список использованной литературы
Содержание
1. Введение
2. Цели и задачи стандартизации
3. Основные принципы стандартизации
4. Нормативная база стандартизации
5. Заключение
6. Список использованной литературы
Введение
Понятие стандартизация охватывает
широкую область общественной деятельности,
включающую в себя научные, технические,
хозяйственные, экономические, юридические,
эстетические, политические аспекты. Во
всех странах развитие государственного
хозяйства, повышение эффективности производства,
улучшение качества продукции, рост жизненного
уровня связаны с широким применением
различных форм и методов стандартизации.
Правильно поставленная стандартизация
способствует развитию специализации
и кооперирования производства.
В нашей стране действует государственная
система стандартизации (ГСС), объединяющая
и упорядочивающая работы по стандартизации
в масштабе всей страны, на всех уровнях
производства и управления на основе комплекса
государственных стандартов. ГСС включает
в себя стандарты, содержащие совокупность
взаимосвязанных правил и положений, определяющих
основные понятия, цели и задачи стандартизации;
организацию и методику планирования
и проведения работ по стандартизации;
порядок разработки, внедрения и обращения
стандартов и других нормативно-технических
документов по стандартизации; порядок
внесения в них изменений; контроль за
внедрением и соблюдением стандартов;
правила построения, изложения, оформления
и содержания стандартов и др.
Стандартизация основывается на последних
достижениях науки, техники и практического
опыта и определяет прогрессивные, а также
экономически оптимальные решения многих
народнохозяйственных, отраслевых и внутрипроизводственных
задач. Органически объединяя функциональные
и прикладные науки, она способствует
усилению их целенаправленности и быстрейшему
внедрению научных достижений в практическую
деятельность.
Стандартизация создает организационно-техническую
основу изготовления высококачественной
продукции, специализации и кооперирования
производства, придает ему свойства самоорганизации.
Стандарт – это образец, эталон, модель
принимаемый за исходное для сопоставления
с ними других подобных объектов. Как нормативно-технический
документ стандарт устанавливает комплекс
норм, правил, требований к объекту стандартизации
и утверждается компетентным органам.
Он разрабатывается на материальные предметы
(продукцию, эталоны, образцы веществ),
нормы, правила и требования различного
характера.
Цели и задачи стандартизации
Стандартизация
– это деятельность, направленная
на разработку и установление требований,
норм, правил, характеристик как обязательных
для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая
право потребителя на приобретение товаров
надлежащего качества за приемлемую цену,
а также право на безопасность и комфортность
труда.
В процессе трудовой деятельности специалисту
приходится решать систематически повторяющиеся
задачи: измерение и учет количества продукции,
составление технической и управленческой
документации; измерение параметров технологических
операций, контроль готовой продукции,
упаковывание поставляемой продукции
и т. д. Существуют различные варианты
решения этих задач.
Цель стандартизации – выявление наиболее
правильного и экономичного варианта,
т. е. нахождение оптимального решения.
Найденное решение дает возможность достичь
оптимального упорядочения в определенной
области стандартизации. Для превращения
этой возможности в действительность
необходимо, чтобы найденное решение стало
достоянием большего числа предприятий
(организаций) и специалистов. Только при
всеобщем и многократном использовании
этого решения существующих и потенциальных
задач возможен экономический эффект
от проведенного упорядочения.
Цели стандартизации можно подразделить
на общие и более узкие, касающиеся обеспечения
соответствия. Общие цели вытекают, прежде
всего, из содержания понятия. Конкретизация
общих целей для стандартизации связана
с выполнением тех требований стандартов,
которые являются обязательными. К ним
относятся:
1) установление норм, правил и характеристик
(далее - требования) к продукции, процессам
(работам), услугам;
2) обеспечение безопасности продукции,
процессов (работ), услуг для жизни, здоровья
людей, имущества, охраны окружающей среды;
3) устранение технических барьеров в торговле,
обеспечение конкурентоспособности продукции
на внутреннем и внешнем рынках;
4) обеспечение технической и информационной
совместимости, а также взаимозаменяемости
продукции;
5) обеспечение единства измерений;
6) сохранение и рациональное использование
всех видов ресурсов;
7) обеспечение обороноспособности и мобилизационной
готовности страны;
8) обеспечение безопасности хозяйственных
объектов с учетом риска возникновения
природных и техногенных катастроф и других
чрезвычайных ситуаций;
9) защита интересов потребителей в вопросах
качества продукции, процессов (работ),
услуг.
Основные принципы стандартизации
Стандартизация как наука
и как вид деятельности базируется
на определённых исходных положениях
– принципах. Принципы стандартизации
отражают основные закономерности процесса
разработки стандартов, обосновывают
её необходимость в управлении народным
хозяйством, определяют условия эффективной
реализации и тенденции развития.
Можно выделить следующие важнейшие принципы
стандартизации.
1. Добровольное применение
стандартов и обеспечение условий для
их единообразного применения. Национальный
стандарт применяется на её добровольной
основе равным образом и в равной мере
независимо от страны и (или) места происхождения
продукции, осуществления процессов ЖЦП,
выполнения работ и оказания услуг, видов
или особенностей сделок и лиц (являющихся
изготовителями, исполнителями, продавцами,
приобретателями).
2. Применение международного
стандарта как основы разработки национального
стандарта. Исключение могут составить
случаи, когда: соответствие требований
международных стандартов невозможно
вследствие несоответствия из требований
климатическим и географическим особенностям
РК или техническим (технологическим)
особенностям отечественного
производства.
3. Недопустимость
создания препятствий производству
и обращению продукции, выполнению работ
и оказанию услуг в большей степени, чем
это минимально
необходимо
для выполнения целей стандартизации.
4. Сбалансированность
интересов сторон, разрабатывающих,
изготавливающих, предоставляющих и потребляющих
продукцию (услугу). Иначе говоря, необходим
максимальный учёт законных интересов
перечисленных сторон. Участники работ
по стандартизации, исходя из возможностей
изготовителя продукции и исполнителя
услуги, с одной стороны, и требований
потребителя – с другой, должны найти
консенсус, который понимается как общее
согласие, т.е. как отсутствие возражений
по существенным вопросам у большинства
заинтересованных сторон, стремление
учесть мнение всех сторон и сблизить
несовпадающие точки зрения. Консенсус
не предполагает полного единодушия.
5. Системность стандартизации. Системность
– это рассмотрение каждого объекта как
части более сложной системы. Например,
бутылка как потребительская тара входит
частью в транспортную тару – ящик, последний
укладывается в контейнер, а контейнер
помещается в транспортное средство. Системность
предполагает совместимость всех элементов
сложной системы.
6. Динамичность и опережающее
развитие стандарта. Как известно,
стандарты моделируют реально существующие
закономерности в хозяйстве страны. Однако
научно-технический прогресс вносит изменения
в технику, в процессы управления быстрыми
темпами. Поэтому стандарты должны адаптироваться
к происходящим переменам. Динамичность
обеспечивается периодической проверкой
стандартов, внесением в них изменений,
отменой НД.
Для того чтобы вновь создаваемый стандарт
был меньше подвержен моральному старению,
он должен опережать развитие общества.
Опережающее развитие обеспечивается
внесением в стандарт перспективных требований
к номенклатуре продукции, показателям
качества, методам контроля и пр. Опережающее
развитие также обеспечивается путём
учёта на этапе разработки НД международных
и региональных стандартов, прогрессивных
национальных стандартов других стран.
7. Эффективность стандартизации. Применение
НД должно давать экономический или социальный
эффект. Непосредственный экономический
эффект дают стандарты, ведущие к экономии
ресурсов, повышению надёжности, технической
и информационной совместимости. Стандарты,
направленные на обеспечение безопасности
жизни и здоровья людей, окружающей среды,
обеспечивают социальный эффект.
В целом вложение в стандартизацию выгодно
государству: 1 тенге направленный в эту
сферу, даёт, как показывает международная
практика, 10 тенге прибыли.
8. Принцип гармонизации. Этот
принцип предусматривает разработку гармонизированных
стандартов и недопустимость установления
таких стандартов, которые противоречат
техническим регламентам. Обеспечение
идентичности документов, относящихся
к одному и тому же объекту, но принятых
как организациями по стандартизации
в нашей стране, так и международными (региональными)
организациями, позволяет разработать
стандарты, которые не создают препятствий
в международной торговле.
10. Четкость формулировок
положений стандарта. Возможность
двусмысленного толкования нормы свидетельствует
о серьёзном дефекте НД.
11. Комплексность стандартизации
взаимосвязанных объектов. Качество
готовых изделий определяется качеством
сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих
изделий. Поэтому стандартизация готовой
продукции должна быть увязана со стандартизацией
объектов, формирующих её качество. Комплексность
стандартизации предусматривает увязку
стандартов на готовые изделия со стандартами
на сборочные единицы, детали, полуфабрикаты,
материалы, сырьё, а также технические
средства, методы организации производства
и способы контроля.
12. Объективность проверки
требований. Стандарты должны устанавливать
требования к основным свойствам объекта
стандартизации, которые могут быть объективно проверены,
включая требования, обеспечивающие безопасность
для жизни, здоровья и имущества, окружающей
среды, совместимость и взаимозаменяемость.
Объективная проверка требований к продукции
осуществляется, как правило, техническими
средствам измерения (приборами, метода
ми химического анализа). Объективная
проверка требований к услугам может осуществляться
также с помощью социологических и экспертных
методов. В качестве объективного доказательства
используются сертификаты соответствия,
заключения надзорных органов.
13. Целенаправленность
и технико-экономическая целесообразность означают,
что проведение работ по стандартизации,
разработка любого стандарта должны быть
обоснованы (потребностями изготовителя,
потребителя, ожидаемым технико-экономическим
эффектом и др.) и направлены на решение
конкретных задач на соответствующих
уровнях производства и управления
14. Научный подход и
использование передового опыта устанавливают,
что характеристики и требования, включаемые
в стандарт, должны соответствовать передовому
уровню науки и техники, основываться
на результатах научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ. Поэтому
разработка всех видов и категорий стандартов
должна вестись с учетом и использованием
научных достижений в соответствующих
областях.
15.Прогрессивность
и оптимальность стандарта следует
из самой сущности стандартизации, отраженной
в ее определении. Новые стандарты на продукцию
должны не только отвечать современным
запросам, но и учитывать тенденции развития
соответствующих отраслей.
При разработке стандартов необходимо
стремиться получить оптимальное сочетание
устанавливаемых показателей, норм и требований
к продукции с затратами на их достижение,
обеспечить максимальный экономический
эффект при минимальных затратах.
16.Необходимость
взаимной увязки стандартов вытекает
из основных целей и задач стандартизации.
Показатели, нормы, характеристики, требования,
устанавливаемые в стандартах, должны
также соответствовать международным
стандартам и учитывать рекомендации
международных организаций.
17.Комплексность
стандартизации является одним из
основных принципов. Практика стандартизации
привела к двум направлениям ее развития:
от частного к целому; от целого к частному.
Первому направлению соответствует развитие
стандартизации снизу вверх: от сырья
к готовой продукции, от общих конструктивных
деталей и элементов к машинам, приборам,
аппаратам. Оно характерно для тех изделий
общего применения, которые изготавливают
на специализированных заводах массового
производства (электронные приборы, провода,
крепежные и установочные изделия, шестерни
и др.).
Второе направление характеризует развитие
стандартизации сверху вниз, т.е. от стандартизации
основных параметров сложных объектов
производства (приборов, систем, машин)
к стандартизации их элементов (агрегатов,
узлов, деталей). Понятно, что гарантией
стабильного высокого качества конечного
изделия здесь может быть только комплексная
стандартизация, проводимая соответствии
с приведенным ранее определением.
18. Функциональная
взаимозаменяемость стандартных изделий –
это свойство независимо изготовляемых
деталей занимать свое место в изделии
без дополнительной обработки. Функциональная
взаимозаменяемость предполагает не только
возможность нормальной сборки, но и нормальную
работу изделия после установки в нем
новой детали или другой составной части
взамен вышедшей из строя. Стандарты на
продукцию в необходимых случаях должны
устанавливать нормы и требования, обеспечивающие
функциональную взаимозаменяемость изделий.
19. Принцип предпочтительности используетс
Нормативная база стандартизации
Реальные условия
функционирования российской экономики
и интегрирование в мировую экономику потребовали
принятия ФЗ «О техническом регулировании»,
устанавливающего государственное регулирование
в области определения, подтверждения
соответствия и государственного надзора
обязательных требований, а также иных
требований, на добровольной основе, позволяющих
повысить уровень безопасности и качество
продукции, обеспечивающих ее экологическую
безопасность и конкурентоспособность.
Таким образом, просматривается двухуровневая
модель технического регулирования, которая
предполагает наличие двух основных видов
документов:
1. технических регламентов, имеющих
статус законодательного документа, содержащего
требования, обязательные к исполнению;
2. национальны
Нормативный документ - это документ, устанавливающий
правила, общие принципы и характеристики,
касающиеся различных видов деятельности
или их результатов.
Принцип добровольного использования
стандарта, прежде всего, означает добровольность
его выбора субъектом хозяйственной деятельности.
Но выбранный стандарт может предусматривать
его обязательное выполнение (в целом
или отдельных разделов) в случае, если
этот документ:
– конкретизи
– включен в контракт, между субъектами
хозяйственной деятельности, который
имеет ссылку на стандарт.
В зависимости от сферы действия в нашей
стране и за рубежом различают стандарты
разного статуса: международные, региональные,
национальные.
К международным стандартам относятся
стандарты Международной организации
по стандартизации - ИСО, Международной
электротехнической промышленности -
МЭК, Международный союз электросвязи
- МСЭ, Европейская экономическая комиссия
- ЕЭК ООН, Международный союз по атомной
энергии - МАГАТЕ. В практике международной
стандартизации основное значение при
разработке стандартов на продукцию придается
установлению единых методов ее испытаний,
требований к маркировке, терминологии.
Международными стандартами также устанавливаются
требования к продукции с точки зрения
безопасности ее для жизни и здоровья
людей, окружающей среды, взаимозаменяемости
и технической совместимости.
Международные стандарты не являются
обязательными, однако, в условиях острой
конкуренции изготовители продукции,
стремясь поддержать высокую конкурентоспособность
своих изделий, вынуждены обеспечивать
соответствие своей продукции требованиям
международных стандартов.
Нормативные документы регионального уровня представлены документами ЕС,
СНГ и др.
В рамках ЕС действует техническое законодательство,
представленное постановлениями и директивами
Совета ЕС, а также евростандартами. Если
евростандарт направлен на обеспечение
конкретной директивы, то он имеет обязательный
характер и называется гармонизированным стандартом.
Продукция, отвечающая требованиям гармонизированного
евростандарта и соответствующей директивы,
маркируется знаком СЄ. [4]
Маркировка товара этим знаком дает ему
дополнительные преимущества. Особенность
большинства евростандартов заключается
в том, что в их основу закладываются, как
правило, лучшие стандарты отдельных европейских
стран. Федеральный закон определяет четыре
основных вида нормативных документов:
государственные стандарты (ГОСТ), отраслевые
стандарты (ОСТ), стандарты предприятия
(СТП), стандарты научно-технических, инженерных
обществ и других общественных объединений
(СТО).
К федеральным нормативным документам
по СНДС относятся: строительные нормы
и правила (СНиП), государственные стандарты,
своды правил по проектированию и строительству
(СП) и руководящие документы системы (РДС).
Для субъектов Российской Федерации СНДС
вводит новый нормативный документ - территориальные
строительные нормы (ТСН), а СТП и СТО относит
к производственно-отраслевым нормативным
документам. Получилась система нормативных
документов, практически полностью отличающаяся
от принятой на федеральном уровне.
Стандарты СНГ - это региональные стандарты
- ГОСТы, существующие как категория нормативных
документов с 1992 г. В рамках крупных государств
функционируют национальные стандарты:
BSI Британского института стандартов,
NF Французской ассоциации по стандартам,
DIN Немецкого института стандартизации
и т.д.
К нормативным документам по стандартизации
в России согласно закону «О техническом
регулировании» относятся:
– национальн
– общероссий
– нормы, правила и рекомендации
по стандартизации;
– стандарты организаций.
Национальные стандарты и общероссийские
классификаторы представляют собой национальную
систему стандартизации.
Заключение
Общей целью стандартизации является
защита интересов потребителей и государства
по вопросам качества продукции, процессов
и услуг. Кроме того, стандартизация осуществляется
в следующих целях:
Стандартизация как наука
и как вид деятельности базируется
на определенных исходных положениях
— принципах. Принципы стандартизации
отражают основные закономерности процесса
разработки стандартов, обосновывают
ее необходимость в управлении народным
хозяйством, определяют условия эффективной
реализации и тенденции развития.
Список использованной литературы
1. Бурдун Г.Д. Справочник по международной
системе единиц.– М.: Изд-во стандартов,
1980.
2. Метрология, стандартизация и измерения
в технике связи. Учеб. пособие для вузов
/ Б.П.Хромой, А.В.Кандинов, А.Л.Сенявский
и др.; Под ред. Б.П.Хромого. – М.: Радио и
связь,1986.
3. Основополагающие стандарты в области
метрологии. – М.: Изд.-во стандартов, 1986.
Информация о работе Основные принципы и теоретическая база стандартизации