Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 20:27, реферат
Логарифмы, как и любые числа, можно складывать, вычитать и всячески преобразовывать. Но поскольку логарифмы — это не совсем обычные числа, здесь есть свои правила, которые называютсяосновными свойствами.
Эти правила обязательно надо знать — без них не решается ни одна серьезная логарифмическая задача. К тому же, их совсем немного — все можно выучить за один день. Итак, приступим.
Основные свойства логарифмов
Логарифмы, как и любые числа, можно складывать, вычитать и всячески преобразовывать. Но поскольку логарифмы — это не совсем обычные числа, здесь есть свои правила, которые называютсяосновными свойствами.
Эти правила обязательно надо знать — без них не решается ни одна серьезная логарифмическая задача. К тому же, их совсем немного — все можно выучить за один день. Итак, приступим.
Сложение и вычитание логарифмов
Рассмотрим два логарифма с одинаковыми основаниями: loga x и loga y. Тогда их можно складывать и вычитать, причем:
Итак, сумма логарифмов равна логарифму произведения, а разность — логарифму частного. Обратите внимание: ключевой момент здесь —одинаковые основания. Если основания разные, эти правила не работают!
Эти формулы помогут
вычислить логарифмическое
Задача
Найдите значение выражения: log6 4 + log6 9.
Решение
Поскольку основания
у логарифмов одинаковые, используем формулу
суммы:
log6 4 + log6 9 = log6 (4 · 9) = log6 36
= 2.
Ответ
2
Задача
Найдите значение выражения: log2 48 − log2 3.
Решение
Основания одинаковые,
используем формулу разности:
log2 48 − log2 3 = log2 (48 : 3) = log2 16
= 4.
Ответ
4
Задача
Найдите значение выражения: log3 135 − log3 5.
Решение
Снова основания
одинаковые, поэтому имеем:
log3 135 − log3 5 = log3 (135 : 5) = log3 27
= 3.
Ответ
3
Как видите, исходные выражения составлены из «плохих» логарифмов, которые отдельно не считаются. Но после преобразований получаются вполне нормальные числа. На этом факте построены многие контрольные работы. Да что контрольные — подобные выражения на полном серьезе (иногда — практически без изменений) предлагаются на ЕГЭ.
Вынесение показателя степени из логарифма
Теперь немного усложним задачу. Что, если в основании или аргументе логарифма стоит степень? Тогда показатель этой степени можно вынести за знак логарифма по следующим правилам:
Несложно заметить, что последнее правило следует их первых двух. Но лучше его все-таки помнить — в некоторых случаях это значительно сократит объем вычислений.
Разумеется, все
эти правила имеют смысл при
Задача
Найдите значение выражения: log7 496.
Решение
Избавимся от степени
в аргументе по первой формуле:
log7 496 = 6 · log7 49 = 6 · 2 = 12
Ответ
12
Задача
Найдите значение выражения:
Решение
Заметим, что в знаменателе стоит логарифм, основание и аргумент которого являются точными степенями: 16 = 24; 49 = 72. Имеем:
Ответ
2
Думаю, к последнему примеру требуются пояснения. Куда исчезли логарифмы? До самого последнего момента мы работаем только со знаменателем. Представили основание и аргумент стоящего там логарифма в виде степеней и вынесли показатели — получили «трехэтажную» дробь.
Теперь посмотрим на основную дробь. В числителе и знаменателе стоит одно и то же число: log2 7. Поскольку log2 7 ≠ 0, можем сократить дробь — в знаменателе останется 2/4. По правилам арифметики, четверку можно перенести в числитель, что и было сделано. В результате получился ответ: 2.
Переход к новому основанию
Говоря о правилах сложения и вычитания логарифмов, я специально подчеркивал, что они работают только при одинаковых основаниях. А что, если основания разные? Что, если они не являются точными степенями одного и того же числа?
На помощь приходят формулы перехода к новому основанию. Сформулируем их в виде теоремы:
Теорема
Пусть дан логарифм loga x. Тогда для любого числа c такого,что c > 0 и c ≠ 1, верно равенство:
В частности, если положить c = x, получим:
Из второй формулы следует, что можно менять местами основание и аргумент логарифма, но при этом все выражение «переворачивается», т.е. логарифм оказывается в знаменателе.
Эти формулы редко встречается в обычных числовых выражениях. Оценить, насколько они удобны, можно только при решении логарифмических уравнений и неравенств.
Впрочем, существуют задачи, которые вообще не решаются иначе как переходом к новому основанию. Рассмотрим парочку таких:
Задача
Найдите значение выражения: log5 16 · log2 25.
Решение
Заметим, что в аргументах обоих логарифмов стоят точные степени. Вынесем показатели: log5 16 = log5 24 = 4log5 2;log2 25 = log2 52 = 2log2 5;
А теперь «перевернем» второй логарифм:
Поскольку от перестановки множителей произведение не меняется, мы спокойно перемножили четверку и двойку, а затем разобрались с логарифмами.
Ответ
8
Задача
Найдите значение выражения: log9 100 · lg 3.
Решение
Основание и аргумент первого логарифма — точные степени. Запишем это и избавимся от показателей:
Теперь избавимся от десятичного логарифма, перейдя к новому основанию:
Ответ
1
Основное логарифмическое тождество
Часто в процессе решения требуется представить число как логарифм по заданному основанию. В этом случае нам помогут формулы:
В первом случае число n становится показателем степени, стоящей в аргументе. Число n может быть абсолютно любым, ведь это просто значение логарифма.
Вторая формула — это фактически перефразированное определение. Она так и называется: основное логарифмическое тождество.
В самом деле, что будет, если число b возвести в такую степень, что число b в этой степени дает число a? Правильно: получится это самое число a. Внимательно прочитайте этот абзац еще раз — многие на нем «зависают».
Подобно формулам перехода к новому основанию, основное логарифмическое тождество иногда бывает единственно возможным решением.
Задача
Найдите значение выражения:
Решение
Заметим, что log25 64 = log5 8 — просто вынесли квадрат из основания и аргумента логарифма. Учитывая правила умножения степеней с одинаковым основанием, получаем:
Ответ
200
Если кто-то не в курсе, это была настоящая задача из ЕГЭ :)
Логарифмическая единица и логарифмический ноль
В заключение приведу два тождества, которые сложно назвать свойствами — скорее, это следствия из определения логарифма. Они постоянно встречаются в задачах и, что удивительно, создают проблемы даже для «продвинутых» учеников.
Вот и все свойства. Обязательно потренируйтесь применять их на практике! Скачайте шпаргалку в начале урока, распечатайте ее — и решайте задачи.
Примеры решения задач
Задание. Вычислить , если
Решение. Перепишем данное выражение, используя свойство логарифма степени и логарифма произведения:
Ответ.
Задание. Вычислить
Решение. Преобразуем данное выражение, используя свойство суммы логарифмов и определение натурального логарифма:
Ответ.
Задание. Вычислить
Решение. Преобразуем данное выражение, используя свойство логарифма степени, а также тот факт, что :
Ответ.
Задание. Решить уравнение
Решение. ОДЗ:
Замена: , получаем уравнение . По определению логарифма:
Делая обратную замену, получаем:
Оба значения принадлежат ОДЗ.
Ответ.
Задание. Решить неравенство
Решение. ОДЗ:
Перейдем в неравенства от логарифмов к выражениям, стоящим под знаком логарифма, при этом, так как основание логарифма меньше единицы ( 0,5 < 1 ), знак неравенства поменяем на противоположный:
В пересечении с ОДЗ получаем, что
Ответ.
Задание. |
Решить уравнение |
Решение. |
Используем метод - решение логарифмических уравнений непосредственно по определению. Найдем область допустимых значений (ОДЗ) заданного уравнения. Для этого решим неравенство: Раскладываем левую
часть на множители, для этого
находим корни квадратного Тогда неравенство перепишется в виде: Отметим полученные корни на числовой прямой и определим знаки в полученных интервалах. Учитывая знак неравенства определим ОДЗ: ОДЗ нашли, теперь приступим к поиску корней исходного логарифмического уравнения: Перепишем уравнение, используя определение логарифма: Решим полученное квадратное уравнение. Можете проверить решение на нашем онлайн калькуляторе - решение квадратных уравнений. Убеждаемся, что полученные корни принадлежат ОДЗ. |
Ответ. |
|
Задание. |
Решить уравнение |
Решение. |
Найдем ОДЗ по определению логарифма. ОДЗ: Таким образом, Перепишем исходное уравнение, используя свойства суммы логарифмов и логарифма степени. Получим следующее уравнение: Приравняем подлогарифмические выражения: или после упрощения: Найдем корни
полученного квадратного Учитывая ОДЗ, корнем исходного логарифмического уравнения будет только |
Ответ. |
|
Задание. |
Решить уравнение |
Решение. |
Найдем ОДЗ по определению логарифма. ОДЗ: Перепишем уравнение, используя свойство разности логарифмов для левой части равенства, и внесем коэффициент в правой части как степень в подлогарифмическую функцию: Приравняем подлогарифмические выражения: Дробь равна нулю, когда числитель равен нулю, а знаменатель не равен 0. Так как согласно ОДЗ выражение в нуль не обращается, то найдем значения, при которых числитель равен 0: Полученное значение принадлежит ОДЗ. Подробную теорию читайте в статье: логарифмические уравнения. |
Ответ. |
|
Задание. |
Решить уравнение |
Решение. |
Используем метод - решение логарифмических уравнений заменой. ОДЗ: Воспользуемся свойством логарифма степени: и вынесем степень, как коэффициент перед логарифмом: Введем замену , тогда уравнение примет вид: Найдем корни
полученного квадратного Вернемся к исходной переменной : Применим свойство сложения и вычитания логарифмов с одинаковыми основаниями (В полном списке свойств логарифмов это свойства №4 и №5), а затем приравняем подлогарифмические выражения: Оба значения принадлежат ОДЗ. |
Ответ. |
|