Особенности развития представлений детей дошкольного возраста о размерах предметов и измерении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 15:19, контрольная работа

Краткое описание

С первых дней жизни ребенок попадает в мир предметов и явлений. Познание их происходит на основе восприятия, которое является важнейшим сенсорным процессом, направленным на опознание, обследование объектов, раскрытие его особенностей. Восприятие ребенка в дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Посредников. Посредник может быть равен одному из измеряемых предметов, либо меньше сравниваемых предметов по величине. В общем смысле, измерение – вид деятельности, направленный на определение величины условного объекта.

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Выявить уровень представлений детей одной возрастной группы о размерах предметов, об измерительной деятельности.

Выявить уровень  представлений детей о размерах предметов можно с помощью дидактических игр:

  1. Упражнение «Мишки».

Дидактические задачи: дальнейшее освоение понятий «длиннее», «короче»;  развитие внимания.

Материал: 5 мишек  разной величины и разного цвета, 5 корзиночек разной величины.

Вопросы:

- Какого цвета  мишки?

- Какой мишка  самый высокий?

Поставим его  вперед и сравним остальных (последовательно  убирается самый высокий мишка, и сравниваются оставшиеся).

- Какой мишка  выше из двух оставшихся?

- Какой он  будет по отношению к другим  мишкам?

Затем провести мишек, беря их по 3.

Давайте каждому  мишке поможем отыскать его корзинку. Как распределить корзинки, если мы знаем, что корзинки соответствуют  высоте мишек? (Если детям сразу трудно распределить корзинки, можно помочь методом исключения).

  1. «Большие и маленькие».

Цель: выявить  уровень развития восприятия величины.

Оборудование: набор геометрических фигур (большие  и маленькие).

Инструкция: «Покажи  мне большие фигуры и маленькие».

Анализ: справился  с заданием – высокий уровень,

не справился  с заданием – низкий уровень.

  1. «Вырастим елочку».

Цель: выявить  умеют ли дети сравнивать предметы по высоте.

Оборудование: два домика – высокий и низкий; две елочки – высокая и низкая.

Ход: у высокого домика вырастить высокую елочку, у низкого – низкую. Спросить какая елочка выросла у каждого домика.

С помощью дидактических  игр можно выявить разные представления  детей, как о окружающем мире так  и элементарные математические знания. Так же с помощью вопросов дети учатся отвечать на них, анализировать свой ответ. Учатся сами задавать вопросы, включая логику.

 

4. Проанализировать результаты действий сравнения и измерения, ответы детей по каждой серии заданий, систематизировать ошибки детей, сделать обобщения, выводы.

 

1 серия. Выявить  умение выделять и называть  параметры протяженностей.

1. Что ты можешь сказать о величине этих предметов? (Даны две полоски одинакового цвета, ширины, но разной длины, две полоски одинакового цвета, длины, но разной ширины; два цилиндра одинакового цвета, высоты, но разной толщины; два столбика одинакового цвета, толщины, но разной высоты; две матрешки разного размера).

Дети затруднялись  ответить, и отвечали с помощью  подсказок. Но  все же большинство  из ребят смогли ответить на эти  вопросы.

2. Покажи длину полоски, ширину, толщину цилиндра; высоту столбика. Дай такую же, больше, чем…, меньше, чем…

Так как дети уже знакомы с сравнением они  без труда справились с заданием.

3. Покажи у коробки длину, ширину, высоту. Сравни эти две коробки, объясни, чем они отличаются (дать коробки, отличающиеся двумя параметрами).

Дети все  ответили правильно (отличаются длиной, шириной, высотой).

2 серия.  Выявить  умение сравнивать предметы по  величине и строить упорядоченный  ряд.

1. Сравни полоски по длине и разложи их по порядку (дать 3-6 полосок одинаковой ширины, но различной длины и разных по цвету).

Дети справились. Затруднений не было.

2. Скажи, какого цвета самая длинная полоска, какого цвета самая короткая, какая полоска длиннее данной (показ), короче данной (показ)?

Так как дети старшей группы, то с этим занятием они справились хорошо.

3. Скажи, какие полоски надо переложить, чтобы получилась лесенка? (Дан неправильно построенный ряд).

Дети справились без помощи воспитателя.

3 серия. Выявить  умение измерять величины.

1. Скажи, как определить длину предметов?

Большая часть детей ответили верно (линейкой, сантиметровой лентой).

 

 

2. Скажи, чем можно измерить ширину (длину)?

Дети все  ответили верно (линейкой измеряют и  длину и ширину).

3. Измерить длину стола этой меркой (дать палочку, которая уложится в длине стола без остатка).

Скажи, чем можно  измерить крупу в мешочке, воду в  графине?

Ответы у  детей были разные, но все верные (Сыпучие тела можно измерять кружками, стаканами, чашкой, ложкой. И вновь дети приходят к выводу, что, чем меньше объем условной мерки, тем большее количество мерок получается при измерении одного и того же пакета крупы; воду измерять можно бутылкой, банкой ).

Для опроса из группы было взято 8 детей (5-6 лет). С каждым ребенком была проведена индивидуальная беседа, так как групповая не дала б результата. Ведь детям свойственно повторять друг за другом.

 

Имя ребенка

1 серия

2 серия

3 серия

Уровень

Аня

Возникали затруднения

Хорошо справилась

Хорошо справилась

Высокий

Олег 

Возникали затруднения

Хорошо справился

Хорошо справился

Высокий

Сережа

Возникали затруднения

Хорошо справился

Хорошо справился

Высокий

Ксюша

Возникали затруднения

Хорошо справилась

Хорошо справилась

Высокий

Ваня

Возникали затруднения

Хорошо справился

Хорошо справился

Высокий

Ульяна

Возникали затруднения

Хорошо справилась

Хорошо справилась

Высокий

Таня

Возникали затруднения

Хорошо справилась

Затруднялась  в 1 вопросе

Средний

Андрей

Возникали затруднения

Хорошо справился

Затруднялся в 1 вопросе.

Средний


 

По таблице  можно сделать вывод, что дети знакомы с величиной. С низким уровнем детей нет.

 

 

 

 

Вывод:

Дети шести лет должны уметь сравнивать, сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте, толщине и  правильно отражать эти умения в  речи («стало длиннее», «веревка толще  нитки», «тут шире», «этот предмет  шире» и т. д.). Сравнивать группы предметов. Их учат на глаз определять длину и толщину палки, ширину полоски, ленты, высоту забора и дерева, оценивая воспринимаемые размеры путем сопоставления с величиной известных предметов или действий. Продолжается обучение и упражнение детей в раскладывании предметов в возрастающем и убывающем порядке по длине, ширине, высоте, толщине на основе сравнения, использования приложения наложения. По ходу проведенного опроса выяснилось, что большая часть детей хорошо знакомы с понятием величины и измерением ее. В свою очередь такие показатели заслуга воспитателя. У подгруппы детей очень хорошие показатели, знания. Не смотря на трудности, которые возникли в начале опроса, дальше дети включались в работу и хорошо отвечали на вопросы.

В настоящее время благодаря усилиям ученых и практиков создана, успешно функционирует и совершенствуется научно-обоснованная методическая система по развитию математических представлений у детей. Её основные элементы - цель, содержание, методы, средства и формы организации работы - теснейшим образом связаны между собой и взаимообуславливают друг друга. Ведущим и определяющим среди них является цель, так как она ведёт к выполнению социального заказа общества детским садом, подготавливая детей к изучению основ наук (в том числе и математики) в школе.

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности развития представлений детей дошкольного возраста о размерах предметов и измерении