Применение ИКТ в преподавании математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 12:59, реферат

Краткое описание

Одной из приоритетных задач образования является создание эффективной системы информационного обеспечения управленческой и учебно-воспитательной деятельности. Добиться ее реализации мы сможем, используя современные информационно-компьютерные технологии и телекоммуникации. Они предоставляют педагогу новые возможности, позволяют вместе со студентами получать удовольствие от увлекательного процесса познания - не только силой воображения раздвигать стены класса, но с помощью новейших технологий погружаться в яркий красочный мир. Значительно расширяют возможности человека в его интеллектуальном и личностном развитии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….4
Основная часть
1. Обоснование методической темы…………………………………..5
2. Цели и задачи использования ИКТ………………………………...6
3. Процесс организации обучения с использованием ИКТ………12
4. Валеологизация урока……………………………………………...13
5. Что дает ИКТ……………………………………………………….22
Заключение……………………………………….……………………….25
Литература………………………………………………………………29
Приложение ………………………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 1.50 Мб (Скачать файл)

При выборе условий для использования ИКТ нами учитываются:

    • наличие соответствующих изучаемой теме программ;
    • количество компьютеризированных рабочих мест;
    • готовность студентов к работе с использованием компьютера;
    • возможности студента использовать компьютерные технологии вне кабинета.

 

Виды реализации ИКТ

Помня слова К. Ф. Гаусса о том, что «математика - наука для глаз, а не для ушей», можно полагать, что математика, а также информатика - это те предметы, в которых использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа.

Информационная технология, по мнению Г.К. Селевко может быть реализована в трех вариантах:

    • как «проникающая» (использование компьютера при изучении отдельных тем, разделов, для решения отдельных дидактических задач);
    • как основная (наиболее значимая в используемой педагогической технологии);
    • как монотехнология (когда все обучение и управление учебным процессом, включая все виды диагностики, контроля и мониторинга, опираются на применение компьютера).

Конечно, идеальный вариант, к которому стремится каждый учитель монотехнологическое обучение, то есть самостоятельная учебная работа ребенка в интерактивной среде обучения, используя готовые электронные учебные курсы. Использование информационных технологий необходимо рассматривать в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса:

    1. создание уроков с использованием ИТ;
    2. творческая проектная работа учащихся;
    3. дистанционное обучение, конкурсы;
    4. библиотека, ресурсы Интернет;
    5. элективные курсы;
    6. социально - психологический мониторинг становления личности студента;
    7. творческое взаимодействие с педагогами.

Формы использования ИКТ

В процессе преподавания математики, информационные технологии могут использоваться в различных формах. Используемые мною направления можно представить в виде следующих основных блоков:

    • мультимедийные сценарии уроков;
    • проверка знаний на уроке;
    • внеурочная деятельность

Использование на уроках мультимедиа реализует такие принципы:

    1. Принцип наглядности. Позволяет использовать на любом уроке иллюстративный материал, аудиоматериал, ресурсы редких иллюстраций. Наглядность материала повышает его усвоение студентами, так как задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
    2. Принцип природосообразности. Использование материалов Интернет вызывает интерес студентов старших классов. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
    3. Принцип прочности. Использование уроков-презентаций технически позволяет неоднократно возвращаться к изученному или изучаемому материалу. Использование обучающих программ позволяет на одном уроке вызывать материал предыдущих уроков.
    4. Принцип научности: преобразование этого принципа при мультимедиа обучении получает более фундаментальную основу.
    5. Принцип доступности: данная технология интегрируется с технологией дифференцированного обучения и позволяет одновременно на уроке выводить на монитор или экран разноуровневые задания, контрольно-тестовые задания, задания повышенной сложности.
    6. Принцип системности: использование уроков – презентаций позволяет разработать систему уроков по одной теме, а также выводя на экран элементы предыдущих уроков, объяснять новое.
    7. Принцип последовательности: как и на традиционных уроках, учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно.

Практикую проведение таких уроков, как при изложении нового материала, так и при повторении пройденного.

Среди источников информации следует особо отметить сеть Интернет, можно рекомендовать студентам сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где студенты могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, тесты в режиме on-line.

Интернет – прежде всего важный источник информации. В связи с ростом объёмов информации необходимо формировать информационную культуру. Под ней понимается знание источников информации, приёмов и способов рациональной работы с ними, применение их в практической деятельности. Студенты среднего звена нашего лицея, с которыми мы работаем, являются уверенными пользователями ПК, и поэтому учителю, учитывая реалии дня, необходимо использовать в обучении информационные коммуникационные технологии. Тем более это обусловлено и компетентностным подходом в образовании. В некоторых экспериментальных программах математики добавляется новая компетенция - информационно-образовательная компетенция.

Информационно-образовательная компетенция - умение самостоятельно находить и преобразовывать согласно поставленной цели необходимую информацию с использованием полиграфических и информационных технологий (Интернет, компьютер)

Поэтому мы с студентами используем ресурсы сети Интернет на уроках.

Контроль знаний на уроке

В данном блоке реализуется принцип доступности, компьютер выступает в роли рабочего инструмента как средство подготовки и хранения заданий и тестов и оценивании знаний студентов.

Для контроля знаний на уроке помимо традиционных контрольно-измерительных материалов мною используются специально составленные мультимедийные презентации, тесты

Тестирование с использованием компьютера.

Преподаватель заранее вводит в компьютеры тест и предлагает студентам выполнить.

Тестовый учет устраняет случайность, субъективность и приблизительность оценки работы учеников. Составление тестов дело трудоемкое, но вполне окупаемое повышением эффективности учебного процесса.

Предлагаемые тестовые задания содержат по 15 вопросов с двумя формами ответа:

    • - выбор ответа из предложенных ответов, среди которых один ответ верный,
    • краткий ответ (полученный ответ надо написать в отведенном для этой цели месте).

Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Перевод числа правильных ответов студента в оценку по пятибалльной шкале рекомендуется проводить в следующем соответствии:

 «1» - 0 – 4 заданий;

«2» - 5 – 8 заданий;

«3» - 9 – 11 заданий;

«4» - 12 – 13 заданий;

«5» - 14 – 15 заданий.

Для проведения одного теста рекомендуется часть урока в зависимости от заданий по указанной теме. Материалы тестов могут быть использованы также на уроках при выполнении самостоятельных работ, при подготовке к контрольным работам.

Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в баллах по единым для всех учащихся критериям. Это позволяет определить, кто из учеников не овладел программным материалом, кто овладел им на минимальном уровне, кто полностью и уверенно владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы, кто из учащихся не только полностью овладел необходимыми знаниями, но может применять их в новых ситуациях, владеет умениями на более высоком уровне, чем это предусмотрено программой.

 Тесты можно составить по-разному, например, при ошибочном ответе появляется подсказка: соответствующее правило и примеры. При повторной ошибке появляется правильный ответ. Последовательность ошибочных действий студента сопровождается выведением на экран комментариев. Работа заканчивается выводом на экран статистической информации о количестве ошибок и выставленной оценке. В итоге, преподаватель видит реальные знания, а у студентов нет претензий за выставленную отметку.

 Компьютер практически решает  проблему индивидуализации обучения. Обычно студенты, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения преподавателя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея, в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации.

Компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея. На любом этапе урока можно использовать компьютерные презентации, как индивидуально, так с помощью интерактивной.

Примеры использования презентаций на уроках математики:

    • Объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией.
    • Работа с устными упражнениями.
    • Использование презентации при повторении пройденного материала.
    • Демонстрация условия и решения задачи.
    • Демонстрация геометрических чертежей.
    • Взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде.
    • Проведение тестов.
    • Проведение рефлексии.
    • Демонстрация портретов математиков и рассказ об их открытиях.
    • Иллюстрация практического применения теорем в жизни.
    • Создание учащимися компьютерных презентаций к урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.
    • Внеклассная работа: математические игры и вечера.

Работая с презентацией, в первую очередь необходимо определиться с целесообразностью её применения. Например, если слайд содержит динамические фрагменты, повышающие эффективность процесса усвоения новых знаний учащимися, то его применение на уроке более обоснованно, чем статистических слайдов.

 Учебный материал на слайдах  распределяю частями, удобными для  восприятия. Не размещаю на одном  слайде много информации, даже  если она имеет отношение к  сути, излагаемого на нём, вопроса.

 Дизайн презентации выбираю так, чтобы стиль её оформления соответствовал содержанию. В учебной презентации уместнее сдержанный дизайн.

 Динамические элементы на  слайдах, конечно, повышают наглядность, способствуют лучшему осмыслению  и запоминанию учебного материала. Но при этом слайд не должен быть перенасыщен анимацией.

 Для проведения уроков удобно  использовать слайды с демонстрацией  по щелчку. При использовании  презентации в качестве наглядного  пособия важно оптимально задействовать  и зрение, и слух. Поэтому часть информации выношу на демонстрационный слайд, а часть проговариваю. Это повышает продуктивность урока.

 При проведении  таких уроков  реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей  эстетической привлекательностью, Урок-презентация  обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд).

При изучении новой темы я провожу  урок-лекцию с применением мультимедийной презентации.    Это позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации.

 Можно использовать презентацию  при повторении, закреплении учебного материала, для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения.

 Кроме того, я  использую презентацию  и для устных упражнений, демонстрирую геометрические чертежи.  Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности. Можно предложить студентам образцы оформления решений, записи условия задачи, повторить демонстрацию некоторых фрагментов построений, организовать устное решение сложных по содержанию и формулировке задач.

 С помощью презентации успешно  проходит взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде, проведение тестов, рефлексии, демонстрация портретов математиков и рассказ об их открытиях, иллюстрация практического применения теорем в жизни.

 Использование ИКТ дает возможность для повышения мотивации, использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся. На таких уроках у учащихся интерес к предмету повышен.

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл.

Информация о работе Применение ИКТ в преподавании математики