Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 15:24, реферат
Еще с древних времен человеческое познание окружающего мира приобрело двустороннюю направленность. С одной стороны, стремление понять, из чего состоит все многообразие материальной действительности, выявить первичные мельчайшие элементы разнообразного мира вещей. С другой стороны, человек стремится понять мир как нечто целое, единое, объединенное в систему.
Любой объект, не зависимо от того созданный природой или человеком, можно рассматривать как сложную систему, составленную из отдельных элементов, взаимодействующих между собой.
Введение 3
Период зарождения математики 5
Предмет математики в период с VI в. до н. э. до XVI в. н. э
Эволюция математики в период с XVII в. до XX в. 15
Современные научные представления о предмете математики 19
Заключение 24
Список литературы 25
Приведем пример. Как уже отмечалось ранее, мы говорим, что представление об отрезке дает туго натянутая нить, однако мы абстрагируемся от ее длины, толщины и считаем возможным мыслить ее неограниченно продолженной в обе стороны. В действительности же такой фигуры никто не встречал и никто не может на основе лишь своего перцептивного опыта утверждать о каких-либо ее свойствах, проявляющихся на бесконечности. Далее при изучении геометрии появляются аксиомы, отношения принадлежности, лежать между, равенства. Мы мыслим все эти понятия логически, не задумываясь о том, что на доске и в тетрадях состоят из меловой и графитовой пыли. Причем мыслим логически, через аксиомы, отношения, свойства, теоремы. Все они являются для нас не предметами реальной действительности, а логически мыслимыми объектами.
Теперь, когда материалистическая идеология потеряла свой административный ресурс, сравнялась в своих правах с идеализмом, в трактовке математики как «науки о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира», слова «действительного мира» можно опустить, а слова «количественные» и «пространственные» можно заменить обобщением – «логически мыслимые».
Итак, Е. Е. Семенов предлагает определение математики как науки о логически мыслимых формах и отношениях и уделяет этому определению важное значение при изучении математики как школьной дисциплины. Он считает, что без проникновения в онтос предмета математики, без перманентного осознания ее предметности, знания самой дисциплины будут поверхностными и будут лишь сводиться к репродуктивному воспроизведению способов решений задач, рассмотренных вместе с учителем на уроке. Поскольку предметом математики являются ЛМФ, то учителю необходимо учить учащихся самостоятельно их конструировать, т.е. создавать, а затем исследовать эти новые, сконструированные формы, осуществляя таким образом субъективные «математические открытия» [2, c. 5].
Из всего сказанного выше следует, что дать однозначный ответ на вопрос «Что является предметом математики?» невозможно. Математика является весьма обширной областью мировоззрения и постоянно богатеет все новыми идеями и направлениями не только изучения, но и применения. Всякая «чистая», т.е. теоретическая математика имеет приложение только к априорно-созерцательным формам, будучи которыми сама же и порождена.
Многие ученые и философы пытались безуспешно разрешить задачу выяснения статуса математических абстракций и их отношения к действительности. Хотя исторически арифметика и геометрия выросли из практического опыта, но исходными пунктами при аксиоматическом построении математических дисциплин оказываются не индуктивные обобщения и во многих случаях даже не идеализирующие абстракции от этих обобщений, а так называемые чистые идеальные конструкты.
В старых школьных учебниках геометрии можно было прочесть: «Справедливость аксиом подтверждается многовековым опытом человечества». Этот тезис является отражением точки зрения Аристотеля; однако, с точки зрения современного математика, он не имеет никакого смысла – и точки, и прямые, и плоскости являются продуктом нашего воображения, считаются логически мыслимыми. И даже если предположить, что «справедливость аксиом подтверждается многовековым опытом», то что сказать о теории групп, о классах Фиттинга, о нечеткой логике и других направлениях математики, активно исследуемых и изучаемых современными учеными.
Появление же неевклидовой геометрии снимает все вопросы по поводу «многовекового опыта человечества». Важный вопрос заключается в том, можно ли считать, что открытие Лобачевским неевклидовых геометрий в принципе подорвало учение об априорности пространства, поскольку оно показало, что тезис об априорной общеобязательности геометрии Евклида как единственного будто бы возможного для всякого субъекта способа восприятия чувственных феноменов не имеет силы.
Из всего выше сказанного можем повести итог изменения предмета математики на протяжении 4-х периодов ее развития:
В данной работе было рассмотрено, как на протяжении веков у ученых
и философов менялось представление о
математики как науке и, в частности, о
предмете математики. Необходимо отметить,
что вопрос этот остается открытым и по
сей день, и, учитывая динамику развития
математики, нельзя утверждать, что ответ
на него будет найден в скором времени.
Информация о работе Проблема определения предмета математики