у старших
дошкольников
Рис. 2.3.
Таким образом, результаты контрольного
эксперимента показали эффективность
представленной системы работы и целесообразность
использования разнообразных дидактических
средств, способствующих развитию количественных
представлений у старших дошкольников
в малокомплектном детском саду. В разновозрастной
группе целесообразно использовать
процесс взаимообучения. Этот процесс
рассматривается как взаимодействие и
общение детей разного возраста, в ходе
которого осуществляется усвоение знаний,
умений, навыков и происходит развитие
детей разных возрастов.
Заключение
В условиях сохранения
и возрождения малокомплектных
детских садов обострилась проблема
воспитания и обучения детей в
разновозрастных группах и, в
частности, проблема своевременного и
полноценного математического развития дошкольников.
В работах В.Н.
Аванесовой, А.Н. Давидчук, Т.Н. Дороновой,
И.С. Дёминой, Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой,
Л.А. Пеньковской, С.Г. Якобсон и др. отмечается,
что само по себе пребывание детей разного
возраста в одной группе не гарантирует
продуктивного их взаимодействия. Необходимы
усилия педагогов, направленные на организацию
совместной деятельности дошкольников
в процессе воспитания и обучения.
Организация педагогического
процесса в малокомплектном детском
саду имеет свои особенности и сложности, требует
от педагога знания программ всех возрастных
групп, умения сопоставлять программные
требования с возрастными и индивидуальными
особенностями детей, способности правильно
распределять внимание, понимать и видеть
каждого ребёнка и всю группу в целом,
обеспечивать развитие детей в соответствии
с их возможностями.
К менее изученным
и слабо освещенным в научной
литературе относятся вопросы формирования
математических представлений у
детей дошкольного возраста в
условиях разновозрастной группы, в том числе и количественных.
Изучение количественных
отношений – процесс сложный
и трудный. Проблема развития количественных
представлений у детей дошкольного возраста
при значительной своей разработанности
до сих пор остаётся весьма актуальной.
Эта актуальность
связана с тем, что существуют
разные теоретические подходы к
этой проблеме. Кроме того, сохраняется
большая практическая значимость проблемы. Методику
формирования количественных представлений
у дошкольников в ДОУ разрабатывали Н.Г.
Бакст, А.В. Белошистая, Ф.Н. Блехер, Т.И.
Ерофеева, Н.А. Зайцев, А.М. Леушина, З.А.
Михайлова, З.Г. Пигулевская, Я.Ф. Чекмарев,
Е.И. Щербакова и другие. Однако проблема
развития математических представлений,
в том числе и количественных, в условиях
малокомплектного детского сада (разновозрастной
группы) ждет своего решения.
Анализ программ
ДОУ показал, что нет специально
разработанных программ для обучения и воспитания
детей в условиях разновозрастной группы.
Они обучаются по тем же программам, что
и дети, посещающие различные типовые
дошкольные учреждения.
Особое место
на занятиях в детском саду отводится
дидактическим средствам обучения (дидактические
игры, малые фольклорные жанры, физкультминутки,
пальчиковая гимнастика, занимательные
задачи), с помощью которых дошкольники
знакомятся, закрепляют, уточняют математические
знания, умения и навыки.
В ходе
опытно-экспериментальной работы
мы определили уровень сформированности
количественных представлений у
старших дошкольников в малокомплектном
детском саду. Высокий уровень развития количественных
представлений показали 6 человек экспериментальной
группы, что составляет 60%. Средний
уровень развития количественных представлений
показали 3 человека, что составляет
30%. Низкий уровень развития количественных
представлений показал 1 человек, что составляет
10%.
На этапе
формирующего эксперимента разработали
и апробировали систему работы по развитию
количественных представлений у старших
дошкольников в малокомплектном детском
саду. Активно использовали в работе по
математическому развитию старших дошкольников
разнообразные дидактические средства:
дидактических игры, малые фольклорные
жанры, физкультминутки, пальчиковую гимнастику,
занимательные задачи.
Результаты
опытно-экспериментальной работы показали эффективность составленной
системы работы и целесообразность использования
разнообразных дидактических средств,
способствующих развитию количественных
представлений у старших дошкольников
в малокомплектном детском саду. До эксперимента
на высоком уровне сформированности количественных
представлений находились 6 человек (60%),
после эксперимента – 8 человек (80%). На
среднем уровне сформированности количественных
представлений находились 3 человека (30%),
после эксперимента – 2 человека (20%). На
низком уровне сформированности
количественных представлений находился
1 человек (10%), после эксперимента – низкий
уровень отсутствует.
Проблемно-сопоставительный
анализ психолого-педагогической и методико-математической
литературы, данные экспериментального
исследования показали, что работа
с учётом специфики разновозрастной группы,
использование разнообразных дидактических
средств способствуют эффективному обучению
математике старших дошкольников в малокомплектном
детском саду, в том числе и в процессе
развития количественных представлений.
Поставленная проблема, безусловно,
не исчерпывается данным исследованием. Вместе
с тем задачи нашего исследования в основном
решены, и гипотеза исследования нашла
своё подтверждение.
Список
используемой литературы
- Аванесова, В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе / В.Н. Аванесова. – М.: Просвещение, 1979. - 176с.
- Альтхауз, Д. Цвет, форма, количество / Д.Альтхауз. – М.: Просвещение, 1984. –39 с.
- Арушанова, А.Г. Обучение детей в дошкольных учреждениях села (в условиях разновозрастной группы) / А.Г. Арушанова; под ред. А.С. Алексеевой. - М.: Просвещение, 1990. – 174 с.
- Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А. В. Белошистая. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
- Березина, Р.Л., Данилова, В.В., Рихтерман, Т.Д. и др. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях / Р.Л. Березина, В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман. - М.: Просвещение, 1987. – 175 с.
- Бондаренко, Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т.М. Бондаренко. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2000. – 432 с.
- Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1985.- 176 с.
- Бутенко, А. В., Бутенко, В.Н. Игры по правилам в разновозрастной группе дошкольников. // Бюллетень клуба конфликтологов №5, г. Красноярск, 1996. Режим доступа: http://ippd.univers.krasu.ru/bibl/bkk/b5_i004.doc
- Волчкова, В.Н., Степанова, Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. - 91 с.
- Воспитание детей в дошкольных учреждениях села (в условиях разновозрастной группы). / Под ред. Р.Л. Курбатовой. - М.: Просвещение, 1989.- 158 c.
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. – СПб.: Акцидент, 1999. – 224 с.
- Ерофеева,Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М.: Просвещение, 1997. - 175 с.
- Жикалкина, Т.К. Игровые и занимательные задания по математике / Т.К. Жикалкина. – М.: Просвещение, 1989. – 47 с.
- Зайцев, Н. А. Письмо. Чтение. Счет / Н. А. Зайцев. – СПб., 1997.
- Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольника / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; под ред. Л.Г. Нисканен.- М.: Академия, 2002. - 208 с.
- Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2000. – 416 с.
- Колесникова, Е.В. Математика для дошкольников 5-6 лет / Е.В. Колесникова. – М.: ТЦ Сфера, 2002. -80 с.
- Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. – М.: Просвещение, 1974. – 320 с.
- Малокомплектный детский сад: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. М.А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1988. - 271 с.
- Математика от трёх до семи / Авт.-сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. –СПб.: Акцидент, 1997. – 176 с.
- Метлина, Л.С. Математика в детском саду / Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.
- Минкина, М.В. Методика работы в разновозрастной группе детского сада / М.В. Минкина. - Минск, 1977. - 143с.
- Михайленко, Н Я., Короткова, Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: Просвещение, 1994. – 134 с
- Михайленко, Н.Я., Кустова, Н.И. Разновозрастные игровые объединения детей // Дошкольное воспитание. - 1987. – № 6
- Михайлова, З.А. Игровые и занимательные задачи для дошкольников / З.А. Михайлова. – М.: Просвещение , 1990.- 94 с.
- Михайлова, З.А., Непомнящая, Р.Л. Развитие речи на занятиях по формированию элементарных математических представлений / З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая // Дошкольное воспитание. -1989 - №1.
- Нищева, Н.В. Играйка. Игры и упражнения для формирования и развития элементарных математических представлений и речи дошкольников / Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-пресс, 2003. – 16 с.
- Новикова, В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст / В.П. Новикова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. –104 с.
- Носова, Е.А., Непомнящая, Р.Л. Логика и математика для дошкольников / Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. – СПб.: Акцидент, 1996. – 79 с.
- Перепятку, М. Дидактическая игра как форма организации обучения в разновозрастной группе сельского детского сада / М. Перепятку // Дошкольное воспитание. –1990. - №7.
- Перова, М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для детей дошкольного и младшего школьного возраста / М. Н. Перова. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1996. - 144 с.
- План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду / под ред. Михайловой З.А. – СПб.: Акцидент, 1997. – 221 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
- Радуга. Программа и методическое руководство для воспитателей младшей группы детского сада / Т.Н. Доронова, В.В.Гербова, Т.Т Гризик.. - М.: Просвещение, 1994. – 208 с.
- Радуга. Программа и методическое руководство для воспитателей средней группы детского сада / Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.Т. Гризик. - М.: Просвещение, 1994. – 208 с.
- Радуга. Программа и методическое руководство для воспитателей старшей группы детского сада / Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.Т. Гризик. - М.: Просвещение, 1994. – 208 с.
- Развитие. Программа. /Л.А. Венгер, О.Н. Дьяченко, Е.Л. Агаева. – М.: Новая школа, 1994. – 54 с.
- Сенченок, Н. Работа воспитателя и малокомплектном детском саду // Дошкольное воспитание. - 1981. - № 11. – С. 25-26.
- Сербина, Е.В. Математика для малышей: мл. разновозрастная группа: кн. для воспитателя дет. сада / Е.В. Сербина. М.: Просвещение, 1992. – 80 с.
- Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием / А.А. Смоленцева. - М.: Просвещение, 1993. – 95 с.
- Соловьева, Е. В. Математика и логика для дошкольников: методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Е. В. Соловьева. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2002. - 157 с.
- Столяр, А.А. Давайте поиграем / А.А. Столяр. – М.: Просвещение, 1991.–80с.
- Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова. – Мн.: Народная асвета, 1976. - 128 с.
- Фоменко, Л.К. Формирование синтаксического строя речи дошкольников малокомплектного детского сада: дис. канд. пед. наук / Л.К. Фоменко. - Елец, 1998. -177 с.
- Формы организации обучения в разновозрастной группе сельского детского сада: Рекомендации. - М.: НИИ дошкольного воспитания АПН РСФСР, 1988. – 53 с.
- Хомутинникова, А. Пути повышения эффективности обучения в разновозрастной группе // Дошкольное воспитание. - 1979. - № 8. - С.8-11.
- Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет / под ред. О.М. Дьяченко, Е.А. Агаевой. - М., 1991.- 54 с.
- Шаталова, Е.В. Использование дидактических игр в процессе развития количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Шаталова, Л.В Гончаренко // Дошкольник и младший школьник в системе естественно-математического образования: сборник докладов межрегиональной науч.-практ. Интернет-конференции, Белгород, 7-20 ноября 2006 г – Белгород: Изд-во «Велес», 2007. С. 24-28
- Шаталова, Е.В. Педагогическая практика по теории и методике развития математических представлений у детей дошкольного возраста / Е.В. Шаталова. – Белгород.: Политерра, 2005. – 75 с.
- Шаталова Е.В. Использование дидактических игр в процессе развития количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Шаталова, Л.В. Гончаренко // Дошкольник и младший школьник в системе естественно-математического образования: сб. докладов межрегиональной науч.-практ. Интернет-конференции, Белгород, 7-20 ноября 2006 г. – Белгород: Изд-во «Велес», 2007. - С. 24-28.
- Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга для воспитателя детсада / Г.С. Швайко; под ред. В.В.Гербовой. - М.: Просвещение, 1988. – 64 с.
- Щербакова, Е., Щербань, Л. Математика в малокомплектном детском саду // Дошкольное воспитание. - № 10, 11. - С. 15, 6.
- Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду/ Е.И. Щербакова. – М.: Академия, 1998. – 272 с.
- Щукина, А. Работа с детьми разновозрастной группы / А. Щукина // Дошкольное воспитание. - 1979. - № 7. - С. 13-18.
Приложение 1
Развитие
количественных представлений по программе
«Детство»
В программе
«Детство» (2004) в соответствии с возрастными
возможностями детей педагог
создаёт условия для развития у дошкольников представлений о
множествах:
1.1. Учит детей
- на основе развития сенсорного
восприятия – выделять свойства
предметов (цвет, форму, размер
и другие).
1.2. Создаёт условия
для овладения детьми различными
действиями с совокупностями предметов, их изображениями,
с геометрическими фигурами, символами
(путём выделения характеристических
свойств этих совокупностей и перечисления
элементов) К основным подобным действиям
можно отнести:
- образование множества предметов, их изображений, геометрических фигур, символов по заданному признаку (признакам);
- дробление этих множеств на составные части;
- выделение отдельных предметов – элементов множества;
- группирование по свойству, характеризующему множество;
- установление идентичности, сходства («такой же», «столько же»);
- выявление принадлежности или непринадлежности элементов к данному множеству;
- нахождение количества предметов, равного предъявленному;
- осуществление количественного анализа предметов окружающей обстановки;
- сравнение совокупностей предметов по качественным признакам (цвет, форма, размер, пространственное расположение) и по количеству – методом наложения, приложения, составления пар, счёта (например, «десять мячей и десять горошин – чего больше?», «два заборчика из восьми дощечек - частый и редкий – где дощечек больше?» и т.д.);
- уравнивание множеств;
- сосчитывание и отсчитывание предметов по образцу, по заданному числу;
- сравнение двух множеств, доказательство их равночисленности (или неравночисленности) с использованием для этого предметов-заместителей, эквивалентов, условных обозначений (точками или геометрическими фигурами), попарное соединение предметов линиями, стрелками;
Педагог развивает
представления детей о числах.
2.1. Создаёт условия
для освоения детьми логических
операций классификации, сериации, принципа
сохранения количества и величины как
основы для развития представления о числах.
Формирует у
детей умение сравнивать
множества и числа.
Учит счёту
как деятельности с конечными
множествами, включающей следующие
структурные компоненты:
- цель (выразить количество элементов множества числом);
- средства достижения (процесс счёта);
- результат (итоговое число);
2.2. Формирует у детей
представления о числе в процессе
овладения предметными действиями с величинами
непрерывными и дискретными.
2.3. Знакомит со способами получения
чисел, отличающихся на единицу, с
местом и порядком следования чисел в
числовом ряду. В частности, использует
числовые «лесенки», «штанги», цветные
палочки Кюизенера, «дроби» и др. методические
пособия для развития умений определять
место каждого числа в натуральном ряду,
состав чисел, пользоваться разными способами
их образования, для знакомства детей
с арифметическими действиями сложения,
вычитания, умножения и деления (в доступных
пределах).
Учит считать предметы по порядку (в пределах
10) слева направо и справа налево в зависимости
от заданных условий (направление движение,
предметный ориентир, практическая необходимость).
Предлагает
детям упражнения, развивающие умения
видеть постоянство количества и независимость итогового числа
от начальной точки, от направления счёта.
Организует упражнения в сосчитывании
предметов при использовании разных анализаторов:
не только визуально, но и по осязанию,
в счёте звуков, движениё и т.д.
2.4. Показывает значение счёта и
чисел в разных видах человеческой
деятельности, в быту, для ориентировки
в окружающей действительности.
2.5. Формирует дифференциацию
действий сосчитывания и отсчитывания.
2.6. Формирует представления о
независимости числа предметов от
их несущественных (для математики) признаков:
цвета, формы, размера, расстояния между
ними, расположения их в пространстве,
занимаемой площади.
2.7. Способствует осмыслению цифр как специальных, знаков, приспособленных
для обозначения чисел, учит различать
их, находить, выстраивать в ряд, воспроизводить
(на основе обследовательских действий,
штриховки цифр, образов художественной
литературы).
2.8. Развивает
представления о количественном
и порядковом значении чисел.
2.9. Учит делить предметы на равные части,
знакомит с долями (дробными
числами).
2.10. Совершенствует
умение детей сравнивать числа, развивает их представление
об относительности
величины чисел (5>4, но 5<6), что способствует
формированию представления о свойстве транзитивности
отношений «меньше» и «больше» (если 1<2
и 2<3, то 1<3).