Развитие количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 21:19, дипломная работа

Краткое описание

Дошкольное образование должно обеспечить равные стартовые возможности для детей, имеющих разноуровневую подготовку, и бескризисный переход дошкольника к обучению в школе.

Содержание

Введение………………………………………………….……………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития количественных представлений у детей дошкольного возраста в малокомплектном детском саду…………………………………………………………………………….………..8
1.1 Особенности организации обучения математике дошкольников в малокомплектном детском саду……………..…………………………………………..8
1.2 Анализ современных программ для дошкольных образовательных учреждений по развитию количественных представлений у старших дошкольников…………………………………………………………...………………………17
1.3 Дидактические основы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста в процессе обучения…………………………….28
1.4 Средства развития количественных представлений у дошкольников в малокомплектном детском саду ……………………………………...…………...32
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду…………………………………………….……………………………...47
2.1 Определение уровня сформированности количественных представлений у старших дошкольников …………………………………….…………………....47
2.2 Практическая работа по развитию количественных представлений у старших дошкольников в процессе обучения в разновозрастной группе….….52
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы………………………....65
Заключение………………………………………………………………………...69
Список использованной литературы…………………………………………..72
Приложение………………………………………………………………………..77

Вложенные файлы: 1 файл

мой диплом.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

у старших  дошкольников

 

 

Рис. 2.3.

Таким образом, результаты контрольного эксперимента показали эффективность представленной системы работы и целесообразность использования разнообразных дидактических средств, способствующих развитию количественных представлений  у старших дошкольников в малокомплектном детском саду. В разновозрастной группе  целесообразно использовать процесс  взаимообучения.  Этот процесс рассматривается как взаимодействие и общение детей разного возраста, в ходе которого осуществляется усвоение знаний, умений, навыков и происходит развитие детей разных возрастов.

Заключение

 

В условиях сохранения и возрождения малокомплектных  детских садов обострилась проблема воспитания и обучения детей в  разновозрастных группах и, в  частности, проблема своевременного и  полноценного математического развития дошкольников.

В работах В.Н. Аванесовой, А.Н. Давидчук, Т.Н. Дороновой, И.С. Дёминой,  Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой,  Л.А. Пеньковской, С.Г. Якобсон и др. отмечается, что само по себе пребывание детей разного возраста в одной группе  не гарантирует продуктивного их взаимодействия. Необходимы усилия педагогов, направленные на организацию совместной деятельности дошкольников в процессе воспитания и обучения.

Организация педагогического  процесса в малокомплектном детском  саду имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребёнка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.

К менее  изученным  и слабо освещенным в научной  литературе относятся вопросы формирования математических представлений у  детей дошкольного возраста в  условиях разновозрастной группы, в том числе и количественных.

Изучение количественных отношений – процесс сложный  и трудный. Проблема развития количественных представлений у детей дошкольного возраста при значительной своей разработанности до сих пор остаётся весьма актуальной.

Эта актуальность связана с тем, что существуют разные теоретические подходы к  этой проблеме. Кроме того, сохраняется  большая практическая значимость проблемы. Методику формирования количественных представлений у дошкольников в ДОУ разрабатывали Н.Г. Бакст, А.В. Белошистая, Ф.Н. Блехер, Т.И. Ерофеева, Н.А. Зайцев, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, З.Г. Пигулевская,  Я.Ф. Чекмарев, Е.И. Щербакова и другие. Однако проблема развития математических представлений, в том числе и количественных, в условиях малокомплектного детского сада (разновозрастной группы) ждет своего решения.

Анализ программ ДОУ показал, что нет специально разработанных программ для обучения и воспитания детей в условиях разновозрастной группы. Они обучаются по тем же программам, что и дети, посещающие различные типовые дошкольные учреждения.

Особое место  на занятиях в детском саду отводится  дидактическим средствам обучения (дидактические игры, малые фольклорные жанры, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, занимательные задачи), с помощью которых дошкольники знакомятся, закрепляют, уточняют математические знания, умения и навыки.

 В ходе  опытно-экспериментальной работы  мы определили уровень сформированности  количественных представлений у  старших дошкольников в малокомплектном  детском саду. Высокий уровень развития количественных представлений показали 6 человек экспериментальной группы, что составляет 60%. Средний уровень развития количественных представлений показали 3 человека, что составляет 30%. Низкий уровень развития количественных представлений показал 1 человек, что составляет 10%.

На этапе  формирующего эксперимента разработали  и апробировали систему работы по  развитию количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду. Активно использовали в работе по математическому развитию старших дошкольников разнообразные дидактические средства: дидактических игры, малые  фольклорные жанры, физкультминутки, пальчиковую гимнастику, занимательные задачи.

Результаты  опытно-экспериментальной работы показали эффективность составленной системы работы и целесообразность использования разнообразных дидактических средств, способствующих развитию количественных представлений  у старших дошкольников в малокомплектном детском саду. До  эксперимента на высоком уровне сформированности количественных представлений находились 6 человек (60%), после эксперимента – 8 человек (80%). На среднем уровне сформированности количественных представлений находились 3 человека (30%), после эксперимента – 2 человека (20%). На низком уровне   сформированности  количественных представлений находился 1 человек (10%), после эксперимента – низкий уровень отсутствует.

         Проблемно-сопоставительный анализ психолого-педагогической и методико-математической литературы, данные экспериментального исследования показали,  что работа с учётом специфики разновозрастной группы, использование разнообразных дидактических средств способствуют эффективному обучению математике старших дошкольников в малокомплектном детском саду, в том числе и в процессе развития количественных представлений.

       Поставленная проблема, безусловно, не исчерпывается данным исследованием. Вместе с тем задачи нашего исследования в основном решены, и гипотеза исследования нашла своё подтверждение.

 

Список  используемой литературы

 

  1. Аванесова, В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе / В.Н. Аванесова. – М.: Просвещение, 1979. - 176с.
  2. Альтхауз, Д.  Цвет, форма, количество / Д.Альтхауз. – М.: Просвещение, 1984. –39 с.
  3. Арушанова, А.Г. Обучение детей в дошкольных учреждениях села (в условиях разновозрастной группы) / А.Г. Арушанова; под ред. А.С. Алексеевой. - М.: Просвещение, 1990. – 174 с.
  4. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А. В. Белошистая. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
  5. Березина, Р.Л., Данилова, В.В., Рихтерман, Т.Д. и др. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях / Р.Л. Березина, В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман. - М.: Просвещение, 1987. – 175 с.
  6. Бондаренко, Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. Практическое пособие  для воспитателей и методистов ДОУ / Т.М. Бондаренко. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2000. – 432 с.
  7. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1985.- 176 с.
  8. Бутенко, А. В.,  Бутенко, В.Н. Игры по правилам в разновозрастной группе дошкольников. // Бюллетень клуба конфликтологов №5, г. Красноярск,  1996. Режим доступа: http://ippd.univers.krasu.ru/bibl/bkk/b5_i004.doc
  9. Волчкова, В.Н., Степанова, Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов  ДОУ / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. - 91 с.
  10. Воспитание детей в дошкольных учреждениях села (в условиях разновозрастной группы). / Под ред. Р.Л. Курбатовой. - М.: Просвещение, 1989.- 158 c.
  11. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. – СПб.: Акцидент, 1999. – 224 с.
  12. Ерофеева,Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. -  М.: Просвещение, 1997. -  175 с.
  13. Жикалкина, Т.К. Игровые и занимательные задания по математике / Т.К. Жикалкина. – М.: Просвещение, 1989. – 47 с.
  14. Зайцев, Н. А. Письмо. Чтение. Счет / Н. А. Зайцев. – СПб., 1997.
  15. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольника / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; под ред. Л.Г. Нисканен.- М.: Академия, 2002. - 208 с.
  16. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2000. – 416 с.
  17. Колесникова, Е.В. Математика для дошкольников 5-6 лет / Е.В. Колесникова. – М.: ТЦ Сфера, 2002. -80 с.
  18. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. – М.: Просвещение, 1974. – 320 с.
  19. Малокомплектный детский сад: Пособие для воспитателя детского сада / Под  ред. М.А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1988. - 271 с.
  20. Математика от трёх до семи / Авт.-сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. –СПб.: Акцидент, 1997. – 176 с.
  21. Метлина, Л.С. Математика в детском саду / Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.
  22. Минкина, М.В. Методика работы в разновозрастной группе детского сада / М.В. Минкина. - Минск, 1977. - 143с.
  23. Михайленко, Н Я., Короткова, Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: Просвещение, 1994. – 134 с
  24. Михайленко, Н.Я., Кустова, Н.И.  Разновозрастные игровые объединения детей // Дошкольное воспитание. - 1987. – № 6
  25. Михайлова, З.А. Игровые и занимательные задачи для дошкольников / З.А. Михайлова. – М.: Просвещение , 1990.- 94 с.
  26. Михайлова, З.А., Непомнящая, Р.Л. Развитие речи на занятиях по формированию элементарных математических представлений / З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая // Дошкольное воспитание. -1989 - №1.
  27. Нищева, Н.В. Играйка. Игры и упражнения для формирования и развития элементарных математических представлений и речи дошкольников / Н.В. Нищева. -  СПб.: Детство-пресс, 2003. – 16 с.
  28. Новикова, В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст /  В.П. Новикова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. –104 с.
  29. Носова, Е.А., Непомнящая, Р.Л. Логика и математика для дошкольников / Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. – СПб.: Акцидент, 1996. – 79 с.
  30. Перепятку, М. Дидактическая игра как форма организации обучения в разновозрастной группе сельского детского сада / М. Перепятку // Дошкольное воспитание. –1990. - №7.
  31. Перова, М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для детей дошкольного и младшего школьного возраста / М. Н. Перова. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1996. - 144 с.
  32. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду /  под ред. Михайловой З.А. – СПб.: Акцидент, 1997. – 221 с.
  33. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В.  Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
  34. Радуга. Программа и методическое руководство для воспитателей младшей группы  детского сада / Т.Н. Доронова, В.В.Гербова, Т.Т Гризик.. - М.: Просвещение, 1994. – 208 с.
  35. Радуга. Программа и методическое руководство для воспитателей средней  группы  детского сада / Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.Т. Гризик.  - М.: Просвещение, 1994. – 208 с.
  36. Радуга. Программа и методическое руководство для воспитателей старшей  группы  детского сада / Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.Т. Гризик. - М.: Просвещение, 1994. – 208 с.
  37. Развитие. Программа. /Л.А. Венгер,  О.Н. Дьяченко, Е.Л. Агаева. – М.: Новая школа, 1994. – 54 с. 
  38. Сенченок, Н. Работа воспитателя и малокомплектном детском саду // Дошкольное воспитание. - 1981. - № 11. – С. 25-26.
  39. Сербина, Е.В. Математика для малышей: мл. разновозрастная группа: кн. для воспитателя дет. сада / Е.В. Сербина. М.: Просвещение, 1992. – 80 с.
  40. Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием / А.А. Смоленцева. - М.: Просвещение, 1993. – 95 с. 
  41. Соловьева, Е. В. Математика и логика для дошкольников: методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Е. В. Соловьева. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2002. - 157 с.
  42. Столяр, А.А. Давайте поиграем / А.А. Столяр. – М.: Просвещение, 1991.–80с.
  43. Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова. – Мн.: Народная асвета, 1976. - 128 с.
  44. Фоменко, Л.К. Формирование синтаксического строя речи дошкольников малокомплектного детского сада: дис. канд. пед. наук / Л.К. Фоменко. - Елец, 1998. -177 с.
  45. Формы организации обучения в разновозрастной группе сельского детского сада: Рекомендации. - М.: НИИ дошкольного воспитания АПН РСФСР, 1988. – 53 с.
  46. Хомутинникова, А. Пути повышения эффективности обучения в разновозрастной группе // Дошкольное воспитание. - 1979. - № 8. - С.8-11.
  47. Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет / под ред. О.М. Дьяченко, Е.А. Агаевой. - М., 1991.- 54 с.
  48. Шаталова, Е.В. Использование дидактических игр в процессе развития количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Шаталова, Л.В Гончаренко // Дошкольник и младший школьник в системе естественно-математического образования: сборник докладов межрегиональной науч.-практ. Интернет-конференции, Белгород, 7-20 ноября 2006 г – Белгород: Изд-во «Велес», 2007. С. 24-28
  49. Шаталова, Е.В. Педагогическая практика по теории и методике развития математических представлений у детей дошкольного возраста / Е.В. Шаталова. – Белгород.: Политерра, 2005. – 75 с.
  50. Шаталова Е.В. Использование дидактических игр в процессе развития количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Шаталова, Л.В. Гончаренко // Дошкольник и младший школьник в системе естественно-математического образования: сб. докладов межрегиональной науч.-практ. Интернет-конференции, Белгород, 7-20 ноября 2006 г. – Белгород: Изд-во «Велес», 2007. - С. 24-28.
  51. Швайко,  Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга для воспитателя детсада / Г.С. Швайко; под ред. В.В.Гербовой. - М.: Просвещение, 1988. – 64 с.
  52. Щербакова, Е., Щербань, Л. Математика в малокомплектном детском саду // Дошкольное воспитание. - № 10, 11. - С. 15, 6.
  53. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду/ Е.И. Щербакова. – М.: Академия, 1998. – 272 с.
  54. Щукина, А. Работа с детьми разновозрастной группы / А. Щукина // Дошкольное воспитание. - 1979. - № 7. - С. 13-18.

 

Приложение 1

 

Развитие  количественных представлений по программе  «Детство»

 

В программе  «Детство» (2004) в соответствии с возрастными  возможностями детей педагог  создаёт условия для развития у дошкольников представлений о множествах:

1.1. Учит детей  - на основе развития сенсорного  восприятия – выделять свойства  предметов (цвет, форму, размер  и другие).

1.2. Создаёт условия  для овладения детьми различными  действиями с совокупностями предметов, их изображениями, с геометрическими фигурами, символами (путём выделения характеристических свойств этих совокупностей и перечисления элементов) К основным подобным действиям можно отнести:

    • образование множества предметов, их изображений, геометрических фигур, символов по заданному признаку (признакам);
    • дробление этих множеств на составные части;
    • выделение отдельных предметов – элементов множества;
    • группирование по свойству, характеризующему множество;
    • установление идентичности, сходства («такой же», «столько же»);
    • выявление принадлежности или непринадлежности элементов к данному множеству;
    • нахождение количества предметов, равного предъявленному;
    • осуществление количественного анализа предметов окружающей обстановки;
    • сравнение совокупностей предметов по качественным признакам (цвет, форма, размер, пространственное расположение) и по количеству – методом наложения, приложения, составления пар, счёта (например, «десять мячей и десять горошин – чего больше?», «два заборчика из восьми дощечек -  частый и редкий – где дощечек больше?»  и т.д.);
    • уравнивание множеств;
    • сосчитывание и отсчитывание предметов по образцу, по заданному числу;
    • сравнение двух множеств, доказательство их равночисленности  (или  неравночисленности) с использованием для этого предметов-заместителей, эквивалентов, условных обозначений (точками или геометрическими фигурами), попарное соединение предметов линиями, стрелками;

Педагог развивает  представления детей о числах.

2.1. Создаёт условия  для освоения детьми логических  операций классификации, сериации, принципа сохранения количества и величины как основы для развития представления о числах.

Формирует у  детей умение сравнивать множества и числа.

Учит счёту  как деятельности с конечными  множествами, включающей следующие  структурные компоненты:

      • цель (выразить количество элементов множества числом);
      • средства  достижения  (процесс счёта);
      • результат (итоговое число);

2.2. Формирует у детей  представления о числе в процессе овладения предметными действиями с величинами непрерывными и дискретными.

2.3.   Знакомит со способами получения чисел, отличающихся на единицу, с местом и порядком следования чисел в числовом ряду. В частности, использует числовые «лесенки», «штанги», цветные палочки Кюизенера, «дроби» и др. методические пособия для развития умений определять место каждого числа в натуральном ряду, состав чисел, пользоваться разными способами их образования, для знакомства детей с арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления (в доступных пределах).

Учит считать предметы по порядку (в пределах 10) слева направо и справа налево в зависимости от заданных условий (направление движение, предметный ориентир, практическая необходимость).

Предлагает  детям упражнения, развивающие умения видеть постоянство количества и независимость итогового числа от начальной точки, от направления счёта. Организует упражнения в сосчитывании предметов при использовании разных анализаторов: не только визуально, но и по осязанию, в счёте звуков, движениё и т.д.

2.4. Показывает значение счёта и чисел в разных видах человеческой деятельности, в быту, для ориентировки в окружающей действительности.

2.5. Формирует дифференциацию действий сосчитывания и отсчитывания.

2.6. Формирует представления о независимости числа предметов от их несущественных (для математики) признаков: цвета, формы, размера, расстояния между ними, расположения их в пространстве, занимаемой площади.

2.7. Способствует осмыслению цифр как специальных, знаков, приспособленных для обозначения чисел, учит различать их, находить, выстраивать в ряд, воспроизводить (на основе обследовательских действий, штриховки цифр, образов художественной литературы).

2.8.  Развивает  представления о количественном и порядковом значении чисел.

2.9.  Учит делить предметы на равные части, знакомит с долями (дробными числами).

2.10.  Совершенствует  умение детей сравнивать числа, развивает их представление об относительности величины чисел (5>4, но 5<6), что способствует формированию представления о свойстве транзитивности отношений «меньше» и «больше» (если 1<2 и 2<3, то 1<3).

Информация о работе Развитие количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду