Развитие анализа получило мощный
импульс, когда была написана «Геометрия»
Декарта. Она включила в алгебру всю область
классической геометрии. Декарт создал
аналитическую геометрию. Ферма и Паскаль
стали основателями математической теории
вероятностей. Постепенное формирование
интереса к задачам, связанным с вероятностями,
происходило прежде всего под влиянием
страхового дела.
Период элементарной математики
заканчивается, когда центр тяжести математических
интересов переносится в область математики
переменных величин. Еще в математике
Древнего мира на материале изучения тригонометрических
функций и при составлении их таблиц формируются
представления о функциональной зависимости.
Таким образом, весь период до 17 в. остается
периодом элементарной математики.
В целом же математика прошла
гигантский путь в этот период от зарождения
счета на пальцах до сложнейших теорем.
2. ПЕРИОД СОЗДАНИЯ МАТЕМАТИКИ
ПЕРЕМЕННЫХ ВЕЛИЧИН. СОЗДАНИЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ
ГЕОМЕТРИИ, ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО И
ИНТЕГРАЛЬНОГО ИСЧИСЛЕНИЯ
В XVII в. начинается новый период
истории математики – период математики
переменных величин. Его возникновение
связано, прежде всего, с успехами астрономии
и механики.
Кеплер в 1609-1619 гг. открыл и математически
сформулировал законы движения планет.
Галилей к 1638 г. создал механику свободного
движения тел, основал теорию упругости,
применил математические методы для изучения
движения, для отыскания закономерностей
между путем движения, его скоростью и
ускорением. Ньютон к 1686 г. сформулировал
закон всемирного тяготения.
Первым решительным шагом в
создании математики переменных величин
было появление книги Декарта «Геометрия».
Основными заслугами Декарта перед математикой
являются введение им переменной величины
и создание аналитической геометрии. Прежде
всего, его интересовала геометрия движения,
и, применив к исследованию объектов алгебраические
методы, он стал создателем аналитической
геометрии.
Аналитическая геометрия начиналась
с введения системы координат. В честь
создателя прямоугольная система координат,
состоящая из двух пересекающихся под
прямым углом осей, введенных на них масштабов
измерения и начала отсчета – точки пересечения
этих осей – называется системой координат
на плоскости. В совокупности с третьей
осью она является прямоугольной декартовой
системой координат в пространстве.
К 60-м годам XVII в. были разработаны
многочисленные метолы для вычисления
площадей, ограниченных различными кривыми
линиями. Нужен был только один толчок,
чтобы из разрозненных приемов создать
единое интегральное исчисление.
Дифференциальные методы решали
основную задачу: зная кривую линию, найти
ее касательные. Многие задачи практики
приводили к постановке обратной задачи.
В процессе решения задачи выяснялось,
что к ней применимы интеграционные методы.
Так была установлена глубокая связь между
дифференциальными и интегральными методами,
что создало основу для единого исчисления.
Наиболее ранней формой дифференциального
и интегрального исчисления является
теория флюксий, построенная Ньютоном.
Математики XVIII в. работали одновременно
в области естествознания и техники. Лагранж
создал основы аналитической механики.
Его труд показал, как много результатов
можно получить в механике благодаря мощным
методам математического анализа. Монументальное
произведение Лапласа «Небесная механика»
подвело итоги всех предшествовавших
работ в этой области.
XVIII в. дал математике мощный
аппарат – анализ бесконечно
малых. В этот период Эйлер
ввел в математику символ f (x) для
функции и показал, что функциональная
зависимость является основным
объектом изучения математического
анализа. Разрабатывались способы
вычисления частных производных,
кратных и криволинейных интегралов,
дифференциалов от функций многих
переменных.
В XVIII в. из математического анализа
выделился ряд важных математических
дисциплин: теория дифференциальных уравнений,
вариационное исчисление. В это время
началась разработка теории вероятностей.
3. Развитие математики
в России в XVIII-XIX столетиях
Математическое образование
в России находилось в 9—13 веках на уровне
наиболее культурных стран Восточной
и Западной Европы. Затем оно было надолго
задержано монгольским нашествием. В 15—16
веках в связи с укреплением Русского
государства и экономическим ростом страны
значительно выросли потребности общества
в математических знаниях. В конце 16 века
и особенно в 17 веке появились многочисленные
рукописные руководства по арифметике,
геометрии, в которых излагались довольно
обширные сведения, необходимые для практической
деятельности (торговли, налогового дела,
артиллерийского дела, строительства
и пр.).
В Древней Руси получила распространение
сходная с греко-византийской система
числовых знаков, основанная на славянском
алфавите. Славянская нумерация в русской
математической литературе встречается
до начала 18 века, но уже с конца 16 века
эту нумерацию всё более вытесняет принятая
ныне десятичная позиционная система.
Наиболее древнее известное
нам математическое произведение относится
к 1136 и принадлежит новгородскому монаху
Кирику. Оно посвящено арифметико-хронологическим
расчётам, которые показывают, что в то
время на Руси умели решать сложную задачу
вычисления пасхалий (определения на каждый
год дня наступления праздника пасхи),
сводящуюся в своей математической части
к решению в целых числах неопределённых
уравнений первой степени. Арифметические
рукописи конца 16—17 веков содержат, помимо
описания славянской и арабской нумерации,
арифметические операции с целыми положительными
числами, а также подробное изложение
правил действия с дробями, тройное правило
и решение уравнений первой степени с
одним неизвестным посредством правила
ложного положения. Для целей практического
использования общих правил в рукописях
рассматривалось много примеров реального
содержания, и излагался так называемый
дощаный счет — прототип русских счётов.
Подобным же образом была построена и
первая арифметическая часть знаменитой
«Арифметики» Л. Ф. Магницкого (1703). В геометрических
рукописях, в большинстве своём преследовавших
также практические цели, содержалось
изложение правил определения площадей
фигур и объёмов тел, часто приближённых,
использовались свойства подобных треугольников
и теорема Пифагора.
Возникновение в России систематической
научной работы неразрывно связано с учреждением
Академии Наук. Если, по мнению Петра, в
молодую Академию должны были быть привлечены
исключительно выдающиеся ученые, которые
"совершенно и основательно дело свое
разумеют", то математике в этом отношении
особенно повезло.
Трудно сказать, кого следует
считать первыми русскими математиками,
но если иметь в виду людей, свободно владевших
современным математическим анализом
и писавших работы по этому предмету, то
этими первенцами русской математики
были, по-видимому, С. К. Котельников и С.
Я. Румовский.
С. К. Котельников самостоятельным
творчеством не занимался, хотя и написал
нечто вроде основного курса математики,
но ограничился изданием первого тома.
Кроме того Котельников написал еще обстоятельный
учебник геодезии.
Что касается Румовского, то
он посвятил себя астрономии. Занимая
в течение 30 лет кафедру астрономии, он
много занимался теоретической и практической
деятельностью. Он содействовал становлению
русской картографии, напечатал каталог
астрономических пунктов, организовав
наблюдение за прохождением Венеры по
диску солнца в 1769 году. Некоторые сочинения
Румовского были посвящены чистой математике,
как, например, "Сокращенная математика".
К самому концу XVIII столетия
выдвигаются еще некоторые русские математики,
так же, как и их предшественники, не внесшие
еще серьезных вкладов в науку, но основательно
изучившие математику, преподававшие
ее в различных учебных заведениях и опубликовавшие
ряд сочинений. Сюда относится в первую
очередь Василий Иванович Висковатов.
Висковатов опубликовал несколько мемуаров
в изданиях Академии, а также руководство
по элементарной алгебре. Он перевел и
издал "Основы механики" Боссю и выпустил
новое издание алгебры Эйлера.
Современником Висковатова
был Семен Емельянович Гурьев, избранный
в Академию в 1800 году. Он уже делает смелую
попытку улучшать Евклида. В 1798 году он
выпустил сочинение "Опыт усовершенствования
элементов геометрии". Автор приобщается
здесь к тому классу математиков, которых
не удовлетворяют рассуждения Евклида.
В начале XIX столетия была создана
особая комиссия для составления "Морского
курса", т.е. ряда учебников для учащихся
морского кадетского корпуса. Первый том
был написан Висковатовым, а второй принадлежал
Гурьеву. Но это сочинение представляет
собой не просто заурядный учебник, а носит
на себе печать самостоятельной мысли
и стремление систематизировать и научно
разработать материал.
Одновременно стали появляться
образованные математики и в провинции.
Мы назовем только Осиповского, приехавшего
в Петербург из Владимира. Он издал "Курс
математики" в четырех томах. Это было
первое русское полное руководство по
математике, не уступающее многим хорошим
иностранным сочинениям того времени.
Большинство русских математиков, занявших
в первой половине XIX столетия кафедры
математики в русских университетах, учились
по этому руководству.
В начале второй четверти XIX
столетия в России появляются уже ученые,
занявшие почетное место в европейской
науке. Если мы назвали Котельникова и
Румовского первенцами русской математики,
то первенцами русского математического
творчества, того творчества, которое
оставляет глубокий след в науке, были
В. Я. Буняковский, М. В. Остроградский и
Н. И. Лобачевский.
Буняковский и Остроградский
были учениками французских математиков
и остались верными их заветам в течение
всей своей деятельности. В это время появляется
Лобачевский, который исповедовал принципиально
другую теоретическую основу математики.
Деятельность Лобачевского неразрывно
связана с историей казанского университета,
который был открыт в 1805 году.
Внимание этого глубокого мыслителя
было сосредоточено на вопросах, имеющих
многовековую историю. Как и сотни других
математиков, Лобачевский заинтересовался
постулатом Евклида. Дело сводится к тому,
что две прямые на плоскости, одна из которых
перпендикулярна секущей, а другая наклонена
к ней под острым углом, необходимо должны
пересечься. Но доказать эту аксиому никто
не мог. Как и многие другие математики,
Лобачевский начал с того, что предложил
два доказательства этого постулата, но
вскоре он вынужден был убедиться, что
доказательства эти не выдерживают критики.
Это не заставило, однако, оставить этот
вопрос. Напротив, он продолжал настойчиво
искать доказательство этого постулата
и пришел к убеждению, что возможна другая
геометрия, совершенно отличная от нашей,
- геометрия, в которой сохраняются все
остальные постулаты Евклида, кроме постулата
о параллельных линиях, который заменяется
противоположным утверждением.
Лобачевский развил эту геометрию
до тех же пределов, до которых доведена
Евклидова геометрия. Она имеет свою тригонометрию
и свою аналитическую геометрию. Именно
в том обстоятельстве, что Лобачевский
разрабатывал свою систему, совершенно
не имея конкретных образов, на которых
он мог бы проверить свои выводы, доверяя,
таким образом, исключительно тонкому
анализу отвлеченной мысли, и выразилась
сила его гения.
В первой половине XIX столетия
не выработалась преемственная школа
русских математиков, но молодая русская
математика уже в первый период своего
развития дала выдающихся представителей
в различных отраслях этой трудной науки,
один из которых уже в первой половине
столетия вписал свое имя в историю человеческой
мысли.
4.ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ
СОВРЕМЕННОЙ МАТЕМАТИКИ
В конце XVII и в XVIII веке все возрастающие
запросы практики и других наук побуждали
ученых максимально расширять область
и методы исследований математики. Понятия
бесконечности, движения и функциональной
зависимости выдвигаются на первое место,
становятся основой новых методов математики.
В XIX веке начинается новый период
в развитии математики – современный.
Накопленный в XVII и XVIII вв. огромный материал
привел к необходимости углубленного
логического анализа и объединения его
с новых точек зрения. Связь математики
с естествознанием приобретает теперь
более сложные формы. Новые теории возникают
не только в результате запросов естествознания
или техники, а также из внутренних потребностей
самой математики.
Теория групп ведет свое начало
с рассмотрения Лагранжем групп подстановок
в связи с проблемой разрешимости в радикалах
алгебраических уравнений высших степеней.
Именно на этой почве были получены результаты
Руффини и Абелем, завершившиеся несколько
позднее тем, что французский математик
Э.Галуа при помощи теории групп подстановок
дал окончательный ответ на вопрос об
условиях разрешимости в радикалах алгебраических
уравнений любой степени. В середине XIX
в. английский математик А.Кэлли дал общее
«абстрактное» определение группы. Норвежский
математик С.Ли разработал теорию непрерывных
групп.
Усиленно разрабатывается теория
дифференциальных уравнений с частными
производными и теория потенциала. В этом
направлении работают большинство крупных
аналитиков начала и середины XIX века:
К.Гаусс, Ж.Фурье, С.Пуассон, О.Коши, П.Дирихле,
М.В.Остроградский.
Дифференциальная геометрия
поверхностей создается Гауссом и Петерсоном.
Для выработки новых взглядов на предмет
геометрии основное значение имело создание
Лобачевским неэвклидовой геометрии.
Построив неэвклидову тригонометрию и
аналитическую геометрию, он дал все необходимое
для установления совместности и полноты
системы аксиом этой новой геометрии.
Развивалось долгое время и проективная
геометрия, связанная с существенным изменением
старых взглядов на пространство. Плюккер
строит геометрию, рассматривая в качестве
основных элементов прямые, Грассман создает
аффинную метрическую геометрию n-мерного
пространства.
Уже в гауссовой внутренней
геометрии поверхностей дифференциальная
геометрия освобождается от неразрывной
связи с геометрией Евклида.
Ф.Клейн подчиняет все разнообразие
построенных к этому времени «геометрий»
пространств различного числа измерений
идее изучения инвариантов той или иной
группы преобразований. В 1879-1884 г.г. публикуются
работы Кантора по общей теории бесконечных
множеств. Только после этого могли быть
сформулированы современные общие представления
о предмете математики, строении математических
теорий.
Во второй половине XIX в. начинается
интенсивная разработка вопросов истории
математики. Чрезвычайное развитие получают
в конце XIX в. и в XX в. все разделы математики,
начиная с самого старого из них – теории
чисел. Немецкие и русский математик Е.И.Золотарев
закладывают основы современной алгебраической
теории чисел. В 1873 г. Ш.Эрмит доказывает
трансцендентность числа ℮, а в 1882 г. Ф.
Линдеман – числа π. В России по теории
чисел блестяще развивают А.Н. Коркин,
Г.Ф. Вороной, И.М. Виноградов и А.А. Марков.
Продолжают развиваться классические
отделы алгебры. Подробно исследуются
возможности сведения решений уравнений
высших степеней к решению уравнений возможно
более простого вида. Основными отделами,
привлекающими значительные научные силы,
становятся дифференциальная и алгебраическая
геометрия. Дифференциальная геометрия
евклидова трехмерного пространства получает
полное систематическое развитие в работах
итальянского математика Е.Бельтрами,
французского математика Г.Дарбу. Позднее
бурно развивается дифференциальная геометрия
многомерных пространств. Это направление
геометрических исследований создано
работами математиков Т.Леви-Чевита, Э.Картана,
Г.Вейля. Французкие математики глубоко
разрабатывают теорию целых функций. Геометрическую
теорию функций и теорию римановых поверхностей
развивают А.Пуанкаре, Д.Гильберт, Г.Вейль,
теорию конформных отображений русские
математики И.И.Привалов, М.А.Лаврентьев,
Г.М.Голузин. В результате систематического
построения математического анализа на
основе строгой арифметической теории
иррациональных чисел и теории множеств
возникла новая отрасль математики теория
функций действительного переменного.