Разработка факультативного курса «Параметры в геометрии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:35, дипломная работа

Краткое описание

Целью диплома является разработка факультативного курса «параметры в геометрии» и разработка методики его преподавания для учащихся восьмых классов.
Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи исследования:
- проанализировать методическую, педагогическую и психологическую литературу по теме дипломной работы;
- определить роль и место факультативных занятий в процессе обучения математике в школе;
- отобрать содержание факультативного курса «параметры в геометрии»;
- составить психолого-педагогическую характеристику учащихся восьмых классов;

Содержание

Введение_______________________________________________________3

Глава 1. Общие вопросы организации и проведения факультативных курсов по математике_____________________6
§1.история возникновения и развития факультативных занятий по математике.____________________________________________6
§2.Особенности факультативных занятий и их цели.__________________11
§3. отбор содержания, выбор методов и форм проведения факультативных занятий в восьмых классах________________15
§4 Психолого-физиологическая характеристика подростков____________19

Глава 2. разработка факультативного курса «Параметры в геометрии»_22
§1 Анализ школьных учебников по геометрии федерального комплекта_22
§2. Разработка факультативного курса «Параметры в геометрии»______29
§3. Тематическое планирование факультативного курса «Параметры в геометрии»__________________________________30

заключение_________________________________________________65
библиография____________________________________________

Вложенные файлы: 1 файл

5fan_ru_Факультативный курс Параметры в геометрии.doc

— 644.00 Кб (Скачать файл)

Московский городской педагогический университет


 

 

Математический  факультет

 

Кафедра математического анализа 

и

методики  его преподавания

 

 

 

Дипломная работа

 

 

 

 

Факультативный курс «Параметры в  геометрии»

для учащихся восьмых классов общеобразовательной  школы.

 

 

Выполнила:

 студентка  5 курса 1 группы

дневного отделения

Пузакова Любовь

Владимировна

 

Научный руководитель:

старший преподаватель

Мирошин Владимир Васильевич.

 

 

 

 

Москва 2011.


 

Содержание

 

Введение_______________________________________________________3

 

Глава 1. Общие  вопросы организации и проведения факультативных курсов по математике_____________________6

§1.история возникновения и развития факультативных занятий    по математике.____________________________________________6

§2.Особенности факультативных занятий и их цели.__________________11

§3. отбор содержания, выбор методов и форм проведения      факультативных занятий в восьмых классах________________15

§4 Психолого-физиологическая  характеристика подростков____________19

               

Глава 2. разработка факультативного  курса «Параметры в геометрии»_22

§1  Анализ школьных учебников по геометрии федерального комплекта_22

§2. Разработка факультативного курса  «Параметры в геометрии»______29

§3. Тематическое планирование факультативного курса    «Параметры в геометрии»__________________________________30

 

заключение_________________________________________________65

библиография_______________________________________________67

приложения_________________________________________________70

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ещё на рубеже XIX-XX веков педагогическая общественность пришла к выводу, что преподавание  общеобразовательной школе какого-либо предмета по общегосударственной программе становится более успешным, если его дополнить групповыми занятиями, предназначенными только для желающих.  При разработке групповых занятий должны были учитываться запросы  и интересы учащихся, реальные возможности учителя, количественный и возрастной состав слушателей. Основной целью создания внепрограммных групповых занятий являлось развитие и поддержание интереса учащихся к конкретному предмету с помощью его углублённого изучения.

    Вторая половина XX века характеризуется бурным ростом научного знания и практической деятельности человека. Поэтому математическое образование стало считаться средством повышения уровня подготовки будущих специалистов как по естественно научным, так и по гуманитарным дисциплинам. В 1967-68 году в учебные планы общеобразовательных школ были включены факультативные занятия. В методике математики это время считают началом первого этапа введения факультативов по математике в школе, которые были введены с целью углубления и расширения научно-теоретических знаний, развития математического мышления, раскрытия приложения математики в практике. Второй этап в становлении факультативных занятий начался в 1980 году и был связан с переходом средней школы на новую программу по математике. Третий этап начался с проведения в съезда работников народного образования, который проходил в Москве в декабре 1988 года. Реформой предусматривалось дальнейшее развитие всех  форм дифференциации, в том числе и факультативов.

          В 1990 году была опубликована  новая программа факультативных  курсов. Основной целью программы  является углубление знаний по  основному курсу, получаемых на уроках, обучение решению более трудных и разнообразных задач. Методика проведения факультативных занятий по математике была раскрыта в работах Черкасова Р.С., Столяра А.А., Шварцбурда С.И.  и других, а основы организации и проведения факультативных занятий были изложены в работах Кашина М.П., Монахова В.М., Фирсова В.В и многих других.

         Отличительной чертой современного  этапа развития факультативной  формы обучения является то, что  учитель имеет возможность не  придерживаться тематики предусмотренных разделов и проявить творчество, составив свою программу проведения факультативных занятий. При таком подходе на учителе лежит большая ответственность, так как при составлении факультативного курса он должен учитывать особенности отбора содержания изучаемого материала, форм и методов проведения факультативных занятий, психолого-педагогические особенности конкретного класса, интересы и желания учеников, профильную направленность старшеклассников. Поэтому на сегодняшний день исследования, связанные с разработкой содержания и методикой проведения факультативов, являются актуальными.

    Объектом исследования  является процесс организации  обучения учащихся восьмых классов  на факультативных занятиях по  математике.

    Предмет исследования  – построение системы факультативных занятий по математике для учащихся восьмых классов.

   Целью диплома  является разработка факультативного  курса «параметры в геометрии»  и разработка методики его  преподавания для учащихся восьмых  классов.

     Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи исследования:

- проанализировать методическую, педагогическую и психологическую  литературу по теме дипломной  работы;

- определить роль и  место факультативных занятий  в процессе обучения математике в школе;

- отобрать содержание  факультативного курса «параметры  в геометрии»;

- составить психолого-педагогическую  характеристику учащихся восьмых  классов;

- разработать план  факультатива «параметры в геометрии»  и конспекты конкретных занятий;

       В  ходе работы применялись различные методы исследования: изучение и анализ методической и психологической литературы по теме работы, беседы.

   Дипломная работа  состоит из введения, двух глав, результатов педагогического эксперимента, заключения, библиографии и приложений.

   Во введении  обоснована актуальность исследования, даны основные его характеристики.

   Первая глава  посвящена рассмотрению общих  вопросов организации проведения  факультативов по математике. В  ней рассматриваются история  возникновения и становления школьных факультативов; цели проведения факультативных занятий в зависимости от профильной ориентации старших классов; психолого-педагогическая характеристика подростков; особенности отбора содержания, форм и методов проведения факультативных занятий.

      Во второй  главе представлен разработанный  факультативный курс по теме  «параметры в геометрии» для  учащихся восьмых классов, состоящий  из восьми занятий.

    С методической  точки зрения изучение факультативного курса «параметры в геометрии» способствует развитию пространственного, логического и творческого мышления и математических способностей, воспитанию устойчивого интереса к математике, искусству и изучению окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общие вопросы организации и  проведения факультативных курсов по математике.

  1. история возникновения и развития факультативных занятий по математике.

В начале ХХ века в средней  общеобразовательной школе были созданы внепрограммные групповые  занятия по математике с целью  развития и поддержания интереса учащихся к этому предмету с помощью его углубленного изучения.

Групповые занятия предназначались  только для желающих, при их разработке учитывались запросы и интересы учащихся, реальные возможности учителя, количественный и возрастной состав слушателей.

1-й Всероссийский съезд  преподавателей математики, проходивший  в Петербурге в 1913г, открыл  новый этап в развитии математического  образования русской школы. На  съезде выступали такие знаменитые  педагоги, как Кулишев А.Р., Лебединцев  К.Ф., Поссе К.А. и многие другие. Среди обсуждаемых проблем наиболее остро выделялась проблема возможности сближения курса математики в средней школе с курсом математики в высших учебных заведениях.

 Поссе К.А. отметил,  что самым правильным решением  будет создание двух курсов по математике в средней школе: общего и специального. Общий курс является обязательным для всех, а специальный – рассчитан на учеников, которые желают поступить в ВУЗы на физико-математический факультет и связать свою профессиональную деятельность с математикой.

На этом съезде в своём  докладе Лермонтов В.В. также внес предложение об углублённом факультативном изучении математики способными ребятами с целью реализации принципов  индивидуализации и дифференциации обучения.

В конце всех выступлений  была предложена задача: подробно разработать такую методику преподавания математики в средней школе, которая бы сохраняла математический общеобразовательный характер и допускала бы специализацию в старших классах, учитывающую индивидуальные особенности учащихся.

В министерстве прислушались к мнению педагогов, и уже в 1915г. Были решены важнейшие проблемы реформы школьного образования. У учащихся  появилась возможность в зависимости от своих способностей и интересов выбрать одно из направлений, появившихся в старших классах: математическое, естественное, гуманитарно-классическое, ново-гуманитарное.

В 1957г. На собрании Академии педагогических наук с докладом выступил профессор Гончаров Н.К. Он предложил  в 8-10 классы ввести отделение с преобладанием  предметов физико-математического и технического, биолого-агрономического, социально-экономического и гуманитарного циклов. Это создало бы реальные условия для развития индивидуальных склонностей и способностей учащихся, сознательного выбора ими профессии, лучшей подготовки к занятиям, к учёбе в высших учебных заведениях.

В  1966 году 10 ноября было опубликовано правительственное постановление  «О мерах дополнительного улучшения  работы средней общеобразовательной  школы». В нем отмечалось, что уровень учебно-воспитательной работы школы не соответствует новым, более жестким требованиям, предъявляемым к качеству подготовки учащихся, и не отвечает запросам общества, остро нуждающегося в высококвалифицированных кадрах. Среди мер по ликвидации отставания была предложена такая важная для школы форма обучения, как факультативы. Под факультативами понимался учебный курс, изучаемый учащимися по их желанию для углубления и расширения научно-теоретических знаний. Факультативные занятия вводились с целью углубления знаний по физико-математическим, естественным и гуманитарным наукам, для развития разносторонних интересов и способностей учащихся.

Таким образом, Факультативные занятия явились формой дифференциации обучения, учитывающие индивидуальные склонности и способности учащихся.

Внедрение в школьную практику Факультативных занятий помогло решить ряд актуальных задач, стоящих перед школой.

- Факультативные занятия  стали также важны, как и  уроки по обязательной программе;

- Факультативные занятия  получили четкое место в расписании  каждой школы;

- Факультативные занятия помогли тысячам школьников определить свой жизненный и трудовой путь, сделать правильный выбор профессии;

- Факультативные занятия  помогли учителям поднять уровень  преподавания на более высокий теоретический уровень;

- работа учителя по проведению Факультативных занятий стала оплачиваться наравне с проведением уроков (этот положительный моральный и материальный эффект способствовал повышению авторитета Факультативных занятий).

В практику работы школы  Факультативные занятия вошли, начиная с 1967-1968 учебного года. В методике его считают началом первого из трех этапов введения факультативов по математике в школе.

Первые курсы назывались «Дополнительные главы и вопросы  математики» и «Специальные курсы». Их программы были опубликованы в журнале «Математика в школе».

Некоторые темы, например, «Метод координат», «Геометрические  преобразования», «Производная», «Интеграл» и другие после успешной апробации  на Факультативных занятиях были включены в основной курс математики.

В течение следующего десятилетия (1966-1975гг) Факультативный курс по математике стал трактоваться как «Факультативный курс по единой общереспубликанской программе» («Единый Факультативный курс»). В 1975г было издано «Положение о Факультативных занятиях в общеобразовательных школах РСФСР». В силу этого положения преподавание Факультативного курса предписывался ряд черт, существенно сближавших его с преподаванием обязательных курсов.

С течением времени появились  существенные недостатки «Единого Факультативного  курса»:

-учителя не были подготовлены к проведению Факультативных занятий по причине отсутствия нужных учебных пособий, методики проведения Факультативных занятий и неподготовленности по большинству программных вопросов;

-жесткие количественные  нормы для контингента слушателей (не менее 15 человек);

-запрет на чтение  курса для непараллельных классов;

-наличие обязательной  для всех школ программы по  необязательному курсу;

-вытеснение факультативным  курсом кружков.

Таким образом «Единый  Факультативный курс» с его жесткой системой запретов и практически обычной урочной методикой не принес результатов в развитии и популярности Факультативных занятий.

Информация о работе Разработка факультативного курса «Параметры в геометрии»