Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 22:12, творческая работа
Уравнения и неравенства широко используются в различных разделах математики, в решениях важных прикладных задач.
Несмотря на значительный положительный опыт в методике преподавания этих тем, как показывает анализ результатов тестов, контрольных работ, результаты ЕГЭ, учащиеся недостаточно полно владеют знаниями и умениями по решению логарифмических уравнений и неравенств.
Введение. . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Логарифмические уравнения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Логарифмические уравнения, решение которых основано на определении логарифма . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . .. . . . . .4
Уравнения, решаемые логарифмированием . . . . . . . . . . . .. . . 7
Логарифмические уравнения, решаемые потенцированием . 8
Решение уравнений вида f(logag(x)) =0, где f(x) – некоторая функция.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Решение логарифмических уравнений с помощью формул перехода от одного основания логарифма к другому. . . . . . 14
Уравнения, содержащие неизвестные в основаниях
логарифмов и показателях степеней. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Уравнения, содержащие логарифм в показателе степени. . . 18
Решение уравнений вида . . . . . . . . . 19
ЛОГАРИФМИЧЕСКИЕ НЕРАВЕНСТВА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Избранные методы решения логарифмических неравенств..21
Метод равносильных преобразований. .. . . . . . . . . . .. 21
Решение логарифмических неравенств методом
интервалов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
Метод рационализации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Выводы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Дагестанский институт повышения квалификации педагогических кадров
Проектная работа на тему:
«Решение логарифмических уравнений
и неравенств в свете требований ФГОС»
гимназии № 17 г. Махачкала
Махачкала – 2015 г.
Содержание
Введение. . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
логарифмов и показателях степеней. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
интервалов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
Выводы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Введение
Темы «Логарифмические уравнения» и «Логарифмические неравенства » занимают важное место в курсе школьной математики. Они богаты по содержанию, по способам и приемам решения, по возможностям их применения.
Уравнения
и неравенства широко
Несмотря на
значительный положительный
Тема «Логарифмические
неравенства» активно
Основная цель этих заданий – проверка умения анализировать задачу, выбирать математическую модель, использовать рациональный метод решения и уметь применять теоретические знания к решению задач.
Таким образом , перед учителем встает задача: спланировать изучение этих тем таким образом. Чтобы учащиеся получили максимальный объем информации, успели закрепить навыки на достаточном количестве примеров, а осознав изученный материал, расширили набор методов решения и порой использовали и методы, не вошедшие в учебник.
основано на определении логарифма.
Логарифмическими уравнениями называются уравнения, содержащие неизвестные под знаком логарифма или в его основании.
А) Уравнение loga f(x) =b, Где а и а›0, равносильно уравнению f (x) = ab . Так как аb ›0, то при х0 таком, что f (x0) = ab , f (x0) ›0, то находить область допустимых значений уравнения или делать проверку не надо.
Пример 1. Решить уравнение log3 (x2 – 4х + 6) = 1
Решение. Исходное уравнение равносильно уравнению x2 – 4х+ 6=3; x2 – 4х+ 3=0, т.е. х1=1, х2=3.
Ответ: 1; 3.
Пример 2. Log2log3 log3 x=0.
Решение. Log2 (log3 log3 x) =0 равносильно log3 (log3 x)=1, log3 x=3, х=27.
Ответ: 27.
Пример 3. Log3log3 log2 =0.
Решение. Данное уравнение равносильно уравнениям:
log3 log2 = 1; log2 =3; =8; 1-х = ; x = .
Ответ: ¾ .
б) Уравнение logg(x) f(x) = b равносильно системе
Можно решить
уравнение f(x)=gb (x) , проверив
при найденных корнях выполнение неравенств
g(x)1 и g(x)>0. Поскольку f(x)=gb (x)>0, то
выполнять проверку неравенства f(x)>0
нет необходимости.
Можно найти область определения, решив систему неравенств Можно решить приведенное выше уравнение f(x)=gb (x) и непосредственной подстановкой значений найденных корней в уравнение logg(x) f(x)=b, проверить их, помня при этом об области определения, т.е. о выполнении неравенств, приведенной выше системы.
Пример 4. Log2-x (x2+ 3x -6) = 1.
Решение. Область определения уравнения системы имеет вид
Решая данное уравнение, получим x2+ 3x -6=2-х; x2+ 4x -8=0; х1,2 = -2±2 Оба корня входят в ОДЗ и следовательно являются решением уравнения.
Ответ: -2±2.
Пример 5. Log2х-3 (3х2-7х+3) – 2 =0.
Решение. Исходное уравнение равносильно уравнению (2х-3)2=3х2-7х+3 или х2- 5х += 6 =0. Числа 2 и 3 – корни квадратного уравнения. Подстановка х=2 в исходное уравнение дает в основании 1, что противоречит определению логарифма. При х=3 получаем верное равенство log39-2=0.
Ответ: 3.
В) Решение уравнений вида где а>0,а1,b>0 сводится к решению равносильного уравнения f(x)=b.
При решении уравнений вида = b, b>0 , обязательна либо проверка неравенств g(x)0, g(x) 1, либо непосредственная проверка. Выполнять проверку f(x)˃ 0 не обязательно, так как f(x)= b ˃0.
Пример 6. =9.
Решение. Область определения уравнения задается неравенством х-2˃0, то есть х˃2. )2. Значит ( х-2)2=9, х-2=3 и х=5 –корень данного уравнения. Решая х-2=-3, находим х=-1, который является посторонним корнем.
Ответ: 5.
Пример 7.
Решение. Областью определения уравнения является решение системы неравенств
Согласно свойству логарифма имеем х2- 2x=3; х2- 2x-3=0; х1=-1, х2=3.Корень х1=-1 является посторонним, так как не удовлетворяет неравенству х2+x>0. Подстановка корня х=3 обращает уравнение в верное равенство.
Ответ : 3.
Пример 8. Logcos x sin x =1.
Решение.
Система неравенств Является областью определения данного уравнения. Следовательно х – угол первой четверти. Решая однородное уравнение sin x= cos x, получим tg x=1, x=. Из полученных корней выбираем лишь значения х, принадлежащие первой четверти: х=.
Ответ: .
Пример 9. Log sin x (2 sin2x + 4 sin2 x +1 )= 0.
Решение. Решение данного уравнения равносильно решению системы
4sinx cosx=4sin2x=0,
Ответ: x=
К этому типу уравнений можно отнести уравнения, содержащие неизвестные в основаниях логарифмов и показателях степеней выражений, стоящих под логарифмами. Рассмотрим их решение на примерах.
Пример 1. Решить уравнение = 8x
Решение. Область определения уравнения – неравенство х ˃ 0. Прологарифмировав обе части уравнения по основанию 2, получим log2 ()= log2 (8x); (log2 x – 1) log2 x= 3 + log2 x. Введем переменную t = log2 x , получим квадратное уравнение t2 – 2t – 3=0, решая которое находим t= -1 и t=3. Таким образом log2 x = - 1, х = ½ и log2 x=3, х = 8.
Ответ: 0,5; 8.
Пример 10. Решить уравнение = 9x.
Решение. Область определения исходного уравнения Прологарифмируем уравнение по основанию 3. Получим x=log39x. Применяя соответствующие свойства логарифмов, получим уравнение x – log3x -2=0. Полагая t= log3x, решим квадратное уравнение относительно переменной t. Корнями его являются числа 2 и -1. Возвращаясь к прежней переменной имеем log3x=2, x=9 и log3=-1, x=. Оба корня входят в область определения.
Ответ: ; 9.
При решении логарифмических уравнений часто применяются формулы:
logc a + logc b= logc (ab) ( a0 , b˃0; c˃0, c 1 ); (1)
logc a – logc b= log (2)
k logc a = logc ak ( a˃0 , c˃0, c 1). (3)
Так же учитываем тот факт, что если равны логарифмы при одинаковых основаниях, то равны и выражения, стоящие под знаками логарифмов.
Решение данных уравнений требует либо нахождения области определения их, либо выполнения проверки найденных корней. Общеизвестно, что уравнение log p(x) f(x) = log p(x) g(x) равносильно системе
Кроме того, следует участь, что из двух неравенств f(x)˃0 и g(x)˃ 0 можно оставить только то, которое наиболее выгодно решающему. Отборы корней буду осуществлять на отдельных примерах.
Пример 11. Решить уравнение lg (x-4) – lg (x+4)= lg x – lg 15.
Решение. Областью определения данного уравнения является решение системы неравенств
Откуда х˃2.
С учетом формулы (2), имеем lg = lg или 15 (х-2)= х2 +4х, х2-11х+30=0, х=5 и х=6. Оба корня входят в ОДЗ.
Ответ: 5; 6.
Пример 12. Решить уравнение log5 (sin2x+ cos2x +x2)= log5 (sin2x+ cos2x +1).
Решение. Решение данного уравнения равносильно решению системы
Отсюда х2=1, корни уравнения х=1 и х= -1 удовлетворяют неравенству системы.
Ответ: х=± 1.
Пример 13. Решить уравнение lg (3x+x-17)= x lg30 –x.
Решение. Область определения уравнения выражается неравенством 3x+x-17˃0.
Преобразуем правую часть уравнения x lg30 –x= lg3x+lg10x-x. Воспользуемся формулой представления любого числа а в виде логарифма по основанию с: а=logc ca (c˃0, c), тогда х = lg10x. После применения соответствующих формул и преобразований имеем (3x+x-17)= 3x, х=17.
Ответ: 17.
Пример 14. Решить уравнение log32+log3log3(4-x) = log3log3(19-6x).
Решение. Для нахождения области определения решим систему неравенств
Применяя формулу (1), получим
исходное уравнение в виде log32log3 (4-x)=log3log3(19-6x);
Ответ: -1.
Пример 15. Решить уравнение logcos xsin x+logcosx ( sinx- 0,5)= logcosx0,5.
Решение. Область определения уравнения задается системой Или После преобразования приходим к уравнению sin2x-0,5sinx-0,5=0 или 2sin2x- sinx-1=0. Решая его, получим sinx=1 и sinx=-0,5. Если sinx=1, то что противоречит неравенству из области определения , если sinx=-0,5, то не выполняется условие Значит исходное уравнение корней не имеет.
Ответ: корней нет.
Пример 16. Решить уравнение 1+ log2
Решение. Решение системы неравенств дает нам область определения уравнения
откуда х
Ответ: -1
Пример 17. Решить уравнение 2х-1-log3 (2·3x -9) = log3 (3x -6).
И вновь найдем область определения уравнения:
3х˃6.
Ответ: 2.
где f(x) – некоторая функция.
Как правило, решение такого вида уравнений осуществляется с помощью введения новой переменной loga g(x) =t, тогда loga g(x) =ti , где ti - корни уравнения f(t)=0. При этом необходимо выполнение условий . Аналогично решаются уравнения вида f(logm(x) g(x)) =0, но в отличие от уравнения f(logag(x)) =0 при решении данного вида уравнений необходимо либо учитывать область определения, либо выполнять проверку, так как уравнения logm(x) g(x) =y и m2(x) =g(x) не равносильны. Например, уравнения logx(x2-6) =1 не равносильно уравнению х2-х-6=0, так как второе уравнение имеет корни х=3 и х=-1, а первое – только 3.
Информация о работе Решение логарифмических уравнений и неравенств в свете требований ФГОС