Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 10:35, творческая работа
Понятие модуля (абсолютной величины) является одной из важнейших характеристик числа как в области действительных, так и в области комплексных чисел.
1). Объявляя условие
раскрытия одного модуля, можно
пользоваться им для раскрытия
других модуле тем самым,
2). Последовательность действий, направленных
на поиск ответа, позволяет контролировать
и проверять промежуточные результаты.
Необходимость раскрытия модуля, что для
некоторых заданий приводит к потере темпа
в получении ответа.
Метод интервалов .
Самый эффективный
способ, так как сопровождается относительно
небольшим объемом работы. В силу
необходимости нахождения концов интервалов
может возникнуть ситуация, когда
соответствующее уравнение либо
вызывает серьезные затруднения
при определении корней, либо недоступно
ученику на данном этапе обучения.
Графический метод .
Данный способ имеет
очень широкое применение в других
темах школьного курса
Метод решения при
помощи зависимостей
между числами, их модулями
и квадратами этих чисел.
В некоторых
случаях применение данного
Геометрическая интерпретация
модуля ,
Перевод алгебраической
задачи на геометрический язык часто
позволяет избежать громоздких решений.
Применение данного способа ограничивается
уравнениями определенного
Проанализировав достоинства и недостатки
каждого из указанных способов, можно
с уверенностью сказать, что на мотивационном
этапе формирования умения решать уравнения
с модулем ученикам следует показывать
все, доступные на данном этапе обучения
способы решения, и, главное, на конкретных
примерах доказывать, что первый этап
решения – выбор самого эффективного
способа.
Определение неравенства
Неравенство — соотношение между числами (или любыми математическими выражениями, способными принимать численное значение), указывающее, какое из них больше или меньше другого. Над этими выражениями можно по определенным правилам производить следующие действия: сложение, вычитание, умножение и деление.
Результат сравнения любых чисел a и b можно записать в виде равенства или неравенства, используя знаки =,<,>(алгебра 7 класс, Ю.Н.Макарычев).
Неравенства вида
, где
и
– числа (числовые выражения), называются
числовыми.
Эти математические отношения называются строгим неравенством.
В противоположность им нестрогие неравенства означают следующее:
Основные свойства числовых неравенств.
Решить неравенство
- значит указать границы, в которых
должны заключаться значения неизвестных
величин, чтобы неравенство было
верным.
Неравенства вида , где – линейные функции, называются неравенствами с одной переменной.
Всякое значение переменной, при котором данное неравенство с одной переменной обращается в верное числовое неравенство, называется решением неравенства с одной переменной. Решить неравенство с переменной - значит найти все его решения или доказать, что их нет.
Два неравенства с одной переменной называются равносильными, если решения этих неравенств совпадают.
Тема "Неравенства" занимает важное место в курсе алгебры. Она богата по содержанию, по способам и приемам решения неравенств, по возможностям ее применения при изучении ряда других тем школьного курса алгебры. Это объясняется тем, что уравнения и неравенства широко используются в различных разделах математики, в решении важных прикладных задач.
Основные способы
решений неравенств с модулем
во многом совпадают с методами решения
аналогичных уравнений. Единственное
отличие, пожалуй, связано с тем,
что, решая неравенства с модулем
(как, впрочем, и неравенства вообще),
нужно очень внимательно
Стандартный путь решения неравенств с модулем заключается в том, что координатная прямая разбивается на промежутки (границами этих промежутков являются нули подмодульных выражений), а затем неравенство решается на каждом из промежутков.
Этот метод работает всегда. Правда, в отдельных случаях может быть затруднена его техническая реализация, например, очень тяжело или невозможно найти корни подмодульных выражений и пр. Однако, это сложности иного плана. Нужно понимать, что раскрытие модуля по определению неизменно приводит к цели. Конечно же, этот метод не является оптимальным: в условиях конкурсного экзамена важен не только результат, но и то время, которое потрачено на его получение.
Для решения неравенств с модулем следует раскрыть модуль так же, как это делалось при решении уравнений, а затем решить полученные неравенства на соответствующих множествах (иными словами, решить полученные системы неравенств).
Пример 1. Решить неравенство
Решение. Рассмотрим два случая: 1) и 2) .
1) В этом случае неравенство равносильно системе
Преобразуя первое неравенство к виду , получим:
Решение неравенства .
Преобразуя второе неравенство , получим:
Решение неравенства . Решением системы является пересечение решений неравенств, то есть .
2) В этом случае неравенство равносильно системе:
Решение первого неравенства (см. рисунок к случаю 1)). Неравенство преобразуется к , его решение :
Решение системы — пересечение множеств решений двух неравенств, то есть .
Общее решение исходного
неравенства — объединение
Ответ. .
Замечание. В данном случае проще было из определения модуля получить двойное неравенство , а затем его решить.
Пример 2. Решить неравенство
Решение. Точки и (корни выражений, стоящих под модулем) разбивают всю числовую ось на три интервала, на каждом из которых следует раскрыть модули.
1) При выполняется , и неравенство имеет вид , то есть . В этом случае ответ .
2) При выполняется , неравенство имеет вид , то есть . Это неравенство верно при любых значениях переменной , и, с учетом того, что мы решаем его на множестве , получаем ответ во втором случае .
3) При
выполняется
, неравенство преобразуется к
, и решение в этом случае
. Общее решение неравенства — объединение
трех полученных ответов.
Ответ.
.
Завершая рассмотрение различных способов
решения уравнений и неравенств, содержащих
знак модуля, еще раз отметим тот важный
факт, что ни один из них не является универсальным
и для получения наилучших результатов
необходимо добиваться того, чтобы ученик
овладел возможно большим количеством
методов решения, оставляя право выбора
решения за собой.
Таким образом, можно сделать следующий
вывод: систематическое использование
различных способов для решения
уравнений и неравенств, содержащих абсолютную
величину, приводит не только к повышению
интереса к математике, повышению творческой
активности школьников, но и повышает
уверенность детей в собственных силах,
так как у них имеется возможность выбора
того способа решения, который наиболее
эффективен в каждом конкретном случае.
Информация о работе Решение уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля