Физиологические и психологические механизмы восприятия формы предметов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 08:43, реферат

Краткое описание

Развитие представлений о форме является одной из проблем сенсорного воспитания ребенка (А. М. Леушина). Познание формы предмета осуществляется на основе зрения, осязательно-двигательного восприятия, называния словом. Совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов.

^ Механизмы восприятия формы:

Ранний возраст: хватание предметов и манипуляция с ними. Второй год жизни: обследование предмета (направленные действия).

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа 2 вопрос плана.docx

— 20.42 Кб (Скачать файл)

 

 Физиологические и психологические механизмы восприятия формы предметов 
 
Развитие представлений о форме является одной из проблем сенсорного воспитания ребенка (А. М. Леушина). Познание формы предмета осуществляется на основе зрения, осязательно-двигательного восприятия, называния словом. Совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов. 
 
^ Механизмы восприятия формы: 
 
Ранний возраст: хватание предметов и манипуляция с ними. Второй год жизни: обследование предмета (направленные действия). 
 
Третий-четвертый годы жизни: ощупывательные движения ладошкой, взгляд падает по центру предмета (для обследования формы используем осязательно-двигательный путь). 
 
Пятый-шестой годы жизни: ощупывают предмет обеими руками. 
 
К семи годам: последовательно прослеживают кончиками пальцев весь контур фигуры, обследуют контур предмета глазами. 
 
Первичное познание формы предметов осуществляется в процессе действия с ним (узнавание бутылочки с молоком). 
 
В конце второго года жизни появляются зрительные реакции определения формы предмета, которые предшествуют практическим действиям. 
 
Если малыши стремятся схватить предмет и поманипулировать им, то дети третьего года жизни, прежде чем действовать, подробно зрительно и осязательно-двигательно знакомятся с предметом. У них возникает интерес к форме предметов, что необходимо использовать в обучении и познакомить детей с эталонами (геометрическими фигурами). 
 
^ Этапы восприятия формы: 
 
I. (3—4 года). Узнавание предметов по форме (выделение формы как существенного признака). 
 
II. (4—5 лет). Знакомство с эталонами (распознавание, называние геометрических фигур и некоторых их свойств). 
 
III. (5—6 лет). Умение определять форму предметов и их частей, составлять из геометрических фигур модели различных предметов, выявлять свойства, связи и отношения геометрических фигур. 
 
Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и их свойствами следует рассматривать в двух аспектах: 

  •  
    в плане сенсорного восприятия и использования как эталонов в познании форм окружающих предметов;
  •  
    в смысле познания особенностей структуры фигур, их свойств, основных связей, отношений, закономерностей в их построении (т. е. собственно геометрического материала).

 

 

 Этапы восприятия геометрических фигур: 
 
I. В начале дети воспринимают геометрические фигуры как игрушки (называют их именами предметов: цилиндр — стаканом, столбиком, треугольник — крышей и т. п.). 
 
II. В процессе обучения дети перестраиваются и уже не отождествляют, а сравнивают фигуры с предметами (цилиндр —- как стакан, шар похож на мячик и т. п.). 
 
III. Воспринимают геометрические фигуры как эталоны (платок квадратный, пуговица круглая и т. д.). 
 
Задачей сенсорного развития является формирование у ребенка умения узнавать форму различных предметов и соотносить ее с эталоном. (Л. А. Венгер). В дальнейшем необходимо сосредотачивать внимание детей на осмыслении и анализе свойств геометрических фигур (Т. Игнатьева). 
 
^ Этапы восприятия свойств геометрических фигур: 
 
I. Фигура воспринимается как целое. Ребенок не выделяет в ней отдельные элементы (углы, стороны), не замечает сходства и различия. 
 
II. Ребенок выделяет в фигуре ее элементы, устанавливает отношения между ними (у квадрата все стороны равны по длине). 
 
III. Ребенок в состоянии установить связи между свойствами и структурой фигуры (у большого квадрата стороны длиннее, чем у маленького). 
 
Переход от одного уровня к другому протекает не самопроизвольно, а под влиянием целенаправленного обучения (А. М. Пышкало, А. А. Столяр). Отсутствие обучения тормозит развитие.

Особенности развития представлений о форме и геометрических фигурах у детей

 
Методические рекомендации по формированию представлений о форме и геометрических фигурах в ДОУ

 
Самостоятельно не могут выделить форму как пространственный признак предмета

 
По возможности раньше обучаем детей способам обследования формы предметов и называнию ее словом

 
Для полноты образа необходимо участие нескольких анализаторов

 
При обследовании формы предметов и моделей геометрических фигур используем несколько анализаторов: осязательный, двигательный, зрительный

 
Опредмечивают геометрические фигуры

 
Рассматриваем большое разнообразие предметов одной формы, различающихся другими признаками (цветом, размером и др.), выделяем их общее свойство (форму) и обозначаем ее словом, показывая модель геометрической фигуры

 
Младшие дошкольники легче воспринимают объемные формы

 
С младшими дошкольниками начинаем работу по ознакомлению с кубом, шаром, цилиндром и др. еще в 1 младшей группе в процессе игр со строительным материалом и конструкторами. Затем знакомим с плоскими фигурами на крупных моделях

 
У старших дошкольников тяга к мелким предметам

 
По мере развития переходим к мелкому раздаточному материалу (моделям геометрических фигур плоских и объемных)

 
Легче воспринимают геометрические фигуры  
в сравнении

 
Изучаем геометрические фигуры в сравнении: «У квадрата есть углы и стороны, у круга нет углов и сторон»


 
 

 
Путают объемные и плоские формы (круг и  
шар, куб и квадрат и др.)

 
После изучения объемных и плоских фигур проводим сравнение и аналогии (изображение объемных предметов и фигур на плоскости)

 
Не могут обобщить малознакомые предметы 
по форме

 
Знакомим с геометрическими фигурами, учим называть и различать их независимо от цвета и размера, классифицировать по разным признакам (цвету, форме, размеру) модели геометрических фигур и предметы

 
Свободно различают контрастные по форме фигуры (круг и квадрат),  
но затрудняются в тонком анализе (квадрат, ромб, прямоугольник, четырехугольник)

 
Учим называть и показывать элементы фигур (углы, стороны), выделять существенные свойства фигур, проводя сравнения и обобщения


 


Информация о работе Физиологические и психологические механизмы восприятия формы предметов