Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 08:43, реферат
Развитие представлений о форме является одной из проблем сенсорного воспитания ребенка (А. М. Леушина). Познание формы предмета осуществляется на основе зрения, осязательно-двигательного восприятия, называния словом. Совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов.
^ Механизмы восприятия формы:
Ранний возраст: хватание предметов и манипуляция с ними. Второй год жизни: обследование предмета (направленные действия).
Физиологические
и психологические механизмы восприятия
формы предметов
Развитие представлений о форме
является одной из проблем сенсорного
воспитания ребенка (А. М. Леушина). Познание
формы предмета осуществляется на основе
зрения, осязательно-двигательного восприятия,
называния словом. Совместная работа всех
анализаторов способствует более точному
восприятию формы предметов.
^ Механизмы восприятия
формы:
Ранний возраст: хватание предметов
и манипуляция с ними. Второй год жизни:
обследование предмета (направленные
действия).
Третий-четвертый годы жизни:
ощупывательные движения ладошкой, взгляд
падает по центру предмета (для обследования
формы используем осязательно-двигательный
путь).
Пятый-шестой годы жизни: ощупывают
предмет обеими руками.
К семи годам: последовательно
прослеживают кончиками пальцев весь
контур фигуры, обследуют контур предмета
глазами.
Первичное познание формы предметов
осуществляется в процессе действия с
ним (узнавание бутылочки с молоком).
В конце второго года жизни
появляются зрительные реакции определения
формы предмета, которые предшествуют
практическим действиям.
Если малыши стремятся схватить
предмет и поманипулировать им, то дети
третьего года жизни, прежде чем действовать,
подробно зрительно и осязательно-двигательно
знакомятся с предметом. У них возникает
интерес к форме предметов, что необходимо
использовать в обучении и познакомить
детей с эталонами (геометрическими фигурами).
^ Этапы восприятия
формы:
I. (3—4 года). Узнавание предметов по форме
(выделение формы как существенного признака).
II. (4—5 лет). Знакомство с эталонами (распознавание,
называние геометрических фигур и некоторых
их свойств).
III. (5—6 лет). Умение определять форму предметов
и их частей, составлять из геометрических
фигур модели различных предметов, выявлять
свойства, связи и отношения геометрических
фигур.
Проблему знакомства детей
с геометрическими фигурами и их свойствами
следует рассматривать в двух аспектах:
Этапы восприятия
геометрических фигур:
I. В начале дети воспринимают
геометрические фигуры как игрушки (называют
их именами предметов: цилиндр — стаканом,
столбиком, треугольник — крышей и т. п.).
II. В процессе обучения
дети перестраиваются и уже не отождествляют,
а сравнивают фигуры с предметами (цилиндр
—- как стакан, шар похож на мячик и т. п.).
III. Воспринимают геометрические
фигуры как эталоны (платок квадратный,
пуговица круглая и т. д.).
Задачей сенсорного
развития является формирование у ребенка
умения узнавать форму различных предметов
и соотносить ее с эталоном. (Л. А. Венгер).
В дальнейшем необходимо сосредотачивать
внимание детей на осмыслении и анализе
свойств геометрических фигур (Т. Игнатьева).
^ Этапы восприятия
свойств геометрических фигур:
I. Фигура воспринимается
как целое. Ребенок не выделяет в ней отдельные
элементы (углы, стороны), не замечает сходства
и различия.
II. Ребенок выделяет
в фигуре ее элементы, устанавливает отношения
между ними (у квадрата все стороны равны
по длине).
III. Ребенок в состоянии
установить связи между свойствами и структурой
фигуры (у большого квадрата стороны длиннее,
чем у маленького).
Переход от одного
уровня к другому протекает не самопроизвольно,
а под влиянием целенаправленного обучения
(А. М. Пышкало, А. А. Столяр). Отсутствие
обучения тормозит развитие.
Особенности развития представлений о форме и геометрических фигурах у детей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Информация о работе Физиологические и психологические механизмы восприятия формы предметов