Цветные счетные палочки Кюизенера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 15:16, доклад

Краткое описание

Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Х. Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.

Вложенные файлы: 1 файл

палочки кюинюзера.docx

— 336.38 Кб (Скачать файл)

         Цветные счетные палочки Кюизенера

Во всем мире широко известен дидактический  материал, разработанный бельгийским  математиком Х. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.

Основные особенности  этого дидактического материала  — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки  Х. Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.

Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших  чисел — эти неизменные атрибуты монографического метода, как, впрочем, и идея автодидактизма, оказались вполне созвучными современной дидактике детского сада. Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе как одна из современных технологий обучения.

Возраст:  3 - 7 лет

Материал:  полипропилен

Описание: 

Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной. С математической точки зрения палочки это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно как результат его самостоятельной практической деятельности.

Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развить  у детей представление о числе  на основе счета и измерения. К  выводу, что число появляется на основе счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности, в  результате разнообразных упражнений.

С помощью цветных палочек  детей также легко подвести к  осознанию отношений больше - меньше, больше – меньше на…, научить делить целое на части и измерять объекты  условными мерками, поупражнять  в запоминании состава чисел  из единиц и меньших чисел, подойти  вплотную к сложению, умножению, вычитанию  и делению чисел.

Кроме этого, играя с палочками, дети осваивают такие понятия  как «левое», «длинное», «между», «каждый», «одна из…», «какой-нибудь», «быть  одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др.

Комплект состоит из 116 пластмассовых призм 10-ти различных  цветов и форм. Наименьшая призма имеет  длину 10 мм и является кубом.

Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2,4,8 образуют «красную семью», 3,6,9 – «синюю семью». «Семейство желтых» составляют 5 и 10. Подбор палочек в одно семейство (класс) происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в семейство красных входят числа кратные двум и т.д.

В каждом из наборов действует  правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое  она выражает. 
Эффективное применение палочек Х. Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами, а также и самостоятельно. Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятельности ребенка.

Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении  сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам  форме, в овладении способами  действий, необходимых для возникновения  у детей элементарных математических представлений.

Важны они для накопления чувственного опыта, постепенного перехода от материального к материализованному, от конкретного к абстрактному, для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями, решения образовательных, воспитательных, развивающих задач и т. д.

Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.

В мышлении ребенка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.

Возникновение представлений  как результат практических действий детей с предметами, выполнение разнообразных  практических (материальных и материализованных) операций, служащих основой для умственных действий, выработка навыков счета, измерения, вычислений создают предпосылки  для общего умственного и математического  развития детей.

Задача для  ознакомления детей с палочками  Кюизенера.

Найди и покажи палочку (-и) такого же цвета (размера).

Назови цвета всех палочек, лежащих на столе.

Найди и покажи самую короткую (длинную) палочку. Назови ее цвет.

Сравни две палочки. Какая  из них короче (длиннее)? 

Задание на закрепление  эталона цвета.

Подбери к фартуку куклы  ленты соответствующего цвета.

Построй два квадрата: один из голубых, а второй из красных палочек. Какой квадрат больше? (Чем дольше палочка, тем больший квадрат).

Заполнение фигур-силуэтов.

Задание на измерение.

Узнай длину ленты, измерь разными мерками.

Задача на формирование представлений о различных параметрах величины.

Строим высокие и низкие заборы.

Какой вагон длиннее и  выше? Почему?

Составляем лесенку разной высоты для домиков разной высоты.

Строим мосты различной  длины и ширины. 

 

Задача на развитие количественных представлений.

«Пассажиры и  поезд». Педагог предлагает детям построить небольшой поезд из цветных палочек. Например, из  розовой, голубой, красной и желтой. Прежде чем посадить в вагоны пассажиров, детям предлагают узнать, сколько мест в каждом вагончике. Дети находят ответ практическим путем: берут белые палочки и накладывают их на вагончики каждого цвета. Белая палочка — это одно место. Белая палочка выступает условной мере. В ходе беседы детей подводят к пониманию того, что у каждой палочки есть свое число.

Игровое задание «Как говорят числа». Определит, какая палочка показывает большее, а какая меньшее число?

Склады числа из единиц.

Склады числа из двух меньших  чисел.

Узнай номера домиков.

Найди пропущенную ступеньку.

Задание на понимание  детьми сущности арифметических действий.

Давайте составим между собой  эти палочки. Для этого положим  их рядом. Найти палочку, равную сумме  двух палочек. 

Логические задачи с палочками.

Расположи палочки так, чтобы  белая было между голубой и  черной, а черная была бы рядом с желтой.

Поезд состоит из трех вагонов. Желтый вагончик стоит внутри, а  розовый — не является первым. В  какой последовательности стоят  вагоны? Сколько пассажиров в каждом вагоне? Сколько пассажиров в поезде?


Информация о работе Цветные счетные палочки Кюизенера