Я, языкознание и математика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 13:14, сочинение

Краткое описание

Как сейчас помню одни из первых уроков математики, когда мы «концентрировали свои чакры» (по её словам) на познание данной науки. Удивительно, но на её уроках мы всегда проводили беседы, начиная от подробных бесед о древнейших мыслителях и заканчивая разбором того, что характерно для русских народных сказок (принцип троичности и т. д.). Скажу лишь одно: что тогда я поняла, что математика не стоит отдельно, что она не сама по себе, как гордая королева, а она действительно связана с другими отраслями и науками подобно множеству паутинок - сосудов, пронизывающих наше тело и связывающее его в единое целое, позволяющих организму функционировать целостно.

Содержание

1. Экскурс в мою жизнь.
2.«Гибок язык человека; речей в нем — край непочатый. Царство словесное неистощимо по всем направленьям».
3.«Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир».

Вложенные файлы: 1 файл

Cочинение по дисциплине Математика и Информатика .doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

    МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНЫЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ  ЛИНГВИСТИКИ  И СЛОВЕСНОСТИ

 СОЧИНЕНИЕ   НА  ТЕМУ:

«Я,  ЯЗЫКОЗНАНИЕ  И  МАТЕМАТИКА»

«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ  МЕТОДЫ  ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО 
И  ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО  АНАЛИЗА»

Выполнил: студент 2 курса ОЗО

(филологическое  отделение)

Меньшикова  Елена Юрьевна

Проверил: преподаватель

А. М. Агапов

г. Ростов-на-Дону

2010 год

 

ПЛАН:

1. Экскурс в мою  жизнь.

2.«Гибок язык человека; речей в нем — край непочатый. Царство словесное неистощимо по всем направленьям».

3.«Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Экскурс в мою жизнь.

Величие человека - в его способности мыслить. (Б. Паскаль)

 

Начиная своё эссе, хочу сказать, что буду руководствоваться  при его написании скорее интуитивной  системой мышления, нежели рациональной.

И как говорил Гёте: «Мысли должны приходить к нам, как Божьи дети», скажу, что процесс интуитивного мышления будет проходит скорее бессознательно, в моем же сознании всплывет лишь результат моей работы.

В своей работе я хочу показать и объяснить, что между  языкознанием и дисциплиной математикой есть явственная и неоспоримая связь.

Долго думала, как бы оригинально  начать своё сочинение…А потом всё- таки решила, что оригинальнее своих  собственных, хоть и немного всё-таки еще незрелых впору юного возраста мыслей ( и пусть меня простит  Анатолий Михайлович) ничего лучше нет… Так как анализируя и создавая подобные сочинения, учишься концентрировать и синтезировать свои мысли.

В своём сочинении  я хочу показать явственную связь  между «царицей наук и в то же время её служанкой» – математикой  и языкознанием, не менее значимым в нашей жизни и в системе наук в целом.

Но прежде мне хочется  поведать о своей жизни, о своём  собственном опыте, так как считаю, что рассматривать сквозь призму собственной жизни интересующие факты и явления всегда легче. Да и это необходимо, так как только лишь тогда человек в силу того, что вообще весьма недоверчивое существо, начинает верить в те или иные факты и закономерности, только когда переживёт  это на собственном опыте.

Хочу отметить, что  у меня гуманитарный склад ума.. К сожалению, или к радости.. Но уж тут, как говорится, не выбирают.  Что дано- то дано.. С детства я любила читать, делала анализ и синтез произведений. А вот с предметом математика не очень - то и дружила…пока не повстречала только лишь в педагогическом колледже замечательного преподавателя, чьё имя, наверное, не забуду никогда - Стригунову Валентину Николаевну…Незаурядная, интересная, весёлая она очень отличалась от остальных преподавателей, вообще мне когда либо знакомых.

Как сейчас помню одни из первых уроков математики, когда мы «концентрировали свои чакры» (по её словам) на познание данной науки. Удивительно, но на её уроках мы всегда проводили беседы, начиная от подробных бесед о древнейших мыслителях и заканчивая разбором того, что характерно для русских народных сказок (принцип троичности и т. д.). Скажу лишь одно: что тогда я поняла, что математика не стоит отдельно, что она не сама по себе, как гордая королева, а она действительно связана с другими отраслями и науками подобно множеству паутинок - сосудов, пронизывающих наше тело и связывающее его в единое целое, позволяющих организму функционировать целостно.

Я вот сейчас задумалась…  А что, если представить на миг,  что в мире нет математики. Нет  логичности, стройности, чёткости, линейности, доказательности. Теорем, решений, алгоритмов, модулей. Это страшно. Это даже  невозможно. Сознание сразу откатывает человека назад, где нет места цивилизации, где всё несобранно и нецелостно. По крайней мере,  моё мнение таково.

Но продолжая говорить о Валентине Николаевне скажу, что её заслуга в том, что я полюбила математику.. Ту науку, где тренируется мозг, где идет развитие чёткой последовательной мысли. И я считаю – это важно, тем более, что я- учитель начальных классов.

А сейчас я преподаю во 2 классе гимназии № 117. И понимаю, как важно сформировать правильное отношение к математике, как главной дисциплине у будущих граждан нашей страны, что в своё время, к сожалению, у меня сделано не было.

                                                                            В этом образе – что-то святое:  
                                                                                      В троеперстии – мел,  
                                                                                      И лучатся любовью глаза,  
                                                                                      И стремление – «племя младое»  
                                                                                      Для возвышенных дел 
                                                                                      Научить совершать чудеса.

Не могла не цитировать данные  слова. Так как считаю, что быть учителем, преподавателем- действительно, возвышенное дело, и  дело избранных. И здесь,  первую очередь, так важно, чтобы личность самого учителя было правильно, гармонично сформирована.

Но хочу возвратиться к теме о собственном опыте…На своих уроках я часто, сама того не замечая, акцентирую внимание на связь  математики с русским языком, литературой.. С детьми мы подсчитываем количество изменяемых и неизменяемых слов, приставок, суффиксов, окончаний, прописываем числительные, да даже банально пишем в тетрадях «Упражнение № 1», структурируя записи в тетради. А как часто, разбирая характерные черты сказок, говорим о принципе троичности, так явно заметном детям, подсчитываем выразительные средства, называем число главных и второстепенных персонажей, да даже и сами того не замечая, потому что это уже стало слишком обыденным, выполняем ещё множество разнообразных действий, так или иначе связанных с математикой.

Связь предмета окружающий мир с математикой тоже очевидна: математики здесь много - уже само количество разнообразия самих форм животных и растений говорит само за себя.. А чего стоят разнообразные методы исследования разнообразных явлений. Еще очень интересны детям мысли различных философов, физиков и химиков, встречающиеся им в тексте, легкие для восприятия и объясняемые учителем: «Главное делайте всё с увлечением, это очень украшает жизнь». Лев Ландау Физик. «Где есть мысль, там есть сила». Гюго

Хочу отметить, что  и на самой математике часто я  использую различные цитаты великих  людей для привлечения интереса и внимания ребят, что  также явственно  показывает на связь математики и  языкознания уже в первую очередь тем, что и в математике, и в языкознании используются знаковые единицы.

«Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!» (Д. Пойа)

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». (М.В. Ломоносов)

Ребята знакомятся с  древнейшими мыслителями, великими умами и видят, что развитый человек  в математике не может быть не развитым в русском языке, и уже сами фразы и высказывания таких людей, записанные языковыми единицами о математике, да и о жизни в целом, показывает, насколько гибок и глубок их ум.

Не буду повторяться, говоря, что все предметы, которые  преподаю я ученикам, так или иначе  связаны с математикой, а хочется  поделиться приятными воспоминаниями на душе, связанными с…..видеоматериалом, просмотренным мной с чрезвычайным интересом!

Просмотрев очень увлекательный  видеоматериал с участием профессора кафедры психологии и социологии - Анатолием Корминым и ведущей Татьяной Черниговской, я получила большое удовольствие и дала своим мыслям новую пищу для осмысления. Я провела беседу с детьми, мне было интересно и их мнение. Беседа, естественно, проходила на простом, обыденном уровне, но от этого значение её не умалилось. Говоря о своём собственном мнении по данному видеоматериалу, хочу отметить, что действительно, порой простые на первый взгляд вещи оказываются чем-то глубоким и таинственным.. Так было у меня, пока я не переосмыслила своё отношение к определению интуиции, к слову, прикрывающему собой загадку.

Ведь и правда, в  своей жизни я часто использую определение интуиции, при этом даже не пытаясь вникнуть в глубину определения данного слова.

Ни для кого не будут  в диковинку мои слова, что  в нашем мире не всё логично  и рационально. Имеют место множество  вещей, явлений, определений и объектов, которые весьма трудно объяснить, но в силу того, что человек – любопытное Божье создание, он пытается дать им возможное истолкование. И один из процессов, протекающий в сознании человека и  стоящий во главе этих истолкований называется мышлением.

А ведь  интуиция и  есть особый способ мышления. И мы даже не догадываемся, как много значит она в нашей жизни, помогая  нам принимать те или иные решения  при недостатке нужной информации, когда нам это необходимо.

Сколько раз вчера, переходя дорогу на зелёный свет, я даже не догадывалась, что это происходит под влиянием практической интуиции. А сколько раз, пытаясь придумать для своих утренников в школе что-нибудь новое я задействовала имажетивную интуицию. Словом, это было очень познавательно и интересно. Зачем нам это нужно? Зачем нужно говорить об интуиции в данном сочинении?! Да потому что здесь есть прямая связь с окружающим нас миром! Так как мы, обладая весьма скудной информацией в силу того, что человек вообще по своей сути – ленивое существо, используем некие схемы, короткие модели поведения, которым человек в своем жизни следует. 

Было интересно узнать, что американский психолог разработал идею дуального мышления: животные обладают определенными способностями - у них развита когнитивная  система, у человека же - надстройка над этой системой, связанная  с интеллектом, сознанием, языком, мышлением и интуицией.

Невозможно жить в  мире без этих базовых знаний, и  трудно представить себе человека, оторванного от мира вокруг.

Анатолий Кормин дал  чёткое определение одному из самых загадочных определений планеты- интуиции - это такой бессознательный процесс, результат которого всплывает в сознании, этот процесс происходит по некоторым укороченным схемам, не обеспечивая достоверность вывода, но позволяя получить его.

Многие спросят: зачем  мы говорим об интуиции в этом эссе, если речь должна идти о математике, о ее связи с языкознанием. А  ведь здесь всё логично и понятно: интуиции - это способ мышления, А  без мышления мы не именовались бы людьми и, соответственно, не смогли бы вести даже эти рассуждения, а без мышления, следовательно, ни о математике, ни о языкознании не может быть и речи.

Поэтому хочу сделать  минивывод: что человек, живя в мире, должен познавать его, так же, как  принимать пищу, каждое утро, ибо, проснувшись в один из дней, может обнаружить себя «мертвым» внутри.

 

2. «Гибок язык  человека; речей в нём - край непочатый. Царство словесное неистощимо по всем направлениям» Гомер.

 

Роль языка в жизни  высока. Без него человек - не человек, а животное с первой сигнальной системой.

Язык  любого народа – это его историческая память, воплощенная в слове.

А тысячелетняя духовная  культура,  жизнь  народа  своеобразно  и  неповторимо отражаются  в  языке,  в  его  устной  и  письменной  формах,  в  памятниках различных жанров. И, значит, культура языка, культура  слова  предстает  как неразрывная связь многих и многих поколений.

     Наш язык можно определить  как систему коммуникации,  осуществляемую  с помощью звуков и символов, значения которых условны, но  имеют определенную структуру. Также язык можно трактовать и как отображение отраженного в сознании идеального коррелята реального мира.

      Язык  –  явление  социальное.  Им  нельзя  овладеть  вне   социального

взаимодействия,  т.е.  без  общения   с   другими   людьми.

      Наука      о естественном человеческом языке и вообще и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях называется языкознанием.

   Языкознание, или лингвистика, - это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков.

     Объектом языкознания является строение, функционирование и историческое развитие языка, язык во всём объёме его свойств и функций. [2]

    В современном языкознании сохраняется традиционно сложившееся разделение дисциплин. 1) Дисциплины о внутреннем устройстве языка, или «внутренняя лингвистика»: фонетика и фонология (с выделением просодии); грамматика с подразделением на морфологию и синтаксис); лексикология (с выделением фразеологии); семантика (иногда с выделением семасиологии); стилистика; типология.

2) Дисциплины об историческом  развитии языка: история языка:  историческая грамматика (иногда  как синоним истории языка  в широком значении); сравнительно-историческая  грамматика; история литературных языков; этимология.

3) Дисциплины о функционировании  языка в обществе, или «внешняя  лингвистика»: диалектология, лингвистическая география; ареальная лингвистика; социолингвистика.

4) Дисциплины, занимающиеся  комплексными проблемами и возникающие  на стыке наук: психолингвистика, математическая лингвистика;  инженерная лингвистика (понимается иногда как прикладная дисциплина);  прикладные собственно лингвистические дисциплины: экспериментальная фонетика; лексикография; лингвостатистика; палеография; история письменностей (письмо); лингвистическая дешифровка неизвестных письменностей и др. (прикладная лингвистика). [2]

У языкознания также, как и у математики, есть свой язык. У математики - это математический язык, у языкознания - естественный.

Наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков), называется семиотикой, семиологией.

 Семиотика (в языкознании) выделяет три основных аспекта изучения знака и знаковой системы (т. е. совокупности знаков, устроенной определённым образом): 1) синтактика, изучающая внутренние свойства систем знаков безотносительно к интерпретации (правила построения знаков в рамках знаковой системы);

Информация о работе Я, языкознание и математика