Анатомия физиология и патология органов зрения у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:35, реферат

Краткое описание

Глаз - это периферическая часть органа зрения, служит для восприятия световых раздражений.
Информация, полученная при помощи аппарата глазного яблока, передается по зрительным путям сначала в подкорковые центры зрения, затем по зрительной лучистости и зрительному пучку Грациоле в высший зрительный центр в затылочных долях головного мозга.
К периферической части органа зрения относят:
• Глазное яблоко
• Защитный аппарат глазного яблока (верхнее и нижнее веки, глазница)
• Придаточный аппарат глаза (слезная железа, ее протоки, а также глазодвигательный аппарат, состоящий из мышц).

Вложенные файлы: 1 файл

реферат конечный вариант.docx

— 359.34 Кб (Скачать файл)

Если  диагноз подтверждается, то первоначально  используют медикаментозный вид  лечения (закапывание лекарственных  средств, понижающих внутриглазное  давление).

Но на практике оказывается, что довольно часто этот вид лечения оказывается  неэффективным и тогда  прибегают  к хирургическому виду лечения (активизация  путей оттока или формирование новых).

Когда ни один из пречисленных видов не помогает или же развитие глаукомы зашло далеко, то применяют  лазерное лечение (воздействие  на цилиарное с целью снижения продукции жидкости). 
 
 

- Катаракта 

При различных  по своей причине состояниях хрусталик  может или полностью или частично терять свою прозрачность (рис. 7). Такое его состояние и называется катарактой 

Рис. 7 

Причины помутнения хрусталика весьма разнообразны. В зависимости от причины, которая  привела к помутнению хрусталика различают и виды катаракт:

- врожденная (помутнение хрусталика происходит во время внутриутробного развития и ребенок рождается уже с мутным хрусталиком):

- травматическая (при любом, даже самом незначительном

повреждении хрусталика при травме, рано или  поздно он

мутнеет);

- возрастная (развивается в связи с возрастными нарушениями обмена веществ в возрасте старше 50 лет, у детей такой вариант катаракты не встречается);

- осложненная (изменение прозрачности хрусталика при различных патологических состояний организма - воспаление сосудистой оболочки глаза, сахарный диабет, нехватка кальция и др.). 

С потерей  прозрачности хрусталика происходит значительное снижение зрения. Глаз при этом смотрит  как через мутное стекло, а зрачок при этом меняется с обычного черного на серый. 

При врожденной катаракте ребенок рождается  с мутным хрусталиком, причем это  помутнение может быть самым разнообразным - от полного до частичного. Самым  главным в этой ситуации - как  можно раньше поставить диагноз. Существуют прямые и косвенные признаки врожденной катаракты.  

Основным  прямым признаком является изменение  цвета зрачка. В норме зрачок черного  цвета, а при катаракте приобретает серый оттенок. Косвенными признаками могут служить такие симптомы как одностороннее косоглазие, уменьшение глазного яблока в размере. Если Вы заметили такие признаки, это повод для немедленного обращения к офтальмологу. При постановки диагноза врожденная катаракта необходимо выбрать тактику дальнейшего ведения. При полной катаракте ребенку показано хирургическое лечение в ближайшие сроки. Лучше всего эту операцию сделать на

первом  году жизни. При частичной - вопрос решается индивидуально.  

Если  лечение катаракты будет несвоевременным, то у ребенка разовьется амблиопия (снижение зрения от бездеятельности  глаза).

При этом даже выполненная, но уже в более  поздние сроки, операция не спасает  от низкого зрения. Глаз не успевает научиться видеть вовремя. А научить  его видеть в более старшем  возрасте (после года) становится уже  довольно серьезной и часто не разрешимой проблемой. 

Как уже  упоминалось, травматическая катаракта  возникает после травмы глазного яблока (чаще всего после проникающего ранения). Сроки хирургического лечения  в данном случае весьма разнообразны и определяются в зависимости  от обстоятельств. Если катаракта возникла вследствие ранения глаза, то удаление мутного хрусталика может выполняться  или в момент обработки ранения  или в ближайшие сроки. В случае тупой травмы (контузии) глаза хирургическое  лечение выполняют обычно спустя несколько месяцев, т.е. после купирования  воспалительных явлений. Развитие амблиопии  при 

травматической  катаракте чаще всего не происходит. Развивается она только в том  случае, если травма произошла у  ребенка младшего возраста (до 3-5 лет). 

- Иридоциклит 

Рис. 8 

Иридоциклит  - воспаление радужной оболочки и цилиарного тела глазного яблока

(рис. 8). В общей популяции распространённость составляет до 0,05%. Предрасполагающим к развитию иридоциклита заболеванием является ревматизм. У лиц с ревматизмом распространённость иридоциклита составляет 40% 

Иридоциклиты  встречаются у детей в 10 раз  реже, чем у взрослых.

Характерными  особенностями иридоциклитов у  детей являются:

1) малозаметное  начало;

2) подострое  или хроническое течение; 

3) невыраженные  субъективные ощущения;

4) небольшие  светобоязнь, блефароспазм и слезотечение;

5) незначительная  болезненность при пальпации  области цилиарного тела;

6) преимущественная  двусторонность заболевания; 

7) частое  вовлечение в процесс стекловидного  тела (помутнение в передних отделах);

8) реактивный  папиллит;

9) короткие  ремиссии и частые рецидивы  в связи с травмами глаз  и общими детскими инфекциями;

10) постепенно  прогрессирующее снижение зрительных  функций. 

Первая  помощь при иридоциклите заключается  в расширении зрачка. Это направлено на предотвращение сращений радужки  с хрусталиком и снятия болевого синдрома. С этой целью применяют  атропин и анальгетики.

Лечение комплексное. Включают непосредственное лечение инфекционного процесса, и применение противовоспалительных  препаратов.

Осложнениями  иридоциклита, наблюдаются в 20 % случаев. Они представляют угрозу как для  зрения, так и для самого существования  глаза. К ним относят:

сращение  и заращение зрачка, катаракта, деформация стекловидного тела и отслоение  сетчатки, абсцесс стекловидного  тела, атрофия глаза. 
 

- Косоглазие 

Рис. 9 

Косоглазие – это такое положение глаз, при котором зрительные оси не сходятся на рассматриваемом предмете (рис.9). Внешне это проявляется тем, что глаз отклоняется в ту или иную сторону (вправо или влево, реже вверх или вниз, встречаются и различные сочетанные варианты). Если глаз приведен к носу, косоглазие называют сходящимся (встречается чаще), а если к виску – расходящимся. Косить может один глаз или оба. Чаще всего родители обращаются к детскому офтальмологу, заметив, что глаза ребенка смотрят «неправильно». Косоглазие – это не только проблема внешнего вида. Эффект косоглазия является следствием нарушений восприятий и проведения зрительной информации по всей зрительной системе ребенка. При косоглазии снижается острота зрения, нарушаются связи между правым и левым глазом, а также правильный баланс между мышцами, которые двигают глаза в разные стороны. Кроме этого, нарушается способность к объемному зрительному восприятию. Косоглазие может быть врожденным, но чаще оно возникает в раннем детстве. Если патология проявилась до 1 года, то ее называют рано приобретенной. Возможно возникновение болезни и в 6 лет. Но чаще косоглазие развивается в возрасте от 1 до 3 лет. При рождении ребенок еще не умеет смотреть «двумя глазами», способность к бинокулярному зрению формируется постепенно до 4 лет. При этом любое отклонение зрительной оси от точки фиксации нужно квалифицировать как косоглазие и ни при каких обстоятельствах не рассматривать как вариант нормы. Это касается даже таких, казалось бы, косметически мало выраженных случаев, как косоглазие с малым углом и непостоянное косоглазие. Наиболее часто косоглазие развивается у детей с дальнозоркостью – когда малыш плохо видит предметы, находящиеся вблизи. Косоглазие также может развиваться у детей с астигматизмом. При астигматизме некоторые участки изображения могут фокусироваться на сетчатке, другие – за или перед ней (бывают и более сложные случаи). В результате человек видит искаженное изображение. Представление об этом можно получить, если посмотреть на свое отражение в овальной чайной ложке. Такое же искаженное изображение формируется при астигматизме на сетчатке глаза. Но хотя сама картинка при астигматизме может быть размытой и неотчетливой, человек обычно не осознает этого искажения, так как головной мозг «исправляет» его восприятие. Косоглазие может встречаться и при близорукости – когда ребенок плохо видит предметы, расположенные вдали. При косоглазии на постоянно косящем глазу постепенно происходит понижение остроты зрения –амблиопия. Это осложнение связано с тем, что зрительная система, во избежание хаоса, блокирует передачу в мозг изображения предмета, который воспринимает косящий глаз. Такое состояние приводит к еще большему отклонению этого глаза, т.е. косоглазие усиливается. Процесс потери зрения зависит от возраста возникновения патологии. Если это произошло в раннем детстве, в первый год жизни, то снижение остроты зрения бывает очень и очень быстрым. Причинами возникновения косоглазия могут быть:

  • наследственная предрасположенность, когда заболевание есть у ближайших родственников (родители, дяди, тети и др.);
  • наличие того или иного оптического дефекта (расфокусировки) органа зрения ребенка, например при дальнозоркости у детей;
  • различные интоксикации (отравления) плода в период беременности;
  • тяжелые инфекционные заболевания ребенка (например скарлатина, дифтерия и др.);
  • неврологические болезни.
  • Кроме того, толчком к возникновению косоглазия (на фоне предпосылок) могут послужить высокая температура (свыше 38°С), физическая или психическая травма.
 
 

- Нистагм 

Нистагм – это  заболевание, в основе которого лежат  глазодвигательные нарушения.

Очень часто  он сочетается с косоглазием. При  нистагме глаза постоянно совершают  самопроизвольные колебательные движения различной амплитуды, из за чего изображение на сетчатке всегда расфокусировано. Поэтому амблиопия при нистагме развивается  очень быстро и зрение снижается значительно. При подозрении ребенка этой патологии его следует немедленно показать офтальмологу и невропатологу. Обязательно так же проведения магниторезонансной томографии головного мозга (для выявления возможных органических нарушений).

Современная тактика  лечения нистагма включает как терапевтические, так и хирургические методы. Последовательно  проводимое такое лечение позволяет  не только стабилизировать зрительные функции, но и значительно улучшить зрение, допившись при этом стойкого функционального результата. Лечение  таких детей проводиться длительное время, ребенок находиться под постоянным диспансерным наблюдением. При нистагме применяют специальные операция на мышцы глаза. В сочетании с консервативным лечением они позволяют повысить остроту зрения и уменьшить амплитуду нистагма у детей.

7. Гигиена и охрана зрения детей 

      Основной  задачей гигиены зрения детей  является обеспечение оптимальных  условий для деятельности глаз, способствующих их нормальному развитию, повышению  общей и зрительной работоспособности  и препятствующих утомлению глаз и связанных с ним расстройств  зрения.

      Гигиена зрения детей предусматривает рациональное в количественном и качественном отношении освещение детских  учреждений и рабочих мест в школе  и дома, выполнение определенных требований к объектам зрительной работы, правильную посадку детей во время занятий  и игр, соблюдение режима дня и  учебных занятий.

      Создание  оптимальных гигиенических условий  для зрительной работы позволяет  обеспечить определенную степень компенсации  нарушений зрения.

      С 1.09.2003 года введены в действие новые  гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных  учреждениях (№2.4.2.1178-02). Важное место  в них отводится требованиям  к естественному и искусственному освещению учебных помещений.

      Учебно-наглядные  пособия в школах для слабовидящих должны подбираться таким образом, чтобы одновременно удовлетворять  лечебно-офтальмологическим и педагогическим требованиям.

      В учебно-воспитательной работе необходимо учитывать зрительные возможности  детей: увеличение шрифта, изменение  цветовой гаммы, соотнесение работы в разных плоскостях, сокращение объёма и времени выполнения письменных работ.

      Для учеников с низкой остротой зрения рекомендуется использовать тетради  и прописи с широкой строкой  и дополнительной разлиновкой. Между  строками надо оставлять широкие  промежутки. Не рекомендуется писать на тонкой, глянцевой бумаге.

      Оптимальное расстояние между глазами и объектами  зрительной работы для детей младшего школьного возраста с миопией  и глаукомой составляет 24 см, для  старших школьников - от 30 до 35 см. При  остроте зрения 0,06 - 0,2 это расстояние сокращается до 17 - 25 см, при остроте  зрения 0,01 - 0,05 - до 3 - 12 см. Слабовидящие школьники, наклоняясь при чтении и  письме, затеняют рабочую поверхность, освещенность страницы при этом снижается.

      Для слабовидящих детей важна степень  равномерности освещения рабочей  поверхности. Недопустима большая  разница в яркости между рабочей  поверхностью и окружающим пространством. Это приводит к повышенному утомлению  и снижению зрительной работоспособности.

      Для данной категории детей должны использоваться учебные пособия с более крупными буквами, для меньшего напряжения глаз при работе. Материал должен быть четким, точным, ярким и красочным, без  излишней детализации. Контрастность  изображений в учебных пособиях и оптико-электронных приборах должна находиться в пределах 60 - 100%, а насыщенность цветовых тонов должна составлять 0,8 - 1,0. Предпочтительнее использовать черные изображения на белом или желтом фоне и наоборот.

      Исследованиями  установлено, что при миопии и  косоглазии дети меньше обращают внимание на цвет, а больше на форму предмета.

Информация о работе Анатомия физиология и патология органов зрения у детей