Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 22:49, реферат
Бронхиальная астма это серьезное заболевание, которое препятствует дыханию, т.к. из-за воспаления, отека и образования мокроты сужаются дыхательные пути, ведущие к легким. Заболевание обычно начинается в раннем возрасте. Астма относится к заболеваниям с реальным летальным потенциалом. Причины возникновения бронхиальной астмы могут быть самые различные, а механизмы развития этой болезни очень сложны.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...…3
ГЛАВА 1 ПРИЧИНЫ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ ………………...4
1.1 Психологические аспекты ………………………………….……........6
1.2 Бронхиальная астма и физические усилия ……………….……….....9
ГЛАВА 2 ЛЕЧЕНИЕ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ .......................…11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………16
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
Уральский государственный университет физической культуры
кафедра теории и методики физического воспитания
РЕФЕРАТ
по валеологии
БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА
Выполнил: студент …группы
Суханов Олег Андреевич
Проверил: звание
Ф. И. О
Челябинск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 ПРИЧИНЫ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ ………………...4
1.1 Психологические аспекты ………………………………….……........6
1.2 Бронхиальная астма и физические усилия ……………….……….....9
ГЛАВА 2 ЛЕЧЕНИЕ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ .......................…11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………16
ВВЕДЕНИЕ
Бронхиальная астма это серьезное заболевание, которое препятствует дыханию, т.к. из-за воспаления, отека и образования мокроты сужаются дыхательные пути, ведущие к легким. Заболевание обычно начинается в раннем возрасте. Астма относится к заболеваниям с реальным летальным потенциалом. Причины возникновения бронхиальной астмы могут быть самые различные, а механизмы развития этой болезни очень сложны. Основную роль в развитии астмы играет изменение реактивности бронхов, которое протекает на фоне аллергических реакций. Бронхиальная астма – это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, которое характеризуется частичной и обратимой обструкцией дыхательных путей (бронхов), приступами кашля и удушья, повышенной реактивностью бронхов. Слово «астма» происходит от греческого «astma», означающего удушье, затрудненное дыхание. Течение приступа может быть различным у разных больных. При этом и факторы, сопутствующие развитию приступа различаются. Если присутствует атопическая форма заболевания, то приступ провоцируется взаимодействием с аллергеном. Если инфекционно-аллергическая форма заболевания, то приступ может быть спровоцирован эмоциональным перенапряжением на фоне недуга органов дыхания, а иногда развивается без видимых причин. Иногда перед приступом пациент ощущает зуд тела, истечение слизи из носа или давление за грудиной. Далее признаки приступа нарастают стремительно: пациент испытывает сильное давление за грудиной, тревожность, ему тяжело дышать. Диагностика заболевания осуществляется постепенно: в первую очередь определяются признаки, обнаруженные самим пациентом, после чего осуществляется обследование пациента. Если же у врача есть сомнения, для уточнения диагноза и для выявления насколько изменена работа органов дыхания, назначают специальные анализы. При атопической аллергической форме заболевания можно определить, какой именно фактор послужил аллергеном, проведя специальные аллергические пробы.
ГЛАВА 1 ПРИЧИНЫ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ
В этиологии бронхиальной астмы имеют значение следующие факторы:
1 Наследственность. Большое значение имеют генетические аспекты в вопросе причин развития бронхиальной астмы. В клинической практике часто встречаются семейные случаи заболеваемости, когда у болеющей астмой матери дети так же заболевают этим недугом. В результате клинико-генеалогического анализа обнаружено, что у 1/3 больных заболевание носит наследственный характер. При наличии акцента на наследственный характер заболевания указывают на атопическую бронзиальную астму. В этом случае, при наличии астмы у одного из родителей, вероятность астмы у ребенка составляет 20—30 %, а если больны оба родителя, эта вероятность достигает 75 %. Было проведено исследование, в рамках которого наблюдения показали, что, несмотря на генетическую предрасположенность, развитие заболевания можно предотвратить исключая провоцирующие аллергены и путем коррекции иммунного ответа в период беременности.
2 Профессиональные факторы. Влияние биологической и минеральной пыли, в том числе деревесной, мучной, хлопковой и т.д., вредных газов и испарений на возникновение респираторных заболеваний исследовалось у 9144 человек в 26 центрах в исследовании ECRHS. При этом выявлено, что даже при уменьшении контакта с вредным профессиональным фактором, с течением времени неспецифическая гиперреактивность бронхов у лиц с профессиональной астмой не исчезает. Тяжесть профессиональной астмы в основном определяется продолжительностью заболевания и выраженностью симптомов, не зависит от возраста, пола, вредного профессионального фактора, атопии, курения.
3 Экологические факторы. 9-летнее эпидемиологическое исследование ECRHS-II, включившее 6588 здоровых лиц, подвергавшихся в течение указанного периода воздействию ряда неблагоприятных факторов (выхлопные газы, дым, повышенная влажность, вредные испарения и др.), показало, что у 3 % наблюдаемых в конце исследования возникли жалобы, соответствующие поражению дыхательной системы. После статистического анализа демографических, эпидемиологических и клинических данных был сделан вывод, что от 3 до 6 % новых случаев заболевания провоцируются воздействием поллютантов.
4 Пищевые аллергены. Исследования во многих странах, посвященные влиянию характера питания на течение заболевания показали, что лица, употребляющие продукты растительного происхождения, соки, богатые витаминами, клетчаткой, антиоксидантами, имеют незначительную тенденцию к более благоприятному течению бронхиальной астмы. Соответственно употребление продуктов животного происхождения, богатых жирами, белками и рафинированными легкоусвояемыми углеводами, связано с тяжёлым течением заболевания и частыми обострениями.
5 Моющие средства. 10-летнее исследование ECRHS в 10 странах Евросоюза показало, что различные моющие средства, в том числе чистящие аэрозоли содержат вещества, провоцирующие астму у взрослых; с применением этих средств связывают около 18 % новых случаев.
6 Микроорганизмы. Долгое
время существовало
7 Острый и хронический стресс.
8 Бытовые аллергены (домашняя и бумажная пыль), аллергены домашних животных (шерсть собак, кошек), споры грибов и аллергены, широко распространенные в окружающей среде: пыльца трав, цветов, кустарников, деревьев;
9 Играют определенную роль в возникновении бронхиальной астмы и частые вирусные инфекции дыхательных путей и аллергия.
1.1 Психологические аспекты
Длительное хроническое заболевание обусловливает задержку эмоционального развития, эмоциональную незрелость. Хроническая физическая и психическая астения тормозит развитие активных форм деятельности, способствует формированию таких черт личности, как робость, боязливость, неуверенность в себе. Эти же свойства обусловливают и создание для больного ребенка режима ограничений и запретов. Условия гиперопеки формируют искусственную инфантилизацию. У большинства больных с астмой отмечается стремление к здоровью, появляются интересы и рассуждения, свойственные взрослым.
Среди личностных особенностей
детей с бронхиальной астмой
доминируют неустойчивость, эмоциональная
лабильность, истероидность, эгоцентризм,
снижение способности к
Для детей с астмой
характерным является более
Психопатологические изменения чаще наблюдаются у детей с тяжелой астмой, существенно ограничивающей жизнедеятельность ребенка, его социальное развитие. Отягощают течение заболевания неспособность ребенка самостоятельно справляться с кризисными ситуациями, обслуживать себя, длительные депрессии как следствие семейных конфликтов, отсутствие эмоциональной близости с родителями. Для успешного лечения больного с астмой необходима оценка его эмоциональной сферы, изучение поведения ребенка с родителями дома, в школе, среди друзей, оценка реакций ребенка на непосредственное окружение, стресс. Изменения поведения, особенно у детей, требующих стационарного лечения, являются важными характеристиками, которые должны учитываться в реабилитационных программах. Эффективное лечение в ранней стадии может предотвратить последующие эмоциональные отклонения. Обычно психические изменения вследствие бронхиальной астмы не требуют психотерапии и достижение стойкой ремиссии ведет к нормализации психики ребенка.
В связи с этим возникает
необходимость найти выход из
тягостной для ребенка ситуации
Подавляя свою внутреннюю агрессию, астматики также остаются чувствительными к агрессии извне. Поэтому они так остро реагируют на любое сильное воздействие окружающей среды посредством бронхиального спазма. Он служит своего рода защитой от агрессивного агента, пытающегося проникнуть в организм через верхние дыхательные пути. На более поздних этапах реакцию удушья запускает не только само присутствие аллергена, но и просто тревога поп поводу его возможного наличия. Взрослые пациенты с бронхиальной астмой часто забывают свою детскую историю, но реакции, выработавшиеся у них в детстве, остаются, и служат развитию и закреплению заболевания. В более зрелом возрасте обострение их заболевания происходит, как правило, тогда, когда астматикам необходимо проявить смелость, ответственность, независимость или же суметь пережить печаль и одиночество.
Стрессы имеющее значение для ребенка:
- утрата или снижение чувства защищенности;
- жестокое отношение в семья;
- эмоционально отвергающая семья;
- недостаток надзора, гипоопека;
- утрата или болезнь близкого человека;
- негармоничные семьи: распавшиеся или распадающиеся;
- чрезмерные требования;
- появление нового члена семьи;
- противоречивое воспитание либо смена типа воспитания;
- эмиграция;
- беззащитность после отрыва из семьи.
Для детей школьного возраста:
- невозможность соответствия ожиданиям семьи;
- переживания чрезмерной ответственности за других членов семьи;
- неприятие семьей, детским коллективом, педагогами;
- неспособность справляться с учебной нагрузкой;
- отрыв от семьи, школьного коллектива;
- смена места жительства.
Длительные хронические
Изменения поведения у детей, требующих стационарного лечения, являются важными характеристиками, которые должны учитываться в реабилитационных программах. Нормализация жизни в семье, школе, исключение стрессовых ситуаций, чрезмерных нагрузок оказывает положительное влияние на терапию бронхиальной астмой.
1.2 Бронхиальная астма и физические усилия
У большинства больных бронхиальной астмой и более чем у 40% больных аллергическим ринитом 10-15-минутная физическая нагрузка вызывает бронхоспазм, чем тяжелее бронхиальная астма, тем более выраженный бронхоспазм вызывает физическая нагрузка. У части больных приступы бронхиальной астмы развиваются только после физической нагрузки. Частота и выраженность приступов бронхиальной астмы, вызванных физической нагрузкой, зависят от характера этой нагрузки. Чаще всего бронхоспазм возникает при быстром беге, реже - при ходьбе и езде на велосипеде. Плавание обычно не вызывает бронхоспазма. Бронхоспазм обычно развивается через 5-10 мин после нагрузки и исчезает в покое, реже он сохраняется более 1 ч или усиливается после физической нагрузки. Повторная нагрузка менее чем через 2 ч обычно переносится легче, чем предшествующая.