Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 11:41, реферат
Болезнь – одна из тех неприятных ситуаций, в которую попадает в течение жизни каждый человек. Все дети болеют – одни реже, другие чаще. Болезнь может пройти бесследно, а может запомниться на всю жизнь. Иногда она становится значимым событием жизни и производит на ребенка такое сильное эмоциональное впечатление, что наносит психическую травму, влияющую на становление личности и поведенческие реакции повзрослевшего человека. Люди, перенесшие когда-либо тяжелое заболевание или несколько болезней, сильнее реагируют на ситуации, вызывающие гнев или страх. При этом страх связан в основном с заболеваниями, перенесенными в возрасте от 11 до 15 лет, а гнев – в возрасте до 6 лет.
Проблема психосоматических
взаимоотношений в детском
Болезнь – одна из тех
неприятных ситуаций, в которую попадает
в течение жизни каждый человек.
Все дети болеют – одни реже, другие
чаще. Болезнь может пройти бесследно,
а может запомниться на всю
жизнь. Иногда она становится значимым
событием жизни и производит на ребенка
такое сильное эмоциональное
впечатление, что наносит психическую
травму, влияющую на становление личности
и поведенческие реакции
Несмотря на наличие специфических
особенностей восприятия болезни в
разном возрасте, внутренняя картина
болезни (ВКБ) формируется по определенным
законам и имеет четко
Определение и структура ВКБ
ВКБ – это возникающий у больного целостный образ своего заболевания. Понятие ВКБ было введено Р.А.Лурия, продолжившим развитие идей А.Гольдшейдера об «аутопластической картине заболевания». ВКБ он назвал «все то, что испытывает и переживает больной, всю массу его ощущений, не только местных болезненных, но его общее самочувствие, самонаблюдение, его представления о своей болезни, ее причинах, все то, что связано для больного с приходом его к врачу, – весь тот огромный внутренний мир больного, который состоит из всех сложных сочетаний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм» [2].
В настоящее время ВКБ рассматривают как сложное, структурированное образование, включающее в себя четыре уровня психологического отражения болезни (рис. 1).
Уровень чувственный (сенситивный).
Болевая или сенсорная
Эмоциональный уровень связан
с разными видами реагирования на
болезнь, такими как депрессивный, тревожный,
ипохондрический или
Интеллектуальный уровень. Интеллектуальная, или когнитивная, составляющая отражает представления, знания и оценку человеком своей болезни. Она является результатом размышлений больного о своем состоянии, конкретном заболевании, его причинах и о возможных последствиях («я заболела, так как ходила без шапки», «боюсь, что умру»).
Мотивационный уровень. Волевая составляющая содержит более или менее осознанное отношение больного к своему заболеванию, к изменению своего поведения и образа жизни в условиях болезни, а также разную степень желания действовать, чтобы вернуть или сохранить свое здоровье («мне надоело быть больной и беспомощной»).
ВКБ субъективна и является производной от самой болезни, зависит от тяжести, длительности заболевания и возраста больного. С одной стороны, она оказывает влияние на формирование личности, с другой – сама является продуктом творчества больного, направленного на познание себя. Структура ВКБ может быть разной у больных разных нозологических форм. «Удельный вес» разных ее составляющих зависит и от внешних факторов, и от разной представленности в сознании больного отдельных элементов ВКБ.
На ВКБ может существенно влиять еще одно качество больного – устойчивость к неопределенности. Заболевший человек часто слишком мало знает о болезни и о возможных последствиях, особенно на начальном этапе ее развития. Неопределенность приводит к душевному дискомфорту. Если толерантность к неопределенности у данного человека низкая, то его ВКБ может существенно искажаться.
Прямое отношение к формированию ВКБ имеют такие личностные качества больного, как «аналитичность – синтетичность». «Аналитик» обычно очень подробно рассказывает о своей болезни, часто раздражая «синтетика» застреванием на мелочах, поскольку для него вообще нет мелочей, в частности в том, что касается его здоровья. Такую же подробную информацию он стремится, как правило, получить от врача. «Синтетика» в подобных ситуациях удовлетворяет сообщение, содержащее выводы и рекомендации в более общем виде. Многие детали своей ВКБ он может считать несущественными, не обращать на них внимания.
Разная по структуре и динамике ВКБ создает специфические и чрезвычайно важные условия перестройки личности заболевшего. Картина ВКБ и соотношение ее элементов могут меняться на разных этапах заболевания. В частности, преобладающие при некоторых заболеваниях вначале чувственные элементы ВКБ могут полностью исчезнуть, и их место могут занять рассудочная переработка больным факта заболевания и эмоциональная оценка болезни. Изменения в мотивационной сфере больных могут активизировать защитные ресурсы организма или способствовать формированию патологических черт личности.
Адекватно сформированные с помощью врача и клинического психолога модели прогноза и модели ожидаемых результатов лечения выступают как важнейший фактор оптимизации психического и общего состояния больного на всех этапах лечения.
Сложность оказания помощи больному заключается в том, что ВКБ отличается от зримых ее проявлений (внешней картины болезни), имеет психологическую, а не биологическую природу и врачом определена быть не может. Внешняя картина болезни – это все ее объективные признаки или симптомы заболевания. Врач может их выявить, когда осматривает больного или использует инструментальные методы исследования (данные анализов, результаты исследования специалистов). Важно помнить, что внешняя и ВКБ в одном случае может совпадать, в другом – нет. От наличия конфликта восприятия болезни пациентом и врачом зависит успешность проводимого лечения (см. таблицу).
В 1-м случае и врач фиксирует наличие заболевания, и сам больной чувствует и понимает, что болен. Мотивация к лечению высокая, назначения врача выполняются, лечение эффективно.
Во 2-м случае врач считает, что пациент болен, а человек отрицает наличие болезни. Недооценка тяжести болезни или ее игнорирование приводит к нарушению режима лечения и как следствие его низкой эффективности.
В 3-м случае врач не находит у человека, пришедшего к нему на прием, никаких признаков заболевания, а сам человек чувствует, что с ним что-то не в порядке, что он заболевает и заболевает серьезно. При этом болезнь, которую обнаруживает у себя человек, может быть как реальной, так и воображаемой (отражение в сознании несуществующих заболеваний). В последнем случае пациент, настаивая на наличии заболевания, может получать материальную или моральную выгоду от болезни. Лечение, если оно назначается врачом, будет неадекватным и может нанести вред здоровью.
В 4-м случае, можно сказать, совпадают внешняя и внутренняя картина здоровья. Лечение не требуется.
Обычно выделяют несколько типов субъективного восприятия болезни (рис. 2) [3]:
– нормальное (соответствует объективному состоянию больного);
– пренебрежительное (недооценка тяжести болезни);
– отрицающее (игнорирование факта болезни);
– нозофобное (понимание того, что опасения преувеличены, но преодолеть свои опасения больной не может);
– ипохондрическое (погружение, уход в болезнь);
– нозофильное (больной получает удовлетворение, так как болезнь освобождает его от обязанностей);
– утилитарное (получение известной выгоды от болезни – материальной или моральной).
Субъективное восприятие
болезни как неприятного
Некоторые люди источник своей
болезни видят в
Защитное регрессивное поведение приводит к манипулятивному уходу в болезнь, попыткам решать все возникающие проблемы с помощью роли больного. Поведение таких больных приобретает черты инфантильности, покорности, беспомощности, зависимости от окружающих.
Если болеть по каким-то причинам выгодно, человек будет стремиться еще глубже погрузиться в болезнь, замкнуться в ней или даже сделать ее смыслом своего существования. Напротив, установка на преодоление заболевания позволяет мобилизовать больному резервы своего «Я», осуществить поиск способов избавления от болезни, получить дополнительную защиту, используя положительное влияние социальной среды.
Ряд внешних факторов также оказывает влияние на ВКБ:
– характер болезни (острое или хроническое течение, наличие или отсутствие болей, косметических дефектов и т.д.);
– актуальная ситуация, в которой протекает болезнь (изменения в семье, профессиональной деятельности, ближайшем социальном окружении);
– преморбидная личность (предшествующее и способствующее развитию болезни состояние. Здесь, в частности, ставится вопрос о возрасте больного);
– социальное положение больного.
Модели ВКБ и картины здоровья
Отношение к болезни интегрирует
все психологические категории,
в рамках которых анализируется
понятие ВКБ и одновременно с
ней создается другая, противоположная
модель – внутренняя картина здоровья
– некий эталон здорового человека
или здорового органа. Идеал здоровья
также является регулятором поведения.
Однако эталон, который человек считает
нормой, в определенный период жизни
может разрушаться или
Формирование модели болезни, связанная с ней осознанная или неосознанная потребность избавиться от ее проявлений, угрозы инвалидизации или смерти ведут к формированию «программ» и целей личности, направленных на преодоление болезни. При этом образуются модель прогноза заболевания и модель ожидаемых результатов лечения. Модель прогноза данного заболевания выступает как эмоционально окрашенный комплекс представлений больного о ее вероятном течении и исходе. В зависимости от жизненного опыта, интеллекта, эмоциональной структуры личности больные по-разному проецируют течение своего заболевания во времени.
При этом полярными параметрами являются полное выздоровление и смерть, между ними могут быть «промежуточные модели» – результаты с частичным выздоровлением (рис. 3).
Модель ожидаемых результатов лечения включает образ или набор образов, предвосхищающих такой результат лечения, на который рассчитывает больной или который был внушен ему окружающими или врачом. На некоторых этапах заболевания модель ожидаемых результатов лечения может в значительной мере определять поведение больного, направляя его в сторону выздоровления или саморазрушения [5].
На личностном уровне оценка
результатов лечения
З.Липовски пытается разграничить «реакции преодоления болезни» и «реакции на информацию о болезни». Последние зависят от значения болезни для пациента и могут быть следующими:
а) болезнь – угроза или вызов, а типы реакций – противодействие, тревога, уход в себя, борьба;
б) болезнь – утрата; соответствующие типы реакции – депрессия или ипохондрия, растерянность, горе, привлечение к себе внимания, нарушение режима;
в) болезнь – выигрыш или избавление, а типы реакций при этом – безразличие, жизнерадостность, нарушение режима, враждебность по отношению к врачу;
г) болезнь – наказание: возникают реакции типа угнетенности, стыда, гнева [6].
Возрастные и личностные особенности ВКБ
К важным детерминантам ВКБ относятся возраст больного и его личностные особенности.
В раннем детском возрасте (начиная с 6 мес) нет полной психологической внутренней картины переживания болезни, она редуцирована, здесь преобладают чувственный и эмоциональный компоненты. Дети не подозревают об опасности заболевания, у них складывается только внешняя картинка переживания, болезнь воспринимается как ограничение активности: нельзя бегать, прыгать, скакать. Ребенок боится уколов, горчичников и других способов лечения. При хронических заболеваниях у детей ВКБ становится одним из механизмов формирования личности.
В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте (от 5 до 11 лет) ВКБ остается частично редуцированной и воспринимается как мешающий, ненужный факт – ограничение активности и общения. В этот период на формирование ВКБ большое влияние, помимо родителей, начинает оказывать врач.