Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 11:41, реферат
Болезнь – одна из тех неприятных ситуаций, в которую попадает в течение жизни каждый человек. Все дети болеют – одни реже, другие чаще. Болезнь может пройти бесследно, а может запомниться на всю жизнь. Иногда она становится значимым событием жизни и производит на ребенка такое сильное эмоциональное впечатление, что наносит психическую травму, влияющую на становление личности и поведенческие реакции повзрослевшего человека. Люди, перенесшие когда-либо тяжелое заболевание или несколько болезней, сильнее реагируют на ситуации, вызывающие гнев или страх. При этом страх связан в основном с заболеваниями, перенесенными в возрасте от 11 до 15 лет, а гнев – в возрасте до 6 лет.
В подростковом возрасте (12–17) уже начинает формироваться полная внутренняя картина заболевания, усиливается тревожность, дети начинают осознавать ценность жизни и здоровья. В этом возрасте тело приобретает собственный язык, который очень значим для подростка. Болезнь может восприниматься как остановка жизни, хотя внешне больными себя подростки могут не признавать.
В молодости (18–30 лет) болезнь часто недооценивается. Заострены переживания не по поводу факта самой болезни, а из-за ситуации, которая обусловлена заболеванием, его резонансом в кругу знакомых, близких. Острее переживаются болевые ощущения. Тяжелее эти больные переносят пребывание в стационаре.
Зрелый возраст (31–59 лет) – это возраст максимальной активности и продуктивности. В первой половине этого периода отношение к здоровью наиболее адекватное, а во второй оно может изменяться. Особенно значимо влияние болезни на возможность профессиональной деятельности и интимную жизнь. Болезнь переоценивается, могут возникать патологические реакции.
Предстарческий возраст (60–74 года) схож со второй половиной предыдущего периода.
Пожилые люди часто неадекватно реагируют на заболевание, так как протестуют против старости, идет разрушение жизненного стереотипа, боязнь одиночества. Картина, типичная для старческого возраста (75–89 лет), – часто возникающие тревоги, опасения, страхи. Повышена чувствительность, снижена реактивность, падает выносливость к стрессовым ситуациям. Заболевание чаще недооценивается, но нередко бывает его патологическая переоценка [7].
В центре внимания проблемы ВКБ находится психология личности больного. Только во взаимодействии с ней повышается надежность результатов лечения и реабилитации. При разработке типологии отношений к болезни с точки зрения личностных особенностей используется классификация (рис. 4), основанная на исследованиях А.Е.Личко и Н.Л.Иванова [8]:
– гармонический: трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать или недооценивать тяжесть болезни;
– тревожный: непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни, ее возможных осложнений, успешности лечения;
– ипохондрический: сосредоточение на болезненных ощущениях, постоянные рассказы о них, преувеличение действительных и «выискивание» несуществующих болезней и страданий;
– меланхолический: удрученность болезнью, неверие в выздоровление, в возможное улучшение, пессимизм;
– апатический: полное безразличие к своей судьбе, исходу болезни, результатам лечения;
– неврастенический: вспышки раздражения (особенно при неприятных ощущениях, при неудачах в лечении, неблагоприятных результатах обследования), нередко заканчивающиеся слезами;
– сенситивный: чрезмерная озабоченность по поводу возможного негативного отношения окружающих в связи с болезнью;
– эгоцентрический: «уход
в болезнь», «выставление напоказ»
своих страданий с целью
– эйфорический: легкомысленное отношение к болезни и лечению, нарушение режима;
– анозогнозический: активное отвержение мыслей о болезни, отрицание очевидного в ее проявлениях, приписывание их случайным обстоятельствам;
– обсессивно-фобический: опасение в отношении маловероятных осложнений, вера в приметы, использование ритуалов;
– эргопатический: «уход в работу» (даже при тяжелой болезни), стремление продолжать работу во что бы то ни стало;
– паранойяльный: уверенность,
что болезнь – результат чьего-
Эти типы объединяются в три блока. Первый включает те из них, при которых существенно не нарушается социальная адаптация (гармонический, эргопатический и анозогнозический типы). Во второй блок входят типы отношения к болезни, вызывающие психическую дезадаптацию и имеющие в основном интрапсихическую направленность реакций на болезнь (тревожный, ипохондрический, неврастенический, меланхолический и апатический). Наконец, в третьем блоке объединены типы отношения к болезни, которые также ведут к дезадаптации, но отличаются интерпсихической направленностью реагирования, т.е. проявляются прежде всего в межличностном взаимодействии (обсессивно-фобический, паранойяльный, эгоцентрический, эйфорический, сенситивный). Несколько упрощая ситуацию, можно сказать, что для второго блока более характерны страдания и психологические проблемы самого больного, а для третьего – страдания людей, взаимодействующих с ним. Данная типология позволяет дифференцировать отношения к самой болезни, к ее лечению, врачам и медицинскому персоналу, к родным и близким, к работе и будущему.
Литература
1. Никифорова Г.С. Психология здоровья. СПб.: изд-во СПбГУ, 2000.
2. Лурия А.Р. Внутренняя картина болезней и ятрогенные заболевания. М.: Мир, 1977.
3. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. Прага: Авиценум, 1983.
4. Березовский А.Э., Крайнова Н.Н., Бондарь Н.С. Самосознание психически больных. Материалы к спецкурсу. Самара, 2001.
5. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. Справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2005.
6. Николаева В.В. Влияние
хронической болезни на
7. Квасенко А.В., Зубарев Ю.Т. Психология больного. Л.: Медицина, 1980.
8. Личко А.Е., Иванов Н.Я. Методика определения типа отношения к болезни. Журн. невропатол. и психиатр. 1980; 8: 1527–30.