Восточная медицина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:53, контрольная работа

Краткое описание

Цивилизация на Востоке и Западе развивались параллельно, а параллельные прямые, как известно, не пересекаются. Изначально существовали две модели отношения к миру – западная и восточная. Первая – активная, направленная на преодоление; вторая ориентирована на адаптацию, приспособление к природным условиям, стремление слиться с природой.

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

КОНЦЕПЦИЯ ИНЬ-ЯН И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ.

2.1. Философия Инь-Ян.

Основу древней  китайской медицины составило учение о двух противоположных началах Инь и Ян. В трактате «Хуан Ди Нэй-цзин» сказано: «Энергия неба - есть начало жизни. Эта энергия есть не что иное, как Инь и Ян, которые порождают все вещества и вещи».

Мудрецы древнего Китая говорили: «Вся тьма вещей как раскинутая сеть, и в ней не найти ни начала, ни конца». Реальный мир китайские мудрецы определили как Хаос, под которым понимается бесконечное богатство разнообразия. Любой объект, процесс или явление, включая человека и Вселенную, имеет свой закон развития или путь, по-китайски - Дао. Это путь, по которому идет природа.

Дао - изначальный  единый принцип Вселенной, разделяясь, порождает две силы - Инь и Ян. Поэтому путь Дао есть динамика процессов Инь и Ян. Это две стороны, две противоположности любого процесса или явления. Везде и во всем есть два противоположных начала, два полюса или антипода. Их взаимодействие и чередование обеспечивает процесс развития и цикличность любого явления.

Основные противоположные  свойства Ян и Инь символизировались  древними философами как огонь (Ян) и вода (Инь). То есть: Ян по своим свойствам подобен огню и характеризуется признаками: светлое, горячее, направленное вверх и наружу, Инь по своему свойству подобен воде и характеризуется признаками: тусклое, холодное, направленное вниз и внутрь. Отсюда следует, что в природе все, обладающее покоем, холодное, медленное, имеющее пониженную функцию относится к Инь; все, что имеет противоположные характеристики: подвижное, горячее, расположенное внешне и вверху, имеющее повышенную функцию - относится к Ян.

Это философское  учение легло в основу практической медицины Древнего Востока. Основные утверждения теории Ян и Инь позволяют описать мир во всем его многообразии, а также сложные физиологические и патологические явления в организме:

  • все существующее во вселенной имеет два противоположных начала Ян и Инь (любое явление имеет состояние покоя и активности, любой предмет имеет верх и низ и т.д.);
  • Ян и Инь имеют множество значений, и они взаимосвязаны, взаимообусловлены, взаимопревращаемы.

В нормальном состоянии, то есть в здоровом организме, обществе, природе между Инь и Ян должна быть сохранена тесная связь и полное уравновешивание. Инь и Ян должны сменяться, чередоваться в соответствии с ритмами Вселенной. В этом и состоит путь Дао. При нарушении равновесия Инь-Ян, что возможно в результате преобладания одного над другим, возникают аномальные тления или даже раскол Инь и Ян, обрыв их связи, которые ведут к уничтожению предметов и явлений мира.

Взаимодействуя  и развиваясь, Инь и Ян порождают  тончайшие энергетические токи - жизненную энергию Ци. Ци вокруг нас и внутри нас. Всегда изменяется, следуя природным законам Инь-Ян, смене дня и ночи, временам года, фазам Луны, движениям планет. Гармония Ци, равновесие Инь-Ян необходимы для хорошего функционирования любого живого существа. Энергия Ци связывает Инь и Ян воедино. Благодаря контролю над энергией Ци, возможно наиболее легким путем достичь гармонии Инь-Ян.

2.2. Теория  и концепция Инь-Ян.

Теория Инь-Ян является способом описания и изображения  перемен, способом видения и контроля ритмов жизни.   


Инь символизируется черной частью, представляет все пассивное, воспринимающее, темное, холодное. Ян символизируется белой частью, представляет все активное, утверждающее, яркое и теплое. Это две активные силы жизни, две основные тенденции всего сущего. Внешняя окружность символизирует смешение всего в круговороте мирового Хаоса. Волнистая линия обозначает взаимное вытеснение и взаимное порождение Ян и Инь. Светлая точка на темном поле и темная точка на светлом поле означают соответственно присутствие Ян внутри Инь и присутствие Инь внутри Ян. Кроме того, эта эмблема (монада) ориентирована в пространстве и во времени: Ян зарождается на северо-востоке в зимнюю пору и достигает расцвета летом, а Инь рождается на юго-западе, т.е. в конце лета, и достигает кульминации зимой, т.е. на севере.

Все процессы, происходящие в природе и в обществе, подчиняются  циклической смене сил Инь-Ян. Эти изменения постоянны от малого Ян к большому Ян, далее от малого Инь к большому Инь и т.д. Один из наиболее примитивных примеров смены Инь и Ян - смена времен года. Любое единое целое (явление, существо, состояние и т.д.) состоит из двух противоположных начал - Инь и Ян, соперничающих и дополняющих друг друга. При этом ни Инь, ни Ян не могут существовать изолированно друг от друга.

Деление органов  на две составляющие Ян и Инь очень  важно для диагностики и выбора лечения. Под Ян понимают участие органа в регуляции нейрогенного фактора, его функциональную активность и жизненную энергию, под Инь при этом понимают степень участия в регуляции органа гуморального фактора.

Инь-Ян с позиций человеческого организма

Ян

Инь

кожный покров, спина, наружные поверхности конечностей, желчный пузырь, желудок, тонкая и толстая кишка, мочевой пузырь, три части туловища (они выполняют функцию всасывания, пищеварения и выделения).

внутренний  органы, грудная и брюшная стенки, внутренние поверхности конечностей, печень, селезенка, сердце, легкие, почки, перикард (сохраняет в себе все существующие в организме ценные вещества).


Взаимообусловленность Ян и Инь означает, что они сосуществуют в едином организме, опираясь друг на друга. Так, например, в организме структура относится к Инь, а функции - к Ян. Структура является материальной основой функции, а функция - это отражение существования структуры и движущая сила ее развития. Функциональная деятельность организма требует затраты питательных веществ, что соответствует процессу усиления Ян и ослаблению Инь, а накопление питательных веществ требует определенной функциональной активности и приводит к ослаблению Ян и усилению Инь. При нормальных условиях между этими противоположностями поддерживается относительное равновесие (гармония), а при патологии наступает нарушение гармонии, что может стать причиной заболевания. Применительно к древневосточной медицине это означает, что, поскольку заболевание возникает при нарушении равновесия между Ян и Инь в организме, то главной целью лечения должно быть возвращение Ян и Инь к состоянию относительного динамического равновесия.

В соответствии с представлениями современной западной медицины, структуры органов тела образуют материальную основу различных функций, что в традиционной медицине находит выражение в словах: Инь является сторожем Ян. Инь и Ян никогда не находятся в покое, они постоянно дополняют и изменяют друг друга. Если Ян отступает, то увеличивается Инь, а если отступает Инь, то происходит увеличение Ян.

В традиционной китайской медицине считается, что  органы (Ян) функционируют за счет потребления продуктов питания (Инь); при этом происходит увеличение Ян и ослабление Инь. В то же время обмен веществ, обусловленный поступлением в организм продуктов питания (Инь), требует расхода некоторого количества энергии (Ян). В этом случае происходит усиление Инь и ослабление Ян. В нормальных условиях эти процессы находятся в равновесии.

Если же ослабление или усиление переходит известные  границы, то состояние равновесия может нарушиться, - возникает избыток Инь или Ян, что ведет к различным патологическим процессам.

Инь может превратиться в Ян, а Ян - в Инь, и если процессы сокращения и увеличения Инь и Ян состоят в количественных изменениях, то процесс превращения Инь в Ян (и наоборот) представляет собой изменение качества.

Концепция Инь-Ян служит основой не только теоретических  представлений древней восточной  медицины, но и основой диагностики и лечения. Основным в жизнедеятельности человеческого организма является уравновешенное соотношение Инь и Ян, полная их гармония. Нарушение этого равновесия ведет к патологии. В целом любое физическое или психическое состояние, при котором наблюдается избыточность по сравнению с принятой нормой, относят к Ян-состояниям, а недостаточность - к Инь-состояниям (например, жар - это Ян-состояние, а озноб - Инь-состояние). Таким образом, все типичные симптомы различных болезненных состояний можно распределить на две основные группы - Ян-синдромы и Инь-синдромы.

Исходя из принципа равновесия Инь и Ян, главная задача лечения в восточной медицине - восстановление нарушенного баланса Инь-Ян, обеспечение гармонии, что, по европейским представлениям, является задачей восстановления гомеостаза, стимуляции защитных сил и реактивной способности организма. Концепция Инь-Ян предполагает рассмотрение любого явления в единстве того, что сейчас называют интегративным подходом. Для китайского врача не существует больного желудка или больных почек, он видит сразу все тело во взаимодействии его частей. Люди, как и все в природе, также подразделяются по своему типу на Инь и Ян. Но очень редко люди бывают равномерно Инь или Ян. В чем-то могут преобладать иньские тенденции, в чем-то янские. С пребыванием Ян - убывает Инь, и наоборот.

Китайские врачи  выделяют четыре основных типа таких  нарушений:

1. излишек Ян  при Инь недостатке;

2. недостаток  Ян при Инь излишке;

3. излишек Ян  и Инь одновременно;

4. недостаток  Ян и Инь одновременно.

Причем в  одних органах или частях тела может быть избыток Ян, влекущий за собой соответствующие болезни, а в других - недостаток, также проявляющийся недугами. Поскольку любое заболевание происходит, с точки зрения традиционной китайской медицины, лишь из-за увеличения либо уменьшения Инь или Ян, то, прибавляя или отнимая Ян или Инь можно восстановить утраченное здоровье.

Но нет абсолютного  Инь или абсолютного Ян, в каждом явлении обязательно присутствует и то, и другое. Инь и Ян противоположны лишь по отношению друг к другу.

Врачи, применяя на практике эти принципы, широко используют в качестве источников Инь и Ян продукты питания, экстракты растений и трав, в т.ч. биологически активные препараты, ведь, как и все в этом мире, пища тоже бывает Инь и Ян.

Продукты  питания  Ян:

Продукты  питания Инь:

Кукуруза, горчица, имбирь, перец белый, черный, красный, редька, банан, груша, финики, картофель, репа, сельдерей, чеснок, бобы, чечевица, кунжут, гречиха, пшеница, рис, масло подсолнечное, кукурузное, кунжутное, прополис, утка, кролик, курица, коровье молоко, баранина, говядина, чай черный и зеленый, вино, мука, макароны, сахар, яйцо куриное, грецкий орех, лук репчатый.

Арбуз, виноград, гранат, лимон, мандарин, персик, слива, хурма, баклажан, помидор, петрушка, огурец, морковь, капуста морская, капуста кочанная, кабачок, зеленый горошек, пшено, грибы, арахис, тыква, шпинат, свинина, рыба карп, кефир, вода, соль, крахмал, перепелиное яйцо, кумыс, рыба лещ, судак, сазан, уксус, квасцы, полынь, папоротник мужской, почки березы.


Иньская пища охлаждает, делает тело мягким и вялым. При избытке она порождает усталость, сонливость, бледность, потерю аппетита. Г. Айхора, один из специалистов по макробиотике, советует не употреблять более двух «иньских» продуктов за один раз, т.к. организму будет тяжело с ними справиться. При длительном избытке пищи Инь наступает подавленность, появляется чувство разбитости, возрастает ранимость.

Янские продукты приносят тепло, делают тело более твердым. При избыточном их потреблении появляется напряженность, лихорадочность, раздражительность. Летом, в жару рекомендуется кушать больше иньской, охлаждающей пищи. Зимой же предпочтение следует отдавать согревающей янской.

 

2.3. Применение концепции Инь-Ян в медицине.

 

Концепция инь-ян используется в восточной медицине в самых различных аспектах - в норме и патологии, в составлении и назначении лекарств, в иглотерапии и профилактике болезней.               

  • В  понимании  анатомического  строения и функций организма. Строение: все внутреннее в организме относится к инь, все  внешнее - к ян,  низ - к инь,  верх - к ян;  плотные органы относятся к инь, полые - к ян; спина - это ян, живот - инь, почки - инь в инь, печень ян в инь и т. д. Функции организма: для осуществления своей деятельности организм нуждается в постоянном питании; чтобы получать питательные вещества (инь), он должен расходовать   часть энергии (ян); для функционирования организм перерабатывает часть питательных веществ - инь в энергию - ян (закон взаимного превращения: инь - материя, ян - энергия).
  • В понимании  патогенеза: если две противоположные стороны, два начала - инь и ян  - находятся в относительном равновесии, то болезненных явлений не наблюдается. Когда же равновесие нарушается, возникает болезнь, которая проявляется главным образом в том, что одно из начал слишком усиливается, а другое слишком ослабляется (если верх берет ян, страдает инь, при победе инь наблюдается синдром «холода», при победе ян - синдром «жары»).
  • В диагност<span class="dash0411_0435_0437_0020_0438_043d_

Информация о работе Восточная медицина