Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:53, контрольная работа
Цивилизация на Востоке и Западе развивались параллельно, а параллельные прямые, как известно, не пересекаются. Изначально существовали две модели отношения к миру – западная и восточная. Первая – активная, направленная на преодоление; вторая ориентирована на адаптацию, приспособление к природным условиям, стремление слиться с природой.
ВВЕДЕНИЕ.
Цивилизация на Востоке и Западе развивались параллельно, а параллельные прямые, как известно, не пересекаются. Изначально существовали две модели отношения к миру – западная и восточная. Первая – активная, направленная на преодоление; вторая ориентирована на адаптацию, приспособление к природным условиям, стремление слиться с природой.
Если западные философы решали извечный вопрос о душе и теле (что первично, а что вторично), то восточные мудрецы его, можно сказать, и не поднимали. Поэтому на Западе медики изучали и лечили тело, а психологи – душу, между собой говорили на разных языках, и в принципе, не могли понять друг друга. На Востоке таких проблем не было, и, например, в тибетской медицине считалось, что «страсть, гнев и невежество» порождают все болезни.
Когда мы говорим о восточной медицине, то на ум сразу приходит индийская йога, китайские инь-ян, цигун-терапия и другие. В восточной медицине эти концепции служат определяющим фактором, как в диагностике, так и в профилактике и лечении болезней.
Нет такой оздоровительной системы, созданной на Востоке, которая была бы направлена только на телесное исцеление. Народные лекари Древнего Востока считали, что через кожные покровы, как через большую парадную дверь, болезни «входят и выходят» из организма. Иными словами, между организмом и внешней средой существует некая прямая и обратная связь. Несколько позже обратили внимание на то, что «входными» путями для болезней могут быть и, так называемые, «окна» тела: глаза, уши, нос, рот. Каждое из этих «окон» имеет излюбленную «дорожку» к тому или иному органу и наоборот. При болезнях печени, например, особенно часто отмечается ухудшение зрения, при заболеваниях почек слуха, при патологии легких обоняния, при заболеваниях желудка вкуса. Неизвестно кем, но уже тогда было высказано мнение о том, что живой организм, как нечто целое, использует свои чувствительные аппараты «двери и окна» для непрерывного взаимодействия внутренних органов с окружающей средой.
Ниже рассмотрим
основные положения из некоторых упомянутых концепций,
и опишем их применение в восточной медицине.
ДИАГНОСТИКА В ВОСТОЧНОЙ МЕДИЦИНЕ.
В основе практической медицины Древнего Востока лежит философское учение, о том, что в картине мира реален только поток превращений, бесчисленных метаморфоз, в которых непрестанно и вечно обновляется весь мир. Ни один момент времени не похож на другой. Ничто в мире не существует обособленно, в отрыве друг от друга и, более того, связи между вещами определяют положение самих вещей. Таким образом, даже самая малая вещь имеет во вселенной свое переплетение с другими вещами.
К принципам диагностики, издавна используемым в восточной медицине, могут быть отнесены исследования радужки, ушной раковины, языка, назальных точек и др.
Проводя клиническое
обследование пациента, врач сопоставляет
выявленные клинические симптомы и
устанавливает ряд
Существует
много различных методов
КОНЦЕПЦИЯ У-СИН (пяти элементов) И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ.
1.1. Теория и концепция У-син
Основой мировоззрения
жителей восточных стран
В результате «сгущения» Ци возникло разделение на светлые и легкие Ян-ци, поднявшиеся вверх и образовавшие Небо, и мутные и тяжелые Инь-ци, опустившиеся вниз и образовавшие Землю. Чередование Инь (пассивной силы) и Ян (активной силы) задает цикличность всех процессов в природе; ночь и день; утро и вечер; зима и лето; холод и тепло; бодрствование и сон; вдох и выдох и т. д. Взаимодействие Инь и Ян рождает пять первоэлементов (первоначал, первостихий), которые являются основой всех вещей и состояний природы: Воду, Огонь, Дерево, Землю, Металл. «Стоит упразднить одно (первоначало), и жизнь станет невозможна» («Цзо чжуань»). Такое представление и сформировало концепцию У-син, согласно которой все явления во Вселенной находятся в постоянном движении: земля - это почва для растений; вода - питание для растений и животных; огонь - тепло для всего живого; дерево - питание для животных.
Если обратить внимание на
взаимосвязанные циклические
1. Рождение (возрастание) соответствует утру, весне.
2. Максимальная активность (кульминация) соответствует полудню, лету.
3. Упадок (разрушение) соответствует вечеру, осени.
4. Минимальная активность (покой) соответствует ночи, зиме.
Теория У-син - или теория пяти первоэлементов является второй важнейшей концепцией древнекитайской философии и медицины. Она основана на законах природы и устанавливает процессы взаимодействия всех предметов и явлений во вселенной, в том числе и в человеческом организме. Основным положением теории У-Син, имеющим практическое значение, является вывод о том, что между пятью элементами существуют связи, подчиняющиеся теории Инь-Ян. Эти связи представлены в виде двух противоположностей: созидающая (стимулирующая) и деструктивная (тормозящая). Первоэлементы одновременно взаимопорождают и взаимопреодолевают друг друга. Каждый элемент этой системы помогает развитию последующего и побуждает его к активной деятельности. Последовательность взаимопорождения первоэлементов: дерево порождает огонь; огонь порождает землю; земля порождает металл: металл порождает воду; вода порождает дерево и так далее. Цикл взаимопорождений замыкается в бесконечности. |
Последовательность взаимопреодоления первоэлементов другая: Вода преодолевает Огонь; Огонь преодолевает Металл, Металл преодолевает Дерево; Дерево преодолевает Землю; Земля преодолевает Воду.
По кругу происходит взаимопорождение,
по звезде - взаимопреодоление.
Таким образом, созидающая связь является
наружной, осуществляется по кругу цикличности,
а деструктивная является внутренней,
осуществляется внутри круга цикличности
по циклу звезды. Поскольку созидающая
связь направлена на развитие, стимулирование,
возбуждение, а деструктивная - на угнетение,
разрешение и торможение, то они уравновешивают
друг друга аналогично силам Инь-Ян.
Концепция У-син применима для анализа не только явлений окружающего мира, но и физиологии человеческого организма, для объяснения взаимосвязей внутренних органов, а также для диагностики и лечения различных патологий.
В окружающем мире (макрокосме) человек является миром в миниатюре (микрокосмом), отражением вселенной и состоит из тех же пяти первоэлементов попадающих в организм с пищей. В организме человека также выделяют органы, относящиеся к первоэлементам: Дерево - Печень и Желчный пузырь; Огонь - сердце, тонкий кишечник, перикард, три части туловища; Земля - селезенка, поджелудочная железа; Металл - легкие и толстый кишечник; Вода - почки и мочевой пузырь. К таким же категориям относят и меридианы этих органов. На основании аналогий между всеми явлениями и пятью первоэлементами концепция У-син создала стройную картину взаимоотношений человека и природы.
В этой единой системе
все взаимосвязано и
По этой схеме развиваются острые заболевания и процесс выздоровления. Каждому первоэлементу соответствует определенный орган Дерево - Печень - Желчный пузырь, Огонь - Сердце - Тонкий кишечник, Земля - Селезенка – Желудок, Металл - Легкие - Толстый кишечник, Вода - Почки - Мочевой пузырь. Печень порождает сердце, сердце - селезенку, селезенка - легкие, легкие - почки, почки - печень. Такова одна из связей цикла, обеспечивающая его полную замкнутость. Но если в результате воздействия внешних факторов будут оборваны регулирующие связи, то система не сможет прийти в равновесное состояние. По этому принципу формируются устойчивые патологические состояния (хронические заболевания). Если образуется недостаточность или избыточность тех или иных связей, возникает патология.
Главным практическим выводом из учения У-син является признание неразрывной связи всех пяти первоэлементов. При этом каждый из первоэлементов связан с другими посредством продуктивных и разрушающих процессов («друг-враг») и находится под их влиянием. Смысл продуктивных процессов заключается в следующем: вода способствует росту дерева; дерево может произвести огонь; огонь дает землю (пепел); земля рождает металл; металл превращается в воду (жидкость). Деструктивность проявляется в том, что вода может погасить огонь; огонь может размягчить металл; металл может резать дерево.
Все предметы и явления, как было сказано выше, подчинены определенным закономерностям, которые характеризуются непрерывным движением, сменой фаз, что играет важную роль в процессах приспособляемости организма к условиям внешней среды. В теории У-син между пятью первоэлементами существуют следующие отношения:
Эти связи бывают:
Вся древняя китайская диагностика связана с природным началом, с природными процессами. Например, при лечении остро возникших отеков тела проводится аналогия с выводом воды из какого-нибудь сосуда, предположим - чайника. Если выливать воду из чайника через носик и открыть крышку чайника, то вода из него будет вытекать быстрей (через носик и через отверстие для крышки), чем только через носик. Поэтому, чтобы ускорить вывод жидкости при отеках необходимо усилить действие почек (носик чайник) и открыть одновременно легкие (крышку чайника). Возможности такой аналогии очень широки.
Знакомясь с учением У-син, следует понимать, что классифицированные с помощью пяти элементов явления, органы и их функции носят отвлеченное понятие, но это деление позволяет привести все существующее в природе в определенную систему. Учение У-син согласуется с теорией Ян - Инь. Первоэлементы Дерево и Огонь причисляют к Ян, Металл и Вода - к Инь. Первоэлемент Земля находится посередине, образуя поворотную точку между Ян и Инь.
1.2. Применение У-син