Вредные привычки у детей, их последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 14:23, реферат

Краткое описание

Привычка—это поведение, образ действий, склонность, ставшие для кого-либо в жизни обычными, постоянными. ( Толковый словарь Ожегова)
Условно привычки можно разделить на хорошие и плохие (вредные).
К вредным привычкам относят те, что с одной стороны, наносят вред здоровью самого человека, с другой – вызывают неприязненное, а порой и брезгливое отношение окружающих к совершаемым действиям.

Вложенные файлы: 1 файл

Вредные привычки у детей.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)
  1. Вредные привычки у детей, их последствия.

1.1 Вредные привычки у детей.

Привычка—это поведение, образ действий, склонность, ставшие для кого-либо в жизни обычными, постоянными.  ( Толковый словарь Ожегова)

Условно привычки можно разделить на хорошие и плохие (вредные).

К вредным привычкам относят те, что с одной стороны, наносят вред здоровью самого человека, с другой – вызывают неприязненное, а порой и брезгливое отношение окружающих к совершаемым действиям.

Вредные привычки (акты), вызывающие зубочелюстные аномалии (В.П. Окушко, 1975):

  1. Привычки сосания (зафиксированные двигательные реакции):
  • привычка сосания пальцев;
  • привычка сосания и прикусывания губ, щек, предметов;
  • привычка сосания и прикусывания языка.
  1. Аномалии функции (зафиксированные неправильно протекающие функции):
  • нарушение функции жевания;
  • неправильное глотание и привычка давления языком на зубы;
  • ротовое дыхание;
  • неправильная речевая артикуляция.
  1. Зафиксированные позно-тонические рефлексы, определяющие неправильное положение частей тела в покое:
  • неправильная поза тела и нарушение осанки;
  • неправильное положение нижней челюсти и языка в покое.

Привычка сосания пальцев.

  1. Виды и причины возникновения.

Сосание пальцев, в основном большого пальца правой руки, реже левой, встречается чаще других разновидностей вредных привычек. Кроме большого пальца, дети нередко сосут другие пальцы - один или несколько, но следует подчеркнуть, что положение в полости рта одного или нескольких пальцев бывает всегда одно и то же у каждого ребенка. Иногда сосание пальцев сочетается с другой вредной привычкой, например, с одновременным удерживанием другой рукой мочки уха или ушной раковины, поглаживанием, потиранием свободной рукой какого-либо участка тела.

 Нервное напряжение, эмоциональное беспокойство способствуют возникновению этой вредной привычки. Она проявляется чаще у детей, находящихся на искусственном вскармливании; нередко возникает после отнятия соски или отнятия от груди. Дети сосут палец во время засыпания и пробуждения, но при резко выраженной вредной привычке сосут ночью и днем.

Палец, который сосет ребенок, бывает чище других, тоньше, на его коже нередко заметны кровоизлияния, ноготь истончен. Дети, подростки и взрослые во время сосания пальца отворачиваются, стараются найти укромное место, чтобы избежать насмешек окружающих. Зубодесневые сосочки бывают отечными и кровоточат. Зубные ряды деформируются по форме пальца, расположенного между ними. Если попросить ребенка показать, как он сосет палец, то можно в этом убедиться.

  1. Зубочелюстная аномалия.

Наиболее типичные зубоальвеолярные нарушения, развивающиеся в результате сосания пальца, заключаются в протрузии передних зубов верхней челюсти и зубоальвеолярном укорочении в этом участке, что нередко приводит к возникновению резцовой дизокклюзии. При длительном и интенсивном сосании нередко нарушается рост челюстей. Протрузия резцов чаще сочетается с образованием трем между ними, реже - с тесным их расположением. Выступание верхних резцов затрудняет смыкание губ и способствует ротовому дыханию. Передний участок нижнего зубного ряда обычно уплощен в результате ретрузии нижних резцов, наблюдается их тесное расположение. Длительное сосание пальца и его давление на коронки зубов, альвеолярные отростки приводит к дистальному смещению нижней челюсти, отставанию ее роста. Этому способствует мезиальное перемещение верхних боковых зубов в область более узкой части зубной дуги, первые постоянные моляры нередко поворачиваются по оси вокруг их небного корня, что приводит к стойкому удлинению верхнего зубного ряда.

Сужение верхнего зубного ряда, возникающее в результате повышения отрицательного давления в полости рта при сосании большого пальца, усиливается. При физиологическом покое превалирует давление щечных мышц на верхний зубной ряд, язык опущен и прилегает к нижнему зубному ряду. Сужение верхнего зубного ряда и челюсти нередко приводит к развитию перекрестного прикуса. Формируется глубокий купол неба ("готическое небо"), деформируется дно полости носа, искривляется носовая перегородка, что затрудняет носовое дыхание.

Вредная многолетняя привычка сосания большого пальца приводит к нарушению осанки - наклону головы вперед, к изменениям в шейном отделе позвоночника, вызванным нарушением функции мышц, окружающих зубные ряды, а также мышц супра- и инфрахиоидальных групп, межреберных мышц. Вследствие этого наблюдаются уменьшение жизненной емкости легких, нарушения функции дыхания, кровообращения. Вопросы ранней профилактики зубочелюстных аномалий, обусловленных вредной привычкой сосания большою пальца, приобретают социальное значение.

В результате сосания пальца или пальцев в зависимости от их расположения может наблюдаться привычное смещение нижней челюсти вперед, в сторону и развитие мезиального или перекрестного прикуса при сосании согнутого указательного пальца или при расположении одного или двух пальцев в области угла рта. Изменяется также расположение языка, нередко его кончик и корень смещаются назад или язык занимает низкое положение. При последнем нарушении на основании осмотра лица в профиль можно увидеть кожную складку на поверхности кожи под подбородком ("двойной подбородок"), свидетельствующую о низком расположении языка.

Привычка сосания и прикусывания губ, щек, предметов.

  1. Сосание и прикусывание губ
  1. Виды и причины возникновения.

Дети чаще всего сосут нижнюю губу, располагая ее между зубами. При прикусывании половины нижней губы возникают менее выраженные нарушения. Так же возможно облизывание и прикусывание верхней губы. Значительное нервное перенапряжение, страх, переживания ребенка могут проявляться этой привычкой. Эта привычка бывает особенно неблагоприятной при наличии условий, предрасполагающих к развитию мезиального прикуса, ранней потери отдельных временных зубов, адентии верхних боковых резцов, вторых премоляров, семейной особенности развития мезиального прикуса.  

При осмотре губ заметно сразу кровоподтеки, изменена в цвете, сосание - постоянная механическая травма, поэтому наблюдается еще и воспаление. Если ребенок сосет губу в зимний период времени, наблюдается «обветренность» губ. Губа начинает шелушиться, образовывается корка. У таких детей часто встречаются герпетические поражения губ.

  1. Зубочелюстная аномалия.

Под воздействием привычки сосать нижнюю губу наблюдаются вестибулярное отклонение верхних резцов, образование между ними трем, зубоальвеолярное укорочение в переднем участке верхней челюсти. Реже отмечается тесное положение верхних передних зубов. Нижние резцы наклоняются орально. Нередко образуется резцовая дизокклюзия. Постепенно нарушается соотношение боковых зубов, развивается дистальный прикус. Отклонение верхних и нижних резцов способствует стойкому изменению расположения губ и их не смыканию, что усугубляет нарушение прикуса. Длительное прикусывание нижней губы приводит к скученному положению нижних передних зубов, недостатку места для отдельных зубов, недоразвитию зубного ряда и нижней челюсти.

Привычка покусывания половины нижней губы способствует одностороннему отклонению верхних передних зубов, образованию диастемы, вызывает сопутствующие функциональные нарушения.

Сосание или прикусывание верхней губы приводит к ретрузии верхних резцов. Тесному их расположению, недоразвитию зубной дуги, протрузии нижних резцов с наличием между ними трем, привычному выдвижению нижней челюсти. Кроме того, нередко она сочетается с неправильным глотанием и нечетким произнесением звуков речи.

  1. Привычка грызть ногти, карандаши, ручки.
  1. Виды и причины возникновения.

Было замечено, что некоторые дети школьного возраста при возникновении трудностей в общении со сверстниками или усвоении школьной программы, начинают грызть ногти. Слишком строгое отношение к ребенку со стороны отца или матери может дать толчок этой привычке. Возникает обычно у детей нервных, боязливых, неуравновешенных. Нередко такая привычка является подражанием соученикам. По мере взросления ребенка эта привычка угасает, но у 15 % взрослых людей она сохраняется на всю жизнь. В подростковом возрасте примерно 45% детей грызут ногти. Также из различных предметов дети чаще держат между резцами карандаш, ручку. Нередко у детей отмечается привычка грызть семечки.

  1. Зубочелюстная аномалия.

Покусывание различных предметов может привести к возникновению диастемы, возможно развитие прогнатии с протрузией и веерообразным расхождением верхних резцов, дистальному смещению нижней челюсти и задержке развитию переднего участка нижней зубной дуги, уплощению его, сопровождающему скученность нижних резцов. Привычка грызть семечки, вызывает появление узур на режущих краях резцов и отклонение осей центральных резцов.

  1. Привычка сосания и прикусывания щек.
    1. Виды и причины возникновения.

Привычка сосания щеки особенно заметна, когда ребенок спит, у него заметны характерные сосательные движения. Привычка сосания и прикусывания щек нередко является следствием ранней потери временных моляров. При осмотре, если ребенок сосет щеку, заметно место сосания, оно имеет кровоподтеки, цвет слизистой будет более темный. Это постоянная механическая травма, что в последствие ведет к воспалению.

    1. Зубочелюстная аномалия.

Сосание щек, привычка втягивания их внутрь полости рта и прикусывания чаще вызывает двустороннее нарушение смыкания боковых зубов. В редких случаях наблюдается одностороннее нарушение.

Привычка сосания, прикусывания и прокладывания языка между зубными рядами.

  1. Виды и причины возникновения.

Такая привычка может быть самостоятельной или сочетаться с другими. Так как эта привычка менее заметна для окружающих, то борьба с ней становиться затруднительной. Матери детей имеющих такую привычку, отмечают, что сосание языка, чаще наблюдаемое во время сна, сопровождается значительным напряжением мимических мышц, они бывают плотно сжатыми, морщинистыми, заметно соприкосновение языка с нижней губой, которая нередко втягивается между зубами. В утренние час время пробуждения ребенка его подушка бывает мокрой от слюны. Кончик я таких детей гладкий, сосочки не выражены, иногда заметны точечные кровоизлияния. Причиной появления привычки сосания боковых участков языка чаще всего является ранняя потеря отдельных боковых зубов, адентия вторых премоляров или их стойкая ретенция. Еще реже наблюдаются случаи, когда дети загибают кончик языка назад и прикусывают его боковые участки. У таких детей бывает значительно выражена гипертрофия языка. На кончике языка появляются отпечатки передних зубов. Привычка держать язык между зубными рядами наблюдается нередко и при укороченной или неправильно прикрепленной уздечке, ограничивающей его подвижность. Нередко наблюдается гипертрофия кончика языка, изменяется акт глотания, наблюдается сигматизм (шепелявость).

  1. Зубочелюстная аномалия.

Неправильное положение языка, особенно его кончика постепенно закрепляется. Под его давлением смещаются зубы, развивается резцовая дизокклюзия. Резцовая дизокклюзия, возникшая в результате сосания языка, отличается от аномалии, обусловленной сосанием пальца или других предметов. Она вызывает зубоальвеолярное укорочение как со стороны верхнего зубного ряда, так и со стороны нижнего. Щель между передними зубами симметричная. Сосание боковых участков языка с образованием боковой дизокклюзии—более редкое явление. Когда дети загибают кончик языка назад и прикусывают его боковые участки в свою очередь, приводит к стимулированию роста нижней челюсти, поскольку именно на нее оказывает давление язык. Постепенно развивается мезиальный прикус, между нижними передними зубами возникают промежутки. Нарушения прогрессируют, присоединяются другие функциональные отклонения: нечеткое произношение звуков, неправильное глотание, ротовое дыхание. Постепенно расшатываются передние зубы, в связи со значительнымиизменениями тканей пародонта - пациент рано их теряет.

Увеличенные небно-глоточные миндалины и другие аденоидныеразрастания смещают язык вперед, вызывают нарушение дыхания. При этом смещается вперед кончик и корень языка, что обеспечивает прохождение воздушной струи через ротоглотку, кончик языка распластывается между верхними и нижними резцами.

Нарушение функции жевания.

  1. Виды и причины возникновения.

Вялое жевание - жевание, при котором ребенок медленно и долго разжевывает пищу, запивая ее. Причинами такого жевания могут быть: ротовое дыхание, несвоевременное включение в рацион жесткой пищи, тяжелые соматические и инфекционные заболевания, длительное кормление ребенка с помощью соски, кариес.

Привычка жевать пищу на одной стороне. Наблюдается при раннем разрушении и удалении жевательных зубов на одной стороне, наличии зубов с осложненным кариесом, неравномерной стираемости временных зубов, после травмы челюстей. 

Привычка жевать передними зубами.Возникает после ранней утраты жевательных зубов или разрушения их вследствие кариеса, при патологическом стирании зубов, врожденной множественной адентии.

  1. Зубочелюстная аномалия.

Если ребенок откусывает пищу боковыми зубами, то формируется глубокий прикус. Если сила жевательного давления действует только на боковые зубы, то боковые зубы внедряются вследствие того, что нагрузка на них оказывается чрезмерной. Передние зубы удлиняются, так как давление на них отсутствует, возникает глубокий прикус. Одностороннее жевание приводит к образованию перекрестного или латерогенического прикуса. Вялое жевание, то есть отказ от жесткой пищи, приводит к тому, что нарушается естественное стирание зубов. В наибольшей степени это касается клыков и моляров. Это приводит к мезиальному прикусу, когда нижние клыки забрасываются за верхние, или перекрестному прикусу.

Информация о работе Вредные привычки у детей, их последствия