Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 14:23, реферат
Привычка—это поведение, образ действий, склонность, ставшие для кого-либо в жизни обычными, постоянными. ( Толковый словарь Ожегова)
Условно привычки можно разделить на хорошие и плохие (вредные).
К вредным привычкам относят те, что с одной стороны, наносят вред здоровью самого человека, с другой – вызывают неприязненное, а порой и брезгливое отношение окружающих к совершаемым действиям.
Неправильное глотание и привычка давления языком на зубы.
Виды физиологического глотания:
В норме в акте глотания принимают
участие 22 мышцы челюстно-лицевой области,
подъязычной области и глотки. Ребенок
рождается с уже заложенным рефлекторно механизмом
глотания, которое в первые месяцы жизни
носит название инфантильного. Благодаря
сокращению мышц губ, щек, языка и отрицательного
давления в полости рта младенца, молоко
поступает в рот, и язык, располагаясь
между десневыми валиками, направляет
молоко в ротоглотку. При инфантильном
глотании язык упирается в губы и щеки.
По мере прорезывания молочных зубов,
сосание заменяется жеванием, и у ребенка
происходит перестройка типа глотания
с инфантильного на соматический. При
соматическом глотании язык располагается
в передней трети твердого неба, при этом
спинка языка продвигает пищу в гортань.
Но если ребенок потребляет только жидкую
или полужидкую пищу, то, несмотря на наличие
у него зубов, полноценный акт жевания
не формируется, и перехода от инфантильного
типа глотания к соматическому не происходит.
В норме язык, упираясь при глотании
в переднюю треть твёрдого нёба, естественно
формирует и поддерживает правильную
форму зубных рядов. У детей же с инфантильным
типом глотания язык в покое и при глотании
располагается между верхним и нижним
зубными рядами, и поэтому в процесс глотания
заметно вовлекаются мышцы щёк и круговая
мышца рта, что создаёт избыточное внешнее
давление на зубные ряды при каждом глотательном
движении.
В результате преобладания внешнего давления приоральной мускулатуры над давлением языка изнутри возникают деформации зубных рядов, ведущие к нарушению артикуляции и неправильному произношению звуков - упираясь в верхние резцы, язык толкает их наружу, формируя открытый прикус – основную причину межзубного сигматизма.
Ротовое дыхание.
Ротовое дыхание может быть обусловлено тремя причинами:
- пониженной функцией мышц, замыкающих ротовую полость спереди и сзади, что позволяет струе воздуха проходить через имеющуюся щель (язык при этом располагается между зубами);
- наличием препятствия
в верхних дыхательных путях (аденоиды,
воспаление слизистой оболочки,
искривление носовой
- привычкой дышать через рот, остающейся нередко после устранения механических препятствий.
Внешние признаки ротового дыхания: приоткрытый рот, вздернутая верхняя губа, вытянутый овал лица. Дети с ротовым дыханием часто облизывают пересохшие губы, в результате чего может развиться хейлит (покраснение и шелушение каймы губ). Если не заниматься восстановлением носового дыхания у ребенка постепенно формируется аденоидный тип роста лицевых структур, характерный узкими ноздрями, широкой переносицей, уплощением подглазничных областей, двойным подбородком. Для детей с аденоидами характерны узкие плечи, впалая грудь и бледные щеки.
При ротовом дыхании миодинамическое равновесие челюстно-лицевой области нарушается, поскольку язык ребёнка лежит между зубными рядами, не поддерживает свод верхней челюсти, не уравновешивает давление щечных мышц на зубные ряды. В результате у ребенка возникает сужение зубных рядов в боковых отделах, и недостаток места для всех постоянных зубов при их прорезывании.
При ротовом дыхании у ребенка происходит сужение носовых ходов и недоразвитие гайморовых пазух, которое замедляет рост костных структур верхней челюсти. В результате возникает сужение верхнего зубного ряда и скученность верхних зубов во фронтальном отделе. Чем более сужена верхняя челюсть, тем выше у ребёнка купол неба, а это, в свою очередь влияет на конфигурацию носовой мембраны, которая в результате постоянного ротового дыхания у ребёнка нередко нарушается, вплоть до закрытия. Это ведет и к нарушениям звукопроизношения – звук чистый, а фонем неправильный. Низкое положение языка, смещение его вниз и назад, а также ослабление диафрагмы полости рта приводит к нарушению артикуляции и гнусавости.
Неправильная речевая артикуляция.
Причинами неправильного произношения шипящих звуков могут быть такие аномалии речевого аппарата, как: укороченная уздечка языка, готическое нёбо, сужение верхней челюсти, недоразвитие нижней челюсти с уплощением центрального участка нижней челюсти при глубоком резцовом перекрытии. При инфантильном типе глотания язык способен выполнять лишь самые простые движения, и язычная мышца развивается слабо. Нередко в таких случаях ошибочно ставится диагноз макроглоссия. Однако в действительности язык малыша просто недостаточно развит, мышцы его вялы. Одно из весьма распространённых нарушений, является межзубная шепелявость, сопровождаемая прокладыванием языка при глотании и нарушением функции оральной мускулатуры, обусловленным ослабленным тонусом круговой мышцей рта. У таких детей рот в покое постоянно полуоткрыт, что провоцирует возникновение привычного ротового дыхания, недоразвитие нижней челюсти и, как следствие, различные аномалии прикуса, характерные скученностью зубов.
Неправильная поза тела и нарушение осанки.
Привычка спать с запрокинутой головой сопровождается длительным смещением челюсти назад, что способствует формированию дистальной окклюзии. Привычка спать с низко опущенной на грудь головой сопровождается передним смещением нижней челюсти и формированием мезиальной окклюзии.
Привычка спать в одной позе
- на спине, животе, на боку, а также с подложенной
под щеку рукой - способствует несимметричному
развитию челюстей, сужению или смещению
нижней челюсти.
Положение головы ребенка впереди вертикальной
оси туловища приводит к аномалиям прикуса,
в то время как при правильнй осанке голова
и туловище находятся на одной вертикали.
Аномалии развития нижней челюсти
при ротовом дыхании связаны, в свою очередь, с изменением тонуса мышц
шеи, что нарушает миодинамическое равновесие
организма в целом. В связи с этим аномалии
прикуса нередко сопровождаются нарушениями
осанки: у детей с привычным ротовым дыханием
и межзубным положением языка физиологически
правильное положение нижней челюсти
нарушается в силу инстинктивно сохраняемого
при помощи наклона головы равновесия.
При хроническом ротовом дыхании, у детей,
как правило, наблюдается переднее положение
головы относительно вертикали позвоночного
столба, что провоцирует формирование
дистального прикуса. Реже встречается
ситуация, когда при ротовом дыхании ребенок
откидывает голову назад - в этих случаях
формируется мезиальный прикус.
Не существует каких-либо нарушений в
строении одной части тела, которые не
отразились бы на общем развитии организма.
Поэтому мышечный дисбаланс, спровоцированный
зубочелюстными нарушениями, сопряжён
также с асимметрией плеч, лопаток, тазобедренных
суставов. Для правильного положения головы
необходимо правильное горизонтальное
положение плеч, тазовых костей, и хорошая
поддержка стоп. Если носовое дыхание
восстанавливается в раннем возрасте,
у ребенка нормализуется и положение головы,
и форма черепных костей, что благоприятным
образом сказывается также на развитии
верхней и нижней челюсти, ширине зубных
рядов и осанке.
Неправильное положение нижней челюсти и языка в покое.
Неправильное положение языка в покое (межрезцовое положение кончика или межокклюзионное положение боковых участков языка), является причиной недопрорезывания зубов в соответствующих участках. Неправильное положение языка в покое и функции может быть вследствие укороченной его уздечки, увеличении небно-глоточных миндалин, привычки прокладывать язык в дефект зубных рядов после ранней потери временных или постоянных зубов, неправильной артикуляции языка при произношении звуков речи в манере близких родственников. Значение может иметь затрудненное носовое дыхание, вынуждающее ребенка держать открытым рот, или привычка ротового дыхания.
Информация о работе Вредные привычки у детей, их последствия