Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:58, реферат
До 1979 года наличие детей-инвалидов, имеющих право на получение социального пособия, в СССР вообще не признавалось, поскольку инвалидность определялась как «стойкое нарушение (снижение или утрата) общей или профессиональной трудоспособности вследствие заболевания или травмы».
Люди, не имевшие определенного трудового стажа, не получали пенсий, а могли рассчитывать только на пособия. В число получателей пособий входили лица, которые по достижении 16 лет в силу физических и/или психических ограничений были неспособны к труду. Их называли «инвалидами с детства».
1. Динамика и основные причины детской инвалидности – стр 2
2. О некоторых мерах, реализуемых Правительством Российской Федерации
в части обеспечения прав детей-инвалидов и их социальной защиты – стр 3
3. Наиболее острые проблемы детской инвалидности – стр 12
Реализация
мероприятий подпрограммы "Здоровое
поколение" позволит продолжить совершенствование
государственной поддержки
Планируется также внедрить новые реабилитационные технологии, увеличить количество детских реабилитационных центров и укрепить их материально-техническую базу, привить детям-инвалидам профессиональные навыки и создать предпосылки к обеспечению равных возможностей для детей-инвалидов.
Оценка реализации направления "Семья с детьми-инвалидами" к 2011 году будет контролироваться по следующим показателям:
Планируется достигнуть экономии затрат федерального бюджета за счет:
Увеличение
численности трудоспособного
По мнению разработчиков Программы предполагается, что средства, направленные на реализацию Программы, окупятся к ее окончанию. В 2011 году экономический эффект от реализации Программы составит около 19 млрд. рублей. В последующие 10 лет экономический эффект от реализации Программы будет возрастать и в 2020 году составит около 29 млрд. рублей в год. Численность населения, сохранившего трудоспособность в результате реализации Программы, к 2020 году составит около 230 тыс. человек.
Предполагается, что реализация мероприятий Программы позволит:
Таким образом, выполнение комплекса мероприятий Программы должно способствовать, в частности, профилактике детской инвалидности и улучшению качества жизни детей-инвалидов и семей с детьми инвалидами.
В то же время выделяемых на реализацию программы финансовых средств недостаточно с точки зрения обеспечения полного охвата государственной поддержкой и реабилитацией детей-инвалидов в Российской Федерации.
В настоящее
время реализуется также
В 2005 году утверждена
федеральная целевая программа
«Социальная поддержка инвалидо
В рамках указанных выше программ удалось добиться некоторых позитивных изменений в вопросе реализации права детей-инвалидов инвалидов на образование.
Для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья создана дифференцированная система специального (коррекционного) образования, которая включает в себя: дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) компенсирующего вида или специальные (коррекционные) группы при дошкольных образовательных учреждениях общего вида; специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; специальные (коррекционные) классы для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии при образовательных учреждениях общего вида; образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Развивается сеть
специальных учреждений профессионального
образования, внедряются новые технологии
и методики профессионального обучения
людей с ограниченными
Большое значение имеет внедрение новых технологий. Современные методы диагностики позволяют выявлять большинство отклонений в развитии ребенка в возрасте до 3-х лет. При этом специальные коррекционно-педагогические программы помощи детям раннего возраста позволяют улучшить развитие ребенка, дают возможность в последствии обучаться в обычной, а не специальной школе.
В 1999 году по решению коллегии Минобразования России, посвященной вопросам совершенствования специального образования, акцент в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья был перенесен на дошкольный возраст. На заседании коллегии была одобрена Концепция реформирования системы специального образования, предусматривающая создание единой государственной системы раннего выявления отклонений в развитии, раннего вмешательства и консультирования семей, развитие системы коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста.
В целях разработки и внедрения государственной системы раннего выявления отклонений в развитии детей и оказания им психолого-педагогической и медико-социальной помощи на базе Института коррекционной педагогики Российской академии образования с 1 января 2000 г. Минобразованием России создано государственное научное учреждение «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» В настоящее время в субъектах Российской Федерации уже существует 16 центров раннего выявления и помощи детям с отклонениями в развитии.
По состоянию на 1 января 2006 года в системе дошкольных образовательных учреждений работа по обучению, воспитанию и коррекции ведется в 10,474 тыс. детских садах и группах компенсирующего вида с 447,2 тыс. детей. Из них детских садов и групп для детей:
По
информации Минобрнауки России сеть
специальных (коррекционных) образовательных
школ для обучающихся, воспитанников
с отклонениями в развитии включает в
себя 8 видов общеобразовательных школ
(школ-интернатов) для детей с физическими
и умственными недостатками, а также общеобразовательных
школ индивидуального обучения детей-инвалидов
на дому. Всего их в 2005/2006 учебном году
по данным Федеральной службы статистики
было 1946 с общим контингентом обучающихся
свыше 236 тыс. человек (более 20 из них - школы
индивидуального
обучения)2. Обучение и коррекция
развития в данных учреждениях реализуется
по 15 учебным программам.
Предусмотрена
возможность обучения детей с
выраженной умственной отсталостью
и детей с множественными нарушениями
в условиях образовательных учреждений.
Ранее такие дети направлялись только
в учреждениях системы
Учитывая общемировой подход к совместному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников, в России в последние годы усиливается процесс развития интеграционного (инклюзивного) образования.
Долгое время государственная политика была ориентирована на содержание детей с ограниченными возможностями в интернатах, обучение и воспитание таких детей исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения. По мнению экспертов, это ведет к углублению неравенства людей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация интегрированного (инклюзивного) подхода выступает в качестве гуманистической альтернативы специальному обучению. Инклюзивное образование использует гибкий подход к преподаванию для удовлетворения различных потребностей в обучении. Как показывает российская и международная практика, обучение становится более эффективным, и выигрывают от этого все дети.
Внедрение инклюзивного образования позволяет менять отношение общества к инвалидам на более позитивное, разрушать отчужденность. Инклюзивное образование позволяет осуществлять непрерывное образование. В 2001 году Минобразования России, Институт коррекционной педагогики РАО и Московское бюро ЮНЕСКО провели Международную научно-практическую конференцию по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. На конференции была принята Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями), которая основана на принципах: интеграции через раннюю диагностику; обязательной коррекционной помощи каждому ребенку; разноуровневые модели интеграции.
Уже накоплен опыт внедрения интегрированного образования в практику. В настоящее время почти 1,5 тысячи детей с нарушениями слуха обучаются вместе с нормально слышащими детьми.
Кроме
того, свыше 100 тыс. детей, имеющих легкие
нарушения звукопроизношения
В специальных
(коррекционных) классах при
Необходимо отметить, что для успешного развития детей-инвалидов, создания условий их интеграции в общество важную роль играет семейное воспитание. В связи с этим политика государства направлена на поддержку семей, имеющих детей инвалидов и создания условий, позволяющих воспитывать детей не в интернатных учреждениях, а в семье.
Тем не менее, в России на 1 января 2006 года в 254 домах ребенка находилось 20,6 тыс. детей, функционировало 1373 школы-интерната для детей с отклонениями в развитии, (в которых обучалось 167 тыс. детей), из них 224 школы-интерната для детей с отклонениями в развитии – сирот (в которых обучалось 20,6 тыс. детей).
В связи
с новыми социальными требованиями
к системе образования
Создана служба практической психологии на всех уровнях системы образования (от дошкольного до высшего), которая призвана оказывать первичную и специализированную помощь участникам образовательного процесса, осуществляет их психологическое просвещение, профилактику, диагностику, коррекцию, консультативную деятельность.
Деятельность службы основывается на принципах коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, индивидуальной психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку, ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии, сотрудничества семьи и школы. Служба является основой объединения действий педагогов, психологов, социальных педагогов, медицинских работников и других специалистов в единую систему индивидуального комплексного динамического сопровождения развития на всех этапах обучения в образовательном учреждении. Решение данных проблем возложены на образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. В настоящее время функционирует почти 900 данных учреждений.
Нужно также отметить, что подготовка специалистов для системы специального (коррекционного) образования ведется на факультетах или отделениях коррекционной педагогики (дефектологии) в 33 вузах страны и 17 образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
Информация о работе Динамика развитития детской инвалидности в рф