Динамика развитития детской инвалидности в рф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:58, реферат

Краткое описание

До 1979 года наличие детей-инвалидов, имеющих  право на получение социального  пособия, в СССР вообще не признавалось, поскольку инвалидность определялась как «стойкое нарушение (снижение или утрата) общей или профессиональной трудоспособности вследствие заболевания или травмы».
Люди, не имевшие определенного трудового  стажа, не получали пенсий, а могли  рассчитывать только на пособия. В число получателей пособий входили лица, которые по достижении 16 лет в силу физических и/или психических ограничений были неспособны к труду. Их называли «инвалидами с детства».

Содержание

1. Динамика и основные причины детской инвалидности – стр 2

2. О некоторых мерах, реализуемых Правительством Российской Федерации
в части обеспечения прав детей-инвалидов и их социальной защиты – стр 3

3. Наиболее острые проблемы детской инвалидности – стр 12

Вложенные файлы: 1 файл

детская инвалидность.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

Большая роль в совершенствовании коррекционно-образовательного процесса отводится системе повышения квалификации. В настоящее время в стране функционирует 94 учреждения дополнительного профессионального образования. В их составе имеются 11 кафедр специальной педагогики и психологии и 25 самостоятельных учебно-методических подразделения дефектологии. Основные направления развития сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений (СКОУ): развитие сети школ надомного обучения; создание нормативной базы для их существования; перевод специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с физическими недостатками (I-VI видов) на финансирование из муниципальных бюджетов на бюджет субъектов РФ; укрепление материально-технической базы СКОУ; создание объединенных специальных (коррекционных) учреждений для детей из СКОУ разных видов; создание нормативной базы для интегрированного обучения детей в образовательных учреждениях общего назначения; расширение сети центров ранней диагностики и сопровождения детей с отклонениями в развитии; создание и обновление нормативной базы для работы психолого-медико-педагогических комиссий с учетом происходящих изменений и изменений законодательства (в части реализации прав детей с отклонениями в развитии на получения образования); стабилизация деятельности существующей сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений и развитие инновационных видов СКОУ. Учредителями специальных (коррекционных) образовательных учреждений являются органы управления образованием субъектов Российской Федерации или муниципальные органы управления образованием. Финансирование специальных коррекционных образовательных учреждений осуществляет учредитель.

Качество жизни  людей с ограниченными возможностями  здоровья во многом зависит от возможности  получения профессиональной подготовки и последующего трудоустройства.

По данным Минздравсоцразвития  России изучение потребности инвалидов  в профессиональном образовании  выявляет высокий процент выдачи рекомендаций по профессиональной подготовке и переподготовке на производстве – примерно 36% в среднем по России. Примерно 20% составляют рекомендации по обучению в учреждениях профессионального образования общего типа. В соответствии с законодательством создаются специализированные профессиональные образовательные учреждения и соответствующие условия в учреждениях общего типа для осуществления интегрированного образования. В настоящее время, в связи с изменением структуры производства, существует потребность в переобучении и переквалификации инвалидов старших возрастов.

В системе социальной защиты населения действует 45 учебных заведений для людей с ограниченными возможностями здоровья, из них: 34 учебных заведения начального профессионального образования регионального подчинения, 11 федеральных техникумов-интернатов и ряд центров профессиональной реабилитации иной подчиненности. В настоящее время идет процесс реорганизации специализированных учебных заведений в центры профессиональной реабилитации. Подобные центры уже действуют в Санкт-Петербурге и Новокузнецке. В данных центрах создана специальная учебно-реабилитационная среда.

По данным Министерства образования и науки Российской Федерации в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования обучается порядка 5 тыс. студентов с ограниченными возможностями здоровья: в Центральном федеральном округе – 1428 чел., в Северо-Западном– 324 чел., в Южном - 814 чел., в Приволжском – 912 чел., в Уральском – 509 чел., в Сибирском – 894 чел., в Дальневосточном – 274 чел.

На основе конкурса Министерством образования с 2003 года созданы 18 учебно-методических центров  по среднему профессиональному образованию (2-3 в каждом федеральном округе) и 26 учебно-методических центров по начальному профессиональному образованию инвалидов (по 2-4 в каждом округе страны).3

Каждый 5-й инвалид  стремится в настоящее время  получить высшее образование. Вместе с  тем, только 1% от общего числа инвалидов заканчивают вузы.

Поэтому необходимо предпринимать специальные меры для обеспечения возможности  реализации прав инвалидов на получение  высшего профессионального образования. Основные направления данного процесса:

  • обеспечение доступности, создание безбарьерной среды;
  • распространение интегрированного обучения;
  • обеспечение медико-реабилитационного сопровождения;
  • использование современных методов обучения;
  • создание системы профориентации на основе качественного образования;
  • учет потребностей рынка труда и помощь в трудоустройстве.

В ноябре 2003 года, в соответствии с приказом Минобразования России «О совершенствовании профессионального  образования инвалидов» на основе конкурса среди образовательных учреждений были определены 5 федеральных головных учебно-методических центра по подготовке инвалидов.

Это следующие  вузы:

  • Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (по работе с инвалидами по слуху), который ведет работу в том направлении с 1934 года,
  • Московский государственный гуманитарный институт-интернат (по работе с инвалидами, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата),
  • Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена в Санкт-Петербурге (по работе с инвалидами по зрению).
  • Новосибирский государственный технический университет является экспериментальной площадкой по непрерывному профессиональному образованию инвалидов разных категорий в условиях университетского комплекса.
  • Московский педагогический государственный университет – экспериментальная площадка по высшему профессиональному педагогическому образованию инвалидов.

Кроме того, созданы  учебно-методические центры и экспериментальные  площадки по обучению инвалидов в  каждом федеральном округе.

Большое значение для расширения возможностей инвалидов  получать высшее образование имеет  внедрение новейших технологий. Так Северо-западный государственный заочный технический университет использует дистанционную форму обучения инвалидов, проживающих в отдаленных районах, а также ограниченных в передвижении. На платной основе дистанционная форма обучения предлагается в ряде образовательных учреждений, в частности, в Московском заочном народном университете искусств на факультетах: изобразительном, музыкальном, киноискусства, театральном.

В Челябинском  государственном университете с 1992 года действует система интегрированного обучения инвалидов. В настоящее время 200 студентов с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, и др.) обучаются на 14 факультетах университета. На базе Интернет-сайта Челябинского государственного университета, создан специализированный сайт, на котором размещены адреса образовательных учреждений, где получают профессиональное образование всех уровней студенты с ограниченными возможностями, а также осуществляется подготовка специалистов в области социальной работы.

Например, в Москве опыт обучения студентов  с ограниченными физическими  возможностями имеют: Русский гуманитарный интернет-университет, Московский государственный  социально-гуманитарный институт, Государственный  специализированный институт искусств в структуре Российского международного центра творческой реабилитации инвалидов Министерства культуры России, Московская государственная академия физической культуры, Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала всероссийского общества слепых «РЕАКОМП», Российский государственный социальный университет и многие другие вузы.

Многие  специалисты отмечают, что часто  юноши и девушки, получившие общее  полное образование в специальных  учреждениях, трудно адаптируются к получению профессионального образования в обычных образовательных учреждениях. Это делает особенно актуальным вопрос развития интегрированного, образования на уровне общеобразовательной школы.

В то же время предпринимаемых усилий недостаточно. Необходимо обеспечить дальнейшее развитие профессионального образования для инвалидов.

3.  Наиболее острые проблемы детской инвалидности

 

Обеспечение прав детей-инвалидов в России имеет  целый ряд существенных проблем.

Недостаточно  развита практика в области судебной и административной деятельности, направленная на реализацию прав инвалидов. Сложно обеспечивать права инвалидов с тяжелыми формами заболеваний из-за ограничения в передвижении и недоступности судов и исполнительных органов для посещения инвалидами.

Многие инвалиды России не информированы о своих правах, порой информация носит неполный характер.

Актуальна проблема врачебной ошибки и халатности медицинского персонала, невыполнение правил в отношении больного (как  одна из причин инвалидности).

Несмотря  на то, что Россия в соответствии с Конституцией страны - социальное государство, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина для всех членов общества вне зависимости от каких либо различий, люди с ограниченными возможностями не всегда могут в полной мере воспользоваться своими конституционными правами.

Проблемы, прежде всего, связаны с наличием барьеров, мешающих интеграции людей  с ограниченными возможностями  здоровья в общество. Потребности  таких людей не учтены: в планировке большинства зданий образовательных учреждений и библиотек, в общественном транспорте, на улицах городов и сельских поселений. Инвалиды - колясочники живут, зачастую, в неприспособленных жилищах, при отсутствии лифтов и пандусов, в результате не могут из-за наличия ступеней покинуть жилище, или попасть в образовательное учреждение. Неприспособленность общественного транспорта, препятствует его использованию инвалидами.

Глобальной  тенденцией, является и тот факт, что инвалиды составляют значительную часть малообеспеченного населения во всех странах, не исключая Россию. Значительная часть детей-инвалидов воспитывается в неполных семьях, чаще всего без отца, и, как правило, такие семьи относятся к наиболее малообеспеченным. Бедность не позволяет использовать новейшие технические возможности для дистанционного образования и создает другие сложности.

В настоящее время имеются многочисленные проблемы в обеспечении комплексной  реабилитации детей-инвалидов.

В этой работе принимают  участие как минимум семь структур. Это администрация региона и муниципалитета, бюро медико-социальной экспертизы, органы и учреждения социальной защиты населения, здравоохранения, образования, труда и занятости, юстиции, а также общественные организации инвалидов и родителей. В результате семьи с детьми инвалидами испытывают трудности в получении нужной социальной поддержки, не зная, в какое учреждение следует обращаться по каждому конкретному вопросу.

Серьезные проблемы связаны с деятельностью  системы медико-социальной экспертизы и комплексной реабилитации детей-инвалидов. Зачастую затягивается прохождение медико-социальной экспертизы, не обеспечен полный охват всех детей-инвалидов индивидуальными программами реабилитации.

Еще один блок проблем возник в связи с  реализацией Федерального закона № 122-ФЗ о «монетизации» льгот.

Дети-инвалиды переживают общие со взрослыми инвалидами трудности в обеспечении бесплатными  лекарственными средствами, санаторно-курортным  лечением, в своевременном, достаточном  и качественном обеспечении техническими средствами реабилитации.

Недостаточно  развита сеть специальных общеобразовательных  учреждений. К сожалению, в ряде случаев  контроль за состоянием специального (коррекционного) образования в регионах осложнен отсутствием в некоторых  органах управления образованием субъектов Российской Федерации специализированных отделов или секторов. В подавляющем большинстве районных и городских отделов управления образованием отсутствуют должности специалистов по специальному (коррекционному) образованию.

Имеет место дефицит профессионально подготовленных кадров для системы социального обслуживания детей-инвалидов. Из более, чем 180 тыс. учителей, воспитателей, психологов, социальных педагогов, работающих с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, только около 10% имеют специальное дефектологическое образование. Повышение численности инвалидов приводит к еще большему обострению проблемы кадров4.

Отдельной проблемой является отсутствие специально разработанных для этой категории  лиц государственных образовательных  стандартов, программно-методического сопровождения. Содержание обучения не учитывает реальные возможности обучающихся. Нет специальных пособий, учебников, программ.

Определенный пласт проблем  сложился в сфере образования  детей с ограниченными возможностями.

Крайне недостаточна сеть образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющих адаптивную среду для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Например, по данным Федерального агентства по образованию только половина детей с ограниченными возможностями здоровья обучается в адекватных условиях. Высокая наполняемость групп (25-30 человек) приводит к повышению утомляемости, истощению нервной системы обучающихся, трудностях в освоении программы.

Кроме того, образовательные учреждения профобразования для инвалидов не равномерно распределены по территории страны. Например, в республиках Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия-Алания, в областях Амурской, Белгородской, Камчатской, Сахалинской, в Еврейской автономной области, Корякском, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах вопросы профессионального образования инвалидов не наши отражения в региональных нормативных правовых актах, учреждений для их профессионального образования и интегрированного обучения нет.5

Выпускники  специальных (коррекционных) образовательных  учреждений, прошедшие хорошую социальную реабилитацию, и выпускники с ограниченными  возможностями учреждений профессионального  образования зачастую являются неконкурентоспособными на рынке труда.

Информация о работе Динамика развитития детской инвалидности в рф