История Красного Креста и Красного Полумесяца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 22:57, реферат

Краткое описание

Наиболее распространенный символ медицины — чаша со змеей. История его возникновения уходит в тысячелетнюю историю древних цивилизаций Востока, Египта и Греции, Нового света. Змея обвивает тело Изиды — покровительницы врачевания в Древнем Египте (с.37-38).
Изображение змеи предваряет надпись на стеле Сезоостриса I в Карнаке: Бог говорит: «Я дарую жизнь, долголетие, здоровье... царю верхнего и нижнего Египта». В этом тексте несколько раз встречается египетский крест анк — олицетворение жизни и здоровья (с.35). В поздний период истории Египта этот символ стал профессиональным знаком отличия врачей. Современный символ медицины соединяет в себе изображения змеи и чаши. Каждое из них заслуживает отдельного внимания.

Содержание

Введение
1.Происхождение медицинских символов
2.Эмблема змеи
3.Чаша со змеей
4.Посох
5.История Красного Креста и Красного Полумесяца
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ЭМБЛЕМА МЕДИЦИНЫ СРС.docx

— 30.90 Кб (Скачать файл)

                                 План:

Введение 

1.Происхождение медицинских символов

2.Эмблема змеи

3.Чаша со змеей

4.Посох

5.История Красного Креста и Красного Полумесяца

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

В разные времена в разных культурах  медицинские символы отражали восприятие жизни и смерти, здоровья и болезни, напоминали об образе врачевателя и  методах лечения. Говоря о происхождении  медицинских символов, мы вспомним известные нам имена богов  — покровителей врачебного искусства, а также древние способы врачевания, о которых рассказывают предания и священные тексты многих народов.

Наиболее распространенный символ медицины — чаша со змеей. История  его возникновения уходит в тысячелетнюю историю древних цивилизаций  Востока, Египта и Греции, Нового света. Змея обвивает тело Изиды — покровительницы  врачевания в Древнем Египте (с.37-38).

Изображение змеи предваряет надпись  на стеле Сезоостриса I в Карнаке: Бог говорит:  «Я дарую жизнь, долголетие, здоровье... царю верхнего и нижнего Египта». В этом тексте несколько раз встречается египетский крест анк — олицетворение жизни и здоровья (с.35). В поздний период истории Египта этот символ стал профессиональным знаком отличия врачей. Современный символ медицины соединяет в себе изображения змеи и чаши. Каждое из них заслуживает отдельного внимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Происхождение медицинских символов

 

История развития медицины, гуманнейшей из наук, – это летопись героической борьбы за жизнь и  здоровье, неиссякаемого самопожертвования  в поисках истины, столкновений с  невежеством, суевериями и предрассудками, упорства и героизма перед лицом  неудач и разочарований.

Первый лекарь был современником  первого человека. Как говорил  великий русский ученый Иван Петрович Павлов: "В лаборатории врача  – все больное человечество... их деятельность – ровесница первого  человека." Трудной была многовековая борьба человека против болезней и  страданий.

На протяжении своего развития медицина имела много символических  изображений, прежде всего потому, что  она ближе всего ассоциировалась  с радостью, благом или горем людей. Одни из этих символов ушли в далекое  прошлое и забыты навсегда, другие существуют и поныне.

Медицинская символика постоянно  привлекала и привлекает внимание людей  самых разных профессий: врачей, историков, археологов, языковедов, искусствоведов и многих других.

Изучение возникновения  и внутреннего содержания символа  – весьма сложное, но увлекательное  занятие. Любой символ, имея свою собственную  историю, в разное время приобретает  различные смысловые оттенки.

Символ в обычном понимании (от греч. simbolon) – условный знак, широко известный и используемый для  чисто практических целей. Но он может  оказаться и тайным знаком, смысл  которого известен только посвященным. Например, как указывается в Энциклопедическом  словаре Брокгауза и Эфрона, у  древних греков символ означал вещественный знак, известный определенной общественной группе людей, тайному обществу и  т. п. Со временем символ приобрел природу  эмблемы, он стал видимым отображением какого-то явления, идеи или предмета.

Эмблема – условное изображение  какого-либо понятия, идеи в рисунке  и пластике. От символа эмблема  отличается тем, что смысл ее иносказания  установлен и не подлежит толкованиям. Эмблемы должны быть ясны и просты, зритель должен видеть в них то, что ему хотели сказать.

В настоящее время принято, что эмблема (от греч. emblema) является условным изображением какого-либо понятия, идеи.

Символика некогда была известна каждому и играла важную роль в  жизни человека, в его общении  с другими людьми.

Авторы изданий, изучающие  символы и эмблемы медицины, предлагают классификацию эмблем врачевания. Согласно этой классификации, медицинские эмблемы  делятся на общие и частные.

К общим медицинским эмблемам относятся:

1. просто змея;

2. змея, обвивающая посох  (посох Асклепия-Эскулапа);

3. змея, обвивающая чашу, треножник  Апполона, зеркало;

4. змея (или две змеи), обвивающая  свечу (или светильник);

5. горящий факел или  горящая свеча;

6. сердце на ладони и  др.

К частным медицинским  эмблемам относятся:

1. изображение ландыша;

2. флорентийского младенца;

3. уринария;

4. клистира;

5. рука, ощупывающая пульс-эмблема  терапевтического профиля;

6. пентаграммы, некоторых  хирургических инструментов (скальпеля)

7. капля крови - эмблема  хирургического профиля;

8. ступки, ступки с пестиком  – эмблемы фармации, эмблемы медицинских  обществ;

9. военно-медицинские эмблемы  и др.

Таким образом, общие медицинские  эмблемы символизируют врачевание вообще, а частные являются символами  отдельных разделов и направлений  врачебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗМЕЯ 

 

Змея — традиционный символ мудрости и могущества. В мифах и легендах стран Древнего Востока нашли  отражение отголоски культа змей, часто связанного с водной стихией. Древнеегипетская сказка повествует о  мореходе, потерпевшем кораблекрушение  и выброшенном волной на чудесный остров. Вскоре он услышал сильный  шум: «деревья трепетали, земля тряслась. Я открыл лицо мое и понял, что  это змей, который приближался. Длина  его 30 локтей, борода его более 2 локтей, члены его вызолочены, брови его  из настоящей ляпис-лазури. Он продвигался  вперед». Змей называется в этой сказке «князем Пунта» — легендарной  страны благовоний, «страны богов». Другая, более поздняя египетская сказка рассказывает о бессмертном  змее, стерегущем чудесную книгу на дне моря.

Предания Вавилона и Ассирии, еврейские  и абиссинские легенды связывают  доисторические времена с царством змея. Вот что говорит об этом абиссинская легенда: «Есть великий  змей; он царь земли эфиопской; ему  кланяются все правители и  приносят ему в дар прекрасную деву. Разукрасив ее, они приводят пред этого змея и оставляют одну, и  пожирает ее этот змей... Длина этого  змея 170 локтей, а толщина — 4; зубы его длиною в локоть, а глаза  подобны пламени огненному, брови  его черны, как ворон, а весь вид  похож на олово и медь... На нем  рог в три локтя. Когда он двигается, шум слышен на семь дней пути». Предания об островах, населенных змеями, сохранились  в греческих хрониках. Геродот  и Теофраст упоминали о змеях, стерегущих драгоценности на чудесных островах, Диодор Сицилийский рассказывает о «змеином острове», наполненном  драгоценностями, и описывает охоту  на змея длиной в 30 локтей, в пасти  которого погиб один из охотников.

Змея была и символом вечной юности: ежегодная смена кожи символизировала  омоложение. Это представление нашло  интересное воплощение в религии  египтян. Смена дня и ночи связывалась  с тем, что в полночь бог  Солнца Ра выходит со своей свитой из солнечной ладьи и входит в  тело огромного змея, из которого утром  все выходят «детьми», вновь садятся  в ладью и продолжают путешествие  по небу. Африканские сказки и легенды  рассказывают о первых людях, которые  могли, подобно змеям, менять старую кожу на новую и жить вечно. В шумерском  мифе Гильгамеш находит в глубине  вод цветок вечной молодости, однако, пока он купался, змея похитила цветок и сразу помолодела, сбросив кожу. С тех пор, учит предание, змеи обрели бессмертие, а люди так и остались смертными существами. Греческий  миф повествует о чудесном средстве, которое Зевс подарил людям.  Оно могло вернуть человеку молодость.  Однако люди не захотели сами нести этот бесценный дар и положили его на осла, который отдал его змее. С тех пор люди несут тяжелое бремя старости, а змеи наслаждаются вечной молодостью.

Исторические параллели: Легенды  Древнего Китая называют огромного  змея — дракона родоначальником  первых императоров, наделяют его когти, зубы, слюну и рога целебными свойствами. На спине дракона можно было достичь  страны бессмертных (с. 83). Дракон, согласно легенде, некогда вышел из Желтой реки и впервые показал императору знаменитое изображение тайцзы, в  котором отражена взаимосвязь инь  и ян (с. 69).

Йога уподобляет змее духовную энергию  человека — кундалини (с. 94).

За тысячу лет до нашей эры  культ змеи как символа мудрости, науки и познания возник у греков. Именно змея, согласно греческой мифологии, навела Асклепия на мысль о возможности  воскрешать мертвых. Однажды знаменитый исцелитель был приглашен во дворец критского царя Миноса, чтобы воскресить его умершего сына. На своем посохе Асклепий неожиданно увидел змею и убил ее. Тотчас появилась другая змея с целебной травой во рту и воскресила убитую. Асклепий воспользовался этой травой и воскресил умершего.

В античном мире змея играла роль хранительницы  домашнего очага. Во время раскопок Помпеи на стенах и домашних алтарях  многих домов было обнаружено изображение  змеи, которая символизировала покой  и здоровье обитателей дома. Как  мы знаем, змеи были непременной принадлежностью  асклепийонов (с. 127). Древнеримские  хроники сохранили свидетельства  о том, что во время эпидемии чумы Асклепий символически был перевезен  из Эпидавра в Рим в виде змеи (с. 145). Согласно одной их гипотез  о происхождении имени бога врачебного искусства Асклепия, оно произошло  от названия особого рода змей —  «аскалабос». Позже эти змеи, безвредные для человека, стали называться «асклепиевыми  ужами». Змея изображалась на походной аптечке римского военного врача.

Однако в истории медицины с  образом змей и червей часто связывали  не только жизнь и здоровье, но также  болезни и смерть. В Египте олицетворением бога Тота был ибис — птица, пожирающая змей и червей, которые вызывают болезни (с.36). Вавилонские маги-врачеватели  часто изображались с кнутом для  изгнания всех ползающих животных, прежде всего — змей и червей. Вавилонское заклинание связывает  происхождение зубной боли с проникновением червя внутрь зуба (с. 58 — 59). В индийском  эпосе и буддийской литературе священная  птица Гаруда (с. 116) нередко называется «пожирателем змей». Китайская легенда  приписывает червям смерть древнего мудреца Янь-ди, который пытался  пробовать лекарства по примеру  Шэнь-нуна, мифического покровителя  врачей и аптекарей (с.66): «Рассказывают, будто у Шэнь-нуна тело было из прозрачного  нефрита и можно было видеть все  его внутренности; и это правда. Как иначе удавалось бы избавлять  его от смертельной опасности, когда  он пробовал по двенадцати ядов в день? Но вот рассказывают, будто Янь-ди пробовал лекарства и спасался от всех ядов, но проглотил сороконожку, каждая нога которой превратилась в  червяка, червяки же тоже начали размножаться и Янь-ди, не сумев побороть их, умер...»

Римский писатель Плиний Старший писал, что укус змеи в любой момент может  положить предел жизни человека, что  даже под землей черви не оставляют  людей в покое и пожирают умерших. Некоторые исследователи считают, что в основе «змеиной символики» в медицине лежит страх человека перед змеей, желание умилостивить грозную «богиню смерти» или  отпугнуть болезнь, используя грозный  вид змеи. Древние предания содержат множество упоминаний о мифических змееподобных существах, угрожающих жизни  человека. В то же время части  их тела и яд считались сильными и универсальными лекарствами. Так, Плиний Старший в «Естественной  истории» (с. 152-157) писал о целебных свойствах амбисфены (греч. «двигающаяся в двух направлениях») — змеи с  двумя головами: одна расположена  в обычном месте, другая на хвосте: «... словно одной головы ей мало, чтобы  извергнуть свой яд»

Змея символизировала смерть и  бессмертие, добро и зло. Их олицетворял  и ее раздвоенный язык, и ядовитость ее укусов наряду с целебным действием  яда, и загадочная способность гипнотизировать  мелких животных и птиц. Это видимое  противоречие, соединение в одном  изображении двух разных, часто противоположных  начал, характерно для символов, пришедших  к нам из глубокой древности. Другой пример воплощения этого противоречия — чаша. Происхождение этой эмблемы  врачевания различные гипотезы связывают  с целительным действием воды и традицией приготовления лекарств в ритуальной чаше.

 

Чаша со змеей

Это наиболее распространенная в нашей стране медицинская эмблема.

Первые изображения чаши со змеей относятся к 800—600 гг. до н. э. При этом вначале змея и чаша фигурировали раздельно и были атрибутами дочери Эскулапа, богини здоровья Гигеи, которая обычно изображалась со змеей  в одной руке и с чашей в  другой. Точного и узаконенного символа  медицины в виде изображения змеи, обвивающейся вокруг чаши или изображенной рядом с ней, ни в древние времена, ни много позже не было. По данным академика Е.Н. Павловского, такое  появилось лишь в XVI веке, благодаря  знаменитому врачу Парацельсу, впервые  предложившему подобное сочетание  взамен традиционного на то время  кадуцея. В России эта эмблема  под названием «Гиппократова  чаша» стала основным медицинским  символом в 18 веке, хотя никаких официальных  государственных документов, подтверждающих это, не обнаружено. Истинное значение этой эмблемы остается спорным. Возможно, что она олицетворяет собой лечебные свойства змеиного яда, так широко использовавшегося  в медицине, и означает сосуд, где  хранился змеиный яд. Змея же символизирует  мудрость, знание, бессмертие и вообще все добрые начала. Одним из первых российских историков медицины, обратившихся к анализу содержания символа  чаши, обвитой змеей, был Ф.Р. Бородулин. Он высказался так: "Мы склонны рассматривать  эту эмблему как напоминание  врачу о необходимости быть мудрым, а мудрость черпать из чаши познания природы". То есть, в наше время  чаша в медицинской эмблеме представлена как чаша человеческого разума, объемлющего  весь мир.

 

 

Посох  

 

Посох Асклепия, вокруг которого обвивается змея, обычно изображался в виде необработанной деревянной палки с  сучьями. Он символизирует связь  с землей и дорожный посох, означающий долгие странствия врача. Медицинские  трактаты Древней Индии рекомендовали  врачу иметь посох, поскольку  больные больше доверяли опытным  и пожилым людям. Об этом писали Сушрута  и Чарака (с.99). 

 

У многих народов до сих пор существует обычай оставлять в храмах у статуй святых написанные на листке бумаги просьбы. Яйцо в руке Асклепия   —   символ начала всего живого,  а также новой жизни,  которую боги возвращают больному с выздоровлением.

Информация о работе История Красного Креста и Красного Полумесяца