История Красного Креста и Красного Полумесяца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 22:57, реферат

Краткое описание

Наиболее распространенный символ медицины — чаша со змеей. История его возникновения уходит в тысячелетнюю историю древних цивилизаций Востока, Египта и Греции, Нового света. Змея обвивает тело Изиды — покровительницы врачевания в Древнем Египте (с.37-38).
Изображение змеи предваряет надпись на стеле Сезоостриса I в Карнаке: Бог говорит: «Я дарую жизнь, долголетие, здоровье... царю верхнего и нижнего Египта». В этом тексте несколько раз встречается египетский крест анк — олицетворение жизни и здоровья (с.35). В поздний период истории Египта этот символ стал профессиональным знаком отличия врачей. Современный символ медицины соединяет в себе изображения змеи и чаши. Каждое из них заслуживает отдельного внимания.

Содержание

Введение
1.Происхождение медицинских символов
2.Эмблема змеи
3.Чаша со змеей
4.Посох
5.История Красного Креста и Красного Полумесяца
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ЭМБЛЕМА МЕДИЦИНЫ СРС.docx

— 30.90 Кб (Скачать файл)

Исторические параллели: Яйцо было символом начала всего живого как  для западной, так и для восточной  натурфилософии. Известный средневековый  энциклопедист Бируни ( с.173), рассуждая  об индийской мифологии и восточном  учении о яйце как начале всех начал  писал в X в.: «Подобные взгляды  имели греки относительно своего бога Асклепия, основателя медицины. Когда  они изображают его, то они, по примеру  Галена, изображают в его руке яйцо как указание на аналогичное строение Земли и как символ всех начал, а также для того, чтобы показать, что все живое на земле нуждается  в медицине».

Посох Асклепия стал прообразом врачебной  трости. В эпоху средневековья  и Возрождения в ее верхней  части иногда находили лекарство, противоядие, ароматические средства или уксус  для предохранения от заражения. Здесь уместно вспомнить о  знаменитом мече Парацельса, с которым  никогда не расставался этот врач

Иногда символом медицины служил посох  с ветками, покрытыми листьями. Они  олицетворяли выздоровление, начало новой  жизни. Особое значение этот символ приобрел в эпоху распространения христианства в землях Нового света. Географические карты XVI столетия часто украшало изображение  св. Христофора (греч. «несущий Христа»), переносящего Христа на своих плечах через реку. В самом имени Колумба, который смог пересечь океан, видели пророческое знамение распространения  христианства. Как известно, обращение  в христианство народов Нового света  и восточных стран часто сопровождалось трагическими  событиями.   Их  причиной  была охватившая колонизаторов жажда золота. Мысли о том, как труден путь к спасению, о грехов-ности человека, его неспособности вершить суд Божий на земле постоянно возвращали людей той эпохи к христианской легенде о св. Христофоре — сильном и храбром великане, который желал служить только самому могущественному царю на свете.   Он пошел в услужение к дьяволу после того, как узнал, что этого владыку боятся самые великие властители.  Однако вскоре великан увидел, что его новый хозяин боится креста. Тогда Христофор пошел к святому отшельнику и спросил у него,  как лучше угодить Богу. По совету старца он стал переносить через реку путников, которые хотели попасть на другой берег. Однажды, перенося на плечах ребенка, он с удивлением почувствовал, что ноша сделалась невыносимо тяжелой. Тогда младенец, которым был Христос, сказал великану, что тот держит на своих плечах весь мир. Сгибаясь под этой тяжестью, опираясь на посох,  св.  Христофор донес Христа до другого берега и увидел,  как его посох дал молодые побеги. Они символизируют удивительную способность человеческой души возрождаться для праведной жизни.

Иногда в качестве символа медицины использовали не посох Асклепия, а  жезл Гермеса. Этот греческий бог  был посредником между богами и людьми, между царствами жизни  и смерти. Согласно преданию, Гермес не только прекрасно пел и играл  на лире, но изобрел этот прославленный  музыкальный инструмент и в знак почтения подарил его Аполлону. В  награду Гермес получил от Аполлона волшебный жезл. Позже этот жезл стал символом мира, красноречия и  остроты ума. Греки называли жезл Гермеса — кирекийоном, римляне  — кадуцеем.

Общемедицинским символом кадуцей  Гермеса стал в эпоху Возрождения. Вероятно, это связано с тем, что  в XVI столетии стала развиваться  алхимия, покровителем которой считался Гермес. Основной целью алхимических опытов в это время становится не поиск философского камня, а получение  лекарств. На сосудах с лекарственными препаратами алхимики обычно ставили  печать с изображением Гермеса. Кадуцей  часто венчал

ворон как один кз символов алхимии. Результатом соединения алхимического

искусства с искусством врачевания стала в это время ятрохимия (с.205), великим

представителем которой был Парацельс.

 

История Красного Креста и  Красного Полумесяца

В 1859 году Анри Дюнан стал свидетелем битвы при Сольферино, после которой тысячи раненых  солдат были оставлены без всякой помощи на поле боя. Тела погибших оказались во власти хищников и мародёров. Армейские санитарные службы не сумели справиться со своими обязанностями, и одной из причин этого было отсутствие у них какой-либо единой отличительной эмблемы, которую каждая из сторон конфликта могла бы легко опознать. В Женеве в 1863 году состоялась Международная конференция, которая пыталась найти решение проблемы малой эффективности работы армейских санитарных служб на поле боя. Участники конференции утвердили эмблему: красный крест на белом фоне, в качестве отличительного знака обществ оказания помощи раненым военнослужащим - будущих национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

В 1864 году принята первая из Женевских конвенций, и красный  крест признан Дипломатической  конференцией в качестве отличительного знака медицинских служб вооружённых  сил.

'Из уважения к Швейцарии  геральдический знак красного  креста на белом поле, образуемый  путём обратного расположения  федеральных цветов…'. Это объяснение, приведённое в статье 38 Женевской  конвенции I 1949 года, появилось гораздо  позже, и нет никакой уверенности  в том, по какой именно причине  в качестве эмблемы был выбран  красный крест на белом фоне.

Красный крест и красный  полумесяц одни из самых узнаваемых знаков во всем мире. Изначально созданные  для обозначения санитарных служб  вооруженных сил и обеспечения  защиты больных и раненых, они  со временем превратились в символы  беспристрастной помощи, предоставляемой  всем, кто страдает. Использование  этих эмблем и наименования 'Красный  Крест' регулируются Женевскими конвенциями 1949 года и Дополнительными протоколами  к ним 1977 года, а также национальным законодательством каждого государства. Эмблема Красного Креста является ключом к осуществлению всей гуманитарной деятельности - эмблема призвана защищать как пострадавших, так и людей, пришедших им на помощь.

В странах с преимущественно  мусульманским населением, традиционно, вместо эмблемы красного креста используется красный полумесяц. Во время Восточного Кризиса (1875–1878) и Русско-турецкой войны (1877–1878) Османская империя разрешила  деятельность Красного Креста на своей  территории, однако, обязав МККК изменить свою символику на Красный Полумесяц. С тех пор в большинстве  исламских стран ту же роль играет красный полумесяц, а в Иране  — красный лев и солнце (отменен  в 1980 г). В последующем, статья 38 Женевской  конвенции I 1949 года признала эмблемы  красного креста и красного полумесяца на белом фоне в качестве защитных знаков военно-медицинских служб. Тем  самым исключалась возможность  использования каких-либо иных знаков, кроме указанных эмблем.

В Израиле распространена красная звезда Давида, хотя она  не получила признания со стороны  международного гуманитарного права. На международном уровне эта символика  вызывала протесты арабских стран. В  связи с этим 8 декабря 2005 года Международный  комитет Красного Креста (МККК) одобрил  дополнение к официальной эмблеме  этой организации. Теперь наравне с  красным крестом и полумесяцем  в ней будет использоваться красный  кристалл - ромб на белом фоне, стоящий  на одном из углов.

Заключение

Интерес к медицине, и в  частности к её истории, непрерывно растёт. А символы и эмблемы  медицины издревле играли обобщающую и направляющую роль. Выражая смысл  того или иного вида врачебной  деятельности, они играли роль замен, под которыми собирались единомышленники, т.е. роль объединяющую, мобилизующую, привлекающую в свои ряды и одновременно определяющую известные нормы поведения  медицинских работников. Общеисторическое значение символов и эмблем велико и потому, что они показывают тесную связь медицины с общей историей и культурой народов.

Народ без прошлого не имеет  будущего. Чем лучше мы представляем себе содержание той культурной эстафеты, которую приняли от прошлых поколений, тем ценнее, значимее становится для  нас наша собственная жизнь, тем  полнее мы понимаем свою ответственность  за то, что передадим будущим поколениям. Без этого наша жизнь не имела  бы ни цели, ни смысла. История культуры человечества течёт подобно реке, то, разливаясь на отдельные рукава, то, вновь сливаясь воедино, непрерывно питаясь водами бесчисленных притоков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.  Грибанов Э.Д. Медицина в символах и эмблемах. – М., Медицина, 1990г.

2.  Грибанов Э.Д. Медицина в нумизматике. – М.: Медицина, 1962.

3.  Грибанов Э.Д. История международных медицинских эмблем. – М., Центральный институт усовершенствования врачей, 1976.

4.  Петров Б.Д. Медицинская эмблема. – Мед. сестра, 1964, № 3.

5.  Тарасонов В.М., Фокина Е.Н. Чаша как символ медицины. – Терапевтич. архив. 1973, № 8.

6.  Тарасонов В.М. Символы медицины как отражение врачевания древних народов. – М.: Медицина, 1985.


Информация о работе История Красного Креста и Красного Полумесяца