Медико-педагогический контроль за выполнением гигиенических требований к организации учебного труда в школе и дошкольных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 22:43, реферат

Краткое описание

Гигиена детей и подростков - наука и область практического применения по охране и укреплению здоровья подрастающего поколения. Это специальный раздел в гигиене, который тесно связан с вопросами общей гигиены, изучает взаимодействие растущего, развивающегося организма с окружающей средой. История развития гигиены детей и подростков тесно связана с развитием гигиены, методы изучения едины, норы и правила однотипны. Изучения и наблюдения проводятся как в натурных условиях, так и в лабораторно-поликлинических, клинических. Гигиена детей и подростков тесно связана с психолого-педагогическими науками, педиатрией, социальной гигиеной, эпидемиологией, физической культурой и спортом.

Содержание

Введение
1. Гигиенические основы здорового образа жизни
Гигиена общеобразовательного процесса в дошкольном учреждении (ОДУ) и ее роль в образе жизни
Гигиена среды в ОДУ, общеобразовательного пространства
Государственный санитарный надзор по гигиене детей и подростков
Общеобразовательные учреждения
Естественное и искусственное освещение
Роль личной гигиены и образа жизни в укреплении здоровья
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по медицине.docx

— 28.07 Кб (Скачать файл)

 

 

                                                  Учреждение образования

                                 «Государственный педагогический  университет

                                                   имени Максима Танка»

 

 

 

 

Реферат

  на тему:

               «Медико-педагогический контроль за

                           выполнением гигиенических требований

                                к организации учебного труда в школе и дошкольных

                                                                   учреждениях»

 

 

 

                                        Выполнила: студентка 2 курса

                                                             группы №21

                                                            факультета эстетического образования

                                                            заочного отделения

                                                           Радецкая Каролина Валерьевна

 

Содержание

Введение

1. Гигиенические основы здорового  образа жизни

Гигиена общеобразовательного процесса в дошкольном учреждении (ОДУ) и ее роль в образе жизни

Гигиена среды в ОДУ, общеобразовательного пространства

Государственный санитарный надзор по гигиене детей и подростков

Общеобразовательные учреждения

Естественное и искусственное  освещение

Роль личной гигиены и образа жизни в укреплении здоровья

Заключение

Список использованных источников

 

Введение

Гигиена детей и подростков - наука  и область практического применения по охране и укреплению здоровья подрастающего  поколения. Это специальный раздел в гигиене, который тесно связан с вопросами общей гигиены, изучает  взаимодействие растущего, развивающегося организма с окружающей средой. История  развития гигиены детей и подростков тесно связана с развитием  гигиены, методы изучения едины, норы и  правила однотипны. Изучения и наблюдения проводятся как в натурных условиях, так и в лабораторно-поликлинических, клинических. Гигиена детей и  подростков тесно связана с психолого-педагогическими  науками, педиатрией, социальной гигиеной, эпидемиологией, физической культурой  и спортом.

Гигиенические аспекты здоровья детей  и подростков начинаются с профилактической медицины на стадии планирования и  зачатия, вынашивания, родов целым  комплексом мероприятий по охране материнства  и детства. Это женские консультации, родильные дома, социальная защита - дородовые и послеродовые отпуска, перевод на безопасную, безвредную легкую работу, поощрения и вознаграждения за ранний учет в женской консультации. Проводится генетическое консультирование, наблюдение, контроль за внутриутробным развитием, даются рекомендации профилактического порядка по образу жизни женщины, ее питания, движения, отдыха. В организме матери формируется третий круг кровообращения - эмбриона и плода, в первую очередь все хорошее и плохое поступает им, приоритет новой жизни.

Современные гигиенические аспекты  роста и развития детей и подростков необходимо начать с термина валеология. Valeo - здравствую с момента зарождения новой жизни. Все болезни детскими ножками входят во взрослую жизнь. Уровень и качество здоровья зависит от многих хорошо управляемых факторов как генетически детерминированных, так и внешних сил природы, образа жизни и помощи профилактической медицины. Весь взаимосвязанный комплекс физического, психического и нравственного здоровья формируется и воспитывается не только окружающим биолого-социальным миром, но и самим человеком.

Здоровье - наивысшее благо. Научно-технический  прогресс уменьшает долю физического  труда и увеличивает его интенсивность, интеллектуальную и психическую  нагрузку, снижает двигательную активность. Три кита физического, психического и нравственного здоровья - питание, движение, защита. Питание все больше становится рафинированным, высококалорийным, бедным или лишенным биологически активными  веществами. Дефицит защиты сном дает рост невротических и астеноневротических состояний. Двигательный голод увеличивает деформации опорно-двигательного аппарата.

Здоровье - интегральный показатель формируется  из следующих компонентов: соматического, физического, эмоционального, личностного, нравственного, умственного, духовного, психического, социального.

В Республике Беларусь осуществляется целенаправленная программа по сохранению здоровья подрастающего поколения.

Программа "Здоровье соматическое" проходит под девизом первичной  гигиенической профилактики "Я  знаю как не болеть". Основными направлениями деятельности в этой программе являются: систематические медицинские обследования детей (сентябрь, май) с распределением детей на медицинские группы по организации правильного распределения физической нагрузки на организм. Определены четыре медицинские группы для занятий физической культурой: основная, подготовительная, специальная медицинская группа и лечебной физической культуры. Одновременно проводится цикл лекций для родителей и учащихся, воспитателей, учителей.

Растущий организм по своим анатомо-физиологическим  особенностям и функциональным возможностям значительно отличается от взрослого, сформированного человека. Дети более  чувствительны к неблагоприятным  влияниям окружающей среды, в том  числе и учебно-производственной обстановке. Их здоровье во многом определяется правильностью сочетания труда  и отдыха, цвета и света, движения, вентиляции, освещения, вынужденной  позы за партой, рабочим столом.

Приоритет здоровья детей должен быть и главным принципом организации  эколого-педагогического взаимодействия медиков и педагогов в общеобразовательных  учреждениях. В Республике Беларусь функционирует общеобразовательная  школа-сад вСолигорском районе Минской  области. Она является моделью такого взаимодействия и выделяет следующие составляющие здоровья: соматическое, психическое, духовное, умственное, нравственное, социальное, эмоциональное, личностное. Критерии оценки - поступки и поведение, самооценка, самовоспитание, образ жизни.

Для педагогов это уровень учебной  нагрузки, состояние физкультурно-оздоровительной  работы, состояние внеурочной воспитательной работы, психологическая помощь учащимся, профилактическая работа по здоровому  образу жизни. Развитие и учеба ребенка  должна идти не за счет резервов организма, а наращиванием его потенциала с  учетом физических и возрастных возможностей. Необходим единый механизм формирования здоровьесберегающей среды в дошкольных учреждениях, учреждениях образования, в семье.

Реформирование общеобразовательной  системы усиливает роль профилактической медицины, самого ребенка, семьи. Она  должна стать школой здоровья. Республиканский  научно-практический центр гигиены  и ГУ РЦГЭиОЗ определили величину вклада каждого фактора и ввели количественную характеристику здоровья - индекс здоровья. Индекс здоровья - это число выявленных отклонений по органам и системам к общему числу. Создан алгоритм определения этого индекса, вобщеобразовательных и внешкольных учреждениях действует программа "Здоровье - среда обитания". Для санитарно-эпидемического благополучия свой индекс, для семьи - индекс жизнеобеспечения. Эти индексы позволят выявить уязвимые места и целенаправленно проводить санитарно-гигиенические мероприятия.

Правильно организованный режим дня, рациональное распределение времени  ребенка, особенно отдыха, ночного сна, пребывания на свежем воздухе - залог  уравновешенности нервной системы. Малая двигательная активность способствует росту вегето-сосудистой дистонии, нарушений осанки. По данным научных  исследований более 50% детей первой группы здоровья посещали спортивные секции. Образовательное пространство, условия обучения и воспитания должны соответствовать функциональным возможностям ребенка. В гигиену общеобразовательного процесса в дошкольном учреждении широко внедряются оздоровительные мероприятия, увеличивается их число, открываются  компенсирующие группы для детей  с нарушениями в состоянии  здоровья.

В структуре заболеваний подрастающего  поколения первое место занимают болезни органов дыхания, затем  нервной системы, органов чувств и на третьем месте органов  пищеварения. Немаловажную роль и значимость имеет социальная компонента ребенка, образ жизни и статус семьи.

1. Гигиенические основы здорового  образа жизни

Гигиена общеобразовательного процесса в дошкольном учреждении (ОДУ) и ее роль в образе жизни

В гигиене общеобразовательного процесса в дошкольном учреждении воедино  соединен учебный процесс, воспитательный и профилактическая медицина. Медицинское  обслуживание в дошкольных учреждениях  осуществляет медицинская сестра. В ее обязанности входит: осматривать детей, назначать медико-профилактические мероприятия; контролировать проведение профилактических прививок; наблюдать диспансерную группу больных детей: выявлять и изолировать детей с инфекционными заболеваниями, контролировать организацию и проведение физического воспитания, физического развития, закаливания, питания, распорядка дня; санитарно-гигиенических условий освещенности, вентиляции, отопления, одежды, обуви, пищеблоков, дезинфекционных мероприятий. Медперсонал отвечает в ОДУ за все противоэпидемические мероприятия, составляет годовой и помесячный план-график своей работы, проводит занятия-беседы с воспитателями, родителями, обучает их навыкам индивидуальной и общей гигиены детей, формирования здорового образа жизни. Составляются паспорта аттестации по условиям пребывания ребенка в ОДУ - представителями центров гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья - ЦГЭиОЗ.

Возрастная периодизация в ОДУ

ГруппаВозрастНаполняемостьПреддошкольная, ясельная младшая1-2 годакол-во детей до 10 (группа) Преддошкольная ясельная старшая2-315Дошкольная младшая средняя старшая школьная 3-4 4-5 5-6 6-7 20 20 20 20-25Разновозрастная12Ослабленного здоровья10-15Кратковременного пребыванияпо количеству заявлений, но не более чем по соответствующему возрасту.

В ОДУ и ОУ профилактическая работа направлена на раннюю диагностику первичных  заболеваний. Метод естественного  гигиенического эксперимента-наблюдения и клинико-диагностические исследования.

Гигиена среды в ОДУ, общеобразовательного пространства

Проектирование и строительство  ОДУ проводится в соответствии с СанПиН РБ: комплексы ясли сад, дошкольные детские учреждения, специализированные детские учреждения, оздоровительные детские учреждения для летнего отдыха и укрепления здоровья детей, санаторного круглогодичного оздоровления.

Оптимальный вариант - внутриквартальное  размещение ОДУ. С 1996г. в Республике Беларусь строятся следующие типы ОДУ:

общеразвивающие, интеллектуальное, личностное развитие и обучение;

присмотра и ухода - меньше нагрузка на обучение;

с углубленным направлением в работе: эстетическое, кружки, студии;

комбинированные - сочетание ОДУ разных типов;

общеразвивающие - пребывание детей 6?24 ч.

Присмотра и ухода - 1?4 ч.

оздоровления - специальные занятия  физическими упражнениями, плавание, гимнастика, лечебное плавание, ЛФК, массаж; питание - 12?24 ч;

углубленное направление в работе - эстетическое, языковое, хореографическое, физическое - 6?12 ч.

Вместимость я/с до 200 человек в  городах и 100 в сельской местности. В спальных районах - до 300 детей. Принцип  изолированности групп и помещений, 50% земельного участка - зеленые насаждения. Для озеленения запрещено использовать ядовитые растения, с шипами - роза, шиповник, барбарис и растения, провоцирующие  аллергию - акация, тополь.

Групповые площадки - это я/с под  открытым небом с теневым навесом, песочницы, качели, скамейки, огород-ягодник, физкультурные площадки с беговой  дорожкой, прыжковой ямой, полосой  препятствий, разнообразные снаряды, кольцевая дорожка. Для развития двигательной активности - мостики, горки, фигурные стенки и т.д.

Спальная и игровая, норматив площади - 4 м2, объем воздуха - 12м3, t° 2°C. В игровой - занимаются и едят. Гигиенические требования к мебели - соответствие росту ребенка - профилактика нарушений зрения, деформаций ОДА. Для гимнастических и музыкальных занятий - зал 75 м2 при 100 детях, крытый плавательный бассейн 37м2 и глубиной 0,6?0,8 м с использованием проточных и рециркулярных схем водонаполнения, замена 20% воды в час, вода питьевая с t° 28?30°. Дезинфицируют воду хлорированием, бромированием, озонированием. Для разнообразия учебно-воспитательной работы - игротеки, зрительные залы, кабинет ручного труда, изобразительного искусства, хореографии, лингвистические и т.д.

Световой режим СК 1:4, КЕО 2,5?2,7%, лампы  накаливания 150 люкс, люминесцентные 300 люкс.

Медицинский блок: кабинет медработника, процедурный кабинет, изолятор с  отдельным туалетом.

Пищеблок - 1-ый этаж, самостоятельный  вход. В состав пищеблока входят: помещение кухни, раздаточная, заготовочный цех, моечная, кладовая.

гигиена здоровый дошкольное учреждение

Для успешного воспитания и обучения детей в ОДУ их необходимо к  этому подготовить, начиная с  самого рождения. Адаптируются дети к новым условиям не все одинаково: 1 группа - физиологическая адаптация, не болеют, легко ее переносят; 2 группа - напряженной адаптации - ОРВИ, невротические реакции; 3 группа - патологическая адаптация, тяжело привыкают к ОДУ - невротические реакции, неврозы, депрессии. Распорядок дня стандартный с приемом пищи, игровой деятельностью, занятиями, прогулки, сон.

Подготовка детей к школьному  обучению возможна в ОДУ в подготовительных группах или в таких же группах  общеобразовательных школ.

Питание в ОДУ должно быть питанием роста и развития, мультикомпонентным, сбалансированным, адекватным физиологическим возможностям, энергетически предобеспечивающим.

Эти гигиенические основы обусловлены  бурно-протекающими процессами роста и развития детей в этот возрастной период. Идет формирование органов и систем, их дифференциация, совершенствуются их функции. Дети ОДУ необычайно подвижны, у них большая скоростная двигательная активность. В этот период питание оказывает существенное влияние на развитие мозга, интеллекта - особенно белковая пища. Ее в рационе должно быть 70?75%. Недостаток белков приводит к замедлению роста и развития, психомоторных и интеллектуальных, ухудшению памяти. Избыток белков повышает предрасположенность к аллергическим заболеваниям. Углеводы и жиры должны быть также сбалансированы для профилактики ожирения, скрытой белковой недостаточности. Обязательно использовать не пищевые углеводы (клетчатка, пектиновые вещества) для подавления гнилостной микрофлоры, выведения радионуклидов и токсичных веществ, для развития в кишечнике бифидобактерий.

Двигательная потребность детей  обеспечивается физкультурными занятиями  и играми, утренней гимнастикой. Упражнения на разные мышечные группы в динамике способствуют сохранению правильного  положения туловища, точек опоры  и центров тяжести. Исключаются  упражнения в статическом напряжении, с задержкой дыхания. Общая продолжительность  занятия от 15?20 мин до 3-х лет  и до 30?35мин до 6 лет. Занятия на открытых площадках при t° не ниже - 12?15°С без ветра и осадков. В систему физического воспитания входит и закаливание при обязательном медико-педагогическом контроле. Определение состояния здоровья, физического развития, функциональной подготовленности, адекватности нагрузки, степени утомления и т.д.

Информация о работе Медико-педагогический контроль за выполнением гигиенических требований к организации учебного труда в школе и дошкольных учреждениях