Медико-правовые основы развития трансплантологии в Российской Федерации на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:31, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является детальное рассмотрение основных моральных проблем трансплантации органов и тканей, что будет решено с помощью постановки следующих задач: анализ необходимости трат на трансплантологию с точки зрения морали, моральных проблем получения органов от живых доноров, этических проблем пересадки органов от трупа, проблемы справедливости в трансплантологии, этических проблем трансплантации фетальных органов и тканей.

Содержание

Введение. 2
Медико-правовые основы развития трансплантологии в Российской Федерации на современном этапе. 2
Проблема трансплантации органов. 4
Правовое регулирование реанимации. 6

Взятие органов и тканей от живого человека 7
Заключение. 10
Список используемой литературы. 12

Вложенные файлы: 1 файл

право1.docx

— 45.52 Кб (Скачать файл)

Необходимо  также отметить, что, если трансплантант является вещью и человек вправе распоряжаться своими органами и тканями, следовало бы разрешить как безвозмездное, так и возмездное донорство (возможно для крови и спермы). При этом предпочтительнее говорить не о вознаграждении за предоставленные органы (ткани), а о компенсации донору в связи с причиненными ему неудобствами, физическими и моральными страданиями, риском возможного ухудшения здоровья, и считать возмездную сделку донорства не разновидностью договора купли-продажи, а договором зш §епепз. Как следствие, донор должен быть свободен в выборе приобретателя его органов и тканей, а также должен иметь возможность распорядиться своими органами и тканями как при жизни, так и на случай смерти (например, договор об использовании органов и тканей после смерти с предварительной оплатой или с выплатой части суммы будущему донору, а части - его законным наследникам.)

Помимо взятия органов  и тканей у живых и умерших  доноров, существуют более редкие ситуации донорства, недостаточно хорошо отраженные в отечественном законодательстве. Во-первых, в нашей стране давно пора принять решение об использовании или неиспользовании человеческого плода для научных исследований и лечения. Возможно, абортированным плодом могут распоряжаться родители, при условии, что будет запрещено зачатие и аборт только с целью трансплантации. Но в порядке исключения, видимо, надо разрешить подобные операции в интересах жизни и здоровья близких, если это единственный способ их спасения. Во-вторых, известны случаи пересадки людям органов и тканей животных, а кровь животных давно используется в приготовлении диагностических препаратов и медикаментов. Но прежде чем

9

 

создавать законодательную основу для таких  трансплантаций, необходимо решить, не влечет ли трансплантация органов и  тканей животных трансформацию личности, превращение ее в качественно нового субъекта права (это относится и к возможному созданию искусственных органов).

6.Заключение

Проведение  трансплантаций отвечает насущным потребностям общества, в связи с чем задачей правового регулирования отношений посмертного и прижизненного донорства является их стабилизация, упорядочение и динамическое развитие. В работе дана авторская оценка необходимости и целесообразности законодательного закрепления условий и порядка изъятия и пересадки органов и тканей человека в Российской Федерации; рассмотрены предпосылки развития правотворчества в сфере трансплантологии и раскрыта ценность норм общественной нравственности и международно-правовых актов в нормативно-ориентирующем воздействии на процесс отечественного правотворчества в данной сфере. На основе изучения отечественных и зарубежных источников правового регулирования отношений в сфере трансплантологии сделан вывод о специфичности правоотношения донорства в Российской Федерации, сторонами которого выступают не донор и реципиент, а донор и медицинская организация.

Особое внимание уделено социально-правовой сущности и назначению дополнения действующего законодательства РФ о трансплантации положением, согласно которому изъятие фрагментов организма живого донора может производиться лишь при отсутствии пригодных для пересадки анатомических сегментов трупа. В процессе исследования социально-правового значения установленного в отечественном законодательстве о трансплантации принципа посмертного донорства — презумпции согласия каждого члена общества на использование его органов или тканей в целях пересадки — проанализированы возможные уголовно-правовые последствия умышленного нарушения прижизненного волеизъявления умершего либо его близких родственников или законного представителя относительно несогласия с посмертным донорством Комашко М.Н. Проблема презумпции согласия на изъятие органов и (или) тканей для трансплантации // Медицинское право. -2006.-№3.-С. 29..

Существующая в России система правового регулирования  посмертного донорства создает  в сфере трансплантологии атмосферу, способствующую размыванию моральных ориентиров общества. Поэтому в перспективе, независимо от конечных целей изъятия органов и тканей трупа, уголовно-правовая охрана телесной неприкосновенности умерших должна строиться на единых правовых основаниях, определяемых Законом РФ «О погребении и похоронном и деле», через право человека на достойное отношение к его телу после не смерти. В ходе исследования предпосылок реализации отношений прижизненного донорства, выступающих основаниями для разграничения преступного и непреступного причинения вреда здоровью донора при оказании медицинской услуги реципиенту, проанализировано уголовно-правовое обеспечение условий и порядка получения согласия потенциального донора на изъятие органа или ткани. В качестве уголовно-правовой гарантии конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь, провозглашенного ст. 41 Конституции РФ, составной частью которого является право на информацию о состоянии своего здоровья и последствиях осуществления медицинских вмешательств в функционирование организма, автором рассматривается ст. 140 УК РФ «Отказ в предоставлении гражданину информации». При анализе понятий «использование» и «изъятие» органов или тканей человека, введенных отечественным законодателем для характеристики целей совершения преступных посягательств в сфере трансплантологии в составы убийства (п. «м» ч. 2 ст. 105 УК РФ), умышленного причинения тяжкого вреда здоровью человека (п. «ж» ч. 2 ст. 111 УК РФ), особое внимание уделено взаимозависимости законодательной формулировки целей совершения преступления с возможными способами их достижения. Кроме того, и работе разграничиваются понятия физического и психического

10

 

принуждения лица к согласию на прижизненное донорство; признается недопустимой квалификация по ст. 120 УК РФ «Принуждение к изъятию органов или тканей человека хтя трансплантации» обманных действий, направленных на производство изъятия органа, части Органа или ткани потерпевшего, а равно действий по насильственной доставке потерпевшего в медицинское учреждение для противоправного получения трансплантата; в целях максимального обеспечения добровольности, надлежащих мотивов прижизненного донорства, исключения возможности скрытых форм принуждения вносится предложение о дополнительном законодательном ограничении круга надлежащих доноров. С вопросом уголовно-правового обеспечения свободы прижизненного донорства неразрывно связан вопрос о возможности принудительной реализации отношений донорства в состоянии крайней необходимости. Для выявления сущности трансформации понятия крайней необходимости применительно к медицинской сфере в работе проанализирована совокупность установленных уголовным законом юридических признаков состояния крайней необходимости; предложено дополнить ст. 39 УК РФ примечанием, ограничивающим сферу применения текстуально закрепленной в ней нормы. В ходе исследования вопроса о возмещении ущерба донорам за изъятые в целях трансплантации органы и ткани в работе рассмотрены существующие в мировой практике подходы к его решению; проанализированы мировоззренческие основы системы донорства в Российской Федерации и странах Европы. При рассмотрении возможностей обеспечения законодательно установленного принципа безвозмездности донорства в Российской Федерации уголовно-правовыми средствами сделан вывод о целесообразности конструирования в гл. 25 УК РФ статьи «Незаконный оборот органов и тканей человека» (с использованием терминологии, характерной для составов незаконного оборота предметов, ограниченных в обращении), юридический смысл которой заключается в запрещении под угрозой уголовного наказания обращаться с органами и тканями человека как с товаром, предметом возмездных сделок и рекламы.

В работе нашел отражение  «широкий» подход к определению  понятия уголовно-правового регулирования  общественных отношений, в связи с чем уголовно-правовое регулирование отношений посмертного и прижизненного донорства рассматривается как осуществляемое посредством установления уголовно-правовых запретов и санкций за нарушение законодательства РФ о трансплантации. И в перспективе достижения трансплантологии должны влечь усиление действия механизма уголовно-правового регулирования общественных отношений в данной сфере медицины, обладающего как собственно юридическим, так и общим, социальным воздействием на сознание, волю и поведение адресатов, базирующегося на исторической преемственности в подходе к универсальной основе права - принципу абсолютной ценности человеческой личности в ее физической и морально-нравственной гармонии.

11

 

Список литературы.

1. Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» от 22.12.1992

г. // Ведомости Съезда народных депутатов  РФ и Верховного Совета РФ, 1993. № 2. ст. 62.

  1. Мельников В.С. Социальные и правовые аспекты медицинской деятельности. Киров: Кировский государственный медицинский институт. 1997
  2. Розенталь Р.Л., Соболев В.В., Сондоре А.А. Донорство в трансплантации органов. Рига, 1987.
  3. Трансплантология. Руководство / Под ред. акад. В.И.Шумакова. М., 1995.
  4. Малеина М.Н. Человек и медицина в современном праве. - М.: БЕК, 1995.
  5. Янгст Э. Некоторые проблемы научной этики. М. 1960.

12


Информация о работе Медико-правовые основы развития трансплантологии в Российской Федерации на современном этапе