Медицинская этика и деонтология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 08:54, курс лекций

Краткое описание

Слово «этика» произошло от греческого ethos, что означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших отдаленных предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
Под нравственностью принято понимать совокупность принципов или норм поведения, регулирующих отношение людей друг к другу, а также к обществу. Наиболее общие и существенные нормы поведения людей относятся к моральным принципам.

Содержание

План лекции
История этичных концепций и учений.
Понятие «медицинская этика», ее основные задачи.
Медицинская деонтология как раздел медицинской этики, ее основные задачи.

Вложенные файлы: 1 файл

Med_etika_i_deontologia.doc

— 266.93 Кб (Скачать файл)

Молодому медработнику легко и просто будет работать в коллективе, если он умеет уважать других, с доверием и доброжелательностью  относиться к коллегам. Уважать других - это значит считаться с их мнением и убеждениями, интересами и нуждами, т.е. быть внимательным и чутким к окружающим людям, вежливым, деликатным, скромным. Не допустимо проявление фамильярности в обращении друг к другу в присутствии пациентов. Нормой взаимоотношений медработников является бережное отношение к авторитету - своему и коллег. Совершенно справедливо мнение, что пациент и его родственники свое отношение к медицине строят на основе наблюдений за взаимоотношениями между медработниками.

 

 

Влияние медработника на пациента при общении с ним основано на определенных механизмах, связанных с психологической компетентностью медработника. Среди таких механизмов можно отметить 6:

 

1. состояние здоровья пациента, его внешний вид, образ жизни;

2. соблюдение этики взаимоотношений;

3. признание медицинским работником значимости личности пациента, основанное на взаимопонимании, доверии, конфиденциальности;

4. эффект внушающего воздействия медицинского работника на психику больного

5. эффект стиля лечения:

- «домашний» стиль построен на теплой атмосфере взаимоотношений медперсонала и больного, которые доминируют над объемом непосредственных медицинских вмешательств,

- стиль « медицинского доминирования» - на формальных отношениях и преобладании объема медицинских вмешательств;

- «стиль терапевтического взаимодействия» - на партнерстве медперсонала и больного, являющихся активными участниками лечащей команды.

 

Типы медсестер.

  И.Харди в книге «Врач, сестра, больной» описывает 6 типов медсестер по характеристике их деятельности.

1. Сестра-рутинер. Наиболее характерная черта - механическое выполнение своих обязанностей. Полученные задания она выполняет с необыкновенной тщательностью, скрупулезностью, проявляя ловкость и умение, но работает автоматически, безразлично, не сопереживая, не сочувствуя пациенту. Такая медсестра способна разбудить спящего больного только ради того, чтобы дать ему снотворное, назначенное врачом.

2. Сестра, «играющая заученную роль». Такая медсестра в процессе работы разыгрывает какую-нибудь роль, стремясь к осуществлению определенного идеала. Она играет роль альтруиста, благодетеля, но поведение ее искусственное, показное.

3. Тип «нервной» сестры. Это эмоционально лабильные личности, склонные к невротическим реакциям. В результате они часто раздражительные, вспыльчивые, могут быть грубыми. Такую медсестру можно видеть хмурой, как бы обиженной. Среди ни в чем не повинных пациентов. Она очень ипохондрична, боится заразиться или заболеть «тяжелой болезнью». Нередко отказывается выполнять различные задания якобы потому, что не может поднимать тяжести, болят ноги и т.д. Такие медсестры создают помехи в работе и нередко вредно влияют на пациентов.

4. Тип личности с мужеподобной, сильной психикой. Такие медсестры отличаются настойчивостью, решительностью, нетерпимостью к малейшим беспорядкам. Нередко они недостаточно гибки, грубы и даже агрессивны с пациентами. В благополучных случаях такие медсестры могут быть хорошими организаторами.

5. Сестра материнского типа. Такая медсестра выполняет свою работу с проявлением максимальной заботы о пациентах, сочувствия. Работа для нее - неотъемлимое условие жизни. Она все может и всюду успевает. Часто заботой о других, любовью к людям проникнута и ее личная жизнь.

6. Тип специалиста. Это медсестры, которые благодаря какому-то особому свойству личности, особому интересу получают специальное назначение. Они посвящают свою жизнь выполнению сложных задач, например, в специальных лабораториях; фактически преданы своей узкой специальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция № 5.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БОЛЕЗНИ И ПРОБЛЕМЫ МЕДСЕСТРИНСКОЙ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ.

План лекции.

  1. Переживания и эмоции пациентов во время нахождения в ЛПУ.
  2. Значение этико-деонтологических принципов поведения медсестры для эффективного осуществления медсестринского процесса.
  3. Межличностные отношения между медицинской сестрой, пациентом и его родственниками.

 

   Известно, что особенно напряженными и тревожными для пациента являются первые часы и дни пребывания в стационаре.

Зная особенности реакции пациента  на больничную обстановку, можно облегчить процесс адаптации  и смягчить переживания и тревогу пациента.

От первого контакта  больного с дежурной медсестрой часто зависит его настроение, отношение к лечебному учреждению. Если медсестра отнеслась к больному участливо и заботливо, проводила его в палату, показала пациенту его постель, позаботилась о создании комфортных условий,  о своевременном приеме пищи, пациент легче адаптируется  к госпитализации.

Тяжелее переносят госпитализацию те пациенты, которым уже пришлось побывать в стационаре и для которых пребывание там, было сопряжено с неприятными эмоциями, переживаниями, тягостными ощущениями в связи с диагностическими и лечебными процедурами.

Работа медсестры связана не только с большой физической перегрузкой, но и с большим эмоциональным напряжением. Последнее возникает при общении с пациентами, которых отличает  повышенная раздражительность, болезненная требовательность, обидчивость и т.п. Очень важно быстро установить контакт с пациентом.  Медсестра должна соблюдать принципы лечебно-охранительного режима. Находясь постоянно среди пациентов, медицинская сестра должна проявлять к пациенту доброжелательное, теплое отношение, оказывая психотерапевтическое воздействие. Забота, внимание являются основой контакта между медсестрой и пациентом. Огромное значение при этом имеет словесная форма, эмоциональная окраска и тон речи.

При установлении контакта с пациентом необходимо понять переживания больного и сочувственно принять их. Большое значение имеет готовность медсестры к состраданию. Сочувственный отклик на жалобы пациента, стремление по возможности облегчить болезненные переживания порой оказывают не меньшее лечебное действие, чем медикаментозное лечение. Иногда важно просто выслушать пациента, но не формально, а с элементами эмоционального участия, соответственно реагируя на услышанное. Умение слушать является одним из важных свойств хорошего медработника.

Большое значение в общении с пациентом является вселение веры в выздоровление, уверенности, что его правильно лечат и своевременно окажут необходимую помощь. Неудовлетворение просьб пациента, опоздание на вызов больного, небрежное выполнение назначенных врачом процедур, административно-холодный тон медсестры вызывают у пациента тревогу за свое состояние, желание пожаловаться на медработника. В случае если выполнить просьбу пациента невозможно, надо найти правильную и вежливую форму отказа, мотивировать свои действия. Вступать в спор с пациентом недопустимо. Чтобы предупредить конфликт с пациентом, необходимо убедить его в том, что он не прав, а его требования противоречат его же интересам, мешают восстановлению его здоровья.

 

Деонтологическое поведение медсестры с детьми дошкольного возраста.

 

Для детей дошкольного возраста характерно:

  1. отсутствие осознания болезни в целом;
  2. неумение сформулировать жалобы;
  3. сильные эмоциональные реакции на отдельные симптомы;
  4. восприятие лечебных и диагностических процедур как устрашающих;
  5. усиление дефектов характера, воспитания ребенка в ситуации болезни;
  6. наличие различных страхов (страх темноты, одиночества, белых халатов и т.д.), невротических расстройств (недержание мочи, кала и пр.);
  7. чувство совершенного проступка, вины (больница - как наказание за плохое поведение);
  8. плохо переносят отсутствие родителей.

  При общении с детьми медсестра должна уметь:

  - создать теплое эмоциональное общение;

  - отвлечь ребенка от болезни при помощи    

    различных игр и др.;

  - профессионально общаться с родителями.

 

Деонтологическое поведение с подростками.

 

Для подростков характерна бравада - пренебрежительное отношение, в данном случае к болезни, и игнорирование советов взрослых, медперсонала, поэтому  с ними нужно обращаться как со взрослыми, доступно объясняя необходимость лечения, соблюдения правил внутреннего распорядка отделения; особенно они ценят уважительное отношение к ним. За бравадой они часто прячут свой страх перед болезнью, поэтому медсестре необходимо убедить подростка в выздоровлении, если он будет придерживаться определенных требований.

Важно организовать свободное время подростков, находящихся на стационарном лечении (привлекать их к посильной помощи медперсоналу в организации игр с более младшими пациентами, в работе медперсонала). Но ненавязчиво необходимо контролировать их действия, так как  подростки склонны к перегибам в своих поступках.

 

 

 

 

Деонтологическое поведение с людьми пожилого и старческого возраста.

 

Особенности характера людей пожилого и старческого возраста:

  1. психологическая доминанта - «уходящая жизнь», приближение смерти;
  2. чувство одиночества
  3. нарастающая беспомощность, снижение возможности к самообслуживанию;
  4. снижение слуха, зрения, памяти, сужение интересов;
  5. обидчивость, ранимость;
  6. отсутствие мотивации к лечению и выздоровлению.

 

Медсестра должна поддерживать у пациента ощущение собственной значимости, ориентировать на двигательную активность, формировать мотивацию на выздоровление, подчеркивать уважительное отношение к пациентам пожилого и старческого возраста.

Отношение больного к болезни может быть адекватным и неадекватным.

 

Адекватное отношение - это признание факта болезни, объективная оценка своего состояния с учетом медицинского заключения. Возникает при сотрудничестве пациента с врачом и медперсоналом.

Варианты неадекватного отношения пациента к заболеванию и состоянию здоровья:

- отрицательное - игнорирование факта болезни, влияния факторов риска, состояния предболезни

- пренебрежительное - недооценка тяжести болезни, факторов риска, состояния предболезни

- ипохондрическое - уход в болезнь

- утилитарное - получение известной выгоды от болезни материальной и моральной

- аггравация - преувеличение симптомов болезни

- синдром Мюнхаузена - наличие симптомов при отсутствии болезни.

 

Эгогения - отрицательное влияние на состояние больного,которое создает он сам (самовнушение, уход в болезнь).

Эгротогения - неблагоприятное влияние одних больных на других в процессе их общения.

Ятрогения - болезненное состояние, вызванное дефектами деятельности и общения медперсонала с пациентами.

 

Ятрогения - это болезненное состояние или болезнь, развившиеся вследствие неправильного поведения медработника.

 

Причины ятрогений:

    1. отсутствие взаимопонимания и взаимного доверия между медработником и пациентом;
    2. эмоциональное состояние медработника во время общения с пациентом;
    3. эмоциональное состояние пациента во время общения с медработником, особенности характера пациента(тревожно-мнительный характер, чрезмерное физическое и умственное переутомление, длительные переживания, волнения, недосыпание, недоедание, состояние страха или испуга, связанные с кончиной близкого человека от того или иного заболевания);
    4. Выданные на руки пациенту документы, содержащие сведения о диагнозе или результатах лабораторно-инструментальных исследований;
    5. Нарушение правил медицинской этики;
    6. Нарушение врачебной тайны;
    7. Недостаточный опыт медработника.

   Ятропсихогения - отрицательное влияние на   психику больного.

Ятрофармакогения - болезненное состояние, вызванное действием на организм лекарственных средств.

 

Профилактика ятрогений.

  1. Необходимо помнить, что добрые слова лечат.
  2. Медработник должен следить за своей речью при общении с больным.
  3. При беседе с пациентом не допускать приблизительных формулировок («надеюсь, вы поправитесь», «может быть это вам поможет»), не употреблять непонятных для него медицинских терминов; необходимо поддерживать веру в выздоровление, авторитет врачей и медперсонала.
  4. Сочувствовать пациенту и проявлять уважение к нему.
  5. Не обсуждать состояние конкретного пациента в присутствии других больных.
  6. Старайтесь, чтобы ваши идеи пациент воспринял как свои.
  7. Избегать конфликтов с пациентами, с родственниками больного.

Информация о работе Медицинская этика и деонтология