Методическая разработка лекционного материала на тему: «Сахарный диабет»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 19:22, творческая работа

Краткое описание

Цели:
1. Образовательная.
Дать достоверную информацию о заболевании «Сахарный диабет».
Проинформировать о способах профилактики.
2. Развивающая.
Развитие эмоционально волевой цели, воображения, памяти, внимания и психики к сахарному диабету.
Развитие мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению, выполнению рекомендаций врача.
3. Воспитательная.
Формирование ответственности к здоровью.
Отношение к здоровому образу жизни.

Содержание

1. Вводная часть 4
1.1. Вступление к лекции 1 мин. 4
1.2. Актуальность темы 15 мин. 4
2. Основная часть 6
2.1. Типы сахарного диабета 5мин. 6
2.2. Причины возникновения сахарного диабета 10мин. 8
2.3. Симптомы сахарного диабета 10 мин. 10
2.4. Лечение сахарного диабета 5 мин. 13
2.5. Профилактика сахарного диабета 3 мин. 13
III Заключительная часть 15
Выводы 1 мин. 15
Приложение № 1 «Памятка лечебного питания
при сахарном диабете» 17
Приложение № 2 «Комплекс гимнастических упражнений» 19
Список литературы 22
Рецензия на лекционное занятие 23

Вложенные файлы: 1 файл

135 сахар.doc

— 632.50 Кб (Скачать файл)

Молоко – с разрешения врача. Кисломолочные продукты (кефир, простокваша, несладкий йогурт) – 1-2 стакана в день. Сыр, сметану, сливки – изредка и по чуть-чуть.

Творог при сахарном диабете рекомендуется употреблять ежедневно, до 100-200 грамм в день в натуральном виде или в виде творожников, сырников, пудингов, запеканок. Творог, а также овсяная и гречневая каши, отруби, шиповник улучшают жировой обмен и нормализуют функцию печени, препятствуют жировым изменениям печени.

Напитки. Разрешены зеленый или черный чай, можно с молоком, некрепкий кофе, томатный сок, соки из ягод и фруктов кислых сортов.

Принимать пищу при сахарном диабете надо не реже 4 раз в день, а лучше – 5-6 раз, в одно и то же время. Пища должна быть богата витаминами, микро- и макроэлементами. Старайтесь максимально разнообразить свое питание, ведь список разрешенных при диабете продуктов совсем не маленький.

 

Приложение 2

ПАМЯТКА

Комплекс упражнений, рекомендуемых при сахарном диабете

 

Регулярное занятие физическими упражнениями укрепляет здоровье человека. Особенно занятия упражнениями при сахарном диабете. При интенсивной физической нагрузке повышается чувствительность инсулиновых рецепторов, что приводит к снижению уровня сахара в крови и уменьшению дозировки инсулина, сахароснижающих таблеток. При регулярной физической нагрузке улучшается белковый обмен, усиливается расщепление жиров, снижается масса тела, улучшается жировой состав крови. При этом устраняются предпосылки развития сосудистых осложнений диабета.

Комплекс упражнений при сахарном диабете

 

Сидя на стуле 

1. Ноги на ширине  плеч, руки согнуты. Сгибать и  разгибать пальцы рук с максимальной  амплитудой. Дыхание произвольное.

2. Пальцы рук соединены  в замок, руки на груди. Медленно  выпрямить руки влево ладонями кнаружи, затем вправо. Дыхание произвольное.

3. Руки на сиденье,  ноги согнуты. Медленно выпрямить  правую ногу, оттягивая носок  на себя, затем согнуть ногу. То  же другой ногой. Дыхание произвольное.

4. Руки опущены. Поднять  руки вперед - вверх - вдох, опустить - выдох.

5. Ноги на ширине  плеч, руки на коленях. Выполнить  круговые движения туловищем  влево, затем вправо. Дыхание произвольное.

6. Руки опущены. Встать, руки через стороны вверх - вдох; сесть, опуская руки и  расслабляясь, - выдох. 

Стоя

7. Руки в стороны.  Выполнить круговые движения  прямыми руками вперед, затем  назад. Дыхание произвольное.

8. Стоя перед спинкой  стула, руки на поясе. Поочередно  поднимать и опускать согнутые  ноги с касанием спинки стула. 

9. Ноги вместе, руки  вдоль туловища. Наклониться влево, подтягивая правую руку; выпрямиться; затем вправо («насос»).

10. Стоя сзади стула  и держась руками за спинку. Отвести прямую ногу в сторону  - вверх; опустить. Затем другую.

11. Медленный бег на  месте или с небольшим продвижением вперед (шаг короткий - 1-1,5 ступни, руки полусогнуты и расслаблены). 0,5-3 мин.

12. Ходьба, углубленное  дыхание. 1-3 мин. 

Лежа на спине

13. Руки вдоль туловища. Потянуться руками за голову - вдох, опустить их в исходное  положение - выдох. 

14. Поочередно поднимать и опускать прямые ноги. Дыхание произвольное.

15. Ноги согнуты. Наклонять  ноги то вправо, то влево. Дыхание  произвольное.

16. Выполнить круговые  движения ногами, как при езде  на велосипеде. Дыхание произвольное.

17. Поднять руки и  прямую ногу - вдох; опустить руки и ногу, переходя в положение сидя, - выдох. Затем лечь.

Сидя

18. Руки сзади. Поднять  таз - вдох, опустить - выдох. 

19. Руки сзади. Кисти  к плечам - вдох; наклониться вперед, руки к носкам, выдох.

Стоя 

20. Ходьба обычная;  ходьба, перекатываясь с пяток на носки.

21. Держась руками за  спинку стула. Приседания.

22. Держась руками за  спинку стула. Отвести руку  назад в стороны - вдох, принять  исходное положение - выдох. Поочередно.

23. Держась рукой за  спинку стула. Выполнить махи ногой вперед - назад. Поочередно. Дыхание произвольное.

24. Ходьба обычная.  Руки в стороны - вдох, руки  опустить - выдох.

В тех случаях, когда вышеприведенным  комплексом занимаются в дневное время, в утренние часы можно выполнять первые 12 упражнений. Полезны также пешеходные прогулки со средней скоростью (4/5 км/ч), ходьба на лыжах, игры, езда на велосипеде и другие средства физической культуры продолжительностью до 30-60 мин.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Балаболкин М.И. Инсулинотерапия сахарного диабета// Для тех, кто лечит. - 2003. - № 8. - с.5 - 16.
  2. Балаболкин М.И. Сахарный диабет// Для тех, кто лечит. - 2009. - № 4. - с.4 - 62.
  3. Балаболкин М.И. Сахарный диабет. М.: Медицина, 2008. – 522с.
  4. Внутренние болезни / Под ред. А.В. Сумаркова. М.: Медицина,2008. – 589 с.
  5. Воробьев В.И. Организация диетотерапии в лечебно-профилактических учреждениях. М.: Медицина,2008. - 254 с.
  6. Голубев М.А. , Беляева И.Ф. и др. Потенциальный клинико-лабораторный тест в диабетологии // Клинико-лабораторная диагностика.2008. № 5. С. 27-28.
  7. Гольдберг Е.Д., Ещенко В.А., Бовт В.Д. Сахарный диабет. Томск,2007. – 491с.
  8. Руководство по клинической эндокринологии / Под ред. Старковой Н.Т - СПб.: Питер, 2008. - 544 с. –
  9. Справочник врача общей практики / Под ред. Н.Р. Палеева. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2009. -  992 с.
  10. Справочник по неотложной медицинской помощи / Сост. Бородулин В.И. - М.: Мир и Образование, 2008. - 704 с.
  11. Уоткинс П. Дж. Сахарный диабет. - Пер. с англ. М.: Издательство БИНОМ, 2006. -134 с

 

Рецензия на лекционное занятие

№ п/п

Параметры  наблюдения

1

2

3

4

5

1

Научность, доступность, посильность изученного материала 

     

+

 

2

Раскрытие содержаний, понятий, категорий

       

+

3

Актуальность и связь  с жизнью, теории и практики

       

+

4

Степень новизны, проблемность и привлекательность учебного материала.

       

+

5

Формирование положительного отношения к профессиональному  обучению (развитие профессиональных интересов и способностей)

       

+

6

Степень целесообразности и эффективности использования наглядности ТСО.

     

+

 

7

Степень воспитательного  воздействия.

       

+

8

Степень воздействия  лекции, на развитие слушателей.

       

+

9

Культура речи, темп, дикция, образованность, эмоциональность, общение  и степень грамотности лектора.

       

+

10

Степень тактичности  и демократичности со слушателями.

       

+

11

Внешний вид, мимика, жесты  и культура поведения лектора.

       

+

12

Организационные моменты (начало организации лекции, выводы)

       

+


 

 

 

 

 

Методическая разработка практического занятия на тему:

«Самоконтроль при сахарном диабете»

Цели:

Образовательная

Дать  информацию  об измерении уровня сахара в крови.

Дать информацию  об измерении артериального давления.

Дать информацию  о  расчете индекса массы тела.

Дать информацию  о расчете хлебных единиц.

Развивающая

Развитие эмоционально-волевой  цели.

Воспитательная

Приобретение умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья.

Метод: Практическое занятие с элементами беседы и демонстрации.

Место обучения: Учебная комната.

Форма обучения: Групповая – пациенты с заболеванием сахарный диабет. Общая численность слушателей 10 человек.

Оборудование: Наглядный материал по заболеванию сахарный диабет, глюкометры (с набором игл и тест- полосок) – 5 штук, фонендоскопы в количестве 5 штук, механические тонометры в количестве 5 штук, автоматические тонометры 5 штуки, стулья в количестве 10 штук, стол письменный- 3.

 

 

План:

                                                                                                              стр.

I. Вводная часть

1. Организационная часть.      1 мин.    26. Введение.         1 мин.   26

II. Основная часть. Беседа по проверке теоретического материала  27

2. 1. Беседа по прочитанной  лекции   5 мин.    27

2.2. Самоконтроль гликемии                                         10 мин.  29

Отработка умений и навыков  31

2.3. Самоконтроль артериального  давления                 5мин.  31

Отработка умений и навыков  33

2.4. Контроль массы  тела                                                5 мин.  33

Отработка умений и навыков  34

2.5. Самоконтроль питания                                            10 мин.  34

Отработка умений и навыков  37

2.6. Самоконтроль самочувствия                                   5 мин.  37

2.7. Дневник самоконтроля                                             5 мин.  37

III. Заключительная часть  39

Выводы                                                                              2 мин.  39

Беседа по практическому  занятию                                 5 мин  39

Приложение  1 «Дневник больного сахарным диабетом»  41

Литература.  42

Рецензия на практическое занятие.  43

Характеристика.  44

 

 

 

 

 

конспект  практического занятия

Тема: Самоконтроль при сахарном диабете

I Вводная часть

1.Организационная  часть

   Добрый день. Сегодня мы собрались, чтоб отработать умения и навыки по самоконтролю при сахарном диабете. Сегодня мы научимся и отработаем навыки по самоконтролю гликемии, самоконтролю артериального давления, контролю массы тела, самоконтролю питания, самочувствия, научимся вести дневник самоконтроля.

 

2. Введение

Контроль, а в частности, самоконтроль, при сахарном диабете  очень важен, только благодаря ему  можно поддерживать уровень сахара в крови в пределах, близких  к норме.

Следует при этом учесть, что самоконтроль должен быть систематическим! Часто повторяющиеся, резкие колебания уровня сахара в крови могут привести к обострению болезни и, соответственно, ухудшению состояния больного.

Справиться с осложнениями становится не так просто, а в  некоторых случаях не под силу это сделать самостоятельно, поэтому лучше их избегать.

Самоконтроль дает возможность  пациенту жить полноценной, энергичной жизнью, решая проблемы, связанные  с диагнозом «диабет». Кроме этого, значительно снижается риск появления  опасных для жизни осложнений (инсультов, инфаркта миокарда, поражения почек, ног, глаз и т. д.) и приостанавливается развитие уже существующих осложнений. Самоконтроль жизненно важен для пациентов с сахарным диабетом как 1, так и 2 типа.

Существуют определенные правила самоконтроля сахарного диабета.

 

1. Больной сахарным  диабетом должен проводить регулярные  анализы крови на сахар, определять  сахар и ацетон в моче. Кроме  этого, уметь проанализировать  эти результаты.

2. Вести учет режима  своего питания.

3. Вести учетную запись своей физической активности.

4.  Уметь производить  коррекцию принимаемого им количества  инсулина, учитывая уровень сахара  в крови в данный момент.

Важно помнить, что нельзя узнать уровень сахара крови, полагаясь  только лишь на свои ощущения, всегда необходимы в этом случае глюкометр или тест-полоски.

 

II Беседа по проверке теоретического материала

 

2. 1. Беседа по прочитанной лекции

 

Сейчас Вы можете задать интересующие Вас вопросы по прочитанной  лекции.

Вопрос: Каковы причины возникновения сахарного диабета?

Ответ: Определенно существует ряд факторов, которые предрасполагают к появлению сахарного диабета. На первом месте следует указать наследственную предрасположенность. Вторая по значимости причина диабета – ожирение. Третья причина - это некоторые болезни, в результате которых происходит поражение бета-клеток. Это болезни поджелудочной железы – панкреатит. Четвертая причина - это разнообразные вирусные инфекции  (краснуха, ветряная оспа, эпидемический гепатит и некоторые другие заболевания, включая грипп). На пятом месте следует назвать нервный стресс как предрасполагающий фактор. На шестом месте среди факторов риска - возраст.

Информация о работе Методическая разработка лекционного материала на тему: «Сахарный диабет»