Научное обоснование внедрения и оценка инновационных управленческих технологий при оказании экстренной медицинской помощи на догоспита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:34, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования
Разработать рекомендации по оптимальному использованию инновационных управленческих технологий при оказании экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе.
Задачи исследования
1. Изучить деятельность станции скорой медицинской помощи г. Астаны.
2. Провести анализ проблем оказывающих отрицательное влияние на работу скорой медицинской помощи.

Содержание

ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
1. СОСТОЯНИЕ СЛУЖБЫ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. (Обзор литературы)
1.1.Организационно-функциональные особенности специальной службы в некоторых зарубежных странах
1.2.Основные этапы организации развития службы скорой медицинской помощи в СССР
1.3.Основные принципы планирования, организации и управления скорой медицинской помощи в Казахстане
1.4 История развития службы скорой медицинской помощи в г.Астане (Целинограде, Акмоле, Астане)
2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3. СОСТОЯНИЕ СЛУЖБЫ ГОРОДСКОЙ СТАНЦИИ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Г. АСТАНЫ
3.1. Организация деятельности станции скорой медицинской помощи г. Астаны за период 2004 – 2009 г.г.
3.1.1. Характеристика ГССМП г. Астаны. Организационная структура
3.1.2. Анализ обращаемости населения г. Астаны за скорой медицинской помощью
3.1.3. Анализ количественных и качественных показателей работы станции скорой медицинской помощи
3.1.4. Изучение мнения пациентов о качестве скорой медицинской помощи
3.2. Организация работы оперативного отдела
3.3. Характеристика кадрового ресурса ГССМП г. Астаны
3.3.1. Кадровая политика как фактор, влияющий на качество труда медицинских работников службы
3.3.2. Социальные, психологические и профессиональные особенности сотрудников станции скорой медицинской помощи, обеспечивающих успешное решение поставленных задач
3.4. Характеристика материальной ресурсной базы ГССМП г. Астаны. Технические аспекты деятельности службы скорой медицинской помощи и ее оценка
4.ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ, ВЛИЯНИЕ ИХ НА КАЧЕСТВО ОКАЗЫВАЕМОЙ ДОГОСПИТАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
4.1. Инновационные технологии, внедренные в деятельность ГССМП
4.2. Показатели работы скорой медицинской помощи при внедрении новых организационно-управленческих технологий
5.РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

DisserNurasheva.doc

— 1.91 Мб (Скачать файл)

 

    1. Основные принципы планирования, организации и управления скорой медицинской  помощи в Казахстане

     В Государственной Программе реформирования и развития здравоохранения РК на 2005-2010 годы, утвержденной указом Президента РК,  были определены основные направления развития службы скорой медицинской помощи. Целью Программы явилось создание эффективной системы оказания медицинской помощи, основанной на принципах солидарной ответственности за охрану здоровья между государством и человеком, приоритетном развитии первичной медико-санитарной помощи, направленной на улучшение здоровья населения.

     Поставленные Программой задачи первого этапа практически реализованы, создаются условия для перехода ко второму, решающему этапу Программы, это:

- снижение объемов  скорой помощи за счет сокращения  числа необоснованных вызовов и переадресации пациентов, нуждающихся в неотложной помощи в амбулаторно-поликлиническую сеть;

- перепрофилирование всех имеющихся врачебных бригад в бригады интенсивной терапии, что позволит минимизировать вызовы «на себя» в конечном итоге предполагает повышение качества медицинской помощи и экономический эффект;

- увеличение числа пультов «103» для приема и распределения всех вызовов по профилю, т.е. предусматривается общая диспетчерская служба на ССМП и переадресация несвойственных вызовов в пункты неотложной помощи при АПК [120].

     В разветвленную сеть службы скорой медицинской помощи Казахстана в настоящее время входят станции СМП, которые имеют  санитарные автомашины, больницы скорой медицинской помощи и санитарную авиацию. На эффективность деятельности службы СМП влияет множество факторов таких, как:

  • развитие и рациональное размещение сети станций и отделений СМП;
  • четкость в работе диспетчерской службы, осуществляющей прием вызовов и направление бригад медицинских работников;
  • налаженность в системе госпитализации больных и пострадавших, достигаемая централизованным учетом свободных мест в больницах, родильных домах и других лечебных организациях
  • обеспечение максимальной преемственности СМП и другими ЛПО.

     Управленческая деятельность на ГССМП должна быть направлена на решение следующих задач:

- анализ деятельности  учреждения  и отдельных подразделений;

- планирование  деятельности;

- реализация  планов, исполнение текущей работы;

- контроль исполнения.

     Функция планирования в управленческом процессе включает следующие позиции:

1. Планирование  количества выездных бригад на  предстоящий год с учётом тенденции  к увеличению или уменьшению  обращаемости населения, сезонности обращаемости.

2. Планирование  числа и размещения подстанций.

3. Составление штатного расписания на год.

4. Составление  сметы расходов  на год.

5. Планирование  обучения медицинского персонала.

6. Планирование  хозяйственной деятельности.

7. Планирование  организационно-методической работы.

8. Социальное  планирование.

9. Долгосрочное (перспективное) планирование, которое предусматривает составление целевой программы развития службы скорой медицинской помощи на период 3-5 лет.

     Последние два десятилетия характеризуются бурными преобразованиями в социально-экономических областях жизни общества, которые неминуемо отражаются также и в сфере здравоохранения. В этих условиях особую значимость приобретают инновационные технологии, планирование и внедрение которых реально влияет на прогрессивное развитие общества. В полной мере это относится и к организационно-управленческим технологиям, внедряемым как в отрасли здравоохранения в целом, так и на службе скорой медицинской помощи, в частности.

     Планирование деятельности службы скорой медицинской помощи является частью планирования здравоохранения и всего народного хозяйства. Поэтому мы можем говорить о параллельном историческом развитии и совершенствовании методологии их планирования. Большой вклад в разработку теории и практики планирования бывшего советского здравоохранения внесли Н.А. Семашко, С.В. Курашов, Г.А. Попов, Т.Ш. Шарманов, А.П. Жук и другие.

 

    1. История развития службы скорой медицинской помощи в городе Астане (Целинограде, Акмоле, Астане) отражает сложный путь ее развития

     Начало возникновения специализированных служб здравоохранения (противотуберкулезная, кожно-венерологическая, глазная), вопросов развития медицинской участковой сети в г. Акмолинске  относится к периоду 1923-1924 г.г. Закладываются основы санитарно-противоэпидемической службы. Датой рождения службы скорой медицинской помощи города Акмолинска считается 1932 год, когда на базе 1-ой городской больницы было развернуто отделение скорой и неотложной медицинской помощи, в составе которой работали 2 фельдшера на конном транспорте. Понятно, что скорая помощь в таком виде могла осуществляться, в основном, в дневное время.

     Мощные стимулы для дальнейшего развития службы скорой медицинской помощи появились в 1935 году после внедрения в жизнь решений IX Всеказахского съезда Советов, на котором были озвучены внесенные народным комиссаром здравоохранения Казахской ССР К.К. Кулсартовым следующие предложения:

- усилить участковую службу  и службу скорой  помощи конным транспортом,

- ввести льготы для медицинских работников службы,

- установить 50- процентную надбавку к получаемой зарплате,

- предоставлять через каждые 2 года научные командировки для повышения квалификации,

- предоставлять квартиры с коммунальными услугами и мебелью бесплатно.

     Впервые санитарный автомобиль появился на службе скорой медицинской помощи в марте 1939 г., который предназначался для оказания экстренной помощи и перевозки рожениц. Особо следует выделить период  Великой Отечественной войны, когда в городе был, развернут эвакопункт и эвакогоспиталь. Новый уровень оказания скорой медицинской помощи связан с выделением дополнительного автотранспорта, материального и медикаментозного оснащения, а также прибытием многих высококвалифицированных специалистов, обеспечивавших работу ЭГ № 3006.

     В 1945 году эвакогоспитали были расформированы, но опыт их работы послужил основой для дальнейшего развития службы скорой и неотложной медицинской помощи Акмолы [33, 107].

     Следующим этапом развития скорой медицинской помощи можно назвать период, начавшийся в 1954 г., и связано это с освоением целинных и залежных земель, прибытием большого потока населения и постоянным вниманием со стороны Правительства. Санитарных автомобилей уже стало три единицы.

     Впервые служба скорой медицинской помощи была выделена как самостоятельное лечебное учреждение 20 января 1959 года и носила название городской станции скорой  медицинской помощи города Акмолинска.

     Уже в 1972 году впервые создается специализированная бригада СТЭБ (специализированная тромбоэмболическая бригада), постепенно создаются противошоковая бригада, бригада интенсивной терапии и две специализированные педиатрические бригады. С 1975 года по 1989 год городская станция скорой помощи входила в состав созданной больницы скорой медицинской помощи. С 1 января 1991года городская станция скорой медицинской помощи вновь была выделена в самостоятельное лечебное учреждение [106, 107].

     Таким образом, экскурс в прошлое и анализ истории возникновения и развития службы скорой медицинской помощи показывает, как простая идея оказать медицинскую помощь людям, пострадавшим в результате несчастных случаев, реализовывалась, начиная с конца 19 века. Вбирая в себя новые достижения науки и техники, выполняя требования времени, она крепла и  приобретала в разных странах новые характеристики. По профессиональному  признаку людей, оказывающих догоспитальную помощь пострадавшим,  в мире сложились в основном два вида: медицинская и парамедицинская службы.

     Постепенно скорая медицинская помощь превратилась в мощную службу, без которой в настоящее время невозможно представить современных городов.     

     В этой главе показана также история развития станции скорой медицинской помощи г. Астаны (Акмолы, Целинограда). Она как часть общей истории развития службы страны, повторяет все закономерности развития скорой медицинской помощи в большой стране СССР, затем и независимой Республики Казахстан. Однако городская станция скорой медицинской помощи г. Астаны не есть что-то среднее в республиканском измерении. Она имеет много и отличительного, особенного. Особенности в деятельности ГССМП г. Астаны, связанные с внедрением новых организационно-управленческих технологий, является темой настоящей диссертационной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

     Программа исследования была направлена на реализацию задач исследования для достижения поставленной цели.

     Базой исследования стала городская станция скорой медицинской помощи г. Астаны. Государственное учреждение «Городская станция скорой медицинской помощи», осуществляющую свою деятельность на основании лицензии, выданной МЗ РК №003112 от 12.11.2003 года.

     Методы исследования: аналитический метод, метод выкопировки данных из учетной и отчетной документации, метод социологического опроса, экспертных оценок, математико-статистический.

     Информационной базой исследования служили: оперативно-статистическая отчетность городской станции скорой медицинской помощи г. Астаны, данные официального статистического сборника «Здоровье населения Республики Казахстан и деятельность организаций здравоохранения» за период 2004-2009 г.г.

     На первом этапе изучены количественные и качественные показатели работы городской станции скорой медицинской помощи г. Астаны. Были проанализированы  учетно-отчетная документация  («Карта вызова», «Сопроводительный лист», «годовой отчет станции скорой медицинской помощи», форма №40), проведена выкопировка соответствующих данных, рассчитаны и проанализированы следующие показатели: среднесуточное количество бригад, среднесуточная нагрузка, количество выполненных вызовов в зависимости от повода, количество направлений на госпитализацию, время выезда бригады от момента приема вызова, количество летальных исходов до прибытия и в присутствии бригады, количество повторных вызовов и их исходы, процент расхождения диагнозов направления специалистами скорой медицинской помощи и приемного покоя городских больниц.

     Проанализировано количество вызовов бригад скорой медицинской помощи на основании статистической обработки программы «АДИС», а также всесторонний анализ работы автоматизированной диспетчерской службы (АДИС), внедренной в систему городской станции скорой медицинской помощи в 2003 году. Проведен анализ вызовов бригад скорой помощи по нозологическим формам согласно МКБ-10 за период с 2004  по 2009 г.г. проанализированы следующие показатели: общее количество вызовов, количество больных, доставленных в стационар, количество госпитализированных из числа доставленных больных, процент госпитализации, процент расхождения направительных диагнозов и диагнозов, установленных в приемном покое. Все показатели изучены в зависимости от нозологических форм по классам заболеваний.

     В работе представлен анализ социологического исследования отношения медицинского персонала к внедрению инновационных технологий: на анкеты отвечали 93 врача из 102, работавших в 2009 г., и 226 фельдшеров из 263, работавших вместе с ними. Всего 319 медицинских работников отвечали на вопросы, касающиеся внедренных технологий, в том числе: АДИС, о навигационной системе и об изменениях в кадровых вопросах.

     Качество оказываемой скорой медицинской помощи были оценены через удовлетворенность пациентов. Поэтому анкета по данной проблеме состояла из вопросов, касающихся своевременности прибытия бригады скорой медицинской помощи и удовлетворенности пациентов оказанной медицинской помощью. Было роздано 370 анкет, из которых вернулись с ответами 332. После отбраковки (неполные, некорректные ответы и др.) осталось 307 анкет.

     Обширные исследования, посвященные изучению социальных, психологических и профессиональных особенностей работников службы скорой медицинской помощи, провел А.А. Бойков в 2004–2006 г.г. [13, 14, 15]. Полученные им результаты аналогично характеризуют и напоминают отзывы  коллектива ГССМП г. Астаны. Выполненная им работа, проведенная с медицинским  персоналом, и использованные методики социологического исследования явились примером для проведения социологического фрагмента в настоящем исследовании. В настоящей работе заимствованы указанные подходы к проведению социологического исследования и приложены к материалу по ГССМП г. Астаны.

     Для получения некоторых относительных экстенсивных и интенсивных показателей по деятельности ГССМП г. Астаны использованы официальные данные статистического сборника «Здоровье населения Республики Казахстан и деятельность организаций здравоохранения» за период 2004 – 2009 г.г.

     Необходимое количество выездных бригад для оказания качественной скорой медицинской помощи рассчитано по формуле Тараскина В.Ф. [111, 112], согласно которой учитываются все условия работы на ГССМП: уровень обращаемости за скорой медицинской помощью, наличие санитарного автотранспорта, качество и протяженность автодорог, качественный и количественный состав медицинского персонала, оснащенность выездных бригад, обеспечение своевременности  доезда и др.

     Программа исследования включала несколько этапов (таблица 1), а именно:

 

 

 

Таблица 1- Программа исследования

 

Этапы исследования

Методы отбора и сбор информации

Методы обработки  полученного материала

Цель этапа

1

2

3

4

5

1

 

 

 

<p class="dash041e_0431_044b_0447_043d_0

Информация о работе Научное обоснование внедрения и оценка инновационных управленческих технологий при оказании экстренной медицинской помощи на догоспита