Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 16:49, курсовая работа
С разработкой способов искусственного мутагенеза открылась возможность значительного ускорения селекции — селекционерам стал доступен гораздо больший исходный материал, чем при использовании редких спонтанных мутаций. В 1930 советские учёные А. А. Сапегин и Л. Н. Делоне впервые применили ионизирующую радиацию в селекции пшеницы. В дальнейшем методами радиационной селекции были выведены новые высокоурожайные сорта пшеницы, ячменя, риса, люпина и др. с.-х. растений, ценные штаммы микроорганизмов, используемых в промышленности. В селекции с хорошими результатами применяются и химические мутагены.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I.Введение в основы генетики
1.1.Изменчивость и её значение в эволюции
1.2. Виды изменчивости. Мутационна изменчивость
РАЗДЕЛ II. Сущность мутации
2.1 Определение и типы мутаций
2.2.Мутагенные факторы. Классификация мутаций.
РАЗДЕЛ III. Понятие о генных и хромосомных болезнях
3.1. Генные наследственные болезни: принципы классификации
3.2.Хромосомные болезни.Виды хромосомных болезней
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Хромосомные мутации приводят к изменению числа, размеров и организации хромосом, поэтому их иногда называют хромосомными перестройками. Они часто приводят к патологическим нарушениям в организме, но в то же время хромосомные перестройки сыграли одну из ведущих ролей в эволюции.
Геномные мутации - отличительная
черта которых связана с
2. Классификация генных болезней
Пока не существует общепринятой
классификации наследственных болезней.
Новые открытия свидетельствуют
о том, что наряду с классическими
законами менделеевского наследования
действуют иные, нераскрытые до конца
правила и исключения. Стало известно
о так называемом девиантном наследование
(дисомии одного родителя), когда
мутации генов соматических клеток,
служащих причиной хронических заболеваний,
не передающихся потомству. Выяснилось
существование внеядерного
Классификация генных болезней условна и многокомпонентна. Выделяют три принципа классификации:
1). Генетический;
2). Клинический;
3). Патогенетический.
1). В соответствии с генетическим принципом генные болезни делят на группы по типам наследования:
Отнесение болезни к той или иной группе позволяет врачу сориентироваться относительно ситуации в семье и определить вид медико-генетической помощи.
2). Клинический принцип классификации основывается на отнесении болезни к той или иной группе в зависимости от системы или органа наиболее вовлеченных в патологический процесс. Различают наследственные болезни:
Несмотря на очевидную условность (некоторые болезни у одних больных больше проявляются в одной системе, у других - в другой), клиническая классификация помогает врачу соответствующего профиля концентрировать внимание на наследственных болезнях, встречающихся в практике данной специальности.
3). Патогенетическая классификация основана на выделении основного патогенетического звена. Патогенез болезни может привести к нарушению обмена веществ, аномалиям морфогенеза, комбинации того и другого. В основе первых лежат либо изменения активности фермента, либо снижение интенсивности его синтеза.
В зависимости от характера нарушения обмена веществ различают:
Сюда же относятся коллагеновые болезни, в основе которых лежат дефекты биосинтеза и распада коллагена - структурного компонента соединительной ткани (болезнь Эллерса-Данло, болезнь Марфана и ряд других заболеваний). В основе вторых лежит нарушение дифференцировки клеток, приводящее к врожденным порокам развития (полидактилия, синдромы Хол-Орама, Крузона и другие). Однако подавляющее большинство моногенных наследственных болезней относится к третьей группе - это муковисцидозы, ахондроплазии, мышечные дистрофии и другие болезни.
Заключение
Геномные мутации, хромосомные перестройки и генные мутации — причина многих наследственных заболеваний и врождённых уродств у человека. Поэтому ограждение человека от действия мутагенов — важнейшая задача.
Огромное значение в этом отношении имело осуществлённое по инициативе СССР запрещение испытаний ядерного оружия в атмосфере, загрязняющих окружающую среду радиоактивными веществами. Очень важно тщательное соблюдение мер защиты человека от радиации в атомной индустрии, при использовании радиоактивных изотопов, рентгеновских лучей и т. п. Необходимо изучение возможного мутагенного действия различных новых лекарственных средств, пестицидов, химических препаратов, применяемых в промышленности, и запрещение производства тех из них, которые окажутся мутагенными. Профилактика вирусных инфекций имеет значение и для защиты потомства от мутагенного действия вирусов.
Мутационный процесс является важнейшим фактором эволюции. Мутационный процесс изменяет гены и порядок их расположения в хромосомах и тем самым увеличивает генетическое разнообразие популяций. Он создает избыточные копии генов и тем самым открывает возможность усложнения организмов. Мутации возникают случайно и не направленно. Адаптивная ценность каждой мутации не постоянна. Она определяется взаимодействием мутантного аллеля с другими генами организма и с условиями среды, в которой развивается и живет мутантный организм.
Если бы мутационный процесс был единственным фактором эволюции, то сама эволюция происходила гораздо медленнее, чем на самом деле. Частоты генов в популяциях меняются не только и не столько за счет мутационного процесса, но благодаря действию других факторов эволюции.
Мутационный процесс является
главным источником изменений, приводящим
к различным патологиям. Задачи науки
на ближайшие время определяются
как уменьшения генетического груза
путем предотвращения или снижения
вероятности мутаций и
генный болезнь мутация патогенез
Список литературы
1.Большая советская
2.Бочков Н.П. Генетика
человека (Наследственность и патология)
3.Дубинин Н.П. Генетика и человек. - М., 1978.
4.Карузина И.П. Учебное пособие по основам генетики. - М.,1980.
5.Киселёва З.С. Генетика. - М., 1983.
6.Козлова С.И. Наследственные
синдромы и медико-
7.Общая генетика. Алихонян С. И. И др. - М.: "Высшая школа", 2005.
8.Приходченко Н.Н., Шкурат Т.П. Основы генетики человека. - М.: "Феникс" 1997.
9.Шевцов И.А. Популярно о генетике. - Киев, 1989.
Список использованной литературы.
1. Биология / Сост. З.А.Власовой. - М., Филологическое общество "Слово",
2 Компания "Ключ-С", ТКО АСТ, Центр гуманитарных наук при факультете журналистики
3. МГУ им. М,В,Ломоносова, 1995 г. - 576 с.
4. Биология. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. М.В.Гиларов. - 3-е изд. - М., Большая Российская энциклопедия, 1998. - 864 с., ил., 30 л цв.ил.
5.Заяц Р.Г. и др. Пособие по биологии для абитуриентов / Р.Г. Заяц, И.В.
6.Рачковская, В.М. Стамбровская. - 4-е изд. - Минск, Высшая школа, 1998 - 510 с.
7. Учебное пособие по основам генетики / И.П. Карузина. - М., Медицина, 1976. - 224 с., ил.
8. Энциклопедия для детей: т.2 Биология. - 4-е изд., испр. - М., Аванта Плюс, 1997. - 668 с., ил.
9.Основы генетики человека Н.Н.приходченко, Т.П.Шкурат. "Феникс" 1997г.
10. Айала Ф., Кайгер Дж. Современная генетика 3 тома. М., "Мир",1988г.
11. Гилберт С. Биология развития 3 томам., "Мир", 1993г.
12. Головачев Г.Д. Наследственность человека., Т., "Наука", 1983г.\
13. Дубинин Н.П. Новое в современной генетики М, "Наука", 1989г.
14. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д., Биология 3 тома, М, "Мир", 1990г.
Список используемой литературы
1. Горелов
А.А. Концепции современного
2. Грушевицкая Т. Г. Концепции современного естествознания, уч. для вузов. – М.: Высшая школа, 1998. – 384 с., с.292-295, 300-328.
3. Данилова В.С. Основные КСЕ, уч. для вузов. – М.: Аспект-пресс, 2000. – 255 с., с. 125-128.
4. Дубнищева Т.Я. КСЕ, уч. для вузов. – Новосибирск: ЮКЭА, 1997. – 832 с., с.448-450.
5. Канке В.А. КСЕ, уч. для вузов. – М.: Логос, 2003. – 368с., с. 231-232.
6. КСЕ (под ред. В.Н. Лаврененко), уч. для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 304с., с. 204-208.
7. Найдыш В.М. КСЕ, уч. для вузов. – М.: Гардарики, 2002. – 476с., с. 221-249, 357-359.
8. Приходченко Н.Н., Шкурат Т.П. Основы генетики человека. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 368с., с. 165-169.
9. Яблоков А. В. Эволюционное учение, учеб. для биол. спец. вузов. – М.: Высшая школа, 2004. – 310 с., с. 218-220.
10. Биологический
энциклопедический словарь (
Widi.Каменский А. А., Криксунов Е. В., Пасечник В. В. Биология 10 класс
Информация о работе Определение микробиологической активности почвы и ее значение