Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 21:44, курсовая работа
Целью данной работы является изучение содержания организации профилактики курения в подростковой среде.
Задачи:
Изучить историю возникновения данной проблемы.
Обосновать социально-психологические причины, способствующие возникновению курения.
Описать методы социальной работы по профилактике курения среди учащихся в образовательном учреждении.
Введение
Глава 1. История распространения курения и современное состояние этого явления.
Из истории курения табака
1.2 Социально-психологические причины, способствующие развитию курения и никотиномании
Влияние курения на здоровье и работоспособность
Курение как путь к наркомании
Борьба с курением
Глава 2. Организация профилактики курения в подростковой среде
2.1. Информационный аспект: нормативно-правовые вопросы профилактики и борьбы с курением
2.2. Школьная политика в отношении курения
2.3. Роль и влияние семьи в профилактике курения
2.4. Методы социальной работы по профилактике курения среди учащихся в МОУ СОШ № 10
Заключение
Список литературы
Согласно проведенным многочисленным опросам, причинами начала курения в детском возрасте можно считать любопытство, пример взрослых и друзей, влияние кино и телевидения, наличие карманных денег, баловство, желание не отстать от сверстников и боязнь оказаться немодным и несовременным. Подростки, по данным А.Г. Стойко, начинают курить из-за переживаний, для повышения, по их мнению, умственной активности и улучшения трудоспособности, от «нечего делать», при зубной боли, для «успокоения нервов», после смерти близкого человека и т.д.
Данные исследования причин курения у школьников и студентов (на основе анкетирования и опроса 2000 курильщиков) приведены в таблице.
Возрастные группы |
Процентное соотношение зависимости от причин курения | |||
Подражание другим школьникам, студентам |
Чувство новизны, интереса |
Желание казаться взрослыми, самостоятельными |
Точной причины не знают | |
Учащиеся 5-6 классов 7-8 классов 9-10 классов |
50,0 35,6 25,5 |
41,5 30,0 24,0 |
5,5 10,4 15,0 |
3,0 24,0 35,5 |
Студенты 1-го курса 2-го курса 3-го курса |
4,1 1,5 0 |
25,5 10,0 0 |
25,0 25,1 1,5 |
45,4 63,4 98,5 |
Какие выводы можно сделать из этой таблицы?
Во-первых, часть ребят начинает курить очень рано – в пятом классе. Половина из них подражает товарищам по школе, двору, причем, как правило, более старшим. Еще почти половина ребят курит из-за стремления к необычности, таинственности: ведь надо раздобыть сигареты и спички, спрятаться в укромном месте. Это похоже на маленькое приключение.
Но вот со школьной скамьи вчерашний ученик попадает в институтскую аудиторию. Теперь он стал действительно почти взрослым, самостоятельным. Более четверти опрошенных курят, чтобы показаться солиднее. Да и просто «по привычке» курят очень многие! Уже на третьем курсе – более 60% студентов. Следует подчеркнуть, что опрос проводился среди студентов медицинского института. Именно медики лучше других знают о вреде курения. Что же тогда говорить о студентах технических вузов?
Особенно
непоправимый вред здоровью наносит
курение в детском и
14 января
2002 года вступил в действие
Федеральный закон «Об
Теперь нельзя продавать табачные изделия в помещениях и на территориях образовательных организаций – школ, училищ, вузов, а также на расстоянии ближе 100 метров от них.
Дети не должны постоянно видеть перед собой курящих взрослых. Их надо оградить от вредного воздействия табачного дыма. Законодательно запрещено курение в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, в закрытых спортивных учреждениях, организациях здравоохранения, культуры, образования.
Законом
«О рекламе» уже запрещена реклама
табачных изделий на телевидении
и радио. Законодатели будут добиваться
полного запрета рекламы
Предлагается ввести запрет на курение на лестничных площадках и в подъездах жилых домов, где курят в основном подростки тайно от своих родителей, и ужесточить наказание за курение в местах, запрещенных для курения.
Российская
ассоциация общественного здоровья
провела анонимное
Исследование показало, что две трети опрошенных уже пробовали курить. Больше всего «экспериментаторов» оказалось среди мальчиков (71,3% по сравнению с 61,7% девочек) и среди учащихся старших классов – в 9-х классах пробовали курить 71%, в 10-х – 75,7%, тогда как в 7-х классах – 57,9%.
Приобщение к табаку начинается очень рано, до 11 лет, в 7-8 классах систематически курят уже 8-12%, в 9-10-х классах – 21-24%. У 12% мальчиков и 4% девочек наблюдается выраженная зависимость от табака.
2.2 Школьная политика в отношении курения
"Школьная политика в отношении курения" - это набор правил о курении, о соблюдении которых договорились заинтересованные стороны: школьная администрация, педагогический коллектив, представители учащихся, возможно, родительский комитет. Школьная политика может включать в себя различные аспекты, а именно те, которые сочли важными участники переговоров. Это могут быть вопросы об отношении к табачным изделиям на территории школы - разрешены они или нет, кому разрешены, кому нет, что происходит в случае нарушения правила. Допускаются ли на территории школы места для курения, кто имеет право курить, а кто нет. Школьная политика может также оговаривать вопросы о профилактических программах в школе, о том, на какие классы они распространяются, кто участвует в их осуществлении и т.д.
Наличие школьной политики в отношении потребления наркотических веществ вообще и табака, в частности, создает ряд преимуществ:
1. уточняет роль, права и ответственность каждого члена школьного коллектива по проблемам потребления вредных веществ, его профилактики и мер воздействия;
2. дает официальную точку зрения на часто вызывающий противоречия и эмоции вопрос;
3. определяет
последовательность мер,
4. защищает
благополучие школьников и
5. поддерживает персонал, снимая с него груз чрезмерной ответственности за принимаемое решение при возникновении подобных случаев.
В одном из исследований было обнаружено, что в школах с политикой запрета курения, как для работников, так и для учащихся, распространенность курения среди учащихся была вдвое меньше, чем в школах, где курение было разрешено. Курильщики курили меньшее количество сигарет, как в самой школе, так и вне ее.
Исследования, проведенные в нескольких московских школах, показали, что наибольшее число неуспевающих учеников оказалось в тех классах, где были выявлены курящие школьники. Курящий подросток заметно отстает от сверстников не только в психическом, но и в физическом развитии. Недостаточно насыщаемость крови кислородом, нарушение обмена веществ, в частности усвоения витамина С, приводит к резкому снижению мышечной силы, нарушению работоспособности. Именно поэтому среди курящей молодежи нет настоящих спортсменов. Курение и спорт несовместимы, а именно он необходим подростку для самоутверждения личности. Чрезвычайно важно, чтобы школьная политика была конкретной. Некие действия не просто запрещаются, а четко оговаривается, что будет происходить в случае нарушения этого правила. Поскольку все постсоветские страны имеют богатый опыт запрещенности всего и неизвестности возможного наказания, что привело к безразличию ко всякого рода правилам и законам, важно, чтобы разрабатываемая в каждой школе политика выгодно отличалась от своих прототипов конкретностью и реалистичностью. Она является необходимым элементом для поддержки профилактического обучения в классе.
2.3 Роль и влияние семьи в профилактике курения
Внимание общества и средств массовой информации к этой теме необходимо. «Горячая линия», проведенная журналом «Здоровье» в начале 2005 года, показала: очень многие родители обеспокоены тем, что их дети могут закурить или уже курят, но не знают, как справиться с этой проблемой.
Один из решающих факторов, который определяет отношение ребенка к курению,- пример родителей. У некурящих дети-школьники курят гораздо реже, чем у курящих. Личный пример имеет гораздо большее влияние, чем любые беседы: кстати, с курящими школьниками беседы о вреде курения проводились в семьях даже чаще (83%), чем с теми, кто не курит(64%).
Что могут сделать родители, чтобы ребенок не начал курить?
Во-первых, считаться с ним, уважать его взгляды, не подавлять его.
Подросток начинает курить, чтобы продемонстрировать всему миру, что он уже вырос: ведь общество разрешает курить взрослым, но не позволяет делать это детям. Курение для подростка – это жест: «Я теперь взрослый!» Психологи считают, что если родители не подавляют взрослеющего ребенка, постепенно позволяют ему все больше и больше вопросов решать самостоятельно (с кем дружить, какую музыку слушать, какой моде следовать, как стричься…), у него не будет острой потребности доказывать свою взрослость с помощью сигареты. Нелепую подростковую манеру одеваться можно и перетерпеть, ради того, чтобы сын не закурил.
Во-вторых, использовать любую жизненную ситуацию, чтобы показать сове отношение к курению. Любую историю, увиденную по TV или услышанную по радио, из которой явно видно, что курение приносит вред, можно прокомментировать, расставить акценты. Это только кажется, что дети не воспринимают то, что при них говорят. На самом деле все услышанное накапливается у них в голове, как разрозненные кусочки мозаики, а потом складывается единая картина – точка зрения.
В-третьих,
помогать ему стать хоть в чем-то
более успешным и более компетентным,
чем сверстники. Подростку очень
важно иметь авторитет у
И, наконец, попробовать вместе посчитать, сколько денег уходит у курильщика на сигареты в год и какие полезные вещи на эти деньги можно было бы купить. Из западных стран к нам пришло движение, когда подростки классами подписывают обязательства не притрагиваться в течение года к табаку. Среди сдержавших слово разыгрывается денежный приз, который класс должен истратить совместно. С психологической точки зрения это очень действенный прием. В компании сверстников легче воздерживаться от курения, да и некому соблазнять, раз одноклассники тоже не курят. Стоит продержаться школьные годы, а там, глядишь, дети поумнеют, курение не будет казаться им столь желанным занятием и они не начнут курить вовсе. Если же нет возможности вовлечь в это движение класс, то родители могут подписать с сыном индивидуальный договор: он не курит год, а они за это в конце года дарят ему желанную вещь, которая стоит не меньше, чем он потратил бы за год на сигареты.
Если мы хотим, чтобы подросток не закурил, то надо стараться, чтобы с детства у него не было положительных ассоциаций с курением. Родители, родственники, воспитатели, учителя – все они становятся для ребенка образцом поведения. Родители вправе требовать от учителей, воспитателей, охранников школы, чтобы они не курили там, где дети могут их видеть. В некоторых школах курить на территории школы действительно запрещают – и как раз по инициативе родительского комитета.
Чтобы поговорить с закурившим подростком о вреде табака, надо прежде всего найти правильную форму для выражения своего отношения к этому событию. Подростки обычно бывают не против сути наших требований – они уже интеллектуально развиты настолько, что понимают справедливость наших опасений за состояние их здоровья. Их возмущает форма предъявления этих требований.
Попробуем поговорить с ними как со взрослыми: уважая их мнение, даже если мы с ними не соглашаемся. Дадим им возможность самим принять решение. Они сейчас так жаждут все решать сами. Можно сказать: «Кури, но знай, что тебя ждет…» И дальше излагаем то, что произведет на подростка наибольшее впечатление: и про кислородное голодание развивающегося мозга, которое, конечно, не приведет к успехам в учении, и про несовместимость курения и достижений в спорте. Девочкам – про маловесных, слабеньких детей, которые рождаются у курящих мам, и про участь этих мам, которые не могут полноценно работать, делать карьеру, а бегают по врачам, лечат и лечат своих слабеньких наследников…
В общем, кури, но знай свою судьбу. И, как это ни покажется странным, подросток, которому позволили самому принять решение, делает правильный выбор.
2.4 Методы социальной работы по профилактике курения среди учащихся МОУ СОШ № 10
Методы воспитания — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств
«Искусство воспитания, — писал в свое время известный русский педагог К.Д. Ушинский, — имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным — делом легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденные способности и умения, то есть навыки; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания...» Для того чтобы успешно осуществлять воспитательную деятельность, социальному работнику нужно овладеть искусством воспитания, конкретными педагогическими методами.
Информация о работе Организация профилактики курения в подростковой среде