Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 14:51, реферат
ВОЗ определено, что главной целью создания и развития систем здравоохранения является улучшение здоровья населения. За последние 6 лет в РФ было достигнуто некоторое улучшение показателей здоровья населения. Однако по многим из них Россия продолжает существенно отставать от развитых стран. В частности, смертность населения от предотвратимых причин в РФ почти в 2 раза выше, чем в странах Евросоюза, а ожидаемая продолжительность жизни на 8 лет ниже.
ВОЗ определено, что главной целью создания и развития систем здравоохранения является улучшение здоровья населения. За последние 6 лет в РФ было достигнуто некоторое улучшение показателей здоровья населения. Однако по многим из них Россия продолжает существенно отставать от развитых стран. В частности, смертность населения от предотвратимых причин в РФ почти в 2 раза выше, чем в странах Евросоюза, а ожидаемая продолжительность жизни на 8 лет ниже.
Цель существенного улучшения здоровья населения РФ путем модернизации здравоохранения поставлена в указах Президента РФ от 7 мая 2012 г.: «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» (№ 598) и «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» (№ 606). В этих документах запланировано, что к 2018 г. ОПЖ российских граждан должна достичь 74 лет, а численность населения – 145 млн человек. Однако в здравоохранении РФ, несмотря на некоторые меры целевого характера, предпринятые с 2005 по 2012 г., по-прежнему сохраняются серьезные проблемы, которые будут препятствовать достижению вышеуказанных целей. Главные из этих проблем: общий дефицит финансового и материально-технического обеспечения здравоохранения; недостаточные объемы медицинской помощи, предоставляемые населению по Программе государственных гарантий; дефицит и диспропорции в структуре медицинских кадров; неудовлетворительное качество медицинской помощи.
Для достижения вышеуказанных
целей по улучшению здоровья населения
РФ и решения проблем
Возможность снижения смертности и улучшения здоровья населения РФ путем проведения преобразований в сфере здравоохранения и ранее сследовалась российскими учеными. Методические подходы к этому вопросу изложены в трудах А.И. Вялкова (2004), В.З. Кучеренко (1994, 1995), Ю.П. Лисицына (1987, 1998, 2002), В.И. Стародубова (2006, 2007), Р.А. Хальфина (2005, 2008), О.П. Щепина (2009, 2010) и других ученых.
Однако постоянно меняющиеся
социально-экономические
На сегодняшний день в
России сложилась сложная
Адекватное лекарственное
обеспечение критически важно для
достижения необходимых целей системы
здравоохранения – сохранение и
укрепление здоровья населения как
главной социально-
В свою очередь, здоровые люди, состояние которых сохраняется за счет доступной, эффективной и безопасной системы здравоохранения и рациональной системы лекарственного обеспечения, имеют решающее значение для будущего успеха страны в достижении долгосрочной стратегической цели - выходу на уровень экономического и социального развития, соответствующий статусу России как ведущей мировой державы XXI века.
Особенность предстоящего периода развития системы лекарственного обеспечения в России - появление новых внешних и внутренних вызовов, с которыми предстоит столкнуться системе здравоохранения.
Первый вызов – рост
продолжительности жизни
Второй вызов - нестабильность мировой экономики, колебания мировых финансовых рынков и цен на энергоносители. В этой связи очень остро встает вопрос рациональности использования имеющихся ограниченных общественных ресурсов.
Третий вызов - значительное усиление роли человеческого фактора во всех областях развития экономики и общества. Отсюда возрастает роль социальных программ, обеспечивающих сохранение высокого качества человеческого потенциала, в первую очередь – эффективного лекарственного обеспечения работоспособного населения страны.
Четвертый вызов - ускорение технологических изменений, происходящих в мире. Россия должна быть в авангарде этих изменений и активно развивать ключевые технологические направления, определяющие облик здравоохранения будущего.
Пятый вызов - усиление глобальной конкурентной борьбы за привлечение стратегических инвестиций в систему здравоохранения. Россия должна создать условия, в которых развитие здравоохранения будет привлекательно как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов.
Шестой вызов - снижение предложения трудовых ресурсов и дефицит квалифицированной рабочей силы в системе здравоохранения. В условиях растущей мировой конкуренции за пациента это обстоятельство диктует необходимость создания эффективной системы медицинского и фармацевтического образования, обеспечения мотивации персонала к постоянному повышению квалификации и повышению качества медицинской помощи.
Эти вызовы создают предпосылки для совершенствования государственной политики в области здравоохранения и в первую очередь, системы лекарственного обеспечения, которое является неотъемлемой частью процесса лечения.
Среди факторов,
обусловливающих недостаточную
удовлетворенность граждан
Повышение доступности лекарственных средств для населения возможно за счет расширения объемов государственных гарантий и внедрения солидарных страховых механизмов лекарственного обеспечения. Однако данное требование должно быть сбалансировано с реальными возможностями бюджета страны и учитывать риски, связанные с нестабильностью бюджетных доходов.
В частности, при оптимизации государственных гарантий в сфере лекарственного обеспечения необходимо принимать во внимание следующие факторы:
Эти обстоятельства являются
причиной недостаточной эффективности
механизмов контроля над расходами
и сложности планирования затрат
на лекарственное обеспечение
Анализируя ситуацию, сложившуюся за последние годы в сфере обращения лекарственных средств в Российской Федерации, следует отметить сильные стороны:
Слабые стороны:
низкий уровень вовлечения профессиональных ассоциаций в повышение квалификации медицинских и фармацевтических кадров;
Создание национальной лекарственной политики
В настоящее время национальная
лекарственная политика разработана 116
странами мира. Всемирная организация
здравоохранения (ВОЗ) предложила рекомендации
по ее формированию и осуществляет методическую
поддержку. Эксперты ВОЗ настаивают на
создании национальной лекарственной
политики и в России, однако в настоящее
время такая работа пока не ведется. Национальная
лекарственная политика - это построение
всех механизмов лекарственного обеспечения
населения, которые должны отражать социальные
аспекты. В качестве целей, на которые
должна быть направлена эта политика,
в случае ее разработки и реализации в
России, были упомянуты следующие: доступность
лекарственных средств и их рациональное
применение, НИОКР, качество Перечня ЖНВЛС,
регулирование цен на лекарственные средства,
система товаропродвижения, регулирование
обеспечения качества, кадровые ресурсы.
Что же такое
национальная лекарственная политика?
Подавляющее большинство стран испытывает
те или иные трудности, связанные с лекарственным
обеспечением.
В так называемых развитых странах основными проблемами являются: избыток лекарств на рынке, их излишнее потребление, повышенные расходы общества на оплату медикаментов, конфликт интересов между теми, кто осуществляет оценку новых препаратов, и теми, кто регулирует их стоимость, фальсификация продукции, нетарифные барьеры для экспорта и импорта и т.д.
Для развивающихся государств
эти проблемы связаны, наоборот, с
недостатком лекарств, их нерациональным
использованием, очень часто - с неудовлетворительным
качеством, ограниченной доступностью
их для многих потребителей, трудностями
с распределением.
Как свидетельствует опыт, проблемы развивающихся
стран преодолевать значительно сложнее.
Чтобы облегчить решение этой задачи,
ВОЗ рекомендует странам разработать
и принять на государственном уровне документ,
определяющий приоритетные цели в сфере
лекарственного обеспечения и основные
пути их достижения: так называемую национальную
лекарственную политику (НЛП). Такой документ
может также называться программой или
стратегией развития фармацевтического
сектора. Кроме ВОЗ целесообразность разработки
НЛП признают и другие международные организации,
в первую очередь Всемирный банк.
По словам эксперта ВОЗ по спецификациям
для фармацевтических препаратов и Международной
фармакопее Сергея Сур, НЛП определяет
цели и направления действий, намечает
ряд приоритетных задач, установленных
правительством на средний и продолжительный
сроки для фармацевтического сектора,
формулирует стратегию их достижения.
НЛП устанавливает рамки, в которых будет
координироваться деятельность всех участников
фармацевтического сектора как частной,
так и государственной формы собственности.
НЛП, представленная и опубликованная
в виде официального правительственного
заявления (декларации), очень важна для
страны, поскольку содержит формальный
перечень намерений, целей, решений и обязательств.
Без такого формального политического
документа невозможно общее видение проблемы,
в результате чего разные государственные
мероприятия могут быть противоречивыми
из-за того, что разные цели и степень ответственности
определены нечетко.
Такой политический документ должен быть
разработан путем систематических консультаций
со всеми заинтересованными сторонами.
В процессе консультаций нужно определить
цели (приемлемая доступность, надлежащее
качество и рациональное использование
лекарственных средств), установить приоритеты,
разработать стратегию и определить обязательства
государства.
Далее вашему вниманию предлагается первая
часть второй редакции монографии "Как
разработать и внедрить национальную
лекарственную политику" ("How to develop
and implement a national drug policy", 2nd ed., World Health Organization,
Geneva, 2001), переведенной на русский язык
издательством "Морион".
Как разработать и внедрить национальную лекарственную политику
В 1975 г. Всемирная ассамблея
здравоохранения своей
Первый Образец перечня основных ЛС был
издан ВОЗ в 1977 г. Годом позже на конференции
ВОЗ/ЮНИСЕФ по вопросам первичной медицинской
помощи, состоявшейся в Алма-Ате, понятие
"доступ к ЛС" было отнесено к восьми
элементам первичной медицинской помощи.
В 1979 г. была учреждена Программа ВОЗ по
основным ЛС. Еще один шаг к улучшению
ситуации с ЛС был сделан в 1985 г. на конференции
экспертов по рациональному применению
ЛС (Найроби, 1985). В том же году рекомендации,
принятые на конференции, были одобрены
резолюцией очередной Всемирной ассамблеи
здравоохранения. В 1986 г. Экспертный комитет
по национальной лекарственной политике
ВОЗ разработал и издал для стран-членов
ВОЗ "Руководство по разработке национальной
лекарственной политики".
Совместные усилия государств, ВОЗ и других
международных организаций принесли свои
плоды. Так, в 1977 г. около 2,1 млрд. жителей
планеты имели доступ к основным ЛС, а
в 1999 г. - уже приблизительно 3,8 млрд. Если
в 1989 г. лишь в 14 странах были разработаны
(пересмотрены) основные принципы НЛП,
то через 10 лет число таких государств
увеличилось до 66. К концу 1999 г. национальные
перечни основных ЛС были в 156 странах-членах
ВОЗ, причем в 127 из них они были созданы
(пересмотрены) в течение предшествующих
5 лет.
Однако проблемы, связанные с ограниченным
доступом населения к качественным ЛС
и их рациональным использованием, не
утратили своей актуальности. По приблизительным
подсчетам, более чем для половины населения,
проживающего в беднейших странах Африки
и Азии, основные ЛС по-прежнему недоступны.
Появились новые факторы, существенно
влияющие на уровень доступа к ЛС: повышение
роли частного предпринимательства в
фармацевтическом секторе, реформы в сфере
здравоохранения, последствия глобализации.
Серьезными проблемами представляются
изменение течения заболеваний, повышение
резистентности к антибактериальной терапии,
возникновение новых заболеваний и т.
д. Несмотря на все увеличивающиеся потребности
здравоохранения, из-за недостатка средств
многие страны сокращают расходы на его
финансирование.
За годы, прошедшие со времени издания
в 1988 г. Руководства, накопилось немало
проблем, которые требуют его пересмотра.
В 1995 г. состоялось заседание Экспертного
комитета по национальной лекарственной
политике ВОЗ, на котором обсуждалась
сложившаяся в фармацевтической отрасли
ситуация и было положено начало процессу
обновления Руководства. По итогам обсуждения
был утвержден доклад, послуживший основой
настоящего Руководства.
Изложенные в данном издании руководящие
принципы могут быть использованы государствами-членами
ВОЗ и заинтересованными организациями
для разработки НЛП и развития фармацевтической
отрасли. Каждый элемент политики обсуждается
с учетом насущных проблем и требований
нового времени. Каждая глава настоящего
издания содержит описание стратегий
и практических подходов, направленных
на улучшение сложившейся ситуации; приведены
ссылки на литературные источники, из
которых можно почерпнуть дополнительные
и более подробные сведения.