Основы законодательства по здравоохранению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 00:16, курсовая работа

Краткое описание

Охрана здоровья – это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Содержание

Введение
 Основные функции системы здравоохранения
 Иерархия нормативных актов
 Конституция Российской Федерации
 Основы законодательства
Российской Федерации об охране здоровья граждан
 Задачи законодательства РФ
 Законодательные акты
 Права граждан
 Права отдельных групп населения в области охраны здо-ровья
 Законодательства субъектов РФ
 Выводы
 Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Закон.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)

ГОУ ВПО Тюменская  медицинская академия

Росздрава

Кафедра социальной гигиены и организации  здравоохранения

Цикл профессиональной переподготовки по специальности

«Организация здравоохранения  и общественного здоровья»

 

 

 

                                             

                                              КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Основы законодательства по здравоохранению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень 2008г.

 

 

 

                                                                            

ПЛАН

 

  • Введение
  • Основные функции системы здравоохранения
  • Иерархия нормативных актов
  • Конституция Российской Федерации
  • Основы законодательства  
    Российской Федерации об охране здоровья граждан
  • Задачи законодательства РФ
  • Законодательные акты
  • Права граждан
  • Права отдельных групп населения в области охраны здоровья
  • Законодательства субъектов РФ
  • Выводы
  • Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Введение

 

Охрана здоровья –  это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Анализ международного опыта позволяет воспроизвести комплексную картину функций, которые должна выполнять система здравоохранения:

 

    • Основные функции системы здравоохранения

1. Общее руководство политикой  развития здравоохранения, отражённой в соответствующих документах.

 

2. Стратегическое руководство,  способное

- ставить реальные  программные задачи,

- определять приоритеты,

  • определять обязанности сектора

   здравоохранения  и разных ведомств,

  • применять соответствующую технологию,

- осуществлять поэтапное  выполнение программ и мероприятий – всё это при наличии соответствующего законодательства.

 

3. Мобилизация и рациональное распределение ресурсов и контроль за их использованием

(кадры, учреждения, финансы,  оборудование, медикаменты, техническое обслуживание, технические методы, коммуникации, информация, соглашения, тактика мобилизации средств, нормативы, процедуры и механизмы контроля).

4. Формулирование целей  и систематически обновляемых  и понятных населению планов действий на национальном, региональном и коммунальном уровне.

 

 5. Установление нормативов, которыми необходимо руководствоваться в работе по управлению здравоохранением.

 

6. Разъяснение всем  работникам их обязанностей и  их места в учреждении и в системе здравоохранения в целом.

7. Обеспечение активного  участия населения в реализации чётко сформулированной политики здравоохранения.

8. Интеграция деятельности  сектора здравоохранения и программ, обеспечение связей между разными учреждениями и уровнями, следование политике межсекторального сотрудничества.

9. Создание дифференцированной организационной инфраструктуры системы здравоохранения.

10. Компетентный мониторинг, корректировка планов и решений  проблем здравоохранения.

11. Обеспечение актуальной, своевременной и точной информацией  для принятия решений.

 12. Обновление системы здравоохранения и её отдельных звеньев в соответствии меняющимися условиями.

В настоящее время  на правовое регулирование здравоохранения  направлены десятки и сотни разноуровневых нормативных актов (различных отраслей права, как частного, так и публичного).

В соответствии с п.1 ст. 3 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, законодательство РФ о здравоохранении[1] состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации и Конституций республик в составе Российской Федерации, настоящих Основ и принимаемых в соответствии с ними других законодательных актов Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, а также правовых актов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Как подчеркивают исследователи, «федеральный уровень медицинского законодательства представлен системой нормативных правовых актов, объединенных в самостоятельную отрасль российского законодательства, представляющую собой комплексное образование. Об этом свидетельствуют особенности предмета и метода регулирования в здравоохранении. Предметом актов данной отрасли является совокупность правовых норм в области оказания медицинской помощи, лекарственного обеспечения, санитарно-эпидемиологического благополучия, а также иные связанные с этим вопросы.

Должное поведение субъектов  отношений в сфере охраны здоровья граждан обеспечивается посредством комбинированного воздействия приемов и способов, характерных для административного, гражданского права и права социального обеспечения. Субъектами регулируемых отношений являются государство, его органы и учреждения, медицинские учреждения различных форм собственности, с одной стороны, и граждане (в ряде случаев все находящиеся на территории Российской Федерации) - с другой»[2].

К слову сказать, еще  в дореволюционный период высказывалось суждение о существовании комплексного врачебного права как отрасли законодательства, состоящей из трех частей: социально-санитарного, врачебно-лечебного законодательства и норм, определяющих общественное положение врача. В современных исследованиях считают возможным выделять медицинское право как комплексную отрасль законодательства или пограничную комплексную отрасль национального права России.

В комплексе норм, образующих действующее законодательство о  здравоохранении, ключевое значение имеют нормы конституционного, административного, финансового, гражданского законодательства и, несомненно, законодательства о социальном обеспечении граждан. Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года, объективируя правовую основу здравоохранения, справедливо обращает внимание на необходимость совершенствовать законодательство в области охраны труда, окружающей среды, создания условий для занятия физической культурой и повышения физической активности, регулирования рекламы и продажи табачных изделий. По мнению разработчиков Концепции, в законодательстве, подчиненном охране здоровья населения, должны найти отражение вопросы защиты семьи, и прежде всего женщин и детей, а также лиц предпенсионного возраста. Таким образом, в законодательстве о здравоохранении вполне уместны и могут сыграть серьезную профилактическую роль в охране здоровья населения нормы трудового, экологического, семейного и некоторых других отраслей законодательства.

    • Представим иерархию обозначенных нормативных актов.

Конституция Российской Федерации[3] – Основной законы страны, базисный акт в сфере охраны здоровья, закрепляет следующие принципы (ст.41):

«1. Каждый имеет право  на охрану здоровья и медицинскую  помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

  1. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию

  3. Сокрытие должностными  лицами фактов и обстоятельств,  фактов и обстоятельств, создающих  угрозу жизни и здоровью людей, влечёт за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.»

Прежде чем переходить к рассмотрению пласта законодательных  актов о здравоохранении, необходимо подчеркнуть, что действующее законодательство данной области, базируется на общепризнанных международных нормах. В соответствии с п.4 ст.15 Конституции РФ и ст.7 ГК РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Вышесказанное означает, что приоритет над национальным законодательством имеют ратифицированные РФ международные акты. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Центральным актом национального законодательства Российской Федерации, направленным на установление основ здравоохранения в РФ, является Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. №5487-1 (с изменениями от 2 марта 1998 г., 20 декабря 1999 г., 2 декабря 2000 г., 10 января, 27 февраля, 30 июня 2003 г.)[11] (далее по тексты – Основы).

    • Основы законодательства  
      Российской Федерации об охране здоровья граждан

Статья 2. Основные принципы охраны здоровья граждан

Основными принципами охраны здоровья граждан являются:

1) соблюдение прав  человека и гражданина в области  охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет профилактических мер  в области охраны здоровья  граждан;

3) доступность медико-социальной  помощи;

4) социальная защищенность  граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов  государственной власти и органов  местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

 

Статья 3. Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состоит из соответствующих положений Конституции РФ и Конституций (Уставов) субъектов Российской Федерации, настоящих Основ, иных федеральных законов и федеральных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

 

Настоящие основы регулируют отношения граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения в области охраны здоровья граждан.

 

Законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления не должны ограничивать права граждан в области охраны здоровья, установленные настоящими Основами.

Статья 4. Задачи законодательства РФ об охране здоровья граждан.

 

    • Задачи законодательства РФ

Задачами законодательства РФ об охране здоровья граждан являются:

1) определение ответственности  и компетенции РФ, субъектов РФ  по вопросам охраны здоровья  граждан в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, а также определение ответственности и компетенции органов местного самоуправления по вопросам охраны здоровья граждан;

 

2) ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ НЕЗАВИСИМО ОТ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ, А ТАКЖЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ, МУНИЦИПАЛЬНОЙ И ЧАСТНОЙ СИСТЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ; 
 
3) ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВ ГРАЖДАН, ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ И УСТАНОВЛЕНИЕ ГАРАНТИЙ ИХ СОБЛЮДЕНИЯ; 
 
4) ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРАВ, ОБЯЗАННОСТЕЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, УСТАНОВЛЕНИЕ ГАРАНТИЙ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ.

 

Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти:

1) принятие и изменение  федеральных законов в области охраны здоровья граждан и контроль за их исполнением;

2) регулирование и  защита прав и свобод человека  и гражданина в области охраны  здоровья;

3) установление основ  государственной политики в области  охраны здоровья граждан, разработка  и реализация федеральных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан;

4) утратил силу с  1 января 2005 г.;

5) утратил силу с 1 января 2005 г.;

См. текст пункта 5 статьи 5

6) управление федеральной  государственной собственностью, используемой  в области охраны здоровья  граждан;

7) природопользование, охрана  окружающей природной среды, обеспечение  экологической безопасности;

8) организация и обеспечение государственного санитарно-эпидемиологического надзора, разработка и утверждение нормативных правовых актов в указанной сфере;

9) организация системы  санитарной охраны территории  Российской Федерации;

10) реализация мер,  направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях, информирование населения об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах;

11) обеспечение единой  технической политики в области  фармацевтической и медицинской  промышленности, утверждение государственных стандартов Российской Федерации, технических условий на продукцию медицинского назначения, организация надзора за их соблюдением;

Информация о работе Основы законодательства по здравоохранению